ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-317/2014 от 13.08.2014 Черлакского районного суда (Омская область)

 Гражданское дело № 2– 317/2014 год

 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации

 р.п. Черлак                                 13 августа 2014 г.

 Черлакский районный суд Омской области

 в составе председательствующего Исматова Т.Б.

 при секретаре Жуковой В.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ( Росприроднадзора) по Омской области к Администрации Черлакского муниципального района Омской области о признании деятельности незаконной и возложении обязанности устранить нарушения,

 УСТАНОВИЛ:

 Управление Росприроднадзора по Омской области обратилось с иском, ссылаясь на то, что 15 января 2014 года в ходе проведения рейдовой проверки в соответствии с приказом Управления Росприроднадзора от 14.01.2014 г. №18 в границах Елизаветинского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области на расстоянии 600 метов от жилого дома № 25 по ул. Победы выявлен используемый объект размещения отходов, который не обустроен в соответствии со СНИП 2.01.28-85 « Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов». Свалка твердых бытовых отходов находится на землях сельхозназначения. Надзорными действиями установлено наличие несанкционированной свалки отходов в виде свежего навоза, площадью 8,5 кв. метра на водосборной площади, на земельном участке, находящемся в собственности Елизаветинского сельского поселения На местности объект размещения отходов в натуру не вынесен и не обустроен. Фактически на поверхность земли непосредственно на почву сваливаются отходы потребления – твердые бытовые отходы ( ТБО), а в последующем с помощью трактора данные отходы и часть почвы перемещаются в отвал, что указывает на проведение работ по захоронению отходов. На свалку бытовых отходов также вывозятся и сбрасываются отходы животноводства в виде свежего навоза крупного рогатого скота, которые подвержены воздействию атмосферных осадков, е изолированы от грунтовых вод и могут повлечь попадание загрязняющих веществ в компоненты окружающей среды, в том числе в Иртыш. Согласно ст. 14 ч. 18 ФЗ № 131 « Об общих принципах органов местного самоуправления» сбор и вывоз отходов относится к полномочиям администрации Елизаветинского сельского поселения. Порядок сбора отходов на территории поселения установлен решением Совета поселения от 27.02.2007 № 66.В период с 21.04.2014 по 25.04.2014 года установлено, что на свалку отходов с восточной стороны от с. Елизаветинка, куда сваливаются отходы ТБО также осуществляется слив жидких хозфекальных отходов. На несанкционированной свалке отходов на протяжении 236 метров сброшены отходы потребления, которые перемешаны с отходами крупного рогатого скота, также на свалке на протяжении 236 метров отходы крупного рогатого скота сброшены на почву на площади 1300 кв. м. В границах данной свалки отходы в виде навоза сброшены на почву в 3 местах и занимают площадь 215 кв. метра. В ходе обследования свалки 15 мая 2014 года выявлено, что на данной свалке на участке с восточной стороны в отвале на площади 2320 кв. метра свалены твердые бытовые отходы. С южной стороны в отвале ( бурте) на площади 1500 кв. метра свалены твердые бытовые отходы, их объем составляет 1500 куб. метра, с западной стороны твердые бытовые отходы на площади 2400 кв. метра и 1500 кв. метра.Таким образом на земли сельскохозяйственного назначения непосредственно на почву сбрасываются отходы 4 класса опасности в виде свежего навоза от крупного рогатого скота, отходы занимают площадь 1712, 5 кв. м. Согласно ст. 77 и 78 Земельного кодекса РФ размещение свалок твердых бытовых и иных отходов на землях сельскохозяйственного назначения не предусмотрено. 28 апреля 3014 года в ходе проведения рейдовой проверки в соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по Омской области от 18.04.2014 г. № 357 границах Большеатмасского сельского поселения Черлакского района Омской области выполнен осмотра земель в с. Большой Атмас в ходе которого выявлен объект размещения отходов. Земельный участок, где размещена свалка отходов предоставлен под свалку твердых бытовых отходов распоряжением и.о. главы администрации Черлакского муниципального района от 18.02.2014 года № 196-р, кадастровый номер земельного участка 55:31:011501:461 площадью 20000 на землях промышленности. Земельный участок находится на водосборной площади правого берега р. Иртыш. Фактически на данную свалку бытовых отходов, прилегающей к автомобильной дороге М38 с восточной стороны от с. Большой Атмас главой Большеатмасского сельского поселения организован вывоз отходов населением. На свалку бытовых отходов осуществляется вывоз и сброс отходов крупного рогатого скота в виде свежего навоза и навоз с подстилкой. Отходы крупного рогатого скота сброшены на почву в 4 местах на общей площади 3400 кв. м.Свежий навоз от крупного рогатого скота является отходом производства 4 класса опасности в соответствии с федеральным классификационным каталогом, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 г. № 786.Код отхода не подлежит складированию, хранению на свалке твердых бытовых отходов. Данный вид отхода подлежит хранению в специально отведенных местах, где он перепревает и в дальнейшем используется в качестве удобрения. Порядок сбора и вывоза отходов на территории Большеатмасского сельского поселения от 29.04.2009 г. № 19 не предусматривает процедуру размещения отходов в виде навоза и навоза с подстилкой на указанном земельном участке. На местности объект размещения отходов в натуру не вынесен и не обустроен. Фактически на поверхность земли непосредственно на почву сваливаются отходы потребления – твердые бытовые отходы и отходы крупного рогатого скота. Просит признать бездействие Администрации Черлакского муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным, обязать принять меры по организации утилизации и переработки отходов, обязать организовать мероприятия по рекультивации и землеустройству земельного участка в с. Большой Атмас.

 В судебное заседание истец не явился извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

 Представитель ответчика ФИО1 с иском не согласился.

 Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично.

 Согласно п.1 ст. 4 ФЗ № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

 земли, недра, почвы;

 поверхностные и подземные воды.

 Согласно ст. 51 указанного закона 1. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

 2. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;

 размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;

 Согласно ст. 22 ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. « О санитарно-эпидемиологичнеском благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Согласно ст.13 ФЗ № 89 « Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

 Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

 использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

 сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

 осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

 своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

 своевременно производить платежи за землю;

 соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

 не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

 Согласно п.6 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

 Согласно ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей,

 Согласно п.3.1. « Санитарных правил содержания территорий населенных мест» Обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.

 Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 09.06.2012 года в собственности Елизаветинского сельского поселения находится земельный участок, категория земель – сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадь 4200216 кв. метра. Как следует из схемы земельного участка в кадастровом квартале 55:31:02902 свалка, находится на землях сельскохозяйственного назначения.

 Согласно ст. 7 ФЗ « Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

 Вина ответчика подтверждается протоколом об административном правонарушении от 05 февраля 2014 года, постановлением о назначении административного наказания от 10.02.2014 года, объяснением главы Елизаветинского сельского поселения ФИО2, актом о результатах рейдовой проверки от 28.04.2014 года, от 23.01.2014 год.

 Вышеуказанные нормы закона подтверждают, что свалка расположена на землях, не отведенных для этих целей, что приводит к их загрязнению, нарушению санитарно-гигиенических правил, захламлению, ухудшению плодородия почв.

 Поскольку установлено, что свалка располагается на землях сельскохозяйственного назначения, для этого не предназначенных, с учетом положений ст. 7 ФЗ « Об охране окружающей среды» требование о признании бездействия Администрации района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным обоснованно. Требования об утилизации и переработки отходов у автомобильной дороги М 38 с восточной стороны от с. Большой Атмас не подлежит удовлетворению, т.к. из представленных главой Большеатмасского сельского поселения фотографий видно, что в настоящее время территория, на которую третьими лицами были свалены ТБО и отходы производства 4 класса опасности убрана администрацией поселения, следовательно, оснований для их утилизации и переработки не имеется.Вместе с тем, требование об организации мероприятий по рекультивации и землеустройству заявлено обоснованно, т.к. фактически на поверхность земли были свалены отходы потребления, твердые бытовые отходы, земельный участок на котором находится свалка и находится в собственности Администрации муниципального района, поэтому именно она должна принять меры по рекультивации и землеустройству земельного участка.

 На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования удовлетворить частично.

 Признать бездействие Администрации Черлакского муниципального района Омской области организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным.

 Обязать Администрацию Черлакского муниципального района Омской области принять меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, расположенных в 600 метрах от жилого дома № 25 по ул. Победы Елизаветинского сельского поселения Черлакского муниципального района Омской области

 Обязать Администрацию Черлакского муниципального района Омской области организовать мероприятия по рекультивации и землеустройству земельного участка, расположенного у автомобильной дороги М 38 с восточной стороны от с. Большой Атмас Большеатмасского сельского поселения Черлакского муниципального района ( координаты: 1-54 градуса 04/21, 69//СШ и 74 градуса 57/27,17//ВД; 2-54 градуса 04/25, 50// СШ и 74 градуса 57/23,57// ВД; 3-54 градуса 04/27,76// СШ и 74 градуса 57/30,66// ВД; 4-54 градуса 04/24,74// СШ и 74 градуса 57/33,66// ВД.).

 Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Черлакский районный суд в течение месяца дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья                                 Т.Б. Исматов