<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> | <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
Дело № 2-318/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Ленинское ЕАО 24 октября 2018г.
Ленинский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Щиканова А.В.
при секретаре Волошинской И.И.
с участием истца старшего помощника прокурора Молчановой Г.А.,
представителя материального истца Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО по доверенности ФИО1,
представителей ответчика администрации муниципального района по доверенности ФИО2, ФИО3,
третьего лица ФИО4
рассмотрел в открытом судебном заседании в с.Ленинское гражданское дело по иску прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Еврейской автономной области к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о прекращении права муниципальной собственности на земельные участки, признании права государственной собственности Еврейской автономной области на земельные участки,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в интересах Еврейской автономной области к администрации Ленинского муниципального района ЕАО о прекращении права муниципальной собственности на земельные участки, указав, что прокуратурой Ленинского района ЕАО проведена проверка соблюдения действующего законодательства при оформлении права муниципальной собственности на земельные участки, находящиеся в составе государственного природного заказника областного значения «Чурки». Государственные природные заказники регионального значения являются собственностью субъектов РФ. С момента установления границ особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника областного значения «Чурки» - все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, являются собственностью Еврейской АО. На основании решений Ленинского районного суда ЕАО зарегистрировано право муниципальной собственности МО «Ленинский муниципальный район» на земельные участки с кадастровыми номерами №, №, расположенные в границах заказника «Чурки». Таким образом, спорные земельные участки являются государственной, а не муниципальной собственностью. Просил прекратить право муниципальной собственности МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО на земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 36,4275 га и № площадью 82,4230 га, расположенные в границах заказника «Чурки», признать право государственной собственности Еврейской АО на указанные земельные участки.
Определением Ленинского районного суда ЕАО от 02.10.2018 к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, на стороне ответчика ФИО4, ООО «Гектар».
В судебном заседании ст. помощник прокурора Молчанова Г.А. исковые требования поддержала, основывалась на доводах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель материального истца Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО по доверенности ФИО1 исковые требования прокурора поддержала полностью, пояснив, что заказник «Чурки» был образован в 1963 году, видоизменен и приведен в соответствие с действующим законодательством в 1992 году, после чего ответчик незаконно зарегистрировал свое право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные в границах заказника, и незаконно использует их. Просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального района ЕАО ФИО2 исковые требования не признала, пояснив, что Заказник «Чурки» образован без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, что соответствует пункту 1.5 Положения о государственном природном заказнике областного значения "Чурки", утвержденного постановлением правительства ЕАО от 03.09.2013 N 423-пп "Об утверждении Положений о государственных природных заказниках областного значения", разработанного в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33- ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и законом Еврейской автономной области от 29.06.2011 N 968-03 "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения". Кроме того, право муниципальной собственности на указанные земельные участки возникло на основании решений суда, которые никем не оспаривались и вступили в законную силу.
Представитель ответчика администрации муниципального района ЕАО ФИО3 в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и пояснил, что спорные земельные участки действительно расположены в границах заказника «Чурки», однако поскольку в силу федерального законодательства заказники могут быть образованы без изъятия земельных участков из частной собственности, а у субъекта на заказник «Чурки» возникло право в 1992 году, то есть после того как право на спорные земельные участки было приобретено совхозом «Чуркинский», затем переданы в долевую собственность гражданам, постольку требования прокурора о прекращении права муниципальной собственности на них незаконны.
Третье лицо ФИО4 в судебном заседании возражала относительно требований прокурора, пояснив, что желает пользоваться переданными ей в аренду земельными участками, один из которых находится на территории заказника «Чурки», она имеет разрешение Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства ЕАО на проведение сельскохозяйственных работ на участке.
Представитель третьего лица ООО «Гектар» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом по указанному адресу.
Руководствуюсь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению частично.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 18 Земельного кодекса РФ в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии абз. 3 ч. 2 ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» к особо охраняемым природным территориям относятся государственные природные заказники.
Согласно ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из статьи 30 части 1 п.3 Устава Еврейской автономной области от 08.10.1997 № 40-ОЗ следует, что управление и распоряжение собственностью области в соответствии с законами области, а также управление федеральной собственностью, переданной в управление области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляет правительство Еврейской автономной области.
В соответствии с ч. 1, ч.2 ст. 3 Закона Еврейской АО от 29.06.2011 г. № 968-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения» Государственными природными заказниками областного значения являются территории области, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.
Согласно ч. 7, ч.8 ст. 3 Закона Еврейской АО от 29.06.2011 г. № 968-ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника определяются правительством области.
В судебном заседании установлено, что решениями Ленинского районного суда ЕАО № 2-93/2008 от 09.06.2008, № 2-145/2008 от 25.08.2008, 2-151/2008 от 25.08.2008, 2-156/2008 от 30.07.2008, 2-163/2008 от 31.07.2008, № 2-149/2008 от 25.08.2008 прекращено право собственности на земельные доли площадью по 11,34 га, расположенные в границах бывшего совхоза «Чуркинский», и за муниципальным образованием «Ленинский муниципальный район» признано право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли площадью по 11,5 га каждая, в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ЕАО, Ленинский район в границах бывшего совхоза «Чуркинский» с кадастровым номером №.
19.11.2009 на основании указанных решений МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО зарегистрировало свое право на спорные земельные участки с присвоенными кадастровыми номерами №, №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись регистрации №.
Из ответа Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Еврейской автономной области установлено, что в границы государственного природного заказника областного значения «Чурки» входят земельные участки с кадастровыми номерами №, №.
Государственный природный заказник областного значения «Чурки» создан Распоряжением исполнительного комитета Хабаровского краевого Совета народных депутатов № 1262 от 07.12.1963.
Постановлением правительства Еврейской АО № 423 -пп от 03.09.2013 утверждено Положение о заказнике.
Постановлением главы администрации Еврейской автономной области № 120 от 01.07.1992 «Об изменении назначения и статуса государственных природных заказников на территории Еврейской автономной области» заказник «Чурки» преобразован в государственный природный заказник областного значения.
Согласно п. 1.4 указанного Положения, заказник находится в ведении Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области.
Пунктом 2.2. Положения установлено, что Заказник «Чурки» расположен на территориях муниципальных образований "Биробиджанский муниципальный район" и "Ленинский муниципальный район", инвентарный номер в государственном кадастре недвижимости - 79.00.2.11., общая площадь Заказника составляет 83052 га, описаны его границы.
Заказник включен в реестр особо охраняемых природных территорий областного значения за номером 79:2,3-О:Г:04 (приказы Управления от 02.02.2012 № 3, от 01.07.2013 № 48, от 20.01.2014 № 4).
В судебном заседании установлено, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами №, № входят в состав территории государственного природного заказника областного значения «Чурки».
В соответствии со ст.95 ч.1 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Территория заказника имеет определенные границы, статус и режим использования особо охраняемой природной территории и земельный участок в ее пределах, и, соответственно, на момент оформления права муниципальной собственности на спорные земельные участки №, №, он уже был отнесен к землям особо охраняемых природных территорий.
Исходя из положений пункта 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
По общему правилу, установленному пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон № 137-ФЗ), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 Закона № 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в том числе относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Положениями ст.18 п.1 ЗК РФ установлено, что в собственности субъектов Российской Федерации в числе прочих находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (статьи 22 - 24 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Еврейской автономной области от 29.06.2011 № 968 - 03 "Об особо охраняемых природных территориях областного и местного значения" государственными природными заказниками областного значения являются территории области, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
По смыслу приведенных норм права - государственные природные заказники регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации.
Таким образом, с момента установления границ особо охраняемой природной территории - государственного природного заказника областного значения «Чурки» - все земельные участки заказника, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания федерального закона являются собственностью Еврейской автономной области.
Согласно ст.209 п.1 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Вместе с тем в нарушение приведенных положений законодательства ответчик, не имея полномочий на момент оформления права собственности земельного участка, произвел в 2009 году работы (межевание) по определению земельных участков в границах территории Заказника «Чурки» и оформил право собственности на созданные земельные участки с кадастровыми номерами №, № в границах заказника «Чурки».
Согласно ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что право собственности МО «Ленинский муниципальный район» ЕАО на земельные участки с кадастровыми номерами №, № оформлено и зарегистрировано с нарушением норм действующего законодательства, в связи с чем подлежит прекращению, требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению в части прекращения права муниципальной собственности на указанные земельные участки. В то же время требования прокурора о признании права государственной собственности Еврейской автономной области на расположенные в границах заказника «Чурки» земельные участки с кадастровыми номерами №, № площадью 36,4275 га. и 82,4230 га. соответственно удовлетворению не подлежат, так как земельный участок заказника «Чурки» ранее признан собственностью Еврейской автономной области, границы Заказника «Чурки» описаны в пункте 2.2 Положения о заказнике, утвержденном постановлением правительства Еврейской АО № 423 - пп от 03.09.2013. Заказник находится в ведении Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области.
Довод представителей ответчика о том, что право муниципальной собственности на спорные земельные участки признаны решением суда, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска прокурора, поскольку решением суда право муниципальной собственности было установлено на невостребованные земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в границах бывшего совхоза «Чуркинский», а не в заказнике «Чурки».
Суд также не принимает доводы представителя ответчика о том, что заказник «Чурки» был создан без изъятия земельных участков, что право пользования у совхоза «Чуркинский» возникло до образования заказника, так как эти доводы ответчика основаны на неправильном толковании закона.
В силу подп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ по заявлениям в защиту неопределенного круга лиц прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому согласно ст. ст. 98, 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333 36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Исходя из указанных выше норм администрация Ленинского муниципального района ЕАО, как орган местного самоуправления, освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Еврейской автономной области в лице Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о прекращении права муниципальной собственности на земельные участки, признании права государственной собственности Еврейской автономной области на земельные участки удовлетворить частично.
Прекратить право собственности муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области на расположенные в границах территории заказника «Чурки» земельные участки с кадастровым номером № общей площадью 36,4275 га., и кадастровым номером № общей площадью 82,4230 га.
Решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о регистрации права собственности муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области на земельные участки, расположенные в границах территории заказника «Чурки», с кадастровым номером № общей площадью 36,4275 га. и кадастровым номером № общей площадью 82,4230 га.
В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Еврейской автономной области в лице Управления по охране и использованию объектов животного мира правительства Еврейской автономной области к администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области о признании права государственной собственности Еврейской автономной области на земельные участки, расположенные в границах территории заказника «Чурки», с кадастровым номером № общей площадью 36,4275 га. и кадастровым номером № общей площадью 82,4230 га. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 29.10.2018.
Судья А.В. Щиканов
<данные изъяты>
<данные изъяты>