ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3188/15 от 26.06.2015 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2-3188/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 26 июня 2015 год

Заводский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Быковой И.В.

при секретаре ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по заявлению ФИО5 о признании незаконным бездействия жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО5 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни. Требования обоснованы тем, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО5 (далее – заявитель) с 07.05.1990г. по настоящее время значится зарегистрированным по месту жительства и фактически проживает в жилом помещении, общей площадью 50,6 кв.м., в том числе жилой площадью 28,4 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>-а, <адрес>. С 29.01.2002г. заявитель проходит службу в таможенных органах. На основании заявления от 13.05.2002г. заявитель принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Кемеровской таможне, что подтверждается решением жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни и протоколом от ДД.ММ.ГГГГ года. Вопросы предоставления сотрудникам таможенных органах Российской Федерации жилого помещения жилищного по договору социального найма урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №283-Ф3), а также Приказом Государственного таможенного комитета РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России». 10.02.2015г. на основании уведомления председателя жилищно-бытовой комиссии от 15.01.2015г., заявителем был предоставлен полный пакет документов в жилищно-бытовую комиссию для пересмотра учетных дел нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2015 год. Согласно Протоколу жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ принято о перерегистрации в Списке должностных лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО5 в составе семьи из пяти человек с учетом совместно проживающих с сотрудником родителей: ФИО1 (отец), ФИО2 (мать), а также детей ФИО3, (дочь), ФИО4 (сын). Однако, ответчиком в ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ №27-з «Об определении общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению моей семье по договору социального найма» было указано, что определить в ходе ежегодной перерегистрации характеристик (в том числе общей площади) жилого помещения, подлежащего предоставлению по договору социального найма должностным лицам и работникам, состоящим на учете, нормативными правовыми актами не предусмотрено. Заявитель указывает, что ненадлежащая работа жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни подтверждает то обстоятельство, что в 2013г. до Кемеровской таможни были доведены бюджетные ассигнования на приобретение жилых помещений для постоянного проживания. 05.06.2013г. был объявлен открытый аукцион на сумму <данные изъяты> рублей на приобретение жилого помещения общей площадью не менее 42,0 кв.м. Однако, аукцион не состоялся, выделенные денежные средства не были освоены, в связи с чем, согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах внеплановой функциональной проверки отдела тылового обеспечения Кемеровской таможни» работа отдела тылового обеспечения Кемеровской таможни по приобретению жилья была признана неудовлетворительной. Также указывает, что в отчетной форме Кемеровской таможней 09.04.2015г. было направлено в Сибирское таможенное управление информацию о проведении ежегодной перерегистрации очередников таможенного органа с приложением списка лиц, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Кемеровской таможни на 2015 год в котором указывается, что к членам семьи заявителя относится сестра - ФИО8 1978 г.р.», что превышает состав семьи заявителя. При этом, в графе «Характеристика требуемого жилого помещения» указано: «уровень обеспеченности не предоставляется возможным». Просит суд признать незаконным бездействия жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни; обязать устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению законных прав ФИО5 путем возложения обязанности на заседании комиссии принять решение об определении нормы предоставления площади жилого помещения на ФИО5 и членов его семьи в размере 90 кв.м. общей площади и обеспечить жилым помещением на территории <адрес>, площадью не менее 90 кв.м.

ФИО5 в судебном заседании требования заявления поддержал, настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Представитель заявителя ФИО9, действующая на основании доверенности от 23.06.2015г. сроком на один год, в судебном заседании поддержала своего доверителя в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Кемеровской таможни ФИО10, действующая на основании доверенности от 15.11.2012г. сроком на три года, в судебном заседании против удовлетворения требований заявления ФИО5 возражала в полном объеме. Суду пояснила, что ФИО5 принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Кемеровской таможне до ДД.ММ.ГГГГ решением жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №1) на основании заявления от 13.05.2002г. Учетная норма жилой площади на дату принятия на учет и составляла 8 кв. м на одного члена семьи (постановление Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в области»). На момент постановки на учет ФИО5 был зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении - квартире по адресу: <адрес> (общая площадь 50,6 кв.м., в том числе жилая - 28,4 кв.м.), находящемся в муниципальной собственности и предоставленном по договору социального найма ФИО1 (отец сотрудника) на основании ордера от 22.03.1990. Согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ принято следующее решение: с учетом положений статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» перерегистрировать в Списке нуждающихся в улучшении жилищных условий: ФИО5 в составе семьи из 5-ти человек с учетом совместно проживающих с сотрудником родителей: ФИО1 (отец), ФИО2 (мать), и детей: ФИО3 (дочь), ФИО4 (сын)». Следовательно, по результатам ежегодной перерегистрации ФИО5 перерегистрирован на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ином составе семьи. Все лица, которые заявлены им для включения в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно протоколу жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ приняты Кемеровской таможней на учет в качестве членов семьи сотрудника. Соответствующие изменения, выявленные в ходе перерегистрации, внесены в учетное дело ФИО5, в Список нуждающихся в улучшении жилищных условий и Книгу учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Довод заявителя об обязанности Жилищно-бытовой комиссии определить и отразить в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ общую площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма ему и членам его семьи, не имеет правового обоснования. Протоколом жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ оформлено решение по результатам очередной ежегодной перерегистрации должностных лиц и работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Кемеровской таможне, проведенной в 2015 году в соответствии с пунктом 15 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах Российской Федерации и учреждениях, подведомственных ГТК России (далее - Инструкция), утвержденной приказом ГТК РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России» (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ № 5233). Указанным нормативным правовым актом утверждено также Типовое положение о жилищно-бытовой комиссии таможенного органа Российской Федерации. Определение жилищно-бытовой комиссией в ходе ежегодной перерегистрации характеристик (в том числе общей площади) жилого помещения, подлежащего предоставлению по договору социального найма должностным лицам и работникам, состоящим на учете, нормативными правовыми актами не предусмотрено. Ссылка заявителя на список распределения жилых помещений (приложение 6 к Инструкции), содержащего характеристику предоставляемого жилого помещения (количество комнат, площадь, адрес), не может быть приняты во внимание, так как указанный список составляется при решении вопроса о распределении жилых помещений. Таким образом, общая площадь предоставляемого жилого помещения разрешается жилищно-бытовой комиссией в рамках рассмотрения совершенно иного вопроса, а именно, распределения поступающих в таможенный орган жилых помещений. Следовательно, протокол жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ соответствует закону, оформлен в соответствии с разрешаемым вопросом в пределах компетенции Жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни и ни в коей мере не нарушает права и законные интересы заявителя. Кроме того, в 2014 и 2015 годах денежные средства на строительство и приобретение жилых помещений для постоянного проживания сотрудников, имеющих специальные звания, Кемеровской таможне не доведены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, дав оценку собранным доказательствам, суд считает требования заявления не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ (« О службе в таможенных органах РФ» Социально-бытовое обеспечение сотрудников таможенных органов и проживающих совместно с ними членов их семей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что на основании ордера от 22.03.1990г., ФИО1 и членам его семьи была предоставлена квартира, общей площадью 50,6 кв.м., в том числе жилой площадью 28,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>А, <адрес>.

Согласно поквартирной карточки ООО УК «Радуга» от 28.05.2015г., справки ООО УК «Радуга» от 28.05.2015г. установлено, что в квартире, общей площадью 50,6 кв.м., в том числе жилой площадью 28,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес> значатся зарегистрированными ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (отец), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (мать), ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сестра), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь), а также сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 8-9).

Судом также установлено, что на основании заявления от 13.05.2002г., решением жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни, ФИО5 был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в Кемеровской таможне до ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ года.

В настоящее время, ФИО5 проходит службу в Кемеровской таможне в должности инспектора отдела оперативно- дежурной службы и таможенной охраны, что не оспаривалось участниками процесса в судебном заседании.

10.02.2015г. в целях подтверждения права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий представлены документы, в то числе свидетельствующие об изменении состава семьи.

Протоколом жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ были принято решение по результатам перерегистрации должностных лиц и работников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Кемеровской таможне, проведенной в 2015 году, а именно: с учетом положений статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, части 2 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» перерегистрировать в Списке нуждающихся в улучшении жилищных условий: ФИО5 в составе семьи из 5-ти человек с учетом совместно проживающих с сотрудником родителей: ФИО1 (отец), ФИО2 (мать), и детей: ФИО3 (дочь), ФИО4 (сын).

Анализируя собранные по делу доказательства, судом установлено бесспорно отсутствие таких нарушений закона, которые повлекли бы признание незаконными оспариваемых действий жилищно- бытовой комиссии Кемеровской таможни.

Письменными материалами дела подтверждается, что решением жилищно - бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о перерегистрации в Списке нуждающихся в улучшении жилищно- бытовых условий Кемеровской таможни ФИО5 в составе 5 человек с учетом совместно проживающих с сотрудником родителей.

При этом, доводы заявителя о незаконности отсутствия в данном решении размера общей площади жилого помещения, подлежащего предоставлению заявителю и членам его семьи, опровергаются п.6, п.10-15 Положения о ЖБИ, устанавливающими основные функции жилищно- бытовой комиссии.

Суд полагает обоснованными доводы заинтересованного лица об отсутствии нарушения со стороны жилищно-бытовой комиссии Кемеровской таможни в части отсутствия в указании характеристики жилого помещения при постановке( перерегистрации) на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку такая обязанность нормативно- правовыми актами не предусмотрена.

Согласно п.11 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах РФ и учреждениях, подведомственных ГТК России, являющейся приложением к Приказу ГТК России от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что принятые на учет лица включаются в книгу учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая не предусматривает указание на характеристики жилого помещения.

Вместе с тем, указание площади предоставляемого помещения предусмотрено приложением к указанной инструкции ( Список распределения жилых помещений) при поступлении в таможенный орган жилых помещений ( п.17 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах РФ и учреждениях, подведомственных ГТК России ).
Доказательств поступления в таможенный орган жилых помещений, предусматривающее необходимость их распределения, суду представлено не было.

Сходя из изложенного, доводы ФИО12 о нарушении его прав жилищно- бытовой комиссией на отсутствие определения уровня обеспеченности жилым помещением в списке, предоставленном в Сибирское таможенное управление ДД.ММ.ГГГГ года, не могут быть приняты судом.

Исходя из п. 18 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах РФ и учреждениях, подведомственных ГТК России, являющейся приложением к Приказу ГТК России от ДД.ММ.ГГГГ распределение поступающих в таможенный орган жилых помещений производится жилищно- бытовой комиссией в порядке очередности.

Письменными материалами дела подтверждается, ч то ФИО5 не является первым в очереди в улучшении жилищных условий лиц, состоящих в Кемеровской таможни.

В силу правила ч. 1 ст. 249 ГПК РФ на заявителя возлагается обязанность доказать сам факт совершения оспариваемых действий, нарушения ими его прав и (или) свобод и соблюдение срока на обращение в суд.

Суд полагает, что оспариваемое решение жилищно- бытовой комиссии не противоречит требованиям закона и не нарушает права и свобод заявителя.

Доводы заявителя о том, что Кемеровской таможней не запрошены объемы финансирования для приобретения жилого помещения для ФИО5 и членов его семьи в семьи 5 человек являются необоснованными, поскольку лишь в 2015 года в соответствии с протоколом ЖБК Кемеровской таможни произведена перерегистрация заявителя о членов его семьи в составе 5 человек, в то время как финансирование приобретения жилья для сотрудников таможенных органов закладывается в бюджет на будущее время.

Возложение обязанности на орган, в чьей исключительной компетенции относится решение вопроса о постановке, распределении жилья для сотрудников Кемеровской таможни, состоящих на учете нуждающихся в улучшение жилищных условий, обязании обеспечить жилым помещением заявителя в г. <адрес>ю не менее 90 кв.м., процессуальным законом не предусмотрено.

Процессуальный закон также не предусматривает возможность вынесения судом решений, обязывающих должностных лиц органов государственной власти предпринять действия по недопущению в дальнейшем нарушений прав граждан, поэтому аргументы в этой части нельзя признать законными.

Поскольку каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и свобод заявителя в результате оспариваемых решений, действий и бездействия на момент вынесения судом решения, не представлено, то отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований заявления ФИО5 о признании незаконными бездействия жилищно- бытовой комиссии Кемеровской таможни отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.

Председательствующий И.В. Быкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ год