ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3180/18 от 16.08.2018 Октябрьского районного суда г. Владимира (Владимирская область)

Дело № 2-3180/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ Р. Ф.

16 августа 2018 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

Председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре Барсановой Т.Е.,

с участием

прокурора Жарковой Ю.М.

истца ФИО1

представителей администрации Владимирской области ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <...> гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Владимирской области о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, признании незаконным распоряжения администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###-рк об освобождении от должности, восстановлении на службе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с настоящим иском к администрации Владимирской области, в котором с учетом изменений в порядке ст. 39 ТК РФ просит:

- признать незаконным и необоснованным увольнение с должности государственной гражданской службы председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации Владимирской области;

- признать незаконным и подлежащим отмене распоряжение администрации Владимирской области, подписанное и.о. <...>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ###-рк об освобождении ФИО1;

- восстановить ФИО1 на работе в администрации Владимирской области с ДД.ММ.ГГГГ в должности государственной гражданской службы председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации Владимирской области;

- взыскать с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме ### рублей.

Требования мотивированы следующим.

Истец поступил на государственную гражданскую службу в администрацию Владимирской области ДД.ММ.ГГГГ на должность заместителя председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации Владимирской области, с ДД.ММ.ГГГГ занимал должность государственной гражданской службы председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации Владимирской области (далее Комитета).

Уведомлением руководства от ДД.ММ.ГГГГ истец извещен о сокращении занимаемой им должности в связи с упразднением структуры.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 освобожден от занимаемой должности.

Полагает увольнение по названному основанию незаконным и необоснованным. По мнению истца, процедура увольнения проведена с существенными нарушениями трудового законодательства РФ.

Истцу не предложены имеющиеся вакантные должности руководителей (ведущей группы должностей), преимущественное право на оставлении на работе не предоставлено. За время работы нареканий и выговоров со стороны работодателя не было.

Процедура сокращения носила мнимый характер, поскольку одновременно с упразднением Комитета создана аналогичная структура с идентичными обязанностями, правовая обоснованность реорганизации структуры отсутствовала.

Ссылаясь в качестве правового обоснования на нормы ст.ст. 236, 237, 391, 392 ТК РФ просит иск удовлетворить.

Истец в суде иск поддержал, с учетом изменений, просил его удовлетворить.

Представитель ответчика иск не признавал, указав, что расторжение контракта с государственным гражданским служащим в связи с сокращением должности регулируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, порядок увольнения соответствовал статьям 31, 33, 38 названного Федерального закона.

Во исполнение Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###-ОЗ Указом Губернатора Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ### «О структуре администрации Владимирской области» с ДД.ММ.ГГГГ образован комитет внутренней политики, с ДД.ММ.ГГГГ упразднен комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества.

Постановлением администрации области от ДД.ММ.ГГГГ### «О внесении изменений в приложение к постановлению <...> от ДД.ММ.ГГГГ### «Об утверждении структуры и штатного расписания администрации области» ДД.ММ.ГГГГ комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества упразднен, 20 должностей государственной гражданской службы, в том числе должность председателя комитета, сокращены. Также постановлением администрации области ДД.ММ.ГГГГ образован комитет внутренней политики администрации области в количестве 17 единиц должностей государственной гражданской службы. Положением о комитете внутренней политики администрации Владимирской области, утвержденным постановлением администрации области от ДД.ММ.ГГГГ###, на комитет внутренней политики администрации Владимирской области возложены дополнительные функции; которые не входили в компетенцию упраздненного комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации области. Изменение функций повлекло уточнение квалификационных требований, предъявляемых к председателю комитета внутренней политики администрации области: в частности, предусмотрено наличие высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Экономика и управление». Таким образом, организационно-штатные мероприятия произведены в соответствии с требованиями законодательства и направлены на повышение эффективности государственного управления области.

ФИО1ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность государственной гражданской службы - председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации области. На основании статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация ФИО1 проведена в декабре 2016 года. Наград и поощрений в период работы в администрации Владимирской области ФИО1 не имел, стаж государственной гражданской службы составляет 4 года 6 месяцев. ФИО1 предупрежден о сокращении замещаемой должности государственной гражданской службы персонально и под роспись ДД.ММ.ГГГГ. Должностным регламентом председателя комитета внутренней политики, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ представителем нанимателя - Губернатором Владимирской области, предусмотрены квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения указанной должности наличие высшего образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Экономика и управление». Введение соответствующих квалификационных требований к специальности, направлению подготовки вызвано расширением полномочий комитета внутренней политики администрации области.

ФИО1 закончил Владимирский государственный педагогический университет по специальности «Юриспруденция». Таким образом, он не обладает необходимыми квалификационными требованиями к специальности, направлению подготовки, которые требуются для замещения должности председателя комитета внутренней политики администрации области.

Всего в администрации Владимирской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имелись две вакантные должности государственной гражданской службы, относящиеся к высшей группе должностей категории «руководители»: председатель комитета внутренней политики, председатель комитета общественных связей и СМИ, для замещения которых ФИО1 не обладал необходимыми квалификационными требованиями. Во исполнение данных требований комитетом государственной и муниципальной службы администрации области осуществлен поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поиск показал, что имеющиеся вакантные должности, замещаемые на конкурсной основе относятся к категории «специалисты» старшей или ведущей групп должностей. В связи с изложенным ФИО1 выявленные вакантные должности, относящиеся в ведущей группе должностей категории специалисты или обеспечивающие специалисты, не предлагались. Профсоюзный комитет администрации области ДД.ММ.ГГГГ проинформирован о сокращении должности председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации области, замещаемой ФИО1 Вместе с тем должность, указанная в исковом заявлении, в штатном расписании администрации области отсутствовала; увольнение ФИО1 произведено с должности председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации области. Просит в иске отказать.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Частью седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 этого Закона; далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 73 Закона).

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

В силу ч. 2 ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Согласно ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно Уставу Владимирской области, принятому Законодательным собранием области ДД.ММ.ГГГГ, Губернатор Владимирской области является высшим должностным лицом субъекта РФ

В силу ст. 9 Закона Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ОЗ "О Губернаторе (главе администрации) и администрации Владимирской области" Губернатор как руководитель высшего исполнительного органа государственной власти области в том числе:

1) на принципе единоначалия руководит администрацией, организует работу администрации по реализации ее полномочий, предусмотренных действующим законодательством;

2) ведет вопросы кадровой политики, утверждает штатное расписание администрации и структуру комитетов, управлений, секретариатов, территориальных органов и территориальных структурных подразделений администрации;

3) назначает на должность и освобождает от должности руководителей, заместителей руководителей органов исполнительной власти области, государственных гражданских служащих в администрации, работников, замещающих должности в администрации, не являющиеся должностями государственной гражданской службы области.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Истец принят на работу в администрацию Владимирской области на должность государственной гражданской службы - заместителя председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации Владимирской области на основании распоряжения Губернатора ###-рк (т.1 л.д.37).

Распоряжением Губернатора от ДД.ММ.ГГГГ###-рк ФИО1 переведен с ДД.ММ.ГГГГ на должность председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации Владимирской области (т.1 л.д.38).

Аттестационный лист по должности имеется в материалах дела (т.1 л.д.39).

Ссылаясь на указанные в иске доводы, истец полагает процедуру увольнения нарушенной, иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с Законом Владимирской области ###-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Закон Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ОЗ "О структуре администрации Владимирской области (высшего исполнительного органа государственной власти Владимирской области)" – дополнен п. 11-1 комитет внутренней политики; 2) пункт 12 комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества признан утратившим силу (т.1 л.д.41).

<...> от ДД.ММ.ГГГГ### с ДД.ММ.ГГГГ образован комитет внутренней политики, с ДД.ММ.ГГГГ постановлено упразднить комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества (т.1 л.д.43).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 настоящего Федерального закона).

В силу п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Согласно ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:

1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;

2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В течение срока, указанного в части 2 настоящей статьи, в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих в соответствии со статьей 48 настоящего Федерального закона. По результатам внеочередной аттестации гражданским служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие квалификацию, уровень профессионального образования, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 11. Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на представителя нанимателя не возложена обязанность предлагать гражданскому служащему, должность которого сокращается, вакантные должности, относящиеся к иным категориям и группам должностей гражданской службы.

Пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъясняется, что при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Предупреждением руководства области от ДД.ММ.ГГГГФИО1 извещен о сокращении занимаемой должности (т. 1 л.д.44).

В ходе судебного разбирательства установлено и не опровергнуто, что свободных должностей высшей группы категории «руководители» не имелось.

Истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предложены должности Председателя комитета общественных связей и СМИ, Председателя комитета внутренней политики, поскольку квалификационные требования не соответствовали образованию ФИО1 (т. 1 л.д.40).

По названной выше причине не предложены должности категории «Руководители»:

- директора департамента культуры администрации области,

- директора департамента лесного хозяйства администрации области,

- директора департамента ветеринарии администрации области,

- первого заместителя директора департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности администрации области,

- начальника государственной жилищной инспекции.

Из содержания Должностного регламента государственного гражданского служащего - председателя комитета внутренней политики администрации Владимирской области следует, что необходимо иметь высшее образование по направлению «Государственное и муниципальное управление» «Менеджмент», «Экономика и управление» (т.1 л.д.53-63).

В материалы дела представлены скриншоты с Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы РФ; вакансии ведущей группы должностей не предлагались ввиду их отсутствия.

Распоряжением администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###-рк ФИО1 освобожден от занимаемой должности и уволен с ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д.96).

Как пояснил суду истец с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, расчет при увольнении произведен полностью, что не опровергнуто.

Из дела следует, что трудовая книжка выдана истцу ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день произведен расчет и перечислены суммы при увольнении (т. 1 л.д. 97-103).

В настоящем судебном заседании расчет выплаченных сумм истцом не оспаривался.

Между тем, доводы истца о фиктивном сокращении должности председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации Владимирской области не нашли подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку <...> от ДД.ММ.ГГГГ### с ДД.ММ.ГГГГ образован комитет внутренней политики, с ДД.ММ.ГГГГ упразднен комитет по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества.

Установленный ст. 31 названного выше Закона двухмесячный срок до увольнения заканчивающийся ДД.ММ.ГГГГ (последний рабочий день) соблюден.

Таким образом, факт сокращения замещаемой истцом должности председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации Владимирской области имел место, в связи с чем, у ответчика имелись основания для увольнения истца.

Уведомлением, врученным истцу под роспись ДД.ММ.ГГГГ он предупрежден о сокращении занимаемой им должности.

Данные в службу занятости направлены (т. 1 л.д.45-48).

ФИО1 членом профсоюзной организации администрации Владимирской области не являлся (т.1 л.д.51).

Довод истца о том, что ответчиком при увольнении не было учтено его право на преимущественное занятие должности председателя указанных выше комитетов, суд полагает несостоятельным, поскольку в данном случае занимаемая им должность государственной гражданской службы исключена, свободных вакансий ведущей (высшей) группы (по квалификации истца) не имелось.

С учетом изложенного распоряжение об увольнении ###-рк от ДД.ММ.ГГГГ является законным, оснований для признания его неправомерным у суда не имеется.

Поскольку требование истца о признании незаконным распоряжения об увольнении не подлежит удовлетворению, следовательно, иск в части восстановления ФИО1 на работе в администрации Владимирской области с ДД.ММ.ГГГГ в должности государственной гражданской службы председателя комитета по взаимодействию с органами местного самоуправления, государственной власти и институтами гражданского общества администрации Владимирской области, взыскании с ответчика заработной платы за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме ### рублей - удовлетворению не подлежат.

Таким образом, суд полагает отказать в иске полностью.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 к администрации Владимирской области о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы, признании незаконным распоряжения администрации Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ###-рк об освобождении от должности, восстановлении на службе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья М.С.Игнатович

Решение в окончательной форме изготовлено 21 августа 2018 г.

Судья М.С.Игнатович