Копия
Дело № 2- 78/2019
113г
24RS0017-01-2018-002423-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Копеиной И.А.,
при секретаре Калининой У.И.
с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Красноярска Самусевой Т.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Красноярска об изменении статуса жилого помещения, признании права собственности, признании права собственности в порядке приватизации, к ФИО2 о признании утратившей права пользования жилым помещением и встречному иску Администрации г. Красноярска от имени и в интересах муниципального образования г. Красноярска к ФИО1, ФИО3, ФИО1 о признании утратившими право пользования муниципальным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения.
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском (с учетом произведенных уточнений) к Администрации г. Красноярска, в котором просил, исключить из реестра специализированного жилищного фонда администрации <адрес> ФИО2 утратившей право пользования квартирой по адресу: г Красноярск, <адрес>. Признать за ФИО1 право собственности на квартиру по адресу: <адрес> порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что истец в качестве нанимателя проживает и зарегистрирован в квартире по адресу: <адрес> на основании служебного ордера № от «23» августа 1989г. Указанный ордер был предоставлен Истцу и членам его семьи: ФИО3 (жена), ФИО1 (сын), на право занятия отдельной однокомнатной <адрес> в <адрес>. В настоящее время брак расторгнут, бывшая жена и сын выехали из квартиры и сейчас проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>. Указанными лицами представлены нотариальные отказы от приватизации. Занимаемая Истцом квартира находится в муниципальной собственности согласно перечню жилых помещений, учитываемых в Реестре муниципальной собственности по состоянию на 31.01.2018. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 6 марта 2018г. сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. Несмотря на то, что выданный Истцу ордер указан как служебный, Истец полагает, что проживает в обычном жилом помещении социального использования. Ранее Истец в приватизации жилых помещений не участвовал, другими жилыми помещениями не владеет, следовательно, имеет право приватизировать указанную квартиру. С 09 ноября 1993г. по настоящее время Истец зарегистрирован в вышеуказанной квартире. Истец проживает в квартире постоянно, несет обязанности в соответствии со ст. 69 ЖК РФ использует занимаемое жилое помещение по назначению, обеспечивает его сохранность, поддерживает надлежащее состояние жилого помещения, проводит текущий ремонт, своевременно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Спорная квартира является изолированным жилым помещением и состоит из одной комнаты, площадью 29,4 кв.м., расположена на пятом этаже жилого дома. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому Истец, занимающий указанное жилое помещение, вправе приобрести его в собственность, руководствуясь положениями спи 2 Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.
Администрации г. Красноярска от имени и в интересах муниципального образования г. Красноярска в свою очередь обратилось со встречным иском (с учетом произведенных уточнений) к ФИО1, ФИО3, ФИО1 о признании утратившими право пользования муниципальным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения, мотивировав требования тем, что ФИО1 и членам его семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ул. Красномосковская, д. 31, кв. 114, по служебному ордеру от 23.08.1989 №, на основании решения исполкома горсовета народных депутатов от 07.06.1989 №, в связи с трудовыми отношениями с Жилищно-эксплуатационным трестом №, приказ о приеме на работу от 02.01.1987 №-к. В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса РФ, служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Согласно постановлению администрации города Красноярска от 14.08.2015 № 539 «Об утверждении Положения о служебных жилых помещениях муниципального жилищного фонда города Красноярска», служебные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются, в связи с характером трудовых отношений, для временного проживания граждан, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Красноярске, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в городе Красноярске либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения в городе Красноярске. Трудовые отношения с ответчиком МП г. Красноярска «ПЖРЭТ №7» прекращены 23.06.1989г., вследствие чего, законных оснований для сохранения за ФИО1 права пользования служебным жилым помещением не имеется и он подлежит выселению из него. Кроме того, ФИО3, снялась с регистрационного учета спорного жилого помещения 01.11.1995, ФИО1 был снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, и в настоящее время зарегистрированы по постоянному месту жительства по адресу: <адрес>. Согласно п. 2.2.6. Положения об администрации района в <адрес>, утвержденного Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р, администрация района осуществляет функции наймодателя жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Согласно п. 3.8. указанного Положения, администрация района вправе выступать в судах в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации, включая споры о выселении из жилых помещений муниципального жилищного фонда. Просили признать ФИО1, ФИО3, ФИО1, утратившими право пользования муниципальным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>. Выселить ФИО1, ФИО3, ФИО1 из муниципального жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 действующая по доверенности (полномочия проверены) исковые требования поддержали по изложенным основаниям в иске, дополнительно пояснили, что в ходе судебного разбирательства были получены документы, подтверждающие общий стаж истца в организации более 10 лет, что дает право истцу на приватизацию указанной квартиры, исключив ее из специализированного жилого фонда. Так, согласно ответа муниципального предприятия <адрес> управляющая компания Красноярская» от 06 августа 2018 г., общий стаж истца составил более 10 лет, 1986 -1997гг. На момент получения ордера действовал Жилищный кодекс РСФСР. Учитывал, что спорное жилое помещение было предоставлено в 1987 году, до настоящего времени истец проживает в спорном жилом помещении, истец полагает, что жилищные правоотношения между ответчиком и истцом возникли в период действия жилищного кодекса РСФСР и продолжаются до настоящего времени, в связи с чем, следует применять как ЖК РФ, так и ЖК РСФСР. В соответствии со ст. 105 ЖК РСФСР, на служебное жилое помещение выдается ордер, форма которого устанавливается Советом Министров РСФСР. В соответствии со ст, 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя. Такой договор заключен не был. Однако, истец по настоящее время проживает в спорной квартире. Когда квартира приобрела статус служебного, доказательств ответчиком не представлено. В связи с тем, что ответчик не намерен добровольно снять с жилья статус «специализированного» жилого помещения, обратился с иском о выселении. На момент рассмотрения дела в суде действует п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, согласно которому исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, а также на основании постановления администрации города Красноярска от 14 августа 2015 года № 539. В деле отсутствуют доказательства соблюдения установленного правовыми актами порядка отнесения жилого помещения к служебному, что не влечет само по себе возникновение статуса служебного жилого помещения. По информации Управления Росреестра по Красноярскому краю в реестре отсутствуют сведения о статусе спорного жилого помещения как служебного. Графа «сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования» не заполнена. Кроме того, до подачи иска о признании права собственности на квартиру, право пользования данным жилым помещением ответчиком не оспаривалось. Кроме того, предприятие ПЖРЭТ -7 ранее являлось государственным предприятием, на день выдачи ордера истцу. В последствие оно было передано, согласно имеющимся в деле документам, в муниципальную собственность.Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Просили встречные исковые требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на то, что так как с ПЖРЭТ -7 он состоял в трудовых отношениях, проработал, согласно архивной справке о стаже работы, более 10 лет. Жилье ему было предоставлено в 1987 году, в период действия Жилищного кодекса РСФСР. Согласно, ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса. Ответчик по встречному иску полагает, что ответчик пропустил срок исковой давности, так как трудовые отношения с организацией прекращены более трех лет назад, что является самостоятельным требованием для отказа в удовлетворении иска без рассмотрения по существу. Кроме того, согласно выписке из ЕГРН записи о том, что спорная квартира является служебной, отнесена к специализированному жилищному фонду, не содержится. Сам по себе реестр администрации города Красноярска не является документом, подтверждающим юридический факт, так как служит для систематизации информации, но является правоустанавливающим документом, подтверждающим статус служебного жилья. С учетом изложенного, полагают, что исковые требования ответчика и истца по встречному иску удовлетворению не подлежат.
Представитель ответчика - истца Администрации г. Красноярска от имени и в интересах муниципального образования г. Красноярска ФИО5 действующая на основании доверенности (полномочия проверены), в судебном заседании заявленные встречные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Исковые требования ФИО1 просила оставить без удовлетворения.
Ответчики ФИО3, ФИО1 не явились, извещались по указанным адресам, каких либо ходатайств не направили.
В зал судебного заседания третьи лица МП г. Красноярска «МУК Красноярская», МКУ г. Красноярска «Центр Недвижимости», ДМИиЗО г. Красноярска, Управление Росреестра также не явились, были извещены.
Суд, с учетом мнения участников процесса, заключения прокурора, рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения участников процесса, заключение помощника прокурора –Самусевой Т.А. полагавшей, что требования подлежат отклонению, исследовав письменные материалы дела в своей совокупности, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Из положений ст. 30 ЖК РФ, которые согласуется с положениями ст. 209, ст. 288 ГК РФ усматривается, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Положениями ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего до 1.03.2005 года, предусматривалось, что жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.Основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 ЖК РСФСР).
Согласно статье 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42 установлены Правила отнесения помещения к специализированному жилищному фонду.
Согласно п. 12 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 являлся работником ЖПЭТ-7 с 09.11.1987г. по 23.06.1999г., что подтверждается архивной справкой о стаже работы МП «МУК Красноярская» (л.д.77).
На основании решения исполкома горсовета народных депутатов от 07.06.1989 №<адрес> признана служебной и закреплена за ЖПЭТ-7, для заселения слесаря-сантеника ФИО1(л.д.95)
На основании служебного ордера № от 23.08.1989 года ФИО1 и членам его семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. (л.д.16)
Между тем, из представленного в материалы дела перечня следует, что по состоянию на 31.01.2018г. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> состоит в реестре муниципальной собственности. (л.д.19-20).
Из представленной выписке из домовой книги от 14.03.2018г. следует, что по адресу <адрес>, 114, зарегистрированы ФИО1 (истец), ФИО3(бывшая супруга), ФИО1 (сын).
Рассматривая требования ФИО1, суд принимает во внимание, что статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Как уже было указано выше, спорное жилое помещение предоставлено истицу ФИО1 в качестве служебного, по ордеру, содержащему отметку "служебное".
Частью 2 статьи 92 ЖК РФ определено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
По смыслу данной нормы закона отнесение жилого помещения к специализированному жилищному фонду должно предшествовать его предоставлению в качестве специализированного по договору найма служебного жилого помещения.
В соответствии с п. 12 Правил и порядка отнесения помещений к специализированному жилищному фонду (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года N 42), исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Таким образом, в компетенцию суда не входит исключение жилого помещения из числа служебных, указанное право принадлежит только муниципальному органу.
Жилищный кодекс РСФСР (действовавший до 01.03.2005 года) также не предусматривал и не предусматривает судебного порядка изменения режима жилого помещения.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения на Администрацию г. Красноярска обязанности по исключению из числа служебных спорной квартиры не имеется.
В связи с тем, что до настоящего времени спорная квартира не утратила своего статуса служебной, к ней не может применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Доводы истца-ответчика о том, что спорная квартира фактически утратила статус служебного жилого помещения, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и опровергается представленными в материалы дела доказательствами, из которых следует, что спорная квартира имеет статус служебной.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца об изменении статуса жилого помещения, признании права собственности в порядке приватизации, не имеется.
Так же не подлежат удовлетворению требования ФИО1 о признании ФИО2 утратившей право пользования жилим помещением, поскольку:
Правоустанавливающих документов, подтверждающих принадлежность спорного жилого помещения истцу, суду не представлено, как и не представлено доказательств проживания, либо регистрации указанного лица, что следует из поквартирной карточки.
При таком положении, учитывая, что ФИО1 не является и не признан собственником, которому принадлежит право на устранение препятствий в реализации правомочий собственника (ст. ст. 209, 304 ГК РФ), правом требования к ФИО2 он не обладает.
Рассматривая встречные исковые требования, суд приходит к следующему:
Как следует из ст. 5 Федерального закона от 29 апреля 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение (ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР).
В силу ст. 107 Жилищного кодекса РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
Вместе с тем, согласно ст. 13 Федерального закона от 29 апреля 2004 года N 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Разъяснения по применению указанной нормы даны в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", где, указано, что в ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса РФ. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены ст. ст. 108, 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно п. 6 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Федеральным законом от 20 июля 2004 года N 71-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статью 108 Жилищного кодекса РСФСР" внесены изменения в п. 6 ч. 1 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, исключившие лиц, проживающих в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны РФ, из числа тех, кто не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.
Таким образом, из содержания приведенных правовых норм следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в служебных жилых помещениях, предоставленных им до 1 марта 2005 года (дата введения в действие Жилищного кодекса РФ), при одновременном наличии следующих условий: а) указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса РФ не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР; б) такой статус эти лица должны были приобрести до 1 марта 2005 года ; в) эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Таким образом, суд исходит из того, что жилищные правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного кодекса РФ, следовательно, в силу ст. 5 Федерального закона от 29 апреля 2004 года N 189-ФЗ, ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса РФ они регулируются, в том числе и нормами Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент их возникновения.
Из материалов дела усматривается, что жилое помещение ФИО1 и его семье было предоставлено в период работы в ЖПЭТ-7. Стаж его работы на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ составлял более 10 лет.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
При таких обстоятельствах, поскольку истец проработал более 10 лет, суд приходит к выводу об отказе Администрации г. Красноярска в удовлетворении исковых требований о признании утратившими право пользования муниципальным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения, поскольку оснований о выселении ответчика ФИО1 и членов его семьи у суда не имеется, в связи с чем исковые требования Администрации г. Красноярска от имени и в интересах муниципального образования г. Красноярска к ФИО1, ФИО3, ФИО1 о признании утратившими право пользования муниципальным жилым помещением и выселении без предоставления другого жилого помещения подлежат отклонению в полном обьеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Администрации г. Красноярска об изменении статуса жилого помещения, признании права собственности в порядке приватизации, исковые требования к ФИО2 о признании утратившей право пользования жилым помещением <адрес> – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Встречные исковые требования Администрации г. Красноярска от имени и в интересах муниципального образования г. Красноярска к ФИО1, ФИО3, ФИО1 о признании утратившими право пользования жилым помещением № в <адрес> и выселении без предоставления другого жилого помещения – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2019года
Судья подпись
копия верна:
судья И.А. Копеина