ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3187/2023 от 07.09.2023 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

86RS0001-01-2023-003717-49

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ханты-Мансийск 07 сентября 2023 года

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Бакшеева И.В.,

при ведении протокола помощником судьи Иваныкиной Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3187/2023 по иску ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту социального развития ХМАО — Югры. Требования мотивированы тем, что ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что медали ФТС России "За усердие", "За службу в таможенных органах", "25 лет федеральной таможенной службе", "Дмитрий Бабиков" и знак "Отличник таможенной службы" не включены в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". Истец просит признать отказ незаконным и возложить на ответчика обязанность по присвоению звания "Ветеран труда".

Стороны, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились. Истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, проанализировав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, истец с 09.07.2004. по 05.09.2005. находился на службе в органах внутренних дел, с 07.09.2005. по 17.05.2023. проходил службу в таможенных органах Российской Федерации. Имеет стаж, учитываемый для целей назначения пенсии 18 лет 10 месяцев. Уволен со службы в таможенных органах по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.

08.04.2023. ФИО1, будучи награжденным медалью ФТС России "За службу в таможенных органах" (3 степени — 2015, 2 степени — 2020), юбилейной медалью "25 лет федеральной таможенной службе" (2016), медалью "За усердие" (2015), медалью "Дмитрий Бабиков" (2019) и знаком ФТС России "Отличник таможенной службы" (2013), обратился в уполномоченный орган государственной власти автономного округа с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда".

Ответчиком отказано в присвоении истцу звания "Ветеран труда" на том основании, что вопреки правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.06.2016. № 578, истец не награжден ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

При этом, рассмотрев заявление истца по основаниям, действовавшим до 30.06.2016., ответчиком отказано в присвоении звания в виду того, что в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года № 103-п, отсутствует указанные награды (письмо Департамента социального развития ХМАО — Югры № 15-Исх-9376 от 22.05.2023.)

Также из протокола заседания комиссии № 20 от 18.05.2023. следует, что ответчиком при принятии оспариваемого решения учтено, что страховой стаж заявителя не соответствует установленным требованиям для мужчин и составляет менее 25 лет.

Истец настаивает на том, что имеет право на присвоение звания.

В действующей на момент обращения и отказа в присвоении звания редакции ст. 7 федерального закона от 12.01.1995. № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

При этом, в силу положений ч. 3 ст. 8 федерального закона от 29.12.2015. № 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

В редакции закона, действующей до 30.06.2016. предусматривалось, что ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что истец обратился за присвоением звания, будучи награжденным ведомственными медалями и знаком до 30.06.2016., но заявление подано после изменения закона с учетом переходных положений, к правоотношениям сторон в части определения статуса имеющейся награды применяются нормы, действовавшие в момент награждения, в части требований, предъявляемых к стажу работы заявителя — действующие на момент обращения.

Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994. № 442.

Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания "Ветеран труда" подлежат учету и ведомственные знаки отличия в труде.

Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе необоснованно ограничивать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона " О ветеранах", в результате чего лица, награжденные знаками отличия в труде будут лишены права на присвоение им звания "Ветеран труда".

Согласно Положению о медали ФТС России "За службу в таможенных органах", утвержденному Приказом ФТС России от 01.10.2004. № 97 в целях совершенствования системы поощрения должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации, медалью награждаются должностные лица таможенных органов Российской Федерации за безупречную службу и прослужившие в таможенных органах 10,15, 20 лет. Медаль имеет три степени. Награждение медалью производится последовательно. Решение о награждении принимает руководитель ФТС России, что оформляется Приказом ФТС России.

Как по содержанию Положения, так и его правоприменительному смыслу следует, что медалью награждаются не каждый служащий таможенных органов, отработавший необходимое количество дет, а лишь те из них, кто нес службу безупречно и лишь по представлению начальника таможенного органа.

Таким образом, медаль ФТС России "За службу в таможенных органах" может быть признана ведомственным знаком за отличия в труде.

Нагрудный знак ФТС России "Отличник таможенной службы", согласно Приложению № 5 к означенному выше означенному выше Приказу ФТС России от 01.10.2004. № 97, является ведомственной наградой. Им награждаются должностные лица и работники таможенных органов и учреждений ФТС России за образцовое исполнение служебных обязанностей, высокий профессионализм в работе, значительный вклад в дело защиты экономических интересов и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, проработавшие в таможенной системе не менее 5 лет.

В тоже время, истец не отвечает требованиям, предъявляемым к гражданам, претендующим на присвоение звания "Ветеран труда", в части трудового стажа.

Одним из обязательных условий присвоения звания "Ветеран труда" является наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу в календарном исчислении.

Судом установлено и подтверждается копиями справок о стаже, трудовой книжки, что ФИО1, будучи уволенным по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, имеет стаж службы в подразделениях ФТС России (с учетом периода службы в органах внутренних дел) в календарном исчислении менее 20 лет — стажа службы, необходимого для назначения пенсии за выслугу в календарном исчислении.

В федеральном законе от 28.12.2013. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" понятие трудового стажа заменено понятием "страховой стаж", и не предусмотрен такой вид страховой пенсии как "пенсия за выслугу лет". В соответствии со статьей 3 означенного федерального закона установлен такой вид трудовой пенсии, как "страховая пенсия по старости".

При оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 30 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понималось суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны, а также определен общий трудовой стаж для застрахованных лиц из числа мужчин - не менее 25 лет.

В страховой стаж согласно условий закона могут быть засчитаны и иные периоды.

В соответствии со ст. 11 федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Поскольку ст. 7 федерального закона "О ветеранах" в качестве условия присвоения указанного звания не предусмотрено льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, то исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в соответствии с пенсионным законодательством в календарном порядке.

Истец на момент обращения с заявлением о присвоении ему звания "Ветеран труда" имеет страховой стаж в календарном исчислении менее 25 лет.

Таким образом, ФИО1 не имеет трудового стажа, либо выслуги лет в календарном исчислении для назначения пенсии, необходимых для присвоения звания "Ветеран труда".

Само по себе наличие права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997. № 114- ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" не дает право на присвоение звания "Ветеран труда".

То обстоятельство, что истец был уволен с правом на пенсию за выслугу лет, для разрешения настоящего спора правового значения не имеет, поскольку пенсия ему назначена в связи с наличием выслуги лет в льготном исчислении, в то время как согласно норме ч. 3 ст. 8 Закона № 388-ФЗ необходимо наличие выслуги лет, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет именно в календарном исчислении.

При таких обстоятельствах истец права на присвоение звания "Ветеран труда" не приобрел, полный состав предусмотренных законом оснований для присвоения истцу такого звания отсутствуют, что исключает возможность удовлетворения предъявленного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда" — оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение составлено и подписано составом суда 13 сентября 2023 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда И.В. Бакшеев