Дело № 2-3185/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2019 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.А.,
при секретаре Мызниковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Пскова о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации города Пскова о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указано, что истец имеет статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители были лишены родительских прав.
Решением жилищной комиссии Псковской области от 08.08.2014 ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени она жильем не обеспечена.
Ввиду нахождения в академическом отпуске по причине ухода за ребенком, администрацией учебного учреждения отказано в предоставлении общежития. Правами на жилые помещения истец не обладает. Возвращение в жилое помещение по месту регистрации по адресу: Струго-Красненский район, дер. В., д.*** невозможно, поскольку жилье разрушено.
Истец полагает, что право на обеспечение жилым помещением указанной категории граждан должно осуществляться незамедлительно после его возникновения, в связи с чем, просит суд обязать Администрацию города Пскова предоставить ей благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Пскова, площадью не менее 25 кв.м.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация Псковской области, Комитет по социальной защите Псковской области.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования и доводы в их обоснование поддержали, указав, что жилого помещения в собственности истец не имеет, является одинокой матерью, в настоящее время имеет регистрацию по месту пребывания в общежитии агротехнического колледжа, в котором проходит обучение, находится в академическом отпуске ввиду необходимости ухода за ребенком, в связи с чем, в предоставлении общежития ей отказано. Проживает с сыном в жилом помещении по адресу: Псковский район, пос. Р., ул. ***, д. ***, кв. ***, на основании договора найма. Просили суд обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение в г. Пскове по месту нахождения профессиональной образовательной организации, в которой она получает образование.
Представитель ответчика – Администрации города Пскова в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменную позицию, в которой указал, что жилые помещения предоставляются по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. В список претендентов, подлежащих обеспечению в 2019 году, истец не включена. В отсутствие финансирования и решения, принятого уполномоченным органом субъекта РФ об обеспечении ФИО1 жилым помещением в 2019 году, Администрация города Пскова не имеет правовых и финансовых возможностей для предоставления истцу жилого помещения. Просил в удовлетворении исковых требований отказать и рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Комитета по социальной защите Псковской области в судебное заседание не явилась, в судебном заседании от 23.09.2019 ФИО3 не согласилась с заявленными требованиями, указав, что в соответствии с Закон области № 1958-оз от 09.07.2019 жилые помещения детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по месту их жительства, а местом жительства считается место регистрации. Указанная норма закона не распространяется на лиц, в отношении которых установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Кроме этого, истец не включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в 2019 году.
Представитель третьего лица – Администрации Псковской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по иску не представил.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена государственная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
На территории Псковской области вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регламентированы Законом Псковской области № 1241-ОЗ от 09.01.2013.
Статьей 7 Закона области (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
Указанный Список формируется органом опеки и попечительства на основании решений жилищной комиссии, исходя из даты регистрации документов органом опеки и попечительства (п. 1, 12).
Орган опеки и попечительства на основании представленных территориальными подразделениями органа опеки и попечительства сведений, указанных в пункте 13 настоящей статьи, ежегодно в срок до 31 июля формирует список претендентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включены в список и подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствующем году (пункт 14 в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно ст. 9 Закона Псковской области № 1241-ОЗ от 09.01.2013 финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.
Данные средства предусматриваются в бюджете области на очередной финансовый год в виде субвенций, предоставляемых органам местного самоуправления, которым Законом Псковской области № 1082-ОЗ от 03.06.2011 были делегированы отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Из материалов дела следует, что ФИО1, *** года рождения, имела статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Х.Н. лишена родительских прав на основании решения Стругокрасненского районного суда от 27.03.2003, отец Б,А. на основании решения от 25.01.2005 (л.д. 9,10).
Приказом № 60-ОП от 24.11.2010 ТУ Струго-Красненского района ГГУ СЗН Псковской области ФИО1 гарантировано предоставление жилого помещения, поскольку на момент закрепления жилье по адресу: Струго-Красненский район, дер. В., д.***, было непригодно для проживания, а в настоящее время полностью разрушено (л.д. 11).
Согласно справке ГБУСР Псковской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей Печорского района» от 21.09.2016 ФИО1 с 03.06.2003 по 31.08.2016 находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 12).
На основании решения жилищной комиссии от 08.08.2014, оформленного протоколом № 7, ФИО1 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 8).
Между тем, вопрос о предоставлении истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения до настоящего времени не разрешен.
Согласно информации Комитета по социальной защите Псковской области, ФИО1 в выписку из Списка на обеспечение жилыми помещениями в 2019 году не включена.
Вместе с тем, из анализа вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ следует, что ни данная норма, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Напротив, по смыслу этих положений жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Кроме того, содержащееся в п. 3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование соответствующего списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме этого, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирована по адресу: Псковская область, Струго-Красненский район, дер. В., д.***, в жилом помещении, которое на момент закрепления было непригодно для проживания, на 2010 год было полностью разрушено.
Имеет регистрацию по месту пребывания с 30.10.2018 по 30.06.2022 года в студенческом общежитии ГБПОУ ПО «П.» по адресу: г. Псков, Л., д.***, кв. ***.
С 10.10.2016 по 10.10.2017, с 11.10.2017 по 11.10.2018, с 12.11.2018 по 12.11.2019 находится в академическом отпуске по уходу за ребенком, ввиду чего проживание в общежитии невозможно.
В настоящее время на основании договора найма жилого помещения проживает с ребенком в квартире по адресу: Псковский район, пос. Р., ул. ***, д. ***, кв. *** (л.д. 31-34).
Правами на какие-либо жилые помещения не обладает, что подтверждается уведомлением от отсутствии сведений в ЕГРН (л.д. 16).
Данные обстоятельства объективно свидетельствуют о нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
По смыслу данной правовой нормы права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, должны иметь реальное обеспечение, а не носить декларативный характер.
Таким образом, поскольку право ФИО1 на обеспечение жильем фактически не реализовано, суд находит требования о предоставлении ей жилого помещения обоснованными.
Разрешая вопрос о месте предоставления жилого помещения, суд исходит из следующего.
Частью 1 ст. 5 Закона Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей на 27.10.2016) установлено, что лица, указанные в пункте первом статьи 4 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по их выбору:
1) по месту жительства;
2) по месту первичного выявления;
3) по месту устройства под опеку (попечительство), в приемную семью, в образовательное учреждение, учреждение социального обслуживания населения, учреждение системы здравоохранения и иное учреждение, создаваемое в установленном порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории области;
4) по месту нахождения профессиональной образовательной организации, в которой лицо получило профессиональное образование;
(в ред. Закона Псковской области от 29.12.2014 N 1485-ОЗ)
5) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо по окончании срока отбывания наказания в исправительных учреждениях в случае подачи заявления об обеспечении жилым помещением по окончании срока пребывания в указанных учреждениях;
6) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения при наличии обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным.
Законом Псковской области от 09.07.2019 № 1958-ОЗ пункт 1 статьи 5 изложен в новой редакции, вступившей в силу 19.07.2019, согласно которой лица, указанные в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 квадратных метров на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по месту жительства указанных лиц.
При этом, в п. 2 ст. 2 Закона № 1958-ОЗ указано, что действие положений подпункта "а" пункта 5, пункта 6 статьи 1 настоящего Закона не распространяется на лиц, включенных в список по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 6 Закона Псковской области "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до вступления в силу настоящего Закона).
Согласно справке от 23.07.2019 ФИО1 является студенткой 1 курса ГБПОУ ПО «П.», с 10.10.2016 по 10.10.2017, с 11.10.2017 по 11.10.2018, с 12.11.2018 по 12.11.2019 ей предоставлен академический отпуск по уходу за ребенком (л.д. 17-18).
В связи с обучением имеет регистрацию по месту пребывания в студенческом общежитии по адресу: г. Псков, Л., д.***, кв. *** (л.д. 13).
Таким образом, поскольку истец была включена в Список 08.08.2014 на основании пункта 1 статьи 6 Закона Псковской области от 09.01.2013 № 1241-ОЗ, она вправе ставить вопрос о предоставлении жилого помещения на территории муниципального образования «Город Псков», по месту нахождения образовательной организации профессионального образования, в которой лицо завершило обучение
Поскольку истец проживает в г. Пскове, обучается в ГБПОУ ПО «П.», ее несовершеннолетнему сыну Б,А., *** года рождения, 23.09.2019 представлено место в детском учреждении, находящемся в г. Пскове, следовательно, в соответствии с ранее действующим законом она имела право быть обеспечена по месту жительства.
То обстоятельство, что ФИО1 не была обеспечена органом местного самоуправления жилым помещением до июля 2019 года, не может рассматриваться как обстоятельство, освобождающее ответчика от исполнения обязанности, возложенной на него законом. В связи с этим, изменение законодательства после возникновения права и его реализация в установленном порядке не являются основанием для отказа в удовлетворении иска.
В связи с чем, суд возлагает на Администрацию города Пскова обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м. в черте муниципального образования «Город Псков».
Оценивая доводы сторон, суд также полагает, что наличие иных лиц, включенных в Список ранее и имеющих аналогичное право, не может служить основанием для ограничения прав истца, так как граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 ГК РФ).
Таким образом, суд находит исковые требования ФИО4 подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Пскова обязанность по предоставлению ФИО1 за счет средств субъекта РФ благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 кв.м. в черте муниципального образования «Город Псков».
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Псковский городской суд.
Судья Т.А. Семёнова
Мотивированное решение изготовлено 16 октября 2019 года.