Дело № 2-317/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Гальбштадт 16 декабря 2016 года
Районный суд Немецкого национального района Алтайского края в составе председательствующего судьи Комашко К.Н., с участием:
представителя истицы ФИО1 - ФИО2,
представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району - ФИО3,
при секретаре Остапенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о признании незаконным решения об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения и возложении обязанности производить компенсацию расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о признании незаконным решения об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения и возложении обязанности производить компенсацию расходов. В обоснование своих требований указала, что она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УСЗН по Немецкому национальному району с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности. ДД.ММ.ГГГГ она получила решение об отказе в назначении компенсации на том основании, что у нее отсутствует 10-летний стаж в муниципальном или краевом образовательном учреждении. Она не согласна с данным решением, считает его не законным, поскольку ее педагогический стаж в сельской местности - на территории <адрес> составляет более 25 лет, что подтверждено решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым ей была назначена досрочно трудовая пенсия по старости в связи наличием педагогического стажа более 25 лет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проходила обучение в Барнаульском педагогическом училище №. В дальнейшем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в должности воспитателя в детском саду СХА племзавод колхоз) им. Ленина. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности воспитателя МДОУ детский сад «...». Вплоть до выхода на пенсию, она являлась получателем компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения как педагогический работник в сельской местности. С учетом уточненных исковых требований истица просит суд, признать решение об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилья, отопление и освещение как педагогическому работнику, пенсионеру № от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району незаконным. Признать за ней право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, обязать Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району производить ей компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГГГ как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности, а так же взыскать с Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району расходы по оплате государственной пошлины.
Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя ФИО2
Представитель истицы ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом и уточненном заявлениях, а так же дополнительно суду пояснил, что его доверительница до выхода на пенсию как педагогический работник, проживающий в сельской местности, пользовалась льготой. Педагогический трудовой стаж истицы в сельской местности составляет более 10 лет. В связи, с чем доводы представителя Управления социальной защиты населения об отсутствии у нее 10 лет трудового стажа в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по их мнению, не является основанием для отказа в назначении данных льгот. В связи, с чем уточненные исковые требования поддерживают в полном объеме, и просят их удовлетворить.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району - ФИО3 исковые требования истицы не признала в полном объеме. ФИО1 как вышедший педагог на пенсию не имеет права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, установленной п.8 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». В судебном заседании представителем ответчика не оспаривается тот факт, что истица до момента ее увольнения, то есть до 23 сентября 2016 года включительно пользовалась льготами как педагогический работник, то есть имела право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, но у истцы отсутствует 10-летний стаж работы в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждениях. Истица проработала в ведомственном детском саду, и имеет стаж работы в сельской местности в ведомственном детском саду более 10 лет, данный факт ими также не оспаривается. С заявлением о предоставлении льготы истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ, и ей было отказано в предоставлении льгот ДД.ММ.ГГГГ. Просит суд в иске отказать.
Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не прибыл. В представленных возражениях указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.55 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», который утратил силу 01 сентября 2013 года, полномочия по установлению размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений делегированы субъектам Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 01 сентября 2013 года.
В вышеуказанных федеральных законах право на оплату жилого помещения, отопления и освещения федеральным законодателем за пенсионерами из числа бывших педагогических работников не закреплено. Алтайский край самостоятельно установил для данной категории граждан меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления.
Руководствуясь подп.24 ч.2 ст.26.3, абз.4 и 5 ст.26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской Федерации», Алтайский край установил правила предоставления мер социальной поддержки для пенсионеров из числа педагогических работников сельской местности, предусмотрев обязательные условия предоставления им компенсации расходов.
Такое право у Алтайского края возникло с 01 января 2014 года, в связи с внесением соответствующих изменений Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 371-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.3-1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года, в котором обращено внимание на необходимость адресности социальной поддержки, граждан и достижения максимального социального эффекта оказания такой поддержки из бюджетов всех уровней на основании критерия нуждаемости.
Статья 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не содержит требований к порядку определения критериев нуждаемости, отсутствует понятие названного критерия и в иных нормативных правовых актах, следовательно, субъект Российской Федерации вправе его определить самостоятельно.
В Алтайском крае порядок и условия предоставления рассматриваемой компенсации регламентированы Законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) и Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в
сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденными постановлением Администрации края от 29 февраля 2012 года № 99 (далее - Правила).
