ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-318/20 от 12.08.2020 Нижнегорского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-318/2020

РЕШЕНИЕименем Российской Федерации

12 августа 2020 года п. Нижнегорский

Нижнегорский районный суд Республики Крым

в составе председательствующего судьи Авакян А.М.

при секретаре Петрук Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнегорского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Желябовского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Желябовского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, а именно об обязании Администрации Желябовского сельского поселения Нижнегосркого района Республики Крым провести регистрацию права собственности на объект культурного наследия – Братская могила красногвардейцев, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Нижнегорского района проанализировано состояние законности в сфере исполнения администрацией Желябовского сельского поселения законодательства, регулирующего отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в ходе чего установлено, что на территории муниципального образования Желябовское сельское поселение находится объект культурного наследия – Братская могила красногвардейцев. Вместе с тем, администрацией Желябовского сельского поселения не принимается должных мер к оформлению в муниципальную собственность объекта культурного наследия, регистрация права собственности на ОКН не проведена. Отсутствие объекта культурного наследия на кадастровом учете приводит к невозможности осуществления органом местного самоуправления полномочий в области государственной охраны объектов культурного наследия. В связи с чем с целью защиты конституционных прав неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и сохранение исторического культурного наследия, обратились с данным иском в суд.

Прокурор в судебном заседании исковое заявление поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.

Представитель администрации Желябовского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в судебном заседании пояснил, что исковые требования признают, однако поскольку не достаточно средств для заключения договора с кадастровым инженером, объект культурного наследия не поставлен на кадастровый учет.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив, представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 ГПК РФ, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

В силу положений ч. 2 и 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества являются предметом регулирования Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

Статьей 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» определено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Пунктом 13 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В силу ст. 2 Закона Республики Крым от 19.01.2015 № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» за сельскими поселениями Республики Крым закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В силу положений статьи 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований (п. 1); государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (п.2); иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (п.4).

В силу п. 1, 2, 5 ч. 1 ст. 8 Закона Республики Крым от 11.09.2014 № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; иные полномочия, предусмотренные федеральными законами.

Согласно ч. 3,4 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно Уставу муниципального образования Желябовского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым к полномочиям администрации отнесены, в частности, владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельского поселения, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 № 627 в Перечень объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Республики Крым, в том числе, отнесен: под номером 1535 - Братская могила красноармейцев, 1919 года, расположенный по адресу: <адрес>, сельское поселение Желябовское, <адрес>.

Приказом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым №№ от ДД.ММ.ГГГГ, утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила красноармейцев, 1919 год», по адресу: <адрес>, сельское поселение Желябовское, <адрес>.

Постановлением №№ от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу <адрес><адрес> предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование МБОУ «Желябовская СОШ».

Учитывая вышеуказанные нормы, судом установлено, что полномочия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия - Братская могила красноармейцев, 1919 год, полномочия по государственной охране указанного объекта культурного наследия муниципального значения, по формированию и регистрации объекта, отнесены к полномочиям администрации Желябовского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым.

Из представления Прокуратуры Нижнегорского района об устранении нарушений законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, а также регистрации права собственности внесенного 30.09.2019 в адрес главы администрации Желябовского сельского поселения, усматривается, что в нарушение требований действующего законодательства администрацией Желябоского сельского поселения до настоящего времени не оформлено и не зарегистрировано право собственности на объект культурного наследия регионального значения: Братская могила красногвардейцев. Отсутствие надлежаще оформленной документации, подтверждающей право собственности на земельный участок и объект за органом местного самоуправления ведет к исключению возможности администрации Желябовского сельского поселения осуществлять деятельность по сохранению объектов культурного наследия, как собственника, в соответствии со ст. 210 ГК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем ответчиком не оспаривается, что администрацией Желябовского сельского поселения регистрация права собственности на объект культурного наследия – Братская могила Красногвардейцев не проведена, и доказательств обратного суду не ответчиком не предоставлено.

На основании изложенного, учитывая, что администрацией Желябовского сельского поселения, не принимается должных мер а оформлению объекта культурного наследия, приводит к невозможности осуществления органом местного самоуправления исполнения полномочий в области государственной охраны объектов культурного наследия, а так же к нарушению конституционного права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и сохранение исторического, культурного наследия, прихожу к выводу, что иск прокурора основан на законе, в связи с чем подлежит удовлетворению.

В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Согласно ч.4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, расходы по оплате государственной пошлине подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.

Руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Прокурора Нижнегорского района Республики Крым – удовлетворить.

Обязать Администрацию Желябовского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести регистрацию права собственности на объект культурного наследия – Братская могила красногвардейцев расположенный по адресу Республика Крым, <адрес>.

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возместить за счет средств соответствующего бюджета.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Крым через Нижнегорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: