ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-31850 от 31.12.9999 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2- 31850

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд г. Ростов-на-Дону в составе:

председательствующего - судьи Сачков А.Н.,

при секретаре судебного заседания – Вернигора Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василенко Л.Л. к ГУ Центр занятости населения Г. Ростова-на-Дону, о перерасчете пособия по безработице и стипендии

УСТАНОВИЛ:

Василенко Л.Л. обратился в Ленинский районный суд г. Ростов-на-Дону с иском к ГУ ЦЗН г. Ростова-на-Дону о перерасчете пособия по безработице и стипендии.

В иске указано, что заявитель обратилась в суд о перерасчете пособия по безработице и сроках его выплаты, а так же стипендии на период повышении квалификации по направления Центра занятости в процентном отношении к средней заработной плате в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года № 1032-1. Василенко Л.Л. стала на учет в Государственное учреждение Центр занятости населения г. Ростова-на-Дону по Советскому району. Ей начисляли с Дата обезличена 850 рублей в месяц (минимальный размер пособия по безработице) по Дата обезличена, как неработающим ранее гражданином по непонятым ей основаниям.

Однако, она предоставила Агентские Договора с ООО «Пресс-Центр» за Дата обезличена подтверждающие, что она имела оплачиваемую работу за этот период и, которые оформлялись ежегодно. Агентские Договора не были приняты во внимание Центром занятости, не смотря на то, что в марте месяце она предоставила «Выписку из лицевого счета застрахованного лица» из УПФРФ в Советском районе г. Ростова-на-Дону, подтверждающую ее трудовую деятельность выплатой страховых взносов в Пенсионный фонд за все годы сотрудничества с ООО «Пресс-Центр». Справку о средней заработной плате (денежном довольствии) для определения размера пособия по безработице и стипендии в Центре занятости отказались принять вовсе, настаивая, что ей не положено пособие в % отношении к заработной плате.

Так как она была не согласна с начисленным размером пособия, заявитель обратилась с письменным заявлением в Государственное Учреждение Центр занятости населения ... о перерасчете начисленного ей пособия по безработице в процентном отношении к средней заработной плате. Однако, Дата обезличена получен ответ, в котором было указано, что она не имеет права получать в процентном отношении к средней заработной плате.

Однако, согласно ст. 33 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» «Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям (за исключением указанных в статье 34 Закона) в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имеющим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и признанными в установленном порядке безработными, размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, исчисленной за последние три месяца, предшествующие увольнению».

На основании выше приведенной ст. 33 Закона, заявитель считает, что отказ Центра занятости начислять ей пособие по безработице в процентном отношении к средней заработной плате неправомерен и нарушает ее конституционные права на социальную защиту, так как она состояла в трудовых отношениях с ООО «Пресс-Центр» с Дата обезличена, что подтверждается Агентскими Договорами за эти годы, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица, зарплата начислялась на основании актов выполненных работ и расчетно-платежных ведомостей, что подтверждается выданной бухгалтерией ООО «Пресс-Центр» «Справкой о средней заработной плате для определения размера пособия по безработице и стипендии».

На этом основании истец просит разобраться в правомерности начисления ей пособия по безработице в минимальном размере и, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», восстановить ее права на получение его в процентном отношении к средней заработной плате с Дата обезличена, а так же в правомерности прекращения выплаты ей пособия в течение следующего полугодия. Она получила пособие в минимальном размере в течении полугода с Дата обезличена, как ранее не работающие граждане, поскольку выписку из Пенсионного фонда, подтверждающую мою трудовую деятельность, она смогла получить лишь в Дата обезличена, поскольку данные за последний Дата обезличена обрабатывались Пенсионным фондом до этого времени.

По истечении первого периода выплаты пособия по безработице, то есть после Дата обезличена (до момента направления на курсы повышения квалификации от Центра занятости) выплата пособия была прекращена опять же по не понятном ей основании.

Она продолжала состоять на учете без выплаты пособия. Однако, все необходимые документы были предоставлены. Вразумительных и убедительных объяснений на свои вопросы ни в Центре занятости по Советскому району, ни в городском Центре занятости, куда она тоже обращалась с письменным заявлением, - не получила.

Однако, в соответствие со ст. 31 пункт 5 Закона «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года № 1032-1 – «Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице».

Истец просит суд:

1). Восстановить социальную справедливость и ее конституционные права и взыскать с ответчика в ее пользу 19 716 рублей – сумму перерасчета пособия по безработице в процентном отношении к средней заработной плате с Дата обезличена по Дата обезличена (с момента постановки на учет до направления на курсы повышения квалификации от Центра занятости).

2). Взыскать с ответчика в ее пользу 3 430 рублей – пересчет стипендии за время обучения (с Дата обезличена по Дата обезличена) в процентном отношении к средней заработной плате, поскольку и стипендия ей так же начислялась в минимальном размере пособия по безработице, т.е. 850 рублей в месяц.

Однако, согласно ст. 29 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»: «В период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия в размере 75 % среднего заработка, исчисленного за последнему месту работы, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице». Таким образом, общая сумма по взысканию – 23 146 рублей.

В судебном заседании заявитель исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить. При этом истец дала объяснения суду, что с Дата обезличена она имела оплачиваемую работу. В ст. 33 ФЗ № 1032-1 не указаны различия между трудовым и гражданско-правовым договорами. По агентским договорам с ООО «Пресс-Центр» с Дата обезличена были трудовые отношения. До Дата обезличена ООО «Пресс-Центр» были отношения по трудовым договорам. Ответчиком ФЗ № 1032-1 толкуется не в ее пользу.

В судебном заседании представитель ответчика Ермаков Р.Н., действующий по доверенности, иск не признал. При этом представитель ответчика дал объяснения суду, что истец является занятым гражданином по гражданско-правовым договорам в силу ст.2 ФЗ № 1032-1. Занятый гражданин и безработный гражданин – это не одно и тоже. Дата обезличена гражданин обратился к ним с заявлением и Дата обезличена они ее признали безработным. Агентские договоры с Дата обезличена ответчик не учитывал в силу ст. 33 ФЗ № 1032-1. Трудовая деятельность истца была окончена Дата обезличена и ей было назначено минимальное пособие по безработице – 850 руб. на 6 месяцев, т.к. период работы по гражданско-правовым договорам при исчислении размера пособия не включается. Стипендию с Дата обезличена ей также платили также минимальную (ст. 29 ФЗ № 1032-1). Пособие платили с Дата обезличена.; материальная помощь при участие в общественных работах по заявлению гражданина от Дата обезличена.; стипендию с Дата обезличена. С Дата обезличена по Дата обезличена пособие по безработице не платили, т.к. период выплаты пособия превышает 6 месяцев. В отношении истца ответчик неоднократно направлял гражданина для трудоустройства.

Ответчиком также представлены письменные возражения, согласно котором гр. Василенко Л.Л. обратилась в отдел ГУ ЦЗН г. Ростова-на-Дону по Советскому району Дата обезличена с целью поиска работы и регистрации в качестве безработного, признана безработной (приказ от Дата обезличена Номер обезличен) с назначением пособия по безработице в минимальном размере. В соответствии со статьями 30 и 33 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня и признаны в установленном порядке безработными.

Во всех иных случаях, устанавливается пособие по безработице в минимальном размере.

Таким образом, выплата пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку устанавливается на основании подтверждения безработным гражданином нахождения в период до начала безработицы в трудовых отношениях с работодателем (запись трудовой книжки, справка о среднем заработке за последние три месяца).

Гр. Василенко Л.Л. осуществляла свою деятельность по договорам гражданско-правового характера, что подтверждается предоставленными ею агентскими договорами, в рамках которых она за вознаграждение совершала по поручению ООО "Пресс-Центр" юридические и иные действия по заключению договоров на размещение рекламы в еженедельнике "Газета Дона" от имени и за счет ООО "Пресс-Центр".

Следовательно» между гр. Василенко Л.Л. и ООО "Пресс-Центр" возникали отношения, которые регулируются гражданским законодательством РФ.

Из агентского договора следует, что ООО "Пресс-Центр" для гр. Василенко Л.Л. не обозначил: место работы (с указанием структурного подразделения); дату начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием
квалификации; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или
должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В агентском договоре, заключенном с гр. Василенко Л.Л. четко определено, что она должна совершать по поручению принципала, юридические и иные действия от имени, и за счет принципала.

Из чего можно сделать вывод, что гр. Василенко Л.Л. не состояла с ООО "Пресс-Центр" в трудовых отношениях, а именно не выполняла трудовую функцию обозначенную работодателем и не подчинялась внутреннему трудовому распорядку.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, Обозрев личное дело получателя государственной услуги Василенко Л.Л. за Номер обезличен, - суд пришел к выводу, что заявленный иск необоснован и не правомерен.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец осуществляла трудовую деятельность по трудовым договорам до Дата обезличена (Ст. 309 ТК РФ)( оречит закону и судом вовнимание не принимается. ла с данско-праввоой не получала, сдавала опредлелен чем через три дн

Далее, согласно представленным суду агентским договорам, с Дата обезличена., включительно, истец за вознаграждение совершала по поручению ООО "Пресс-Центр" юридические и иные действия по заключению договоров на размещение рекламы от имени и за счет ООО "Пресс-Центр" л.д. 19-44).

Исходя из существенных условий данных договоров, следует, что они являются гражданско-правовыми, где функционально-правовой статус истца определен как Агент, получающий вознаграждение (ст. 1006 ГК РФ) за действия от имени, и за счет принципала. Данные обстоятельства подтверждает и сам истец, говоря о том, что «отпускные» она не получала, сдавала Отчеты о проделанной работе по заключенным договорам на размещение рекламы.

"...1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала..." (ст. 1005ГК РФ).

В рассматриваемом случае предметом договоров агентирования являются юридические и иные действия по заключению договоров на размещение рекламы от имени и за счет ООО "Пресс-Центр".

Действующее законодательство на тот момент и сейчас определяет данный вид договора как гражданско-правовой, где отношения между сторонами квалифицируются как гражданско-правовые и в этом случае легальное понятие «увольнение работника» по окончанию срока действия договора не применимо.

Увольнение – это прекращение трудового контракта с работником по инициативе администрации или работника.

Поэтому доводы истца, что в рамках этих договоров она состояла с ООО "Пресс-Центр" в трудовых отношениях - не правомерны.

  В этой ситуации Справка ООО "Пресс-Центр" гр. Василенко Л.Л. от Дата обезличена о средней заработной плате для определения пособия по безработице – 4400 руб. за Дата обезличена. при увольнении в связи с истечением срока действия агентского договора от Дата обезличена л.д. 45) - противоречит закону и судом во внимание не принимается.

Согласно трудовому законодательству под трудовыми отношениями понимаются такие отношения, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за оплату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии Трудовым Кодексом.

Трудовые отношения характеризуются, во-первых, осуществлением трудовой деятельности в трудовом коллективе со строго определенными должностными обязанностями, а во-вторых, они непосредственно связаны с обязательствами работника по соблюдению трудовой дисциплины.

Предметом трудового договора является деятельность, связанная с выполнением трудовой функции работником. В свою очередь, предметом гражданско-правового договора является конкретный результат работы или процесс оказания услуг.

  Что касается доводов истца, что согласно Выписки из лицевого счета застрахованного лица ее трудовой стаж и заработок как застрахованного лица исчислялся из трудовых отношений по агентским договорам, - суд с ними согласиться не вправе.

Согласно Выписки из лицевого счета застрахованного лица л.д. 12-18) речь идет о сведениях о заработке (вознаграждении), доходе, учитываемых при назначении трудовой пенсии.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (ст. 2, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".)

По вопросу, касающемуся порядка подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий  Постановление Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" указывает, что в страховой стаж включаются (засчитываются):

а) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица);

в) иные периоды:

п. 8 указанного постановления Правительства РФ определяет: «Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей».

Исследование материалов гражданского дела и личного дела получателя государственной услуги Василенко Л.Л. за Номер обезличен свидетельствует, что ответчик в рассматриваемом случае надлежащим образом определил порядок и размер пособия по безработице и стипендии.

Установлено, что гр. Василенко Л.Л. обратилась в отдел ГУ ЦЗН г. Ростова-на-Дону по Советскому району с заявлением Дата обезличена с целью поиска работы и регистрации в качестве безработного. Приказ от Дата обезличена Номер обезличен она признана безработной с назначением пособия по безработице в минимальном размере – 850 руб. на 6 месяцев.

Агентские договоры с Дата обезличена. ответчик правомерно не учитывал в силу ст. 33 ФЗ № 1032-1. Стипендию с Дата обезличена по Дата обезличена также платили истцу как минимальную (ст. 29 ФЗ № 1032-1). Выплата пособия осуществлялась с Дата обезличена по Дата обезличена, стипендии с Дата обезличена.

При этом истцу ответчик выплачивал материальную помощь в связи с ее участием в общественных работах (заявление гражданина от Дата обезличена.) с Дата обезличена.

Ответчик правомерно, сДата обезличена по Дата обезличена пособие по безработице Василенко Л.Л. не платил, т.к. период выплаты пособия превышает 6 месяцев. При этом истец неоднократно направлялся ГУ ЦЗН для трудоустройства.

Также установлено, что условия, сроки и размер выплаты пособия по безработице, стипендии ответчик выполнил и осуществил надлежаще (ст.ст. 30, 33, 31, 29 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

Данные обстоятельства документально подтверждены и действия ответчика в рассматриваемом случае были в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон), который определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно ст. 2 Закона занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона);

В соответствии со ст. 30 Закона порядок определения размеров пособия по безработице по различным основаниям определен, как минимум, в двух вариантах:

1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).

2. Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.12.2008 N 915 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год" на 2009г. установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальная величина пособия по безработице в размере 4900 рублей.

Реализуя конституционные права, каждый может распорядиться своими способностями и имуществом разными способами, к числу которых, в частности, относятся наемный труд, осуществляемый по свободно избранному роду деятельности и профессии на основании трудового договора, заключаемого с работодателем, а также самостоятельная экономическая деятельность на основе свободного выбора ее сферы, в частности путем заключения агентского договора.

Однако, реализация гражданином своих способностей каждым из перечисленных способов влечет для него определенные юридические последствия, обусловленные правовым статусом, характерным для субъекта того или иного вида общественно полезной деятельности. Такой правовой статус формируется федеральным законодателем посредством включения в него специального набора прав, обязанностей, государственных гарантий их реализации и мер ответственности, исходя из существа данной деятельности, ее целевой направленности и фактического положения лица в порождаемых этой деятельностью отношениях.

Формируя правовой статус лица, работающего по трудовому договору, федеральный законодатель основывается на признании того, что труд такого лица организуется, применяется и управляется в интересах работодателя, который обязан обеспечить право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимума оплаты труда (абзац седьмой статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации). В силу данных обстоятельств работник представляет в трудовом правоотношении экономически более слабую сторону, что предопределяет обязанность Российской Федерации как социального государства обеспечивать надлежащую защиту его прав и законных интересов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 марта 2005 года N 3-П).

В условиях рыночной экономики, предполагающей возможность появления в конкретные периоды избытка рабочей силы и возникновение, как следствие этого, такого социально-экономического явления, как безработица, указанная обязанность включает в себя и установление гарантий социальной защиты и поддержки работников, в том числе при наступлении безработицы   (статья 7 Конституции Российской Федерации, статья 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации").

Тем самым федеральный законодатель обязан дополнять правовой статус работника (лица, работающего по трудовому договору) гарантиями его социальной защиты, в том числе на случай безработицы.

Полномочия по разработке и введению в действие гарантий социальной защиты от безработицы относятся к компетенции федерального законодателя, который при их реализации располагает достаточно широкой дискрецией в выборе моделей, механизмов, условий предоставления этих гарантий и критериев определения круга обеспечиваемых ими лиц.

Реализация данных полномочий осуществляется федеральным законодателем посредством специального правового регулирования, которое имеет в настоящее время в качестве законодательной базы Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", предусматривающий конкретные гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Провозгласив в данном Законе, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (пункт 1 статьи 5), федеральный законодатель гарантировал всем гражданам Российской Федерации бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости (абзац четвертый пункта 1 статьи 12) и предоставил каждому трудоспособному, независимо от его признания в установленном порядке безработным, право на предоставление органами службы занятости бесплатной консультации, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения (пункт 1 статьи 9).

Однако право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено названным Законом только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (статья 2, пункт 1 статьи 3, абзац второй пункта 2 статьи 12).

Тем самым предоставление государством такой гарантии социальной защиты, как выплата пособия по безработице, связано в настоящее время с приобретением гражданином, не относящимся к категории занятых, статуса безработного (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 N 11-П "По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Н.И. Гущина").

Поскольку Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретных гарантий социальной защиты лиц, утративших работу и заработок (трудовой доход), условия и порядок их предоставления, постольку федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий при осуществлении специального правового регулирования отношений в сфере занятости населения, определил, что граждане, относящиеся к категории занятых, не имеют права на получение указанных гарантий. В свою очередь, занятость была определена как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"). При этом федеральный законодатель включил в число занятых граждан как лиц, работающих по трудовому договору, так и других лиц. Конституция Российской Федерации, провозглашая целью политики Российской Федерации как правового демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1), гарантирует гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3) и право на социальное обеспечение (статья 39, часть 1).

По смыслу указанных статей Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать лицам, временно лишившимся работы и, следовательно, заработка, трудового дохода, эффективную государственную защиту, направленную на поддержание по крайней мере минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка и на содействие в трудоустройстве, на равных основаниях.

Данный вывод согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в его решениях, в том числе в Постановлениях от 3 июня 2004 года N 11-П и от 16 июля 2007 года N 12-П.

Основной формой защиты является выплата в течение установленного срока пособия по безработице, целевое назначение которого, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в том, чтобы предоставить гражданину временный источник средств к существованию (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П).

Согласно Закону Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным гражданам обеспечение социальной поддержки, основной формой которой является выплата пособия по безработице в течение определенного законом срока, а в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переквалификации по направлению органов службы занятости - выплата стипендии.   Перечисленные выплаты безработным производятся из средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и относятся к выплатам, осуществляемым в рамках системы социального обеспечения.

Кроме того, с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах") работодатели, осуществляющие выплаты в пользу работников, не производят целевые отчисления на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан. Эти мероприятия являются расходными обязательствами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"), которые исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета (пункт 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Поскольку, таким образом, финансирование мероприятий по социальной поддержке безработных граждан не имеет своим источником средства, поступающие от конкретного налога (взноса), исключается и какая-либо дифференциация при предоставлении мер социальной поддержки безработным гражданам в зависимости от размера платежей, уплачиваемых работодателем, с которым лицо, впоследствии признанное безработным, состояло в трудовых отношениях, и, соответственно, установление определенных пропорций между такими платежами и выплатами, осуществляемыми в пользу безработных.

Подводя итог рассмотрения заявленного спора по существу, суд резюмирует, что оснований для перерасчета пособия и стипендии не имеется, конституционные права истца со стороны ответчика не нарушены.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ :

В удовлетворении иска иску Василенко Л.Л. к ГУ Центр занятости населения Г. Ростова-на-Дону, о перерасчете пособия по безработице и стипендии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд г.Ростова н/Д.

Решение изготовлено в окончательной форме Дата обезличена

Судья А.Н. Сачков