ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3184/2021 от 13.07.2021 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июля 2021 года <адрес>

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,

при секретаре Босундаевой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3184/2021 по исковому заявлению Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования «Город Астрахань» о возложении обязанности,

установил:

Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском к администрации МО «Город Астрахань» о возложении обязанности, указав, что в ходе проведенного анализа данных, содержащихся в реестре гидротехнических сооружений (далее – ГТС) Астраханской области, установлено, что ГТС «Берегоукрепление р. Волга от проспекта им. А. Гужвина до завода им. К.Маркса и Кировском районе г. Астрахани» (II этап: от завода им. К.Маркса)» фактически находится в собственности МО «Город Астрахань», между тем оно не передано на обслуживание эксплуатирующей организации, отсутствует расчет вероятного ущерба, причиненного в причиненного возможной аварией ГТС; технических паспортов на ГТС с критериями безопасности; материальных и финансовых резервов на случай аварии ГТС; заключенного в установленном порядке договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение, а также разработанных и согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения.

В связи с чем просят суд обязать администрацию МО «Город Астрахань» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности деятельности по эксплуатации гидротехнического сооружения «Берегоукрепление р. Волга от проспекта им. А. Гужвина до завода им. К. Маркса и Кировском районе г. Астрахани» (II этап: от завода им. К. Маркса)», посредством выполнения следующих мероприятий:

- ввести объект капитального строительства в эксплуатацию;

- произвести расчет вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС и направить его на утверждение в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора;

- разработать декларацию безопасности, критерии безопасности и правила эксплуатации гидротехнического сооружения;

- обеспечить в муниципальном бюджете материальные и финансовые резервы на случай аварии ГТС;

- обеспечить заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Завадина О.А. иск поддержала, просила удовлетворить.

Представители администрации МО «город Астрахань» ФИО1, ФИО2, ФИО3 просили в иске отказать.

Третьи лица – Нижне-Волжское управление Ростехнадзора (Астраханский отдел), ООО «Прогресс» при надлежащем извещении не явились.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Астраханской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ данных, содержащихся в реестре гидротехнических сооружений (далее – ГТС) Астраханской области.

Согласно муниципальному контракту от 11.05.2011 № 31/11 Управление по капитальному строительству администрации МО «Город Астрахань» поручило ЗАО «ДАР/ВОДГЕО» проведение подрядных работ по объекту «Берегоукрепление р. Волга от проспекта им. А. Гужвина до завода им. К. Маркса и Кировском районе г. Астрахани» (II этап: от завода им. К. Маркса). Контракт исполнен в полном объеме, работы приняты в конце 2014 года.

В ходе проверки установлено, что данное гидротехническое сооружение фактически находится в собственности МО «Город Астрахань».

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию МО «Город Астрахань» возложены полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется посредством обеспечения допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений; непрерывности эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществления мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимости заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.

В силу требований ст. 9 вышеуказанного Федерального закона собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт. Кроме того, данной нормой на собственника возложены обязательства по обеспечению контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществления оценки безопасности гидротехнического сооружения, разработке и своевременному уточнению критериев безопасности гидротехнического сооружения, систематическому анализу причин снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременному осуществлению разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; проведению регулярных обследований гидротехнического сооружения. Более того, для организации постоянной эксплуатации ГТС в соответствии с требованиями безопасности требуется создание собственником финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, организация эксплуатации гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечение соответствующей нормам и правилам квалификации работников эксплуатирующей организации, финансирование мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, а также осуществление капитального ремонта, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Однако, на момент прокурорской проверки данное ГТС, находящееся в муниципальной собственности, не передано на обслуживание эксплуатирующей организации, в связи с чем нарушаются вышеуказанные обязательные требования о непрерывности эксплуатации гидротехнического сооружения и осуществлении мер по обеспечению его безопасности.

В частности, в нарушение требований ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» не разработаны критерии безопасности данного ГТС, не рассчитан вероятный вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения. Более того, в соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории МО не относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа. Однако, данной нормой закона определено, что органы местного самоуправления обеспечивают в установленном порядке владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, что также указывает на необходимость определения администрацией МО «Город Астрахань», как собственником ГТС, эксплуатирующей организации по обслуживанию гидротехнических сооружений с целью обеспечения его безопасности, предотвращения возможных аварий и возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Одной из причин невыполнения вышеперечисленных требований федерального законодательства об обеспечении безопасности ГТС явилось непринятие администрацией МО «Город Астрахань» мер по введению в эксплуатацию и регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанное берегоукрепление, несмотря на фактическую его готовность, поскольку все предусмотренные ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ документы не были подготовлены.

В целях выполнения собственником ГТС вышеуказанных требований об обеспечении безопасности ГТС, находящегося в муниципальной собственности МО «Город Астрахань», прокуратурой 11.05.2021 главе администрации МО «Город Астрахань» внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени требования прокурора, изложенные в данном представлении, в полном объеме не исполнены, вышеизложенные требования законодательства о безопасности ГТС не выполнены, о чем свидетельствует ответ о результатах рассмотрения представления прокурора от 02.06.2021 № 30-01-2532.

В этой связи, деятельность ответчика по эксплуатации указанного гидротехнического сооружения осуществляется в отсутствие расчета вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС; технических паспортов на ГТС с критериями безопасности; материальных и финансовых резервов на случай аварии ГТС; заключенного в установленном порядке договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение, а также разработанных и согласованных с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правил эксплуатации гидротехнического сооружения.

При этом, нарушаются одни из основных принципов охраны окружающей среды, предусмотренные статьей 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц - принцип соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды и принцип запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Кроме того, статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено понятие экологического риска - вероятности наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, а также понятие экологической безопасности - состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В соответствии с требованиями ст.ст. 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» размещение, эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов должны соблюдать утвержденные требования в области охраны окружающей среды.

Таким образом, ответчиком нарушаются интересы неопределенного круга лиц - граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния хозяйственной деятельности ответчика (в связи с чем, невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации), не обеспечивается их экологическая безопасность, и, соответственно гарантированные ст. 42 Конституции РФ и ст. ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды») права граждан на благоприятную окружающую среду.

Российская Федерация согласно ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с принципами, установленными международными договорами, выступает гарантом прав граждан, закрепленных Конституцией Российской Федерации и других федеральных законов, поэтому не должна допускать ухудшения состояния окружающей среды, проводить единую государственную политику в области экологии, устанавливая порядок государственного учета антропогенной нагрузки хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, ответчиком также нарушаются интересы Российской Федерации.

В силу требований ст. 7 Водного кодекса Российская Федерация является одним из участников водных отношений. Задачей государственного контроля, осуществляемого от лица Российской Федерации специально уполномоченными органами государственной власти, и надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:1) требований к использованию и охране водных объектов;2) особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Таким образом, непринятием ответчиком мер по обеспечению безопасности ГТС также нарушены интересы Российской Федерации, как одного из основных участников водных отношений, а в данном случае собственника федерального водного объекта, поскольку ответчиком не исключена вероятность причинения вреда водному объекту возможной аварией ГТС.

Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.

Одним из таких прав, является право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ).

Анализ представленной по делу совокупности доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Между тем, учитывая, что у ответчика отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок с кадастровым номером 30:12:000000:8431, акт приемки объекта капитального строительства формы КС-11, а также разрешение на строительство на 2 и 3 этапы (140 и 126 п.м. берегоукрепления) предъявить полный пакет документов на получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в управлении по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань» в порядке, предусмотренном ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не представляется возможным, то в части требований прокурора о возложении обязанности на ответчика ввести объект капитального строительства в эксплуатацию суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности провести мероприятия по признанию права муниципальной собственности на ГТС «Берегоукрепление р. Волга от проспекта им. А. Гужвина до завода им. К. Маркса и Кировском районе г. Астрахани» (II этап: от завода им. К. Маркса)».

исходя из положений ст. 206 ГПК РФ, с учетом доводов представителей ответчика, не оспоренных участвующим в деле прокурором, суд приходит к выводу об установлении администрации МО «Город Астрахань» срока для осуществления указанных мероприятий 9 месяцев.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по обеспечению экологической безопасности деятельности по эксплуатации гидротехнического сооружения «Берегоукрепление р. Волга от проспекта им. А. Гужвина до завода им. К. Маркса и Кировском районе г. Астрахани» (II этап: от завода им. К. Маркса)», посредством выполнения следующих мероприятий:

- провести мероприятия по признанию права муниципальной собственности на берегоукрепление;

- произвести расчет вероятного ущерба, причиненного возможной аварией ГТС и направить его на утверждение в Нижне-Волжское управление Ростехнадзора;

- разработать декларацию безопасности, критерии безопасности и правила эксплуатации гидротехнического сооружения;

- обеспечить в муниципальном бюджете материальные и финансовые резервы на случай аварии ГТС;

- обеспечить заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 19.07.2021 года.

Судья: