Благовещенский районный суд Амурской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Благовещенский районный суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-318/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 июля 2011 года г. Благовещенск
Благовещенский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Комогорцева И.Ю.,
при секретаре Фроловой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа сельской администрации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации сельсовета Благовещенского района Амурской области, в обоснование которого указала, что она обратилась в администрацию сельсовета с заявлением о согласовании схемы земельного участка, расположенного по адресу: . Целевое назначение: ведение личного подсобного хозяйства (дача). Указанное заявление было подготовлено ФИО3 в соответствии с установленными правилами, а именно, к заявлению была подготовлена и предоставлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № Данную схему по ее заказу подготовили специалисты из содержания которой установлено, что границы запрашиваемого земельного участка, относятся к категории земель: земли населенных пунктов.
Вышеуказанное заявление о согласовании схемы, необходимо ей для подачи заявления в администрацию о предоставлении земельного участка в собственность за плату под личное подсобное хозяйство. Указанная процедура установлена администрацией постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ и утверждена административным регламентом администрации по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории ». Пункт 2.2. указанного документа устанавливает перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, именно пп.8 определил, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (согласно приложению №зЗ), должна быть согласована с главой сельсовета в 3- экз. Т.е. прежде чем лицо обратится в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка ему необходимо подготовить документы, в том числе и схему установленного образца земельного участка, а также согласовать эту схему с главой сельсовета.
После того, как она подала заявление, специалист разъяснил ей, что работа по указанному заявлению будет проходить в течение одного месяца, о результате сообщат, после чего зарегистрировала заявление, присвоив входящий № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 получила ответ от администрации сельсовета за исходящим номером №. Из содержания которого ей стало известно о том, то утвердить схему на земельный участок, предназначенный для ведения личного подобного хозяйства в невозможно, так как указанный квартал отведен под индивидуальное жилищное строительство. Данный документ был подписан главой сельсовета ФИО1, заверен печатью.
С указанными действиями администрации сельсовета ФИО3 не согласна по следующим основаниям. В ответе сообщают, что квартал, в котором находится запрашиваемый участок, предназначен для индивидуального жилищного строительства. Однако, ссылки на документ, который разграничивает земли указанного района на подвиды использования и его назначение не делают. Более того, ссылка сделанная на то, что земля отведена именно под индивидуальное жилищное строительство безосновательна, поскольку до настоящего момента не разработан и не утвержден градостроительный регламент для указанной территориальной зоны - земли указанного кадастрового квартала, как того требует Земельный Кодекс Российской Федерации. А именно, отсутствует план земельной застройки. (ч.5ст.45 Градостроительного Кодекса РФ).
В соответствии с решением Благовещенского районного Совета народных депутатов Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка работы с письменными обращениями граждан и юридических лиц по вопросам оформления земельных отношений в администрации Благовещенского района», в п.1 гл.2 указанных «Правил» устанавливают, что земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности администрации района предоставляются гражданам в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием. Однако, как указывалось выше, такого документа не существует, что лишний раз подтверждает неправомерность отказа в согласовании. Более того, такой подход органа местного самоуправления к решению вопроса о предоставлении земельных участков несовместим с принципом равенства, закрепленным в части 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, является дискриминационным и ограничивает гарантированное частью 1 ст.36 Конституции Российской Федерации право Истца, обратившегося в установленном порядке в администрацию сельсовета, приобрести и иметь в частной собственности спорный земельный участок.
На основании изложенного, полагает, что указанный ответ не может быть законным и исключающим возможность приобретения ею земельного участка, что противоречит также интересам истицы и просит суд, признать отказ администрации сельсовета Благовещенского района Амурской области в согласовании схемы земельного участка под личное подсобное хозяйство от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать администрацию сельсовета Благовещенского района Амурской области в лице ФИО1 устранить допущенное нарушение путем согласования схемы земельного участка расположенного в кадастровом квартале № находящегося в под личное подсобное хозяйство.
В судебное заседание истица ФИО3, извещенная надлежащим образом не явилась, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщила, обеспечила явку в судебное заседание своего представителя - ФИО2 действующего по доверенности со всей полнотой процессуальных положений, который заявленные требования поддержал, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации сельсовета Благовещенского района, извещенный своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин неявки не сообщил, поэтому суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истицы, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Российское законодательство определяет земельный участок как объект земельных отношений в виде части поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 ЗК РФ). Формирование земельного участка, сопровождающееся описанием и удостоверением его границ, является обязательным условием его существования как объекта землепользования и имущественного права, при этом одним из способов образования новых земельных участков путем проведения кадастровых работ по их формированию является выделение (в том числе из государственных и (или) муниципальных земель. Подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности (межевание земель) осуществляются в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации, Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве», «Правилами установления на местности границ объектов землеустройства» (утв. Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. N 688), «Инструкцией по межеванию земель», принятой Роскомземом 8 апреля 1996 г., а также другими нормативно-техническими документами в сфере территориального землеустройства.
Согласно ст. З п. 10 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Из ст. 34. ЗК РФ, устанавливающей порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, следует, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче таких земельных участков подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, что является основанием для проведения его межевания, согласно «Инструкции по межеванию земель», и постановке на кадастровый учет.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ установлен принцип земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
С учетом особенностей использования земельных участков осуществляется градостроительное зонирование, то есть зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - ГрК РФ).
Как следует п.20 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселенияотносятся: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Из ст. 8 Гр.К РФ, следует, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Исходя из системного анализа действующего законодательства, к вопросам местного значения поселения, то есть администрации сельсовета относятся, в том числе подготовка и утверждение Правил землепользования и застройки поселений, то есть вопросы связанные с зонированием территории сельсовета.
Как установлено судом, земельный участок, испрашиваемый истицей является вновь образованным для ведения личного подсобного хозяйства.
ФИО3 обратилась к главе администрации сельсовета с заявлением, зарегистрированным входящим № от ДД.ММ.ГГГГ, о согласовании схемы расположения земельного участка, предоставив при этом изготовленную по ее заявке схему расположения земельного участка, площадью находящегося в и запрашиваемого ею для ведения личного подсобного хозяйства. На данное обращение (заявление) ДД.ММ.ГГГГ она получила отказ в согласовании схемы расположения земельного участка, по причине нахождения запрашиваемого участка в зоне жилой застройки, при этом без ссылок на действующие Правила землеустройства и зонирования
Не согласившись с данными действиями сельской администрации ФИО3 обратилась в суд и просит признать отказ администрации сельсовета в согласовании земельного участка под личное подсобное хозяйство незаконным и обязать администрацию сельсовета в лице ФИО1 устранить допущенное нарушение путем согласования схемы расположения испрашиваемого ею земельного участка.
Рассматривая требование о согласовании схемы расположения земельного участка сельская администрация вправе согласовать ее, либо отказать в согласовании, приведя мотивированный отказ, подтвержденный документально.
Отказав ФИО3 в согласовании схемы земельного участка глава администрации сельсовета не сослался на документ, подтверждающий обоснованность и законность отказа, не представил утвержденные сельским Советом народных депутатов Правила землепользования и зонирования и в суд. При таких обстоятельствах, отказ сельской администрации является незаконным и создает препятствия дальнейшему обращению ФИО3 для получения земельного участка и данное требование ФИО3 подлежит удовлетворению.
ФИО3 в качестве способа восстановления нарушенного права, просит возложить обязанность на администрации. сельсовета согласовать схему земельного участка, расположенного в кадастровом квартале №, находящегося в под личное подсобное хозяйство.
Однако с учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым избрать способ защиты нарушенного права, заключающийся в возложении на администрацию сельсовета обязанности повторно рассмотреть вопрос о согласовании схемы земельного участка, расположенного в кадастровом квартале № находящегося в под личное подсобное хозяйство. Указанный способ восстановления нарушенных прав избран судом в связи с тем, что суд не вправе принуждать орган местного самоуправления к принятию заранее определенного решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р ЕШ И Л:
Иск ФИО3 к администрации сельсовета Благовещенского района Амурской области о признании незаконным отказа сельской администрации удовлетворить частично.
Признать отказ администрации сельсовета Благовещенского района Амурской области в согласовании схемы земельного участка под личное подсобное хозяйство от ДД.ММ.ГГГГ - незаконным.
Обязать администрацию сельсовета Благовещенского района Амурской области повторно рассмотреть вопрос о согласовании ФИО3 схемы земельного участка расположенного в кадастровом квартале № находящегося в под личное подсобное хозяйство.
В удовлетворении требований о наложении обязанности на администрацию сельсовета Благовещенского района Амурской области в лице ФИО1 согласовать схему земельного участка расположенного в кадастровом квартале № находящегося в под личное подсобное хозяйство - отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение десяти дней со дня его провозглашения.
Председательствующий: