ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-317/19 от 09.10.2019 Мотыгинского районного суда (Красноярский край)

УИД: 24RS0036-01-2019-000340-14

Дело № 2-317/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 октября 2019 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в п. Мотыгино в составе: председательствующего судьи Васильковой И.М.

при секретаре Лукашовой О.А. с участием:

представителя ответчика - администрации Мотыгинского района Макаровой Т.Ю.

представителя ответчика - КГБУ «Мотыгинское лесничество» Груздева П.Г.

представителя третьего лица - правительство Красноярского края Лоханской Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, администрации Мотыгинского района, Краевому государственному бюджетному учреждению «Мотыгинское лесничество» о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на землях лесного фонда в квартале 182 Раздолинского участкового лесничества Мотыгинского лесничества по следующим координатам: N 58.39448; Е 094.69625; N 58.39545; Е 094.69854; N 58.39548; Е 094.69673,

установил:

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в суд с иском о возложении обязанности на межрегиональное территориальное управление Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, администрацию Мотыгинского района Красноярского края, КГБУ «Мотыгинское лесничество» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на землях лесного фонда в квартале 182 Раздолинского участкового лесничества Мотыгинского лесничества по следующим координатам: N 58.39448; E 094.69625; N 58.39545; E 094.69854; N 58.39548; E 094.69673.

Исковые требования мотивированы следующим:

Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края проведено рейдовое мероприятие на территории Раздолинского участкового лесничества Мотыгинского района Красноярского края, по результатам которого составлен акт проведения планового (рейдового) осмотра, обследования от 25.01.2019 № 4 вместе с фотоматериалом.

В ходе рейда, учитывая ответ министерства лесного хозяйства от 11.03.2019 № 77-86-173, выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, расположенная на территории, прилегающей к пгт. Раздолинск на землях лесного фонда в квартале 182 Раздолинского участкового лесничества Мотыгинского района, общей площадью 17500 кв.м. (50м х 350м).

Определены координаты расположения несанкционированной свалки:

N 58.39448; E 094.69625;

N 58.39545; E 094.69854;

N 58.39548; E 094.69673.

Несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов содержит бутылки (стекло, пластик), отходы от жилищ не сортированные, отходы от жилищ крупногабаритные пластиковые пакеты и др.

Отходы непосредственно расположены на почве земельного участка.

В связи с тем, что несанкционированная свалка находится на территории государственного лесного фонда, а также участкового лесничества и в границах Мотыгинского района, министерство полагает необходимым возложить обязанность по ее ликвидации на территориальный орган Росимущества, администрацию муниципального образования, а также соответствующее лесничество.

В силу положений пунктов 2.1, 2.2 Положения о Министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края, утвержденного постановления Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п, министерство осуществляет обеспечение создания условий, направленных на охрану, оздоровление и улучшение состояния окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рекреационное значение, удовлетворение потребности края в природных ресурсах; министерство также осуществляет обеспечение рационального природопользования, в том числе, восстановление возобновляемых природных ресурсов, полного и многократного использования отходов производства и потребления.

Пункт 2.5 Положения предусматривает, что министерство осуществляет обеспечение соблюдения законодательства в областях охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обеспечения радиационной безопасности, водного законодательства, законодательства об экологической экспертизе, законодательства об особо охраняемых природных территориях, законодательства о недрах, в областях охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, в том числе, охотничьих ресурсов, обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами.

Определением Мотыгинского районного суда Красноярского края от 27.06.2019 в качестве соответчиков привлечены Министерство лесного хозяйства Красноярского края, Федеральное агентство лесного хозяйства.

Определением Мотыгинского районного суда Красноярского края от 11.09.2019 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Красноярского края.

В судебное заседание представитель истца - Министерства экологии и рационального природопользования не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В судебное заседание представитель ответчика - МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представитель Межрегионального территориального управления Лысова С.Ю., действующая на основании доверенности от 16.10.2018 № 03-39/04/12359, представила отзыв на иск, в котором просила в удовлетворении исковых требований к Межрегиональному территориальному управлению отказать. Полагает, что надлежащим ответчиком по иску является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти - Федеральное агентство лесного хозяйства, которое наделено следующими полномочиями: осуществлять от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений».

В судебном заседании представитель ответчика - КГБУ «Мотыгинское лесничество» в лице руководителя Груздева П.Г. исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении. В отзыве указал: КГБУ «Мотыгинское лесничество» является краевым государственным бюджетным учреждением, обладает исключительной компетенцией, предусмотренной уставом. Уставом КГБУ «Мотыгинское лесничество» не наделено полномочиями по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов. Вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен решаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Уборка отходов Уставом КГБУ не предусмотрена. Кроме того, в государственном задании на 2019 год Учредителем на месте свалки не предусмотрено выполнение каких-либо мероприятий по охране и защите леса, участок учреждению не предоставлялся. Таким образом, КГБУ «Мотыгинское лесничество» не преданы государственные полномочия по уборке отходов, ликвидации свалок бытовых отходов, необходимые для реализации этих полномочий материально-финансовые средства не представлены. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные уставом. Уборка свалки бытового мусора не является санитарно-оздоровительным мероприятием (уборка лесов от захламления).

В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего использования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения, в состав территории поселения входят земли независимо от формы собственности и целевого назначения, в том числе земли лесного фонда. В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Таким образом, полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе на территории земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования (Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 26 ноября 2012 г. № ВМ-03-54/13542 «О порядке проведения мероприятий по уборке бытовых отходов и мусора, незаконно размещенных в лесах»). Учитывая изложенное, считает, что полномочия по организации сбора, вывоза, переработке и утилизации отходов производства и потребления в данном случае возложены на органы местного самоуправления.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации Мотыгинского района Макарова Т.Ю., действующая по доверенности № 26 от 1.07.2019, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. В отзыве (в дополнениях к нему) указала, что согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Пп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения поселения участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; Пп. 14 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения муниципального района участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Администрация Мотыгинского района в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ЗК РФ, ЛК РФ, Устава Мотыгинского района обладает полномочиями по владению и распоряжению земельными участками, находящимися в ее собственности, земельными участками государственная собственность на которые не разграничена. Федеральный закон № 131-ФЗ определяет полномочия муниципального района только на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, который в силу ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производств и потребления» наделен полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Статьей 6 Федерального закона № 86 -ФЗ, к полномочиям субъектов РФ отнесена организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Перераспределение полномочий в порядке, установленном ст. 8.1 Федерального закона 89-ФЗ, частью 1.2. ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ между субъектом и Мотыгинским муниципальным районом не производилось. Закон Красноярского края от 20.09.2013 № 5-1597 «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае» данными полномочиями муниципальные районы края не наделил, соответствующие финансовые средства в силу требований ст. 86 БК РФ не предоставлял. Указанная норма устанавливает, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 БК РФ.

В судебное заседание представитель ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Представитель Министерства Убиенных П.И., действующий на основании доверенности № МЛХ/1-02971 от 10.09.2018, исковые требования не признал. В отзыве указал: Министерство лесного хозяйства Красноярского края является исполнительным органом государственной власти Красноярского края, и осуществляет переданные в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ полномочия РФ в области лесных отношений. Перечень полномочий является исчерпывающим, при этом охрана и защита лесов также не включает мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок.

Очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия не относится к санитарно-оздоровительным мероприятиям. Поскольку ликвидация несанкционированных свалок, твердых коммунальных отходов на землях лесного фонда не является переданным полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, а именно не относится к охране и защите лесов и воспроизводству лесов, финансирование данных мероприятий не может осуществляться за счет средств субвенций из федерального бюджета в силу установленных бюджетным законодательством запретов.

В соответствии с п. 2 статьи 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 № 497-п утверждена Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018-2035 годы, на реализацию которой предусмотрено соответствующее финансирование. Организация реализации программы возлагается на министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края. В рамках достижения цели региональной программы необходимо обеспечить решение задач: Задача № 4 - выявление мест несанкционированного размещения отходов; задача № 5 - предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий. Полагает, что министерство лесного хозяйства Красноярского края не является надлежащим ответчиком по делу.

В судебном заседании представитель третьего лица - Правительства Красноярского края, Лоханская Е.С., действующая на основании доверенности № 3-0856 от 25.01.2019, не возражала против удовлетворения иска. В отзыве указала, в рамках осуществления нормативного регулирования Правительством Красноярского края постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 512-п была утверждена государственная программ Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», подпрограмма «Обращение с отходами» которая предусматривает предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Красноярского края на осуществление мероприятий в области обращения с отходами (строительство, реконструкцию объектов размещения отходов, приобретение и (или) монтаж комплексов по обезвреживанию отходов, организацию (строительство) площадок временного накопления отходов потребления и контейнерных площадок, приобретение специализированной техники).

Также постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 № 497-п была утверждена региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018-2035 годы, задачами которой являются, в том числе, выявление мест несанкционированного размещения отходов, предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещение бесхозяйственных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление причинения такого вреда и ликвидация его последствий. Отмечает, что до 01.01.2016 действовала иная редакция ФЗ № 184, ФЗ № 89, Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона края № 5-1597, определяющих компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области обращения с отходами. При этом ФЗ № 131 (подпункт 18 пункта 1 статьи 14, подпункт 14 пункта 1 статьи 15, подпункт 24 пункта 1 статьи 16) в редакции, действующей до 01.01.2016, устанавливал, что вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относились к компетенции органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

С 01.01.2016 федеральным законодательством на субъекты Российской Федерации возложены полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Однако, действующим законодательством на органы государственной власти субъектов Российской Федерации не возлагается обязанности осуществления после перераспределения полномочий исполнения той компетенции органов местного самоуправления, которая не была ими реализована (или была реализована ненадлежащим образом) до такого перераспределения. Иное фактически означало бы освобождение от ответственности органов местного самоуправления за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) своих полномочий до момента их перераспределения.

В судебное заседание представитель ответчика - Федерального агентства лесного хозяйства не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части.

В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», определено понятие накопленного вреда окружающей среде, который определяется как вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме; объекты накопленного вреда окружающей среде - территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 80.1 Закона № 7-ФЗ установлено, что выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов.

Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.

Учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 статьи 80.1 Закона № 7-ФЗ, результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется в порядке, установленном статьей 80.2 Закона № 7-ФЗ, в которой установлено, что ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. В случаях, установлены Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.

Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.

Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2018 № 542 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Пунктом 2 Правил установлено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Согласно пункту 3 Правил, организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: а) проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; б) разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда; в) согласование и утверждение проекта; г) проведение работ по ликвидации накопленного вреда; д) осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.

Проведение работ, указанных в подпунктах «б» и «г» пункта 3 Правил, осуществляется исполнителем, определяемым заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

- организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;

- разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с п. 17.1 Закона Красноярского края от 20.09.2013 № 5-1597 «Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае», принятие решений о проведении выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде на территории края, об организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде на территории края, отнесено к полномочиям Правительства края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 512-п была утверждена государственная программ Красноярского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов», подпрограмм «Обращение с отходами» которой предусматривает предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Красноярского края на осуществление мероприятий в области обращения с отходами (строительство, реконструкцию объектов размещения отходов, приобретение и (или) монтаж комплексов по обезвреживанию отходов, организацию (строительство) площадок временного накопления отходов потребления и контейнерных площадок, приобретение специализированной техники).

Кроме того, постановлением Правительства Красноярского края от 30.08.2018 № 497-п была утверждена региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае на 2018-2035 годы, задачами которой являются, в том числе, выявление мест несанкционированного размещения отходов, предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидация его последствий.

Согласно ч. 3 ст. 72 ЗК РФ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Согласно положениям статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами. Термины и определения» в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Судом установлено, что Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края проведено рейдовое мероприятие на территории Раздолинского участкового лесничества Мотыгинского района Красноярского края, по результатам которого составлен акт проведения планового (рейдового) осмотра, обследования от 25.01.2019 № 4 вместе с фотоматериалом.

В ходе рейда, выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, расположенная на территории, прилегающей к пгт. Раздолинск на землях лесного фонда в квартале 182 Раздолинского участкового лесничества Мотыгинского района, общей площадью 17500 кв.м. (50м. х 350м).

Определены координаты расположения несанкционированной свалки:

1) N 58.39448; Е 094.69625;

2) N 58.39545; Е 094.69854;

3) N 58.39548; Е 094.69673,

Несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов содержит бутылки (стекло, пластик), отходы от жилищ не сортированные, отходы от жилищ крупногабаритные, пластиковые пакеты и др.

Полигон для ТБО на территории Мотыгинского района не создан. Места складирования ТБО -отсутствуют.

Кроме того, было установлено, что земельный участок, на котором располагается свалка отходов, не поставлен на кадастровый учет, никому не предоставлялся, не является объектом вещных либо обязательственных прав граждан, либо юридических лиц, а также публично-правовых образований (РФ, субъекта РФ, муниципального образования), следовательно, данный земельный участок является неразграниченной государственной собственностью.

С учетом приведенного выше действующего законодательства, суд считает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на органы местного самоуправления, а именно на администрацию Мотыгинского района. При этом суд учитывает, что собственник отходов не установлен, земельный участок является неразграниченной государственной собственностью, на кадастровом учете не состоит.

С учетом изложенного, в данном случае, именно органы местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий земельным законодательством и законодательством в сфере обращения с отходами, обязаны по уборке вышеуказанной территории с учетом места расположения свалки, характера находящихся на нем отходов.

В том числе, в рамках осуществления муниципального земельного контроля, органы местного самоуправления обязаны предотвращать загрязнение земель отходами производства и потребления.

При этом суд также учитывает, что органами местного самоуправления не созданы условия для складирования на территории района твердых бытовых отходов, следствием чего является возникновение на территории района несанкционированных свалок.

Оснований для возложения на других ответчиков обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, судом не установлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края удовлетворить частично.

Обязать администрацию Мотыгинского района Красноярского края в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на землях лесного фонда в квартале 182 Раздолинского участкового лесничества Мотыгинского лесничества по следующим координатам: N 58.39448; Е 094.69625; N 58.39545; Е 094.69854; N 58.39548; Е 094.69673

В удовлетворении исковых требований к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Красноярском крае, Республика Хакасия и Республика Тыва, КГБУ Мотыгинское лесничество, Министерству лесного хозяйства Красноярского края, Федеральному агентству лесного хозяйства отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья И.М. Василькова