ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3181/17 от 02.11.2017 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием помощника прокурора ФИО5,

представителя ответчика ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Южного транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД», третье лицо Южное территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта об обязании исполнить требования законодательства о транспортной безопасности,

установил:

Южный транспортный прокурор в обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» в лице Северо-кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» об обязании исполнить требования законодательства о транспортной безопасности, указывая на то, что Ростовской транспортной прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности.

Уведомлением федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ главному Железнодорожному вокзалу присвоена первая категория по транспортной безопасности, ДД.ММ.ГГГГ указанным компетентным органом утверждены результаты оценки уязвимости данного объекта, ДД.ММ.ГГГГ утвержден план обеспечения его транспортной безопасности (далее по тексту – План ОТБ).

В настоящее время План ОТБ Железнодорожного вокзала в части оснащения досмотровым оборудованием фактически реализован. Вместе с тем в ходе выполнения данных мероприятий субъектом транспортной инфраструктуры допущены нарушения в части исполнения требований законодательства о транспортной безопасности.

В частности, п. 5.26 Требований по обеспечению транспортной безопасности учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ и действующих до ДД.ММ.ГГГГ, закреплено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан изменять конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности, ее перевозочного и технического секторов и критических элементов ОТИ или ТС, а также схему размещения и состав освещения КПП лишь после завершения дополнительной оценки уязвимости и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности, учитывающих такие изменения.

Аналогичные требования установлены пп. 30 п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) учитывающий уровень безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, действующие с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 13.1 Плана ОТБ Железнодорожного вокзала Ростов-Главный на объекте предусмотрено размещение поста транспортной безопасности на главном входе в вокзал и трех КПП на входе со стороны перрона, на привокзальной площади, в служебно - бытовом корпусе вокзала.

Согласно приложению Плана ОТБ определяющем места расположения поста ТБ, контрольно-пропускных пунктов и технических средств досмотра на главном входе-выходе в вокзал расположены две стационарные досмотровые рентгеновские установки конвейерного типа, одна аналогичная рентгеновская установка расположена на заднем входе – выходе, два рамочных металлодетектора расположены при входе-выходе на конкорс.

Надзорными мероприятиями установлено, что вопреки вышеизложенным требованиям закона, без проведения дополнительной оценки уязвимости объекта и внесения изменений в План ОТБ, на вокзале изменена схема размещения КПП и состав их оснащения. В частности, досмотровая рентгеновская установка конвейерного типа перемещена с запасного входа-выхода вокзала на пост ТБ, рентгеновские установки при выходе на конкорс отсутствуют, КПП при входе на Железнодорожный вокзал со стороны перрона фактически не функционирует.

Кроме того, из содержания п. 9 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» следует, что при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.

С учетом вышеизложенного, в связи со вступлением в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ субъект транспортной инфраструктуры обязан провести дополнительную оценку уязвимости объекта в части произошедших изменений.

Согласно пп. 17 п. 5 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ срок для проведения дополнительной оценки уязвимости и утверждения ее результатов не должен превышать три месяца. Положениями части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено? что проведение работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры осуществляется специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Ссылаясь на положения п. 8 вышеуказанного Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому компетентному органу отводится тридцать дней для принятия решения об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении, не заключение ОАО РЖД до настоящего времени договора со специализированной организацией на проведение работ по дополнительной оценке уязвимости объекта, по мнению истца, фактически свидетельствует о неисполнении ответчиком данной обязанности в установленный законом срок.

В иске истец также указывает, что приведенные в обоснование иска доводы подтверждаются актом осмотра Плана ОТБ, актом осмотра Железнодорожного вокзала Ростов-Главный, ответом Северо-кавказской региональной дирекции Железнодорожных вокзалов от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями начальника вокзала ФИО3, объяснениями инспекторов входного контроля ФИО4, ответом заместителя Министра транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, выкопировками из Плана ОТБ, схемой расположения досмотрового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, а также иными материалами проверки.

Кроме этого, истец обращает внимание, что с учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном регионе, участии данного объекта в перевозочном процессе при проведении игр Чемпионата мира по футболу ФИФА 2018г, и реальности угроз совершения актов незаконного вмешательства в вопросы обеспечения транспортной безопасности, создание условий надежного и устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта, требует от ответчика безусловного исполнения положений действующего законодательства в указанной сфере.

На основании изложенного, южный транспортный прокурор, просил обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» по истечении одного месяца с момента вступления решения в законную силу заключить договор со специализированной организацией на проведение работ по дополнительной оценке уязвимости Железнодорожного вокзала Ростов-Главный.

Представитель Южного транспортного прокурора - помощник прокурора ФИО5 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание явилась, исковые требования не признала и просила отказать, ссылаясь на то, что в настоящее время проводятся мероприятия по реализации проекта по титулу «Оборудование техническими средствами обеспечения безопасности транспортной безопасности железнодорожного вокзала Ростов-Главный, в том числе, ведется строительство досмотрового павильона, оборудования пункта управления силами обеспечения транспортной безопасности, окончание работ планируется завершить в декабре 2017 года, для формирования инвестиционной заявки на проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ направлены расчет начальной цены договора на оказание услуг по дополнительной уязвимости, тем самым ответчиком приняты все необходимые меры для обеспечения проведения дополнительной оценки уязвимости железнодорожного вокзала Ростов-Главный, которая будет осуществлена до конца марта 2018 года.

Представитель Южного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в отношении него дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам при рассмотрении данного дела.

Судом установлено, что Ростовской транспортной прокуратурой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности.

Уведомлением федерального агентства железнодорожного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ главному Железнодорожному вокзалу присвоена первая категория по транспортной безопасности, ДД.ММ.ГГГГ указанным компетентным органом утверждены результаты оценки уязвимости данного объекта, ДД.ММ.ГГГГ утвержден план обеспечения его транспортной безопасности.

В настоящее время План ОТБ Железнодорожного вокзала в части освещения досмотровым оборудованием фактически реализован. Вместе с тем, в ходе выполнения данных мероприятий, субъектом транспортной инфраструктуры допущены нарушения в части исполнения требований законодательства о транспортной безопасности.

Так согласно положениям п. 5.26 Требований по обеспечению транспортной безопасности учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ и действующих до ДД.ММ.ГГГГ, закреплено, что субъект транспортной инфраструктуры обязан изменять конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности, ее перевозочного и технического секторов и критических элементов ОТИ или ТС, а также схему размещения и состав освещения КПП лишь после завершения дополнительной оценки уязвимости и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности учитывающих такие изменения.

Аналогичные требования установлены пп. 30 п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) учитывающий уровень безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, действующие с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п.13.1 плана ОТБ железнодорожного вокзала Ростов-Главный на объекте предусмотрен пост транспортной безопасности на главном входе в вокзал и трех КПП на входе со стороны перрона, на привокзальной площади, в служебном бытовом корпусе вокзала. Согласно приложению плана ОТБ, определяющим место расположения поста ТБ, контрольно-пропускных пунктов и технических средств досмотра на главном входе-выходе в вокзал расположены две стационарны досмотровые рентгеновские установки конвейерного типа, одна аналогичная рентгеновская установка расположена на заднем входе – выходе, две рамочных металлодетектора расположены при входе-выходе на конкорс.

Вопреки вышеизложенным требованиям закона, без проведения дополнительной оценки уязвимости объекта и внесения изменений в план ОТБ, на вокзале изменена схема размещения КПП, и состав их оснащения: досмотровая рентгеновская установка конвейерного типа перемещена с запасного входа-выхода вокзала на пост ТБ, рентгеновские установки при выходе на конкорс отсутствуют, КПП при входе на Железнодорожный вокзал со стороны перрона фактически не функционирует.

Кроме того, из содержания п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 87, следует, что при изменении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части касающейся произошедших изменений.

С учетом вышеизложенного, в связи со вступлением в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 495, субъект транспортной инфраструктуры обязан провести дополнительную оценку уязвимости объекта в части произошедших изменений.

Согласно пп.17 п.5 вышеуказанного Постановления Правительства РФ , срок для проведения дополнительной оценки уязвимости и утверждения ее результатов не должен превышать три месяца.

Положениями ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" установлено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней (п. 8 вышеуказанного Порядка, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 87).

Таким образом, вышеприведенными нормами материального права на ответчика ОАО «РЖД» возложена обязанность обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – железнодорожного вокзала Ростов-Главный, и утверждение в установленном законом порядке результатов такой оценки.

Доказательства, свидетельствующие о том, что вышеуказанная обязанность ответчиком ОАО «РЖД» на момент рассмотрения данного дела исполнена, суду не представлены.

Напротив, как следует из совокупности представленных в материалы дела доказательств, в том числе: плана осмотра плана ОТБ, акта осмотра Железнодорожного вокзала Ростов-Главный, ответа Северо-кавказской региональной дирекции Железнодорожных вокзалов от ДД.ММ.ГГГГ, объяснений начальника вокзала ФИО3, объяснений инспектора входного контроля ФИО4, ответа заместителя Министра транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, выкопировки из плана ОТБ, схемой расположения досмотрового оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, а также иных материалов проверки, обязанность по заключению договора о дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» не исполнена.

Утверждение представителя ответчика о том, что мероприятия по заключению договора со специализированной организацией на проведение работ по дополнительной оценке уязвимости объекта транспортной инфраструктуры надлежит осуществлять с момента сдачи объекта в эксплуатацию, мотивированное ссылкой на положения пп.17 п.5 вышеуказанного Постановления Правительства РФ , подлежит отклонению, как основанное на неверном толковании пп.17 п.5 вышеуказанного Постановления Правительства РФ .

Доводы представителя ответчика о том, что в настоящее время ОАО «РЖД» проводит работы по разрешению вопроса о проведении дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, в связи с чем в Дирекцию железнодорожных вокзалов направлен расчет начальной (максимальной) цены договора и копии коммерческих предложений, не опровергает установленное в данном деле обстоятельство, что ответчик в установленный законом срок не заключил договор на проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Кроме того, доказательства в подтверждение данного довода ответчиком суду не представлены.

По приведенным мотивам, суд приходит к выводу о доказанности оснований иска.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

решил:

обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу заключить договор со специализированной организацией на проведение работ по дополнительной оценке уязвимости Железнодорожного вокзала Ростов-Главный.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Новикова

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.