ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-317/17 от 21.02.2017 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-317/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«21» февраля 2017 года г.Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд Кемеровской области

в составе:

Председательствующего судьи Каминской О.В.,

при секретаре Барановой А.В.,

с участием:

истицы Черновой Е.А.,

представителя ответчика Долматовой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черновой Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Черновой В.К., к Администрации города Юрги Кемеровской области о признании незаконным решения об исключении семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», признании семьи нуждающейся в жилых помещениях в рамках Федеральной целевой программы «Жилище», восстановлении семьи в списках молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»,

у с та н о в и л:

Истица Чернова Е.А., действуя в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Черновой В.К., обратилась в суд с иском к Администрации города Юрги Кемеровской области о признании незаконным решения об исключении семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», признании семьи нуждающейся в жилых помещениях в рамках Федеральной целевой программы «Жилище», восстановлении семьи в списках молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».

В судебном заседании Чернова Е.А. поддержала исковые требования в полном объеме, пояснив, что постановлением Главы г.Юрги от 26 октября 2009г. № 1726 она признана нуждающейся в получении жилья и принята на учет для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006г. № 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации программы «Обеспечение жильем молодых семей» составом семьи 2 человека (она и ее малолетняя дочь Чернова В.К.). В период действия Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и принятых в целях ее реализации нормативно-правовых актов социальная выплата ее семье предоставлена не была. В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы истек, постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010г. № 1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 года, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Фактически данная программа идентична утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001г. № 675 подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и базируется на принципах преемственности этой программы. В период действия Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и принятых в целях ее реализации нормативно-правовых актов социальная выплата ее семье предоставлена также не была. Лица, участвовавшие в программе «Обеспечние жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и на 2011-2015 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями программы, принципом преемственности, становятся участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы. Ежегодно в Администрации г.Юрги формируются списки граждан, желающих получить сертификаты в следующем году, при этом должна проверяться информация граждан, предоставленная при постановке. В 2016 году ею в жилищный отдел Администрации г.Юрги было подано заявление о включении ее семьи в списки граждан, желающих получить сертификат в 2017 году, для чего ею были предоставлены все необходимые документы, в связи с тем, что подошла ее очередь для получения сертификата. 19 декабря 2016 года она получила от ответчика уведомление о том, что на заседании жилищной комиссии 16 декабря 2016 года было принято решение об исключении ее семьи из списка молодых семей – участников подпрограммы «Жилище» на 2015-2020 годы, претендующих на получение социальной выплаты в планируемом 2017 году на основании ст.ст. 51, 53 Жилищного кодекса РФ. С указанным решением она не согласна, поскольку с момента своего рождения до 06 декабря 2014 года она была зарегистрирована в принадлежащей ее матери квартире по адресу: Кемеровская область, г.Юрга, ***. В указанном жилом помещении также проживали члены ее семьи 4 человека и отец без регистрации по месту жительства. Однако с 2007 года она фактически проживала в квартире № *** в г.Юрге Кемеровской области, также принадлежавшей ее матери Калининой Г.А. *** Калинина Г.А. умерла, после ее смерти открылось наследство. Она и ее родная сестра Калинина В.А. приняли наследство по ? доли в квартире *** в г.Юрге Кемеровской области и квартире *** в г.Юрге Кемеровской области, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону от ***. Поскольку ее сестра с членами ее семьи постоянно проживали в квартире *** по ул.*** в г.Юрге Кемеровской области, а она с дочерью – в квартире *** в г.Юрге Кемеровской области, то учитывая волю их умершей матери, договорились с сестрой принять наследство и подарить друг другу принятые по наследству доли. После того, как они получили свидетельства о праве на наследство по закону, то в этот же день 15 ноября 2016 года, были составлены 2 договора дарения, согласно которым она подарила свою ? долю в квартире *** в г.Юрге Кемеровской области своей сестре, а та в свою очередь подарила ей свою долю в квартире *** в г.Юрге Кемеровской области. После оформления всех необходимых документов договоры были сданы на регистрацию в органы Росреестра и фактически произошел обмен долями. После оформления всех необходимых документов в декабре 2014 года она предоставила все правоустанавливающие документы в жилищный отдел Администрации г.Юрги, пояснив специалисту, что при обмене долями она улучшила свои жилищные условия и у нее на праве собственности теперь имеется квартира *** в г.Юрге Кемеровской области, общей площадью *** кв.м. Полагает, что исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилищных условиях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию. Требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Ухудшение жилищных условий связывается не с любыми действиями, приведшими к уменьшению площади жилого помещения, а только с такими действиями, в результате которых возникла нуждаемость в жилых помещениях. Принимая наследство и производя обмен долями в жилых помещениях с ее сестрой, она фактически не воспользовалась своей долей наследства, поскольку в этот же день подарила ее своей сестре, при этом умысла с целью создания ухудшения жилищных условий у нее не было. Наоборот, при данных сделках она улучшила свои жилищные условия, поскольку при постановке на учет нуждающихся у нее не было на праве собственности жилых помещений, после постановки на учет до получения ею жилого помещения по наследству прошло более 7 лет. Она не могла принять только часть наследства, отказавшись от доли в доме, поскольку согласно п.2 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, при этом не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Считает, что ее семья, состоящая из 2-х человек, отвечает предъявленным требованиям Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, поскольку согласно п. 6 Приложения № 4 к указанной программе, участником подпрограммы может быть молодая семья, в т.ч. молодая семья, имеющая 1 ребенка и более, где один из супругов не является гражданином РФ, в т.ч. неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя, являющегося гражданином РФ и одного ребенка и более, соответствующего установленным требованиям. На основании ст.ст. 51 ч.1 п.2, 53, 56 Жилищного кодекса РФ истица просит признать незаконным решение об исключении ее семьи из 2-х человек из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; признать ее семью нуждающейся в жилых помещениях в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; восстановить ее семью в составе двух человек в списках молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, претендующих на получение социальной выплаты в 2017 году очередностью предшествующей исключению (№ 11).

Представитель ответчика Администрации г.Юрги Кемеровской области Долматова К.А., действующая на основании доверенности от ***. (л.д. 29), возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, пояснив, что в процессе составления актуализированного списка семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году и истребованием выписки из ЕГРП, им стало известно о переходе прав в 2014 г. на жилые помещения, в результате которых Чернова Е.А. утратила статус нуждающейся в получении социальной выплаты в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы». Считает, что обмен долями в жилых помещениях с ее сестрой, в результате которого она вновь стала нуждающейся в получении социальной выплаты, позволил жилищной комиссии расценить данные действия как умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий и на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ исключить ее из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», претендующих на получение социальной выплаты в 2017 году. Просит в иске отказать в полном объеме.

Заслушав пояснения истицы Черновой Е.А., представителя ответчика Долматовой К.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе Черновой Е.А. в удовлетворении ее исковых требований в полном объеме исходя из следующего.

Как установлено в судебном заседании, 26 октября 2009 года постановлением Главы г.Юрги № 1726 признана нуждающейся в получении жилых помещении в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ и принята на учет для получения социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006г. № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» Законом Кемеровской области от 16 мая 2006г. № 58-ОЗ «О предоставлении долгосрочных жилищных займов, социальных выплат на приобретение жилых помещений и развитии ипотечного кредитования» Чернова Е.А., молодая семья, зарегистрированная по месту жительства в жилом помещении по ул.Центральная, 28, составом семьи 2 человека (очередь по списку молодых семей № 526) (л.д. 32).

*** года умерла Калинина Г.А. (л.д. 11).

*** года Черновой Е.А. и Калининой В.А. выданы свидетельства о праве на наследство по закону по ? доли каждому из наследников на наследство, состоящее из квартиры *** в г.Юрге Кемеровской области, общей площадью 38.1 кв.м. и 2-комнатной квартиры № *** в г.Юрге Кемеровской области, общей площадью 23.3. кв.м. (л.д. 12-13).

*** Калининой В.А. подарена Черновой Е.А. ? доли в праве собственности на квартиру *** в г.Юрге Кемеровской области, общей площадью 23.3. кв.м. (л.д. 14), Черновой Е.А. подарена Калининой В.А. ? доли в праве общей собственности на квартиру *** в г.Юрге Кемеровской области, общей площадью 38.1 кв.м. (л.д. 15). Переход права собственности зарегистрирован в ЕГРП 26 ноября 2014 г. (л.д. 14-19).

16 декабря 2016г. на заседании городской жилищной комиссии исключена из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», претендующих на получение социальной выплаты в 2017 году Чернова Е.А., *** года рождения, состав семьи 2 человека, имеющая в собственности жилое помещение по ***, общей площадью 23.3 кв.м. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от *** и договора дарения от ***. в связи с приобретением ***. на праве собственности ? доли в жилом помещении по адресу: *** общей площадью 38.1 кв.м. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от *** и отчуждением указанной доли ***. (л.д. 33).

Из анализа норм ст. 1114 и ст. 1152 п.4 Гражданского кодекса РФ следует, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства (т.е. со дня смерти наследодателя) независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Таким образом, с 02 мая 2014 года по 26 ноября 2014 года Черновой Е.А. принадлежало право собственности на ? доли в праве собственности на квартиру *** в г.Юрге Кемеровской области, общей площадью 38.1 кв.м. (что пропорционально 19.05 кв.м. общей площади) и на ? доли в праве собственности на квартиру *** в г.Юрге Кемеровской области, общей площадью 23.3 кв.м (что пропорционально 11.65 кв.м.), что составляет в сумме составляет 30.7 кв.м. общей площади.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

17 декабря 2010 г. постановлением Правительства РФ № 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил в ред. постановления Правительства РФ от 12 октября 2013г.).

В норме п.п. 2 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ закреплено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в т.ч. являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетная норма площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установленная п. 1.1 постановления Юргинского городского Совета народных депутатов от 17 августа 2005 г. № 43 (в ред. от 27 октября 2010 г.) - 12,5 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека.

Поскольку с *** г. по *** года Черновой Е.А. принадлежало право собственности на доли в жилых помещениях, что в сумме составляло 30.7 кв.м. общей площади, что превышало учетную норму площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, то Чернова Е.А. утратила статус нуждающейся на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья ее молодой семье в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище».

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной им в определении от 19 апреля 2007г. № 258-О-О ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались намеренные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Из анализа представленных доказательств следует, что получив наследство и утратив с 02 мая 2014 года право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья молодой семье из 2-х человек, Чернова Е.А. 26 ноября 2014 г. произвела распоряжение своей ? доли в праве собственности на квартиру *** в г.Юрге Кемеровской области, что привело к уменьшению размера общей площади принадлежащей ей на праве собственности жилой площади с 30.7 кв.м. на 23.3 кв.м., в результате чего Чернова Е.А. вновь приобрела статус нуждающейся в получении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья для молодой семьи.

Таким образом, Черновой Е.А. совершены намеренные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему участия со стороны органов местного самоуправления в обеспечении ее семьи другим жильем (в т.ч. путем предоставления социальной выплаты).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что городской жилищной комиссией 16 декабря 2016г. обоснованно при формировании актуализированного списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году, исключена из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», претендующих на получение социальной выплаты в 2017 году Чернова Е.А. составом семьи из 2-х человек.

На основании изложенного в удовлетворении исковых требований Черновой Е.А. отказано в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В иске Черновой Е.А., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери Черновой В.К., к Администрации города Юрги Кемеровской области о признании незаконным решения об исключении семьи из списка молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; признании семьи нуждающейся в жилых помещениях в рамках Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы; восстановлении семьи в составе двух человек в списках молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, претендующих на получение социальной выплаты в 2017 году очередностью предшествующей исключению (№ 11) – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.

Председательствующий: О.В. Каминская

Решение в окончательной форме изготовлено «26» февраля 2017 г.