Указанные нормативные правовые акты являются единственным источником норм материального права, подлежащим применению при разрешении дел о праве на меры социальной поддержки для пенсионеров из числа бывших педагогических работников, проживающих в сельской местности, каких-либо норм материального права федерального уровня, устанавливающих меры социальной поддержки, для вышеуказанной категории граждан, не существует. Определение мер социальной поддержки педагогов-пенсионеров входит в исключительную компетенцию субъектов Российской Федерации и осуществляется ими за счет собственных средств и по самостоятельно установленным правилам.
Согласно п.2 Правил, компенсация педагогам - пенсионерам предоставляется при обязательном соблюдении следующих условий:
1) наличие стажа работы не менее 10 лет в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа);
2) непосредственно перед выходом на пенсию работа в вышеуказанных образовательных учреждениях (организациях) в должности, дающей право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения;
3) получение на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления, освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Вышеприведенные условия не могут быть рассмотрены как противоречащие федеральному законодательству, поскольку, как указано выше, гарантии по предоставлению педагогам - пенсионерам мер социальной поддержки федеральным законодательством не предусмотрены. Таким образом, нормы краевого законодательства по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения содержат улучшающую норму, так как предусматривают возможность получения компенсации сельским педагогам - пенсионерам.
Пунктом 23 Правил определено, что несоответствие условиям, предусмотренным п.2 Правил, является основанием для отказа в предоставлении компенсации.
На основании данных изложенных в исковом заявлении ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в детском саду СХА племзавод (колхоз) им. Ленина в должности воспитателя, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в МДОУ детский сад «...» в должности воспитателя. Детский сад СХА племзавод (колхоз) им. Ленина, в котором проходила трудовая деятельность истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
года, не относится ни к краевому, ни к муниципальному образовательному учреждению, поэтому стаж работы истицы в данном учреждении не может быть учтен при определении права на рассматриваемую компенсацию.
Таким образом, поскольку у истцы не выполняются необходимые обязательные условия, а именно отсутствует стаж работы не менее 10 лет в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), то правовые основания для предоставления ей компенсации как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, отсутствуют.
При таких обстоятельствах нет правовых оснований для удовлетворения требований ФИО1
С учетом изложенного считают, что решение об отказе в назначении компенсации от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении истицы принято правомерно, соответственно исковые требования ФИО1 к управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району не подлежит удовлетворению.
Суд, заслушав представителя истицы ФИО2, представителя ответчика ФИО3, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, находит исковые требования истицы ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Право педагогических работников проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено федеральным законодательством.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу ч.8 ст.47 названного Федерального закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».
В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 указанного закона в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом.
Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
К образовательным относятся учреждения, в том числе и дошкольные.
Аналогичные и схожие положения нашли свое отражение и в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где в ст.2 даны понятия, что такое образовательная деятельность, образовательная организация, организация, осуществляющая обучение, организация, осуществляющая образовательную деятельность. Так же в ч.4 ст.10 вышеуказанного закона указано, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования.
На основании Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края (п.7 ст.2 Закона).
Согласно п.2 Правил, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам:
- работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;
- вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
Пункт 18 Правил устанавливает, что в отношении педагогических работников, до 1 января 2012 года получавших меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения через органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения, управление социальной защиты населения формирует реестр на основании сведений, переданных органами местного самоуправления, краевыми и муниципальными организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Сформированный в отношении указанных педагогических работников реестр является основанием для назначения им с 1 января 2012 года компенсации и документом - основанием для расходования бюджетных средств. Реестр должен быть распечатан на бумажном носителе, сброшюрован, подписан руководителем управления социальной защиты населения, заверен печатью. Реестр подлежит постоянному хранению.
Предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, дающей право на получение компенсации, выбытием на постоянное место жительства за пределы Алтайского края, района Алтайского края, а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п.37 Правил).
На основании пунктов 1, 3 ст.3 Закона Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС расходы по обеспечению мер социальной поддержки педагогических работников, работающих в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, являются расходными обязательствами Алтайского края и носят целевой характер. Финансирование расходов на обеспечение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производится через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения.
Как было установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, истице, согласно справки ГУ-УПФР в Немецком национальном районе с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия на основании п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (л.д.16), что так же подтверждается копией трудовой книжки (л.д.12-13), а так же на момент выхода на пенсию и в последующем, работав воспитателем в МДОУ детском саду «Сказка» (л.д.39), пользовалась льготами по коммунальным услугам как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, что так же подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Управлением социальной защиты населения по Немецкому национальному району (л.д.40).
Таким образом, истица, проживая в сельской местности, как непосредственно перед выходом на пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а так же после указанной даты вплоть до ДД.ММ.ГГГГ, занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, на момент перехода на пенсию, а так же на момент увольнения стаж ее работы в образовательном учреждении составил более 10 лет, что не оспаривается сторонами.
Поскольку до момента назначения истице пенсии, как педагогическому работнику, так и до ее увольнения ДД.ММ.ГГГГ истица получала меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренные для педагогических работников сельской местности, постольку и после увольнения и выхода на пенсию, она, по мнению суда, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как сельский педагог.
Порядок реализации названного права регулируется, в том числе Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», (подпункт «б» его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет).
Пунктом 23 Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения» действие подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 было распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности. Вышеуказанные положения нормативных актов органов Союза ССР в настоящее время сохраняют свое действие в силу ст.4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».
Приведенные положения сохранили свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».
В соответствии с абз.3 п.5 ст.55 указанного закона в редакции от 13 января 1996 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Из содержания названной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Это право не предполагало какого-либо ограничения ни размерами занимаемой жилой площади, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ норма абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не ограничило гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
Правильность такой правовой позиции подтверждается ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абз.3 п.5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Приведенные положения действующего в настоящее время Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по сути, аналогичны положениям ранее действовавшего Закона Российской Федерации «Об образовании» и не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, на получение мер социальной поддержки.
Это согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем, чтобы участники правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в действительности приобретенных прав, их защите и уважении властями.
В связи, с тем, что истица пользовалась правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации «Об образовании», не разграничивающих ранее категории образовательных учреждений, тот факт, что она определенный период занималась педагогической деятельностью в образовательном учреждении, не являющимся государственным либо муниципальным образовательным учреждением, не может явиться основанием для лишения ее права на получение указанных льгот при выходе на пенсию.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что лишение ФИО1 мер социальной поддержки, не может свидетельствовать о конституционности, справедливости и защищенности прав гражданина.
В связи, с чем суд не соглашается с доводами представителя ответчика и представителя третьего лица, что истица ФИО1, пользовавшаяся компенсацией расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности до дня увольнения ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выходом на пенсию не имеет право в настоящее время на получение вышеуказанной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, вышедший на пенсию, так как истица работала в ведомственном детском саду, и у нее отсутствует требуемый 10 летний стаж работы в образовательном учреждении имеющим статус краевого или муниципального образовательного учреждения, как того требуют Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, (утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года N 99).
Данная позиция представителя ответчика и третьего лица противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08 февраля 2007 года № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации», а так же позиции указанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П.
В соответствии с ч.2 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный акт не соответствует нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС и Постановление Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, предусматривающие возможность компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом, на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников, противоречат Закону Российской Федерации «Об образовании», действовавшему так же на момент спорных правоотношений и приведенных выше нормативно правовых актов, поскольку устанавливают дополнительные условия, и основания предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для указанной категории граждан.
Данное обстоятельство нарушает принцип справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на социальную защиту, установленную статьями 18, 19 Конституции Российской Федерации, а так же предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть4), 17 (часть 1), 18,19, и 55 (часть1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Так же, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу п.10 названного Постановления, Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно ст.1 Протокола № 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что «требование» - даже относительно льготы - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.
В материалах дела имеется справка, согласно которой как непосредственно перед выходом на пенсию по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а так же после указанной даты по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлялись льготы, а именно компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности.
Однако в последующем истице было отказано в получении указанной льготы, что повлекло для нее неблагоприятные последствия, поскольку она лишилась права на получение льготы, которая предоставлялась ей длительное время, в связи, с чем суд приходит к выводу, что ФИО1 имеет право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение № от ДД.ММ.ГГГГ Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району об отказе в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения ФИО1 как педагогическому работнику, пенсионеру, является незаконным и подлежит отмене.
В части требования истицы о признании права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, суд считает, что данные требования истицы так же подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым производить компенсацию данных расходов истице с октября 2016 года, так как истица с заявлением о предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения обратилась в Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району в ДД.ММ.ГГГГ и согласно справке по ДД.ММ.ГГГГ ей назначалась компенсация расходов на оплату жилого помещения, освещения и отопления как педагогическому работнику сельской местности, что не оспаривается представителем ответчика.
В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать решение Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Признать за ФИО1 право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.
Возложить на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району обязанность производить ФИО1 как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с октября 2016 года.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в районный суд Немецкого национального района в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Дата изготовления решения в окончательной форме 21 декабря 2016 года.
Председательствующий судья К.Н. Комашко