ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3180/2013 от 22.10.2013 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело № 2-3180/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2013 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе

председательствующего Шиирипей А.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика Госкомлеса Республики Тыва - ФИО2, представителей третьих лиц Правительства Республики Тыва - ФИО3, Министерства финансов Республики Тыва - ФИО4, при секретаре Донгак А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному комитету по лесному хозяйству Республики Тыва о выплате разницы к доплате по ежемесячному денежному поощрению, единовременной выплате при предоставлении очередного отпуска и материальной помощи,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному комитету по лесному хозяйству Республики Тыва (далее – Госкомлес РТ) о выплате разницы к доплате по ежемесячному денежному поощрению, по единовременной выплате при предоставлении очередного отпуска и материальной помощи, указав, что 06 декабря 2012 года принят Указ Главы – Председателя Правительства РТ от 02 мая 2012 года № 318 «О размере ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва», в п. 2 которого предусмотрено финансирование данных расходов за счет средств бюджета РТ, этим же указом признан утратившим силу указ от 04 августа 2006 года № 116, который был основанием прежних выплат. Госкомлес РТ осуществляет переданные полномочия в области лесных отношений, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета. В октябре 2012 года при защите бюджетных проектировок за 2013 год Федеральном агентстве лесного хозяйства (далее – Рослесхоз) были высказаны замечания в части указанных выплат. По их мнению, данные выплаты должны производиться за счет средств, выделенных республиканским бюджетом, так как они предусмотрены нормативным актом республики. Также они считают, что осуществление указанных выплат за счет субвенций из федерального бюджета является нарушением законодательства в части целевого использования средств. ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Рослесхоза в Госкомлес РТ направлено об исполнении указа за счет средств бюджета РТ. На запросы об источнике финансирования расходов, связанных с реализацией указа, Министерством финансов Республики Тыва даны два противоречивых ответа. В письме от ДД.ММ.ГГГГ указано, что выплаты ежемесячных денежных вознаграждений не могут производиться за счет субвенций из федерального бюджета. В письме от ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, что расходы на выплату поощрения должны финансироваться за счет средств федерального бюджета. В связи с чем, источник финансирования не определен, выплата поощрения с января 2013 года прекращена, нарушены права служащих. Просит суд определить источник финансирования выплат ЕДП и обязать Госкомлес РТ выплачивать ежемесячное денежное поощрение согласно Указу Главы – Председателя Правительства Республики Тыва от 02 мая 2012 года № 318, обязать Госкомлес РТ выплатить ФИО1 разницу у доплате по ежемесячному денежному поощрению с января 2013 года в сумме 4243, 75 рублей, а также разницу к доплате единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи (в размере трех окладов денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами, начислениями и коэффициентами) в сумме 52402, 74 рублей.

В ходе производства по делу истец увеличила требования и просила обязать Госкомлес Республики Тыва выплатить ей разницу к доплате по ежемесячному денежному поощрению с января по сентябрь 2013 года в сумме 13088 рублей 70 копеек, а также разницу к доплате единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи в сумме 52402, 74 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 свои требования с учетом уточнений поддержала, пояснив, что расчет ежемесячного денежного поощрения (ЕДП) ею произведен исходя из одного должностного оклада, ее должность относится к старшей группе должностей. Ранее в 2012 году она и остальные работники Госкомлеса получали ЕДП, финансирование расходов по его выплате производилось из федерального бюджета за счет субвенций. В 2013 году руководитель Госколеса по РТ издал приказа о прекращении выплаты ЕДП из-за отказа финансирования расходов по этой выплате как из федерального, так и из республиканского бюджетов, поэтому с января 2013 года она не получает эту выплату, в результате чего ее среднемесячный заработок для определения доплат к отпуску также стал меньше. Она уточнила требования и просила взыскать с ответчика указанные средства, поэтому полагает, что спор рассматривается в заявленном ею исковом порядке.

Представитель Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва ФИО2, действующая по доверенности, иск признала, пояснив, что до 2012 года финансирование расходов на выплату аппарату Госкомлеса РТ производилось из федерального бюджета за счет субвенций, выделяемых в соответствии с нормами Лесного Кодекса РФ в связи с передаче государственных полномочий в сфере лесного хозяйства. При составлении сметы расходов на 2013 год Роскомлес отказал в финансировании ЕДП со ссылками, что его размер установлен правовым актом Республики Тыва, однако при обращении в Министерство финансов Республики Тыва также в финансировании этих расходов за счет средств республиканского бюджета было отказано. Полагает, что поскольку ЕДП и его размер установлены республиканским законом и Указом Председателя Правительства Республики Тыва, а ФИО1 является государственным гражданским служащим Республики Тыва финансирование этой выплаты должно производится за счет средств республиканского бюджета. Расчет ЕДП и выплат к отпуску, подлежащих выплате истцу, был произведен бухгалтером Госкомлеса РТ и ответчиком не оспаривается.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Республики Тыва ФИО4, действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против иска и поддержала ранее поданные возражения Министерства финансов Республики Тыва, согласно которым ФИО1 является государственным гражданским служащим Республики Тыва, получающим денежное содержание (вознаграждение) за счет средств федерального бюджета. ЕДП является частью денежного содержания, одновременно отнесенное к дополнительным выплатам. Согласно ст.ст. 83 и 85 ЛК РФ расходные обязательства на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области лесных отношений исполняются за счет в и в пределах субвенций из федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838 утверждена методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций, согласно которой расчет объема субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, производится исходя из площади эксплуатационных и защитных лесов на территории субъекта РФ с учетом расходов на оплату государственных гражданских служащих с учетом начислений. Поскольку федеральным и республиканским законодательством о государственной гражданской службе ЕДП отнесено к составной части денежного содержания госслужащих, то должна оплачиваться за счет федеральных субвенций. Это также следует из анализа положений ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Представитель Правительства Республики Тыва ФИО3, действующий по доверенности, также с иском не согласился, пояснив, что данное дело подлежит рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ, поскольку из смысла поданного ФИО1 заявления следует, что фактически ей оспаривается бездействие государственного органа - Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва, повлекшее как считает заявительница, нарушение ее прав на выплату соответствующей надбавки ЕДП. Полагает, что заявитель пропустила установленный ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ей стало известно о нарушении о прав и свобод просит суд отказать в удовлетворении заявления года ФИО1

Представители третьих лица – Федерального Агентства лесного хозяйства, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в перечень дополнительных выплат входит ежемесячное денежное поощрение. Частью 6 статьи 50 этого Федерального закона, установлено, что размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

Статьями 1 и 8 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" также установлено, что в состав денежного содержания лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Республики Тыва, включается ежемесячное денежное поощрение, размеры которого устанавливаются по государственным органам дифференцированно относительно оклада ежемесячного денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами, начислениями и коэффициентами указами Председателя Правительства Республики Тыва.

На основании Закона Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-1 принят Указ Председателя Правительства Республики Тыва от 02 мая 2012 года № 138 "О размере ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва", в соответствии с пунктом 1 которого размер ежемесячного денежного поощрения государственных гражданских служащих Республики Тыва установлен дифференцированно по должностям гражданской службы старшей группы в размере 1,2 окладов денежного содержания, по должностям гражданской службы младшей группы в размере 1,0 оклада денежного содержания. Пунктом 2 этого Указа предписано финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществлять за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Тыва на соответствующий год на обеспечение деятельности органов государственной власти.

При предоставлении гражданскому служащему субъекта Российской Федерации ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ).

Статьей 51 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ установлено, что в фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа входит единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

В силу ч. 3 ст. 18 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 года N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" при предоставлении государственному гражданскому служащему Республики Тыва ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва, гражданским служащим выплачиваются единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь в размере трех окладов денежного содержания с соответствующими дополнительными выплатами, начислениями и коэффициентами.

Статьей 83 Лесного Кодекса РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, указанных в пункте 1 этой статьи, при этом средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета. Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 23 июля 2009 г. N 361 утверждено Положение о Государственном комитете по лесному хозяйству Республики Тыва, согласно которому Государственный комитет по лесному хозяйству Республики Тыва (далее - Госкомлес РТ) является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим полномочия в области лесных отношений, в том числе переданные Российской Федерацией, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) и федеральному государственному пожарному надзору в лесах, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.

В соответствии со служебным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным представителем нанимателя в лице Председателя Госкомлеса РТ и ФИО1 на неопределенный срок, последняя, являясь государственным гражданским служащим Республики Тыва, исполняет должностные обязанности главного специалиста отдела государственного лесного контроля и надзора, охраны и защиты леса Госкомлеса РТ. Из раздела 4 контракта следует, что ФИО1 установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу, ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы, месячного оклада за классный чин, ежемесячной надбавки за работу в местностях приравненных к районам Крайнего Севера, районного коэффициента, премии, ежемесячного денежного поощрения в размере одного оклада денежного содержания, единовременной выплаты один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи в размере двух окладов денежного содержания согласно Положения об оплате труда, утвержденного представителем нанимателя,   других выплат предусмотренных законодательством.

Положением об оплате труда и оказании материальной помощи государственных гражданских служащих Республики Тыва аппарата управления и обслуживающего персонала Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва, утвержденным его председателем ФИО11 14 января 2013 года, предусмотрено, что оплата труда лицам, замещающим должности государственных гражданских служащих аппарата Госкомлеса РТ производится в виде денежного содержания, в состав которого включено ежемесячное денежное поощрение согласно Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 02 мая 2012 года № 138 в размере оклада денежного содержания (п.п. 1, 1.7 главы 1). При предоставлении гражданским служащим ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с его личным заявлением один раз в год производится единовременная выплата в размере одного месячного оклада денежного содержания с учетом районного коэффициента и северной надбавки (п. 1.7 главы 1), а также выплачивается материальная помощь в размере двух окладов денежного содержания с учетом районного коэффициента и северной надбавки (п.1.8 главы 1).

Таким образом, ФИО1, являясь государственным гражданским служащим Республики Тыва, замещая должность главного специалиста отдела государственного лесного контроля и надзора, охраны и защиты леса Госкомлеса РТ, относящейся к старшей группе должностей (раздел 3 Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Тыва, утвержденного Указом Председателя Правительства Республики Тыва от 12 ноября 2007 года № 204) в силу вышеприведенных положений ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст.ст.1 и 8 Закона Республики Тыва от 06.07.2006 N 1889 ВХ-1 "О денежном содержании и поощрении лиц, замещающих государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" и Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 02 мая 2012 года № 138 имеет право на получение ежемесячного денежного поощрения в размере 1,2 оклада.

Однако, как следует из материалов дела ФИО1 с января по сентябрь 2013 год за отработанное ею время ежемесячное денежное поощрение Госкомлесом Республики Тыва не выплачено, что ответчиком не оспаривается, ввиду отсутствия финансирования из федерального и республиканского бюджета Республики Тыва.

В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В федеральном и республиканском законодательстве о государственной гражданской службе не содержится указания на то, что выплата ежемесячного денежного поощрения государственным гражданским служащим производится под каким-либо условием. Отсутствие бюджетного финансирования само по себе не является основанием для отказа в выплате ежемесячного денежного поощрения истцу, поэтому ее требования о взыскании этого поощрения с ответчика – Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва подлежат удовлетворению.

Установление в Положении об оплате труда и оказании материальной помощи государственных гражданских служащих Республики Тыва аппарата управления и обслуживающего персонала Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва единого размера этого поощрения (1 должностной оклад) всем группам должностей и отсутствие соответствующих дополнений к служебному контракту с истцом в связи с изданием Указа Указа Председателя Правительства Республики Тыва от 02 мая 2012 года № 138 также противоречит вышеприведенным нормам республиканского законодательства и этому Указу.

Однако, поскольку истцом произведен расчет задолженности по ежемесячному денежному поощрению за период с января по сентябрь 2013 года исходя из одного должностного оклада, суд разрешает дело в пределах заявленных ФИО1 требований и полагает необходимым взыскать с ответчика в ее пользу 13088 рублей 70 копеек.

Кроме того, как видно из приложенного к иску расчета в связи с уменьшением денежного содержания с 2013 года ФИО1 была в меньшем размере выплачена материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ей ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с приказом от 12 марта 2013 года № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Размер недополученной материальной помощи и единовременной выплаты составляет 52402 рубля 74 копеек и ответчиком не оспаривается. Проверив указанный расчет суд признает его правильным и также взыскивает указанную сумму в пользу истца с ответчика.

Истица также просит суд определить источник финансирования выплат ежемесячной денежной выплаты.

Как следует из пояснений сторон финансирование расходов на производство данной выплаты с 2013 года из федерального бюджета не производится, по данному поводу заместителем руководителя Федерального агентства лесного хозяйства в адрес Госкомлеса Республики Тыва было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указывается, что поскольку ежемесячное денежное поощрение предусмотрено нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации – Указом Председателя Правительства Республики Тыва, его необходимо осуществлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно позиции третьего лица – Министерства финансов Республики Тыва, изложенной в возражениях и письме заместителя министра от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку исполнительный орган государственной власти республики - Госкомлес РТ на основании ст. 83 ЛК РФ осуществляет полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданные Республики Тыва, в соответствии с нормами ЛК РФ и ст.26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» расходы на выплату ежемесячного денежного поощрения государственным служащим этого органа должны финансироваться за счет субвенций из федерального бюджета.

Суд полагает, что оснований для рассмотрения и удовлетворения требований истца об определении источника финансирования ежемесячной денежной выплаты не имеется.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникшие между субъектами бюджетных отношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным отношениям. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. При этом истец не является участником межбюджетных отношений, в связи с чем лишен права заявлять указанные требования.

Вместе с тем, суд считает необоснованными доводы представителя Правительства Республики Тыва о необходимости рассмотрения дела по правилам главы 25 ГПК РФ и отказе в иске в связи с пропуском обращения в суд, поскольку, как видно из содержания искового заявления, уточнений требований истца к ответчику о взыскании недоплаченных ей сумм и материалов дела, возникший между сторонами спор является индивидуальным служебным спором, порядок разрешения которого судом определен как нормами ГПК РФ, так и ст.69 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». При этом отношения между истцом и ответчиком носят длящийся характер, так как ФИО1 продолжает осуществлять полномочия государственного гражданского служащего Республики Тыва.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Государственному комитету по лесному хозяйству Республики Тыва удовлетворить в части.

Взыскать с Государственного комитета по лесному хозяйству Республики Тыва в пользу ФИО1 13088 рублей 70 копеек в счет ежемесячного денежного поощрения, 52402 рубля 74 копеек в счет доплаты единовременной выплаты и материальной помощи к отпуску.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Кызылский городской суд.

Решение в окончательной форме вынесено 29 октября 2013 года (с учетом выходных дней 26 и 27 октября 2013 года – выходные дни).

Судья А.В.Шиирипей