ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-318/2014 от 03.02.2014 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 3 февраля 2014 года г. Черкесск, КЧР

 Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Байтоковой Л.А.,

 при секретаре судебного заседания Кячеве М.М.,

 с участием старшего помощника прокурора Хабезской межрайонной прокуратуры Самуелян М.Г.,

 представителя ответчика Министерства промышленности и энергетики КЧР Коховой И.Б., действующей по доверенности,

 представителя РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» Байчорова Ш.К., действующего на основании доверенности,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству промышленности и энергетики, РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор», об обязании выделения денежных средств на обеспечение безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог общего пользования,

 установил:

 Хабезский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству промышленности и энергетики, РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования Территориального значения «Карачаевочеркесавтодор», об обязании выделения денежных средств на обеспечение безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог общего пользования. В обоснование искового заявления указал, что Хабезской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики проведена проверка законности и эффективности мер, принимаемых органами государственной власти, местного самоуправления республики и иными уполномоченными органами в области обеспечения безопасности дорожного движения на территории Хабезского и Абазинского муниципальных районов за 2012 и текущий период 2013 года.

 В ходе проверки установлено, что участок дороги <адрес> (состоящие на балансе РГКУ «Карачаево-Черкесское Республиканское Управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор»), не соответствуют требованиям, установленным действующим законодательством, для таких дорог. В результате проведенного обследования комиссией выявлены недостатки указанные в Акте. В соответствии с договором о закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением от 16.04.2002 автомобильные дороги <адрес> относятся к собственности Карачаево-Черкесской Республики и закреплены за РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» на праве оперативного управления. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221), согласно которому покрытие проезжей части дорог не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Пунктами 3.1.2, 4.2.2 ГОСТР 50597 также установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Применение и исполнение положений названного ГОСТа является обязательным, так как данные положения направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества физических и юридических лиц. Ширина полос движения определена Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 № 296-ст).

 Таким образом, непринятие Министерством промышленности и энергетики КЧР, РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» должных мер по приведению участков автодороги <адрес> в соответствие с требