ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-318/19 от 16.10.2019 Норильского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2- 318/2019 (УИД 24RS0040-03-2019-000229-35)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2019 года г.Норильск

Норильский городской суд в районе Кайеркан города Норильска Красноярского края в составе председательствующего Ивановой Т.В., при секретарях Буланкиной Ж.В., помощнике судьи Радайкиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Норильска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Норильска обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к АО «НТЭК» о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой г.Норильска в период с 01 по 30 июня 2018 года проверки соблюдения АО «НТЭК» водного законодательства при заборе и сбросе вод на эксплуатируемых ответчиком ТЭЦ было установлено, что на правобережной протоке реки Норильская (в границах МО г.Норильск), отделяющей основное русло от водозабора № 2, АО «НТЭК» возведено гидротехническое сооружение (дамба), представляющее собой каменно-грунтовую насыпь трапецеидального сечения. На верхней части дамбы оборудована автомобильная дорога. Проточность протоки обеспечивается посредством водопропускных труб через тело дамбы. Примерные размеры насыпи: высота - 04 м., ширина - 07 м., длина 35 м. Географические координаты сооружения: 690 25/ 33// с.ш., 880 16/ 32// в.д. (сведения об использовании протоки р.Норильская зафиксированы осмотром 19.06.2018 (фототаблица) и отражены в справке по итогам проверки от 25 июня 2018 года. Одним из видов деятельности АО «НТЭК» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд согласно классификатору (ОКВЭД-36.00.1). Для указанных целей Общество использует поверхностный водный объект реку Норильскую. Доступ (проход и проезд) на территорию водозабора № 2 ограничен правобережной протокой реки Норильская, на которой создано и эксплуатируется спорное сооружение. Используемый ранее для проезда на территории водозабора № 2 мост (построен вместе с основным сооружением) через протоку, выведен из эксплуатации в связи с аварийностью. Для обеспечения доступа на объект производственной деятельности, при отсутствии соответствующей документации на создание, решения на пользование водным объектом АО «НТЭК» в отдалении от моста произвел отсыпку каменно-набросного сооружения, с помощью которого обеспечил возможность пересечения водного объекта к объекту производственной деятельности, в том числе автотранспортом. При проведении проверки АО «НТЭК» сообщено, что сооружение данной дамбы осуществлено осенью 2017 года. Вместе с тем, по данным спутниковой съемки, о чем делается ссылка в выполненном расчете размера вреда, нанесённого водным биологическим ресурсам, от 27 августа 2018 № 02-06/1258, образование дамбы произошло в 2014 году. При этом право пользования акваторией водного объекта для размещения и эксплуатации каменно-грунтовой насыпи (гидротехнического сооружения) через правобережную протоку реки Норильская за юридическим лицом АО «НТЭК» в Государственном водном реестре до настоящего времени не зарегистрировано. По состоянию на 01 марта 2019 года гидротехническое сооружение продолжает эксплуатироваться АО «НТЭК» для осуществления хозяйственной деятельности в районе водозабора № 2. Каких-либо документов, свидетельствующих о законности пользования водным объектом – протокой реки Норильская (без названия) АО «НТЭК» до настоящего времени не представлено. Река Норильская внесена в Государственный рыбохозяйственный реестр, является водным объектом высшей категории рыбохозяйственного значения. В силу положений ст.65 ВК РФ ширина водоохраной зоны правобережной протоки реки Норильская составляет 200 м. Вышеизложенное свидетельствует о том, что в нарушение требований ст. 11 ВК РФ, эксплуатируя на протоке реки Норильская созданное сооружение, АО «НТЭК» осуществляет пользование водным объектом федеральной собственности - протокой р. Норильская или его частью в районе водозабора № 2 без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью.

При создании вышеназванного сооружения произошло полное изъятие участка русла водного объекта федеральной собственности. На площади повреждения донной поверхности погибли организмы зообентоса (механическое уничтожение) и происходит снижение рыбопродуктивности, связанное с повреждением части площадей, субстратов нерестилищ и кормовых угодий рыб; нарушены пути миграции рыб на места нагула и нереста, так как р. Норильская соединяет реку ФИО4, озеро ФИО4 и вышележащие озера Лама, мелкое, Глубокое, Собачье, Кета и другие. Эксплуатация сооружения, созданного таким образом, продолжает приводить к уменьшению видового разнообразия, численности, биомассы и как, следствие, к недостатку кормовой базы рыб - бентофагов. Таким образом, использование АО «НТЭК» насыпной дамбы в протоке реки Норильская в уставных целях с нарушением природоохранного и водного законодательства оказывает негативное воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания не только реки Норильская, а также рек Валек, Рыбная, Ергалах и других мелких притоков, т.е. всего водохозяйственного участка (водный объект р. Норильска, Талая, Норильская) водохозяйственный участок ФИО4 и другие реки бассейна Карского моря от восточной границы Енисейского залива до западной границы р. Каменная. При этом дальнейшая эксплуатация созданного вышеуказанным образом сооружения на протоке реки Норильская приводит к последствиям, негативно влияющим на водные биосообщества, а именно: внутри и межгодовое перераспределение стока, сопровождается изменениями скоростей течения, уровенного режима, динамике взвешенных веществ и других гидрологических параметров, т.е. условий существования сложившихся биоценозов; эрозии берегов и мелководных участков, сопровождаемая деградацией водной и околоводной растительности, т.е. разрушением наиболее важной для воспроизводства гидробионтов и наиболее продуктивной зоны; физическому препятствованию миграции рыб по водной системе, отдельные участки которой выполняют различные экологические функции (места нереста, зимовки, нагула). По требованию прокурора г. Норильска Енисейским филиалом ФГБУ «Главрыбвод» произведен расчет вреда, причиненного АО «НТЭК» вышеуказанной деятельностью биоресурсам водного объекта в результате нарушения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов в водоохранной зоне и русле водного объекта. Расчет размера вреда, нанесенного водным биологическим ресурсам, произведен в 2018 году в соответствии с положениями раздела № 2 Методики исчисления размера вреда, наносимого водным биологическим ресурсам, утвержденной приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166. Вред в сумме 14289,42руб (за один год эксплуатации дамбы) АО «НТЭК» возмещен путем внесения денежных средств на основании требования прокурора от 06.02.2019 № 7/1-06-2019 (платежное поручение № 1765 от 21.02.2019), что не противоречит требованиям ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Дамба была создана как временное сооружение для движения техники в период ремонта мостового перехода через протоку (что указано в объяснении заместителя главного инженера АО «НТЭК» ФИО1). Однако до настоящего времени мост не отремонтирован, а дамба, построенная без согласования с Енисейским территориальным Управлением Росрыболовства и без учета мероприятий по охране водных биологических ресурсов и среды их обитания, эксплуатируется. В своем ответе в прокуратуру исх. № НТЭК/1759-нсх от 22.02.2019 АО «НТЭК» сообщил, что реализация инвестиционного проекта «Реконструкция автодорожного моста на 2-й водозабор через протоку реки Норильская» запланирован на 2020-2021 годы. Проект, о котором отражена информация в ответе АО «НТЭК», с Енисейским территориальным Управлением до настоящего времени согласования не проходил. При этом, до настоящего времени АО «НТЭК» с заявкой о согласовании деятельности (на период до реализации проекта по ремонту мостового перехода) по использованию каменно-грунтовой насыпи на протоке (без названия) реки Норильская для проезда к водозабору № 2 в Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству также не обращалось, меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные требованиями ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не предприняло.

В целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусматривает согласование деятельности по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в пункте 1 Правил определен предмет правового регулирования нормативного правового акта, который соответствует требованиям названного Федерального закона. Росрыболовством на основании представленных документов оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам «б» - «ж» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что АО «НТЭК» в нарушение требований ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ст. 22 Федерального закона «О животном мире», ч. 1 ст. 61, ч. 1 ст. 65 ВК РФ без соблюдения требований, обеспечивающих охрану животного мира и водных биоресурсов, самовольно используя водный объект - протоку р. Норильская (его часть) путем создания и эксплуатации каменно-грунтовой насыпи при отсутствии согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а также без принятия мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, нарушают с 2014 года среду обитания и пути миграции водных биологических ресурсов, т.е. природную среду, в которой объекты животного мира существуют в состоянии естественной свободы.

Обращает внимание, что с учетом положений ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 3.2 Свода правил «СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 623, ГОСТ 19185-73 Государственный стандарт «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», каменно-грунтовая насыпь, в теле которой для проточности воды установлены водопропускные трубы, по своим квалифицирующим признакам относится к гидротехническим сооружениям. Следует учесть, что как при строительстве линейного объекта, так и гидротехнического сооружения требовалось получение решения на пользование водным объектом (или его частью) согласно п.п. 3, 5 ч. 3 ст. 11 ВК РФ.

В связи с чем полагает, вывод органа государственного экологического контроля, занявшего позицию о том что АО «НТЭК» использует линейный объект при отсутствии каких-либо документов на его создание (созданного в отдалении от существующего моста) является лишь субъективным мнением, что доказывают позиции Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края (выдающего правоустанавливающие документы на пользование водными объектами) и Енисейского территориального управления Росрыболовства (согласующего представляемые для оценки хозяйственной деятельности, создаваемых на водных объектах сооружений), изложенные в своих возражениях.

Принимая во внимание, что АО «НТЭК» продолжает эксплуатацию сооружения без каких-либо документов для его законного создания и использует водный объект без разрешительных на него документов, нарушается принцип использования водного объекта федеральной собственности. При этом безопасность созданного на водном объекте сооружения не обеспечена документами, регламентирующими его безопасность ни как гидротехнического сооружения (ни как линейного объекта) не только для компонентов природной среды, но его пользователей.

Вышеизложенное о фактическом происхождении каменно-набросного сооружения, продолжающееся использование акватории водного объекта федеральной собственности без какого-либо разрешения на это его собственника, и анализ положений ст.ст. 11, 47, 52.1 ВК РФ, не исключает обязанности АО «НТЭК» обратиться в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края для оформления разрешительных документов на водопользование в соответствии с требованиями п. 2 ч. 2 ст. 11 ВК РФ, а также согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы спорным сооружением в Енисейское управление Росрыболовства как самостоятельно, так в рамках оформления договора на водопользование.

Обеспечение права на благоприятную окружающую среду предусмотрено Конституцией. Число возможных пользователей водного объекта является неопределенным. Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор выступает в защиту неопределенного круга лиц, имеющих право на благоприятную окружающую среду, и в защиту интересов государства, как собственника водного объекта, императивно закрепившего экологические требования использования водных объектов, платность природопользования, презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также принципы защиты объектов животного мира сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

С учетом изменения исковых требований 25 сентября 2019 года просит обязать АО «НТЭК» в течение 06 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу в соответствии с требованиями ст.11 Водного кодекса РФ устранить имеющиеся нарушения путем оформления договора водопользования с целью использования акватории водного объекта (протоки (без названия) реки Норильская в районе водозабора № 2 для эксплуатации на нем каменно-грунтовой насыпи; в соответствии с требованиями ч.ч.1,2 ст.50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» согласовать с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства деятельность на период времени эксплуатации каменно-грунтовой насыпи на протоке реки Норильская в районе водозабора № 2 и комплекс мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания; обязать ответчика в течение 02 лет с даты вступления решения в законную силу осуществить ликвидацию используемой в настоящее время каменно-грунтовой насыпи на протоке реки Норильская в районе водозабора № 2. Представителем ответчика ФИО5, действующим на основании доверенности, представлены письменные возражения, в которых он просит в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме, ссылаясь на следующее. В соответствии со ст.51.2 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ без предоставления водных объектов в пользование. Пунктом 10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Учитывая вышеуказанные нормы действующего законодательства РФ, АО «НТЭК» не обязано получить разрешение на пользование водным объектом для целей эксплуатации временного сооружения (линейного объекта), необходимого для проезда на территорию водозабора № 2. При этом сообщает, что вред, причиненный биологическим ресурсам при строительстве временного сооружения, возмещен АО «НТЭК». В настоящее время организацией принято решение о восстановлении моста в 2020-2021 году. При этом за весь период проведения работ по восстановлению моста АО «НТЭК» будет возмещать ущерб, причиняемый водным биоресурсам с момента возведения насыпи до ее полного демонтажа. На сегодняшний день АО «НТЭК» подготовлены Техническое задание на комплекс работ по проектированию, материально-техническому обеспечению, выполнению строительно-монтажных работ на условиях «под ключ» по теме «Строительство автодорожного моста на 2-й водозабор через протоку р.Норильская» В 3 квартале 2019 года планируется проведение конкурса по выбору контрагента на выполнение работ, предусмотренных проектом. Реализация проекта запланирована на 2020-2021 гг. При этом необходимо учитывать, что АО «НТЭК» является организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, поэтому заключение всех сделок, в том числе и на реконструкцию автодорожного моста, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Таким образом, привлечение АО «НТЭК» сторонних организаций для реализации проекта возможно только после проведения закупки, являющейся достаточно длительной процедурой. По результатам проведенного конкурса с победителем будет заключен договор подряда по реализации проекта «под ключ», которым будут предусмотрены, в том числе, мероприятия по согласованию с ЕТУ Росрыболовства деятельности на период времени эксплуатации временного сооружения. Учитывая изложенное, АО «НТЭК» предприняты все необходимые меры по устранению нарушения действующего законодательства РФ следовательно, отсутствует признак бездействия. При этом отмечает, что об указанных обстоятельствах АО «НТЭК» было сообщено в адрес прокурора до его обращения в суд, в связи с чем основания для обращения в суд у прокурора отсутствовали.

Считает, что требования прокурора не выполнимы в указанные в заявлении сроки. Решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно устанавливать реальные сроки выполнения возложенной обязанности. При установлении указанного срока необходимо учитывать возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства (п.27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств». Сроки 06 месяцев и 02 года, в которые прокурор просит обязать АО «НТЭК» выполнить мероприятия, являются заранее неисполнимыми, ввиду необходимости выполнения ряда мероприятий, в частности, проведение конкурсных процедур по выбору квалифицированного исполнителя-подрядчика, выполнение работ подрядчиком по реализации проекта. Кроме того, необходимо учитывать, что выполнение мероприятий по реализации проекта напрямую зависит от подрядчика и государственных органов, а не от действий АО «НТЭК». (т.2 л.д. 3-4).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора г.Норильска Образцова А.В. заявленные требования поддержала по указанным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика АО «НТЭК» ФИО5 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно пояснил, что нельзя отнести сооружение к гидротехническому, поскольку единственной целью, с которой оно используется, является проезд техники на водозабор № 2. Обращает внимание, что при ремонте любого моста объездные пути создавались дорожными службами, данные объезды не регистрировались в качестве гидротехнических сооружений. АО «НТЭК» не бездействует, а выполняет мероприятия, направленные на устранение нарушений действующего законодательства, в связи с чем обращение в суд является чрезмерным и является вмешательством в хозяйственную деятельность организации. Требование о возложении обязанности заключить договор водопользования считает не исполнимым, поскольку получить разрешение на уже построенный объект не представляется возможным.

Представитель ответчика АО «НТЭК» ФИО6 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Третье лицо Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края представителя в судебное заседание не направило, представитель третьего лица ФИО7 ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие Министерства, представила письменный отзыв, в котором указала, что из буквального толкования понятия «гидротехнические сооружения», содержащегося в ст.3 Федерльного закона от 2.07.1997 № 17-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» следует, что рассматриваемая дамба является гидротехническим сооружением. Водным кодексом РФ не предусмотрена обязанность получать разрешительные документы на эксплуатацию гидротехнического сооружения-дамбы. Также согласно ст.51.2 ВК РФ использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ без предоставления водных объектов в пользование. Таким образом, АО «НТЭК» должно было получить решение о предоставлении водного объекта в пользование на период строительства указанных выше объектов. Учитывая, что река Норильская – водный объект, находящийся в федеральной собственности и расположена на территории Красноярского края, уполномоченным органом по предоставлению в пользование водного объекта в соответствии с Положением о министерстве, утвержденном постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п (подпункта 8,9 пункта 3.6), является министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края. АО «НТЭК» с соответствующим заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для вышеназванных целей в министерство не обращалось. (т.1 л.д. 88-90).

Третье лицо Межрегиональное управление Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва представителя в судебное заседание не направило, представитель третьего лица ФИО8 представила письменные пояснения на иск, в которых указала, что по результатам участия специалиста Межрегионального управления в прокурорской проверке в справке от 25 июня 2018 года ошибочно было указано, что каменно-грунтовая насыпь является гидротехническим сооружением, в связи с чем и.о. прокурора г.Норильска возбуждено дело об административном правонарушении в отношении АО «НТЭК» по ст.7.6 КоАП РФ - использование водного объекта или его части в отсутствие документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью. При рассмотрении дела об административном правонарушении было установлено, что в октябре 2017 года АО «НТЭК» на правобережной протоке реки Норильская возведено сооружение (каменно-грунтовая насыпь через водоток). Проточность обеспечена посредством водопропускных труб через тело сооружения, на верхней части сооружения оборудован проезд для транспортных средств к территории водозабора № 2. В материалы дела были представлены справка, подписанная и.о.главного инженера АО «НТЭК» ФИО2 и заместителем главного инженера по гидротехнической части ФИО1, согласно которой временная насыпь с проложенной по ее гребню автодорогой возведена исключительно для проезда транспорта на территорию объекта «Здание Н/СТ 1 подъема водозабора № 2», осуществляющего завоз товарно-материальных ценностей и оборудования с целью обеспечения обслуживания и ремонта насосных агрегатов и электротехнического оборудования. Указанное сооружение не является гидротехническим сооружением и на балансе предприятия не числится. Согласно акту о внеочередном осмотре сооружения, утверждённому 09.10.2017 главным инженером ФИО3, осуществлен внеочередной осмотр и оценка технического состояния строительных конструкций объекта «Автодорожный мост на 2-й водозабор через протоку Монгола реки Норильская с целью состояния строительных конструкций для определения возможности и условий дальнейшей эксплуатации сооружения, по результатам которого сделан вывод, что конструкции моста не являются ремонтопригодными и нуждаются в замене. Комиссией рекомендовано с целью исключения аварийных ситуаций, способных повлечь полное разрушение строительных конструкций, запретить движение автотранспорта по мосту, для обеспечения проезда транспорта выполнить временную насыпную автодорогу. На основании документов, представленных при рассмотрении дела, должностным лицом, вынесшим постановление, сделан вывод, что возведенное через водоток (правобережную протоку реки Норильская) сооружение является не гидротехническим сооружением, а автодорогой, то есть линейным объектом, в связи с чем применена ст.51.2 Водного кодекса РФ, согласно которой использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РФ без предоставления водных объектов в пользование и вынесено постановление от 17 августа 2018 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения. В настоящее время невозможно определить, какой конкретный вид водопользования осуществляется ответчиком и требуется ли для этого оформление документов на водопользование. (т.2 л.д. 45-47).

Третье лицо Енисейское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству представителя в судебное заседание не направило, заместитель руководителя ФИО9 представила письменные пояснения по иску, в которых исковые требования прокуратуры поддержала, указав, что в случае, если дорога общего пользования до водозаборного сооружения № 2 АО «НТЭК» (проходящая по насыпи-дамбе через протоку реки Норильская) считается временным сооружением (линейным объектом), тогда она должна относиться с категории «временные дороги» и проектироваться в соответствии с Методическими рекомендациями по проектированию временных автомобильных дорог на строительных площадках. Однако в п.4.3 Методических рекомендаций, где указаны виды и назначение автомобильных дорог строящихся объектов, речь идет о дорогах, которые имеют отношение к «строящемуся объекту». Кроме того, в СП 78.13330.2012 Автомобильные дроги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (с Изменением № 1) в п.3.3 дается понятие временной автомобильной дороги: дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет и обеспечивающая движение автомобилей или строительных транспортных средств по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в период сооружения новых объектов, реконструкции или ремонта (которая может переводиться в новую автомобильную дорогу общего пользования). В настоящее время никакого строительного объекта не существует, а дорога по дамбе действует уже более 5 лет. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 № 257-ФЗ. По факту документы о выделении земельного участка под автомобильную дорогу не представлены, и представлены быть не могут, так как выделить земельный участок на акватории поверхностного водного объекта, находящегося в федеральной собственности, невозможно. Под существующей насыпью-дамбой через протоку реки Норильская в районе водозабора № 2 уложены водопропускные трубы, параметры которых должны быть рассчитаны в соответствии с требованиям СП 35.13330.2012 СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы. Также при строительстве должны быть учтены требования СП 101.13330.2012 Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.06.07-87. При строительстве временных дорог через водные объекты учитываются периоды движения рыб на нерест, нагул и иные миграции. То есть такие дороги сооружаются на короткий промежуток времени, чтобы не нарушать естественного ритма жизни объектов ихтиофауны. Если дорога требуется на более длительный период, то устанавливаются трубы большого диаметра (бетонные или металлические гофрированные), через которые могут беспрепятственно осуществлять движение представители ихтиофауны, сечение водопропускных сооружений должно быть рассчитано до начала строительства. Даже если компетентная комиссия признала существующий мост аварийным и обязала построить объездную дорогу, никто не мешал АО «НТЭК» подготовить и согласовать рабочую документацию на временную дорогу с расчетами пропускной способности труб и с учетом скоростей воды, чтобы позволить рыбе беспрепятственно двигаться по протоке. На основании ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ при строительстве и эксплуатации дамбы (насыпи) черед протоку реки Норильская АО «НТЭК» требуется решение о предоставлении водного объекта в пользование, так как происходит изменение дна и берегов поверхностного водного объекта, находящегося в федеральной собственности. Необходимо получить решение суда, в котором будет указано об обязании АО «НТЭК» построить мост через протоку р.Норильская к водозабору № 2 в конкретный период, а также о необходимости расчета размера вреда, наносимого водным биологическим ресурсам за весь период воздействия (строительство, эксплуатация и ликвидация линейного объекта (дамба и дорога на ней) и строительства нового моста через протоку р.Норильская.

Заслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора г.Норильска по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктом 14 ст.1 Водного кодекса РФ определено, что использование водных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Согласно ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

В соответствии с ч.1 ст.9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Статьей 11 Водного кодекса РФ предусмотрены основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами или их частями.

Согласно ч.2 указанной нормы на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса; 2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи; 3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно п.п. 3, 5 ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе: строительства и реконструкции гидротехнических сооружений; строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов.

В соответствии с ч. 4 ст.11 Водного кодекса РФ водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях: 1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса; 2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи; 3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В силу ст.51.2 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации без предоставления водных объектов в пользование.

Согласно ст.12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

Согласно ст.16 Водного кодекса РФ договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев приобретения права пользования в целях, предусмотренных пунктом 1 или 3 части 2 статьи 11 настоящего Кодекса, а также в случаях, установленных статьями 15, 47, 49 и 50 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.21 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, за исключением предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства, которое осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации.

Согласно ст.23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. (ч.1).

В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование, если иной срок не предусмотрен федеральным законом. (ч.2).

Порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации. (ч.6).

В судебном заседании установлено, что одним из видов экономической деятельности АО «НТЭК» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд согласно классификатору (ОКВЭД-36.00.1). Для указанных целей для обеспечения водой технического качества для производственного водоснабжения Медного завода, Надеждинского металлургического завода, ТЭЦ-3, потребителей промышленной площадки района Талнах, а также пополнения уровня оз.Долгое, являющегося прудом-охладителем ТЭЦ-1, обществом эксплуатируется водозабор № 2, расположенный на правом берегу реки Норильская, в 22 километрах от устья реки, который введен в эксплуатацию в 1979 году. Доступ (проход и проезд) на территорию водозабора № 2 ограничен правобережной протокой реки Норильская, на которой создано и эксплуатируется спорное сооружение.

Утвержденная схема доставки персонала и материально-технических ресурсов, в том числе оборудования, предусматривается путем проезда через автодорожный мост на 2-й водозабор через протоку реки Норильская, состояние которого, согласно отчёту по результатам обследования технического состояния строительных конструкций указанного объекта, выполненного ООО «СпецСтройПроект» в 2013 году, характеризуется как предельное, аварийное, конструкции моста не пригодны для ремонта или усиления. В настоящее время мост выведен из эксплуатации.

Для обеспечения проезда через протоку на 2-й водозабор на правобережной протоке реки Норильская, отделяющей основное русло от водозабора № 2, ответчиком возведено сооружение (дамба), представляющее собой каменно-грунтовую насыпь трапецеидального сечения, на верхней части которой оборудована автомобильная дорога. Проточность протоки обеспечивается посредством водопропускных труб через тело дамбы. Примерные размеры насыпи: высота - 04 м., ширина - 07 м., длина 35 м. Географические координаты сооружения: 690 25/ 33// с.ш., 880 16/ 32// в.д.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой Межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и Республике Тыва № ВЗ-308в от 25 июня 2018 года по итогам участия в проверке, проводимой прокуратурой г.Норильска в отношении АО «НТЭК», с фототаблицей (т.1 л.д. 14-17), протоколом заседания технического совещания АО «НТЭК» от 15 марта 2019 года № НТЭК-14/008-пр (т.2 л.д. 9-11) и не оспаривается ответчиком.

Как следует из объяснений заместителя главного инженера АО «НТЭК» по гидротехнической части ФИО1, данных ст.помощнику прокурора г.Норильска, для обеспечения нормального водотока в теле насыпи были уложены стальные трубы диаметром 1200 мм. в количестве не менее 8 штук. (т.1 л.д. 110-111).

Указанная дамба в нарушение требований ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ, предусматривающей необходимость получения решения о предоставлении водных объектов в пользование в целях строительства и реконструкции как гидротехнических сооружений, так и линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, возведена обществом и эксплуатируется в отсутствие разрешительных документов, что также признано ответчиком.

29 июня 2018 года и.о. прокурора г.Норильска внес представление на имя генерального директора АО «НТЭК" об устранении нарушений природоохранного законодательства, в том числе принять меры к приведению в соответствие с действующим законодательством состояния охранных зон поверхностных и подземных источников водозабора, оформлению разрешительной документации на пользование охранной зоной водозабора № 2, водными объектами, принять меры к возмещению ущерба, причиненного биологическим ресурсам при создании и эксплуатации гидротехнических сооружений на протоке реки Норильская (без названия) и реки Норильская в районе водозабора № 2. (т1 л.д. 18-30).

По результатам рассмотрения представления 01 августа 2018 года АО «НТЭК» 01 августа 2018 года по факту эксплуатации насыпи с дорогой к водозабору № 2 без оформленных в установленном порядке документов сообщило, что временная насыпь была отсыпана для надлежащего и бесперебойного функционирования водозабора № 2, в настоящее время АО «НТЭК принято решение о восстановлении моста в 2020-2021 гг., при этом за весь период проведения работ по восстановлению моста организация будет возмещать ущерб, причиняемый водным биоресурсам, с момента возведения насыпи до ее полного демонтажа. (т.1 л.д. 31).

Согласно информации Енисейского территориального управления Росрыболовства, направленной на имя заместителя прокурора г.Норильска Васильевой Е.Г. 23 ноября 2018 года исх.№ 08/3990, река Норильская внесена в государственный рыбохозяйственный реестр с категорией «высшая», является единственным путем миграции к местам воспроизводства особо ценных и ценных видов рыб из р.ФИО4 и озера Пясино в систему вышележащих озер и рек (озера Мелкое, Глубокое, Кета, Лама, Собачье и реки Рыбная и Глубокая). Создание на реке дамбы без соблюдения законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов приведет к деградации популяций особо ценных и ценных видов рыб Норило-Пясинской озерно-речной системы. В случае планируемой дальнейшей эксплуатации русловой дамбы на р.Норильская обязательны к исполнению следующие условия: обоснование необходимости строительства русловой дамбы на р.Норильская в связи с отсутствием альтернативных источников водоснабжения; проектирование строительства русловой дамбы на р.Норильская с учетом соблюдения требований законодательства РФ в области охраны и рационального использования водных биологических ресурсов и среды их обитания (с разработкой меропритяий, позволяющих сохранить нерестовые пути ценных и особо ценных видов рыб); согласование проектной документации по планируемой деятельности с Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. (т.1 л.д. 43-44).

Енисейским филиалом ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» был произведен расчет размера вреда, нанесённого водным биологическим ресурсам при нарушении природоохранного и водного законодательства при сооружении гидротехнического сооружения – дамбы на протоке реки Норильская в г.Норильске, размер которого составил 14 289,42 рубля, включая затраты на восстановление нарушенного состояния ВБР и среды их обитания, в величину ущерба не включены затраты на проведение мероприятий по восстановлению гидрологических характеристик водотока. В расчете указано, что создание дамбы на реке приводит к следующим последствиям, негативно влияющим на водные биосообщества: внутри-и межгодовое перераспределение стока, которое сопровождается изменениями скоростей течения, уровенного режима, динамики взвешенных веществ и других гидрологических параметров, т.е условий существования сложившихся биоценозов; эрозия берегов и мелководных участков, сопровождаемая деградацией водной и околоводной растительности, т.е. разрушением наиболее важной для вопроизводства гидробионтов и наиболее продуктивной зоны; физические препятствия миграциям рыб по водной системе, отдельные участки которой выполняют различные экологические функции (места нереста, зимовки, нагула). Также указано, что Енисейский филиал ФГБУ «Главрыбвод» рекомендует демонтировать дамбу на протоке реки Норильская, в связи с отсутствием разрешительных документов, в том числе положительного заключения Енисейского территориального управления Росрыболоства о согласовании проведения работ по возведению дамбы на протоке реки Норильская. Существующий мост через протоку реки Норильская, используемый АО «НТЭК» (водозабор № 2) не отвечает рыбохозяйственным требованиям, русло протоки отсыпано и сужено боле чем на 2/3 ширины естественного русла. (т.1 л.д. 45-58).

26 февраля 2019 года заместителем прокурора г.Норильска Васильевой Е.Г. на имя генерального директора АО «НТЭК» было направлено требование возместить причиненный биологическим ресурсам вред, а также произвести демонтаж созданного без положительного заключения Енисейского территориального управления Росрыболовства сооружения на правобережной протоке реки Норильская для проезда автотранспорта к водозабору № 2; демонтаж пришедшего в негодность ранее используемого моста и мелиоративные работы по созданию естественного русла протоки р.Норильская с созданием естественных гидрологических характеристик водотока (ширина, глубина и пр.) (т.1 л.д. 59-60).

Ответчиком вред в рассчитанном Енисейский филиалом ФГБУ «Главрыбвод» размере 14289,42 рубля был возмещен, что подтверждается платежным поручением № 1765 от 21 февраля 2019 года (т.1 л.д. 63).

Постановлением начальника отдела государственного санитарно-рыбохозяйственного надзора, экспертизы и сохранения среды обитания водных биологических ресурсов Енисейского территориального управления федерального агентства по рыболовству от 18 сентября 2018 года АО «НТЭК» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ - нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов, назначено наказание в виде штрафа в размере 11 000 рублей (т.1 л.д. 128-132).

Как следует из протокола заседания технического совещания АО «НТЭК» от 15 марта 2019 года, при решении вопроса о техническом состоянии автомобильного моста на водозабор № 2 через протоку реки Норильская и необходимости проведения работ по реконструкции существующего моста на водозабор № 2 было констатировано, что получение разрешения на эксплуатацию насыпи для обеспечения проезда на водозабор № 2 невозможно по причине необеспечения пропускной способности и нарушения экологических требований законодательства РФ. Отмечено, что пропускная способность трубы диаметром 1 м. составляет не более 0,5 м3/с, таким образом, потребуется более 200 труб, что физически нецелесообразно. Уменьшение количества труб приведет к снижению пропускной способности, возникновению подпора, который не допустим в соответствии с п.5.27 СП 35.13330.2011 «Свод правил.Мосты и трубы. Актуализированная редакция СниП 2.05.03-84. Замена труб на дорожные гофрированные трубы или профили прямоугольного сечения также не приведет к обеспечению необходимой пропускной способности без создания подпора. Кроме того, отмечено, что в соответствии Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 № 997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» в целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается устройство в реках или протоках запаней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока (п.3). В зарегулированных водных объектах в период нереста рыб должны обеспечиваться рыбохозяйственные попуски, создающие оптимальные условия их воспроизводства.(п.20) При пересечении транспортными магистралями мелких рек и ручьев (поверхностных водотоков) должна обеспечиваться свободная миграция рыб и наземных животных.

На основании материалов ООО «СпецСтройПроект», ООО «УралПСК», ООО «СПБ МОСТ», а также по результатам визуального обследования строительных конструкций автомобильного моста членами НСТ АО «НТЭК» было решено признать ремонт строительных конструкций существующего моста нецелесообразным, на основании требования прокуратуры г.Норильска, анализа требований нормативных документов по проектированию и строительству мостов и требований природоохранного законодательства РФ, сделан вывод о невозможности разработки проектной документации на насыпь и получении разрешения на ее эксплуатацию в установленном порядке, признано нецелесообразным проведение работ по реконструкции существующего моста на водозабор № 2 ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на существующий мост, принято решение запроектировать новый мост через протоку, подготовить, согласовать и утвердить в установленном в АО «НТЭК» порядке Техническое задание на комплекс работ по проектированию, материально-техническому обеспечению, выполнению строительно-монтажных работ на условиях «под ключ» по теме «Строительство автодорожного моста на 2-й водозабор через протоку реки Норильская». (т.2 л.д. 10-11).

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности и оценив их по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 3.2 Свода правил «СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003», утвержденных приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 623, определено понятие гидротехнического сооружения - сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения негативного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов морей, озер и водохранилищ, берегов и дна русел рек; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства защиты от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

При этом, ни Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений», ни свод Правил «Гидротехнические сооружения» Основные положения СП 58.13330.2012, ни иные правовые акты не дают исчерпывающего перечня сооружений, предлагая формулировку «и другие сооружения», которые будут служить указанным в законе целям, а именно: использование водных ресурсов и предотвращение негативного воздействия вод и жидких отходов.

Указанные цели являются определяющими при придании сооружению статуса гидротехнического сооружения.

Суд считает, что каменно-грунтовая насыпь, в теле которой для проточности воды установлены водопропускные трубы, по своим квалифицирующим признакам не относится к гидротехническим сооружениям, поскольку по своему назначению не служит цели использования водных ресурсов, спорная насыпь в нарушение действующего законодательства возведена ответчиком в связи с аварийным состоянием моста через протоку и используется им для обеспечения проезда к водозабору № 2, то есть в качестве моста.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что возведенная ответчиком на протоке реки Норильская каменно-грунтовая насыпь не может быть квалифицирована как гидротехническое сооружение.

Вместе с тем, в силу ч.3 ст. 11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование приобретается как в целях строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, так и строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов. При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование», обращаясь с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование с указанными целями, заинтересованное лицо предоставляет в том числе сведения о технических параметрах сооружений (площадь и границы используемой для их строительства и реконструкции акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности), копию документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены указанные технические параметры, а также информацию о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации.

При рассмотрении вопроса о принятии решения уполномоченный исполнительный орган государственной власти (в данном случае Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства, определяет условия использования водного объекта, обеспечивает согласование условий водопользования со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции, в том числе с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения.

Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» оценивает представленную проектную документацию и принимает решение о согласовании, либо об отказе в согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства,

Решение о согласовании (об отказе в согласовании) деятельности оформляется в виде заключения, которое содержит краткое описание деятельности и характеристика ее воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания; меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, планируемые в соответствии с документацией; условия и ограничения, необходимые для предупреждения или снижения негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания (условия забора воды и отведения сточных вод, условия работ в водоохранной и рыбоохранной зонах, прибрежной защитной полосе водного объекта и рыбохозяйственной заповедной зоне, ограничения по срокам и способам производства работ на акватории и другие условия); выводы о допустимости влияния деятельности на состояние водных биологических ресурсов и среду их обитания.

Таким образом, на стадии получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для строительства и реконструкции гидротехнических сооружений, мостов и иных линейных объектов уполномоченным органом исполнительной власти производится оценка допустимости использования акватории водного объекта для строительства или реконструкции таких сооружений и их дальнейшей эксплуатации, в том числе степень негативного воздействия деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, и принимается решение о предоставлении в пользование водного объекта либо об отказе в его предоставлении.

Ответчиком АО «НТЭК» в нарушение приведенного порядка получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для строительства, самовольно возведена и эксплуатируется каменно-грунтовая насыпь, при отсутствии проектной документации, расчета водопропускной способности труб, без положительного заключения Енисейского территориального управления Росрыболовства, а также без принятия мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. При этом самим ответчиком признано, что трубы, уложенные в теле насыпи для обеспечения тока воды, не обеспечивают необходимую пропускную способность, использование насыпи нарушает требования экологического законодательства,

Пунктом 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации закреплено, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных федеральными законами, ведет к нарушению государственных интересов.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации определено ст. 45 ГПК РФ.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что возведение и использование АО «НТЭК» спорного объекта с существенным нарушением требований природоохранного законодательства приводит к последствиям, негативно влияющим на водные биосообшества, причиняет вред биологическим ресурсам, тем самым нарушаются права Российской Федерации на установленный порядок предоставления водных объектов в пользование и неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и экологическую обстановку, в связи с чем требование прокурора о возложении на ответчика обязанности ликвидировать каменно-грунтовую насыпь на протоке реки Норильская в районе водозабора № 2 подлежит удовлетворению.

Предлагаемый прокурором для исполнения данной обязанности срок в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу суд считает более чем достаточным.

Вместе с тем, суд полагает, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности в соответствии с требованиями ст.11 Водного кодекса РФ устранить имеющиеся нарушения путем оформления договора водопользования с целью использования акватории водного объекта (протоки (без названия) реки Норильская в районе водозабора № 2 для эксплуатации на нем каменно-грунтовой насыпи, а также в соответствии с требованиями ч.ч.1,2 ст.50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» согласовать с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства деятельность на период времени эксплуатации каменно-грунтовой насыпи на протоке реки Норильская в районе водозабора № 2 и комплекс мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, фактически направлены на узаконивание объекта, созданного без получения требуемого законом разрешения на строительство и без согласования строительства с уполномоченными органами, которое возможно только на стадии строительства.

Согласно п.10 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 года № 165, при подаче заявления о предоставлении водного объекта для использования акватории водных объектов, занятой гидротехническими сооружениями, помимо прочих документов, прилагаются сведения о технических параметрах указанных сооружений (площадь и границы используемой для их эксплуатации акватории водного объекта с учетом размеров охранных зон этих сооружений, длина, ширина и высота сооружений, глубина прокладки подводных коммуникаций и конструктивные особенности, связанные с обеспечением их безопасности), копия документа об утверждении проектно-сметной документации, в которой отражены указанные технические параметры, копии правоустанавливающих документов на гидротехнические сооружения.

В силу п.24 указанных Правил в случае, если документы представлены с нарушением требований, установленных настоящими Правилами, заявителю направляется отказ в предоставлении водного объекта в пользование.

Как установлено судом и следует из пояснений представителя ответчика, проектная документация на каменно-грунтовую насыпь у АО «НТЭК» отсутствует.

Принимая во внимание изложенное, учитывая, что в силу ст.51.2 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей эксплуатации мостов, подводных и подземных переходов, трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов осуществляется без предоставления водных объектов в пользование, а заключение договора водопользования в отношении гидротехнического сооружения, построенного без проектной документации и получения в установленном законом порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование, не представляется возможным, требование прокурора устранить имеющиеся нарушения путем оформления договора водопользования с целью использования акватории водного объекта (протоки (без названия) реки Норильская в районе водозабора № 2) для эксплуатации на нем каменно-грунтовой насыпи, удовлетворению не подлежит.

Также не подлежит удовлетворению требование прокурора о возложении на ответчика обязанности в соответствии с требованиями ч.ч.1,2 ст.50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» согласовать с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства деятельность на период времени эксплуатации каменно-грунтовой насыпи на протоке реки Норильская в районе водозабора № 2 и комплекс мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания по следующим основаниям.

В соответствии со ст.50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. (ч.1)

Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (ч.2).

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации. (ч.3)

Порядок согласования деятельности, указанной в ч.1 ст.50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ, определен Правилами согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденными Постановлением правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 384.

Согласно п.3 указанных Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование: а) строительства и реконструкции объектов капитального строительства - в случае строительства и реконструкции указанных объектов на территории одного субъекта Российской Федерации; б) внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности - в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.

К заявке, которую юридические и физические лица представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы), прилагается следующая документация: а) при согласовании строительства и реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия разделов проектной документации, предусмотренной пунктами 10, 12, 17, 18, 22 - 25 (для объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, за исключением линейных объектов) и пунктами 34 - 40 (для линейных объектов); б) при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Из приведенных положений нормативно-правовых актов следует, что согласованию с Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) подлежит указанная в ч.1 ст.50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» деятельность при ее планировании, в случае несоответствия документации требованиям законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, водного законодательства, а также законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов и среды их обитания, уполномоченным органом может быть отказано в согласовании осуществления такой деятельности.

Учитывая, что, как установлено судом, эксплуатируемая ответчиком каменно-грунтовая насыпь была возведена АО «НТЭК» с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды о сохранении водных биологических ресурсов, а также положений ст.50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2013 года № 384, суд полагает, что исполнение требования прокурора согласовать с Енисейским территориальным управлением Росрыболовства деятельность на период времени эксплуатации каменно-грунтовой насыпи на протоке реки Норильская в районе водозабора № 2 и комплекс мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания в настоящее время не представляется возможным.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В этой связи с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 6000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-195 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Норильска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» удовлетворить частично.

Возложить на Акционерное общество «Норильско-Таймырская энергетическая компания» обязанность в течение двух лет с даты вступления решения суда в законную силу осуществить ликвидацию используемой каменно-грунтовой насыпи на протоке реки Норильская в районе водозабора № 2.

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора города Норильска в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Акционерному обществу «Норильско-Таймырская энергетическая компания» о возложении обязанности в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу в соответствии с требованиями ст. 11 Водного кодекса РФ устранить имеющиеся нарушения путем оформления договора водопользования с целью использования акватории водного объекта (протоки реки Норильская в районе водозабора № 2) для эксплуатации на нем каменно-грунтовой насыпи; о возложении обязанности в соответствии с требованиями с.ч.1, 2 ст.50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» согласовать с Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству деятельность на период времени эксплуатации каменно-грунтовой насыпи на протоке реки Норильская в районе водозабора № 2 и комплекс мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Взыскать с Акционерного общества «Норильско-Таймырская энергетическая компания» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Т.В.Иванова

Решение в окончательной форме принято 18 ноября 2019 года