Дело № 2-317\8-2019 РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«18» февраля 2019 года г.Курск
Ленинский районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Масловой Л.А.,
при секретаре Семыкиной В.В.,
с участием представителя истца по доверенности Крохмаль Н.Г.,
представителя ответчика по доверенности Мочалина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мхитарян Геворга Размиковича к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Курск» обязать заключить договор купли-продажи природного газа, открыть лицевой счет по тарифам предназначенным для газоснабжения населения,
У С Т А Н О В И Л :
Мхитарян Г.Р. обратился с исковыми требованиями к ООО «Газпром межрегионгаз Курск» обязать заключить договор купли-продажи природного газа для здания, расположенного по адресу: <адрес> по тарифам, предназначенным для газоснабжения населания, и обязать открыть лицевой счет для оплаты природного газа по указанному зданию.
В обоснование заявленных требований указал, что 15 октября 2018 года Мхитарян Г.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Курск» с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи газа по нежилому зданию, расположенному по адресу: <адрес> К заявлению были приложены копии паспорта; свидетельства о государственной регистрации на здание и земельный участок; указано, что размер общей площади указан в свидетельство о праве собственности; что сведения, подтверждающие количество лиц, проживающих в помещениях не предоставляются ввиду того, что здание является нежилым; что документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов; указано, что документы, подтверждающие вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве, или их отсутствие не представляются ввиду их отсутствия; копии документов, подтверждающих тип установленного прибора (узла) учета газа, место его присоединения к газопроводу, дату опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки; копия договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении; копия акта об определении границы раздела собственности. Копия документа, подтверждающего предоставление всех необходимых документов для заключения договора со штампом, подтверждающим принятие этих документов, канцелярией ООО «Газпром межрегионгаз Курск» прилагается. Истцом был предоставлен полный перечень документов, предусмотренных п. 8 и п.9 Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан". Однако 26.10.2018г. Мхитарян Г.Р. был получен отказ в заключении договора со ссылкой на пп. г) п.13 Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан", а также указано, что отношения, возникающие при поставке газа в нежилые помещения не могут регулироваться условиями договора купли-продажи газа для обеспечения коммунально-бытовых услуг граждан. Полагаю отказ в заключении договора купли-продажи газа неправомерным, нарушающим право Истца на свободный доступ к получению коммунальных услуг. В порядке досудебного урегулирования истцом направлено было ответчику заявление 15.10.2018г. Ответом является письмо ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№.На основании изложенного, просит обязать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» заключить договор купли-продажи природного газа для здания, расположенного по адресу: <адрес> по тарифам, предназначенным для газоснабжения населения; обязать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» открыть лицевой счет для оплаты природного газа по зданию, расположенному по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец в лице представителя по доверенности Крохмаль Н.Г. исковые требования уточнила, просила признать незаконными действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в отказе в заключении договора поставки газа в нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> оформленного письмом № от ДД.ММ.ГГГГ; обязании ООО «Газпром межрегионгаз Курск» заключить договор купли-продажи природного газа для здания, расположенного по адресу: <адрес> по тарифам, предназначенным для газоснабжения населения; обязать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» открыть лицевой счет для оплаты природного газа по зданию, расположенному по адресу: <адрес>. В дополнение обоснования требований представила письменные пояснения, приобщенные к материалам дела. Так же указала, что согласно Постановлению Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" перечень объектов газопотребления является открытым, ввиду указания «иные объекты», и содержания указания не только на жилые помещения, а и указания «и (или) отдельно стоящие», ввиду изложенного, утверждение Ответчика о невозможности заключения договора с обратившимся субъектом по нежилому зданию, помещению или строению не соответствует закону. Кроме того, Ответчик не имеет право проводить проверки здания на предмет его использования на стадии заключения договора, а утверждение представителя Ответчика о наличии у него права на проведение проверок на предмет определения целей или вида использования объекта газопотребления не соответствует закону. Истцом представлены документы, подтверждающие наличие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, что является достаточным для заключения договора поставки газа. Документы, подтверждающие наличие договора о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявления о заключении договора, так же были представлены. Так же учитывая положения Федерального закона "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ обязывающего заключить договор с любым обратившимся к субъекту естественной монополии лицом, истец полагает отказ ответчика в заключении договора на предложенных им условиях, неправомерным.
Представитель ответчика Мочалин А.В. исковые требования не признал в полном объеме, в удовлетворении исковых требований просил отказать ввиду необоснованности. В обоснование доводов стороны ответчика представил письменные пояснения, приобщенные к материалам дела. Так же пояснил, истцу не было отказано в заключении договора поставки газа, а именно было отказано в применении тарифов, предназначенных для газоснабжения населения, о чем ответчику был дан письменный ответ с разъяснением порядка заключения договора поставки газа в рамках, постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, которым утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации. Так как, абзацем 2 п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее Правила, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549, установлено, что Правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, в п. 3 Правил раскрывается понятие "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению. Из приведенных выше норм следует, одним из условий поставки газа в рамках постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 является то, что поставка природного газа не производится для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью. Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Мхитарян Геворг Размики является индивидуальным предпринимателем и осуществляет вид деятельности: Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств. Проверка сведений указанных Мхитарян Г.Р. в оферте, показала, что нежилое здание, в которое необходимо осуществлять поставку газа, используется для осуществления предпринимательской деятельности, что подтверждается собранными ответчиком доказательствами. Тип строения, указанный Мхитарян Г.Р. в оферте, имеет статус «Хозяйственное строение, назначение: Нежилое здание». Согласно п.п. «а» п. 8 оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, сведения о типе помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки домовладения). Одним из основных признаков помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить, является жилой дом, надворные постройки домовладения. В п. 3 Правил раскрывается понятие "домовладение" - жилой дом (часть жилого дома) и (или) примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты). На земельном участке Мхитарян Г.Р. расположено только нежилое здание - гараж, состоящий из пяти гаражных боксов (фото приобщены к материалам дела). Таким образом, у ООО "Газпром межрегионгаз Курск" отсутствовали основания для заключения договора с Мхитарян Г.Р. на газоснабжение нежилого помещения расположенного по адресу <адрес> в рамках постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 года N549.Однако, Мхитарян Г.Р. было предложено обратиться с заявлением в ООО "Газпром межрегионгаз Курск" для заключения договора поставки газа в рамках, постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162, которым утверждены Правила поставки газа в Российской Федерации. Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск» были произведены в строгом соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного, ответчик полагает удовлетворении искового заявления Мхитарян Г.Р. к ООО «Газпром межрегионгаз Курск» отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица СНТ «Приморское» извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения не заявлено.
Выслушав доводы истца в лице представителя Крохмаль Н.Г., возражения представителя ответчика по доверенности Мочалина А.В., исследовав показания свидетелей ФИО7, ФИО6, ФИО4., представленные стороной ответчика фото и видеозаписи изображения, изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О газоснабжении в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2019) настоящим законом определены правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. Вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации.
Согласно ст.8 указанного Закона разработка и принятие федеральных законов, иных нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики в области газоснабжения; стандартизация, обеспечение единства измерений и организация обязательного подтверждения соответствия в области газоснабжения; в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ); а так же осуществление государственного регулирования, федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) отнесены к полномочиям федеральных органов государственной власти в области газоснабжения относятся.
Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации; утверждает типовые формы документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения.
На основании ст. ст. 21, 23 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О газоснабжении в Российской Федерации» оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для потребителей, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке газа учитываются экономически обоснованные затраты и прибыль, а также уровень обеспечения организаций - собственников систем газоснабжения финансовыми средствами на расширение добычи газа, сети газопроводов и подземных хранилищ газа.
Используемые для расчета размера платы за коммунальную услугу газоснабжения для населения и приравненных к нему категорий потребителей установленные цены на газ применяются для расчетов за газ, поставляемый организациям, предоставляющим внаем жилые помещения в наемных домах в соответствии с жилищным законодательством.
Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на срок не менее трех и не более пяти лет и определяет порядок их применения. Указанные тарифы могут быть дифференцированы с учетом экономических и социальных условий газоснабжения частей территорий субъектов Российской Федерации(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.12.2012 N 291-ФЗ).
В соответствии со ст. 23.1. Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О газоснабжении в Российской Федерации» в РФ осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, который осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", которые применяются к проверкам в отношении осуществляющих регулируемые виды деятельности в области газоснабжения и не являющихся субъектами естественных монополий юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Предметом проверки является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и юридическими лицами в процессе осуществления деятельности в области газоснабжения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области газоснабжения в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов) в области газоснабжения, экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения юридическими лицами регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.
Принятые органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с нарушением законодательства Российской Федерации решения об установлении цен (тарифов) в области газоснабжения, государственное регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат отмене федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть четвертая введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 35-ФЗ).
В соответствии со ст. 454 ГК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иным законом, особенности купли и продажи товаров отдельных видов определяются законами и иными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (в ред. от 30.11.2018) «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» в целях повышения надежности газоснабжения в Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий», определены отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 ( в ред. от 09.09.2017) «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (вместе с «Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»), в соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» утверждены прилагаемые Правила поставки газа для обеспечения именно коммунально-бытовых нужд граждан.
Как усматривается из материалов дела, 15 октября 2018 года Мхитарян Г.Р. обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Курск» с заявлением о заключении с ним договора купли-продажи газа по нежилому зданию, расположенному по адресу: <адрес> К заявлению были приложены копии паспорта; свидетельства о государственной регистрации на здание и земельный участок; указано, что размер общей площади указан в свидетельство о праве собственности; что сведения, подтверждающие количество лиц, проживающих в помещениях не предоставляются ввиду того, что здание является нежилым; что документы, подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домов; указано, что документы, подтверждающие вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве, или их отсутствие не представляются ввиду их отсутствия; копии документов, подтверждающие тип установленного прибора (узла)
учета газа, место его присоединения к газопроводу, дату опломбирования
прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей
его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной
поверки; копия договора о техническом обслуживании внутридомового газового
оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении; копия акта об определении границы раздела собственности.
Данный договор в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ является публичным договором.
Требования и условия заключения договора, так же как и требования к документам, необходимым для заключения договора, определены нормативными актами.
Обстоятельства и перечень документации поданной истцом в канцелярию ООО «Газпром межрегионгаз Курск» стороной ответчика не отрицается и подтверждается отметкой о принятии.
Согласно предоставленного истцом перечня документов и содержания поданного заявления, истец просил заключить с ним договор купли-продажи природного газа на условиях и с применением тарифов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан».
26.10.2018г. истцу Мхитарян Г.Р. был предоставлен ответ, содержащий в себе отказ в заключении договора в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», с разъяснением, что отношения, возникающие при поставке газа в нежилые помещения не могут регулироваться условиями договора купли-продажи газа для обеспечения коммунально-бытовых услуг граждан.
Как следует из пояснения представителя стороны ответчика в судебном заседании, подтверждается содержанием ответа от ДД.ММ.ГГГГ, а так же копиями предоставлявшихся документов Мхитарян Г.Р., приобщенных к материалам дела, истцу Мхитарян Г.Р. было отказано в заключении договора именно по п. 8,9 Правил, поскольку не было представлена соответствующая документация для заключения договора по условиям и в соответствии с тарифами, применяемыми именно для коммунально-бытовых услуг граждан.
Одновременно Мхитарян Г.Р. было разъяснено о необходимости подачи отсутствующих документов по количеству граждан, проживающих в доме, о составе и типе внутридомового газового оборудования, и соответствие этого оборудования установленным для него техническим требованиям.
В противном случае, заявителю был разъяснен порядок обращения для заключения договора купли-продажи природного газа в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (в ред. от 30.11.2018) «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации», а так же разъяснено о необходимости подачи об этом соответствующего заявления.
Согласно представленного межевого плана земельный участок № – А в СНТ «Приморское» <адрес> имеет вид разрешенного использования – для садоводства и огородничества.
Кадастровый паспорт строения № имеет назначение нежилое, наименование хозяйственное строение.
Заявление председателю СНТ «Приморское» о согласовании строительства, содержит сведения о согласовании разрешения строительства на садовом участке № садоводческого товарищества – жилого дома.
Технические условия от ДД.ММ.ГГГГ. выполненные ООО «Прометей» предоставлены в отношении хозяйственного строения и нежилого здания на участке № СНТ «Приморское» и содержат сведения о применении инженерно-технических требований включая СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные», а так же ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».
Строительно-монтажные газовые работы ИП ФИО5 выполнены по объекту хозяйственного строения, нежилого здания. Акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 25.09.2018г. отражают сведения о газоснабжении хозяйственного строения, нежилого здания.
Платежные же документы содержат сведения о газоснабжении садового дома (накладная № от ДД.ММ.ГГГГг., Акт № от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Курскгазпроект» приемки проектной документации, квитанции к приходным кассовым ордерам от 2018г. ИП ФИО5 – СМР по газооборудованию садового дома).
Предоставленные в соответствии с заявлением стороной истца документы ответчику, а так же в судебном заседании имеют аналогичное содержание, из пояснения представителя стороны истца следует, что пакет документов предоставлен был аналогичного перечня и содержания, что и предоставленный стороной истца в судебное заседание.
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 (далее Правила) устанавливают порядок и условия заключения договора купли-продажи природного газа.
Согласно Правил, для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее -заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.
Мхитарян Г.Р. в соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 года №549 обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Курск» с офертой – предложением о заключении договора купли-продажи природного газа на газоснабжение нежилого здания, расположенного по адресу <адрес>
В оферте он предложил заключить с ним договор с применением положений постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549, которым утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В силу пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически необоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Истцом заявлено о необоснованном отказе от заключения с потребителем договора поставки газа.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из статьи 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон о газоснабжении) следует, что газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Согласно статье 26 указанного Закона организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки.
В силу пункта 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, далее - Правила N 549) поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Для заключения договора заинтересованное физическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты (пункт 7 Правил N 549). В соответствии с пунктом 11 Правил газоснабжающая организация в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений. Техническая возможность признается наличествующей, если на территории муниципального образования, где расположено помещение (жилой дом), газоснабжение которого необходимо обеспечить, имеется газораспределительная сеть, мощность которой позволяет газоснабжающей организации обеспечить подачу газа во исполнение всех заключенных ею договоров и к которой подключен газопровод, входящий в состав внутридомового газового оборудования заявителя. Согласно пункту 13 Правил N 549 основаниями для отказа от заключения договора являются: а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения домовладения; б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты; в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа; г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.
Так, оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, следующие сведения: а) тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки домовладения); б) виды потребления газа (приготовление пищи, отопление, в том числе нежилых помещений, подогрев воды, приготовление кормов для животных); в) количество лиц, проживающих в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить; г) размер (объем, площадь) жилых и нежилых отапливаемых помещений; д) вид и количество сельскохозяйственных животных и домашней птицы, содержащихся в личном подсобном хозяйстве (при наличии); е) состав газоиспользующего оборудования (при наличии); ж) тип установленного прибора учета газа, место его присоединения к входящему в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования газопроводу, дата опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета газа (далее - поверка), а также установленный срок проведения очередной поверки (при наличии такого прибора); з) меры социальной поддержки по оплате газа, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданам, проживающим в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить (в случае предоставления таких мер); и) реквизиты акта об определении границ раздела собственности.
К оферте прилагаются документы, в том числе подтверждающие размеры общей площади жилых и отапливаемых вспомогательных помещений жилого дома, а также размер (объем) отапливаемых помещений надворных построек, - для домовладений; подтверждающие количество лиц, проживающих в жилых помещениях жилых домов; документы, подтверждающие состав и тип газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, и соответствие этого оборудования установленным для него техническим требованиям; подтверждающие тип установленного прибора (узла) учета газа, место его присоединения к газопроводу, дату опломбирования прибора учета газа заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей его последнюю поверку, а также установленный срок проведения очередной поверки (при наличии такого прибора); а так же копия договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Газоснабжающая организация, в соответствии с п.11 Правил, в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверность содержащихся в них сведений.
Одним из условий поставки газа в рамках постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 является то, что поставка природного газа не производится для целей, связанных с осуществлением предпринимательской деятельностью.
Абзацем 2 п. 1 Правил установлено, что Правила №549 не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
Кроме того, в п. 3 Правил раскрывается понятие «абонент» - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Перечень необходимых при подаче оферты документов, которые предусмотрены п.8 и п.9 Правил отвечает требованиям и основополагающим условиям и целям применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549.
Именно предоставление необходимых и соответствующих Правилам №549 документов предоставляет право лица, подавшего оферту – предложение – заключить договор на условиях, предусмотренными этими Правилами №549.
Вместе с тем, имеет место несоответствие документации, предоставленной Мхитарян Г.Р. четкому перечню требуемых документов для заключения договора купли-продажи природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Так, тип строения, указанный Мхитаряном Г.Р. в оферте, имеет статус «Хозяйственное строение, назначение: Нежилое здание».
Согласно п.п. «а» п. 8 оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, сведения о типе помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки домовладения).
Одним из основных признаков помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить, является жилой дом, надворные постройки домовладения.
В п. 3 Правил №549 содержится понятие «домовладение» - жилой дом (часть жилого дома) и (или) примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы, иные объекты).
Согласно технической документации, на земельном участке Мхитарян Г.Р. представлено расположение только нежилое здание, имеющего три бокса с пятью проемами, соответствующих размерам гаражных заездов.
Обстоятельства того, что выводы ответчика на стадии проверки оферты- предложения, об обстоятельствах характера и порядка использования строения в качестве самостоятельного нежилого строения в качестве гаражных боксов, в отсутствие признаков характеризующих его как надворную постройку домовладения, подтверждается предоставленной с офертой Технической документацией в отношении строения, Актом проверки ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ., сведениями из ЕГРИП, согласно которому Мхитарян Г.Р. является ИП с видом деятельности «техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», а так же исследованными впоследствии в судебном заседании - ответом председателя СНТ «Приморское» от ДД.ММ.ГГГГ., Актом от ДД.ММ.ГГГГ. с участием ЖКХ администрации Курского района Курской области, приобщенными фото, видео- изображениями, показаниями свидетелей ФИО7, ФИО6, ФИО4., согласно которым, строение используется не как гараж при домовладении, а как отдельное нежилое строение с гаражными боксами, в которых предоставляются услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
В силу пп. "г" п. 13 Правил №549, выявление в документах недостоверных сведений, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, и предоставление не всех документов, является основанием для отказа от заключения договора.
Пакет документов, предусмотренный п. 9 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, был не полный, содержал противоречивые данные, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в соответствии с п. "г" п. 13 Правил ответчик обоснованно отказал в требованиях Мхитарян Г.Р. о понуждении к заключению договора на предложенных им условиях и разъяснил необходимость подачи оферты - предложения с приложением соответствующих документов для заключения договора купли-продажи природного газа в соответствии с положениями Постановления правительства РФ от 05.02.1998 года №162 «О правилах поставки газа в РФ».
Что касается доводов стороны истца и незаконности проверки сведений, указанных в оферте, то полномочия о проверке сведений, указанных заявителем в оферте -предложении о заключении договора предусмотрены п.4 и п.11 Правил №549.
Доводы стороны истца о нарушении ответчиком требований антимонопольного законодательства не соответствуют действительности, поскольку предоставленный им с офертой пакет документов не позволял заключить с ним договор на предложенных им условиях, а кроме того ему был разъяснен порядок подачи оферты - предложения с приложением соответствующих документов для заключения договора купли-продажи природного газа в соответствии с положениями Постановления правительства РФ от 05.02.1998 года №162 «О правилах поставки газа в РФ».
При этом суд учитывает, из пояснений стороны истца следует, что истец, несмотря на использование личного имущества в предпринимательских целях, настаивает на применении при заключении с ним именно условий по Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, что влечет и применение иных тарифов, предусмотренных для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
Как следует из пояснения стороны ответчика и не отрицается стороной истца, открытие лицевого счета без заключения определенного по Правилам № или № договора купли-продажи невозможно, в силу необходимости определения по договору основных условий, включая цену и порядок реализации природного газа, которые установленными Правилами № и № имеют значительное различие.
Цена на природный газ подлежит государственному регулированию.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании изложенного суд приходит к выводу о несоответствии доводов стороны истца обстоятельствам по делу.
При таком положении суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований и находит их не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Мхитарян Геворга Размиковича к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Курск», - признать незаконными действия ООО «Газпром межрегионгаз Курск», выразившиеся в отказе в заключении договора поставки газа в нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> оформленного письмом № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» заключить договор купли-продажи природного газа для здания, расположенного по адресу: <адрес>» по тарифам, предназначенным для газоснабжения населения; обязать ООО «Газпром межрегионгаз Курск» открыть лицевой счет для оплаты природного газа по зданию, расположенному по адресу: <адрес>», о т к а з а т ь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в течение пяти дней и может быть получено сторонами в первый рабочий день 25 февраля 2019 года.
Судья: \