Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чухлома «23» сентября 2013 года
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Соколова Н.В.
при секретаре Скворцовой Л.А.
с участием прокурора Чухломского района Чичерина Н.Н.,
представителя ответчика МКУ «Молодежно-спортивный центр» ФИО1,
представителя ответчика Администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области ФИО2,
рассмотревв открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района к Муниципальному казенному учреждению «Молодежно-спортивный центр» городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области, Администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чухломского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о возложении на МКУ «Молодежно-спортивный центр»и Администрацию городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области обязанности в срок до 01.12.2013 года устранить нарушения законодательства о защите прав инвалидов.
Исковые требования мотивировал следующим. Прокуратурой района в августе 2013 года проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов в деятельности МКУ «Молодежно-спортивный центр», расположенного по адресу: <...> в ходе которой выявлены существенные нарушения указанного законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 15 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Аналогичные требования установлены Федеральным законом от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Так, ч. 1 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона установлено, что объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Частью 3 ст. 30 Федерального закона № 384-ФЗ предусмотрено, что для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.
Проверкой установлено, что МКУ «Молодежно-спортивный центр», расположенный по адресу: <...>, открыт для свободного посещения различных категорий граждан, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски и другие группы населения с ограниченными возможностями передвижения. Вместе с тем, в нарушении вышесказанных требований действующего законодательства ступенчатое крыльцо у входа в здание учреждения пандусами для беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресал коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения не оборудовано.
Выявленные нарушения законодательства о защите прав инвалидов подтверждаются справкой о проведении проверки, фототаблицей, а также объяснением директора МКУ «Молодежно-спортивный центр» ФИО1, в свою очередь, являются существенными, поскольку нарушают права социально незащищенной категории граждан, в связи с чем, подлежат устранению.
В соответствии с п.п. 1.4, Устава МКУ «Молодежно-спортивный центр» учредителем и собственником учреждения является администрация городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области. Согласно п.1.11 Устава Учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств по обязательствам Учреждения субсидиарную ответственность несет учредитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика МКУ «Молодежно-спортивный центр» в судебном заседании исковые требования признал, о чем представил соответствующее заявление.
Представитель ответчика Администрации городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области в судебном заседании исковые требования признал, о чем представил соответствующее заявление.
Выслушав прокурора, выяснив мнение представителей ответчиков, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации). В то же время, органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19)
Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Так, согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утвержден Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 года N 73), который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 года N 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.
Согласно СНиП 35-101-2001 (приложение 5) пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на владельцев зданий и сооружений, несущих в силу статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, бремя их содержания.
Как следует из материалов дела, прокуратура Чухломского района провела проверку на предмет соблюдения требований действующего законодательства о социальной защите инвалидов в РФ в деятельности МКУ «Молодежно-спортивный центр», расположенного по адресу: <...>.
При осмотре здания, установлено, что вход в здание не оборудован пандусами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов, что подтверждается фототаблицей (л.д.7).
В соответствии со ст.173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Чухломского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Молодежно-спортивный центр» городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области и Администрацию городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области в срок до 01.12.2013 года оборудовать ступенчатое крыльцо у входа в здание МКУ «Молодежно-спортивный центр» городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области по адресу: <...> пандусами, позволяющими обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов, включая инвалидов, использующих кресла - коляски и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Молодежно-спортивный центр» городского поселения город Чухлома Чухломского муниципального района Костромской области государственную пошлину за рассмотрение дела в доход бюджета Чухломского муниципального района Костромской области в размере 200 (Двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд со дня его вынесения.
Судья: Соколов Н.В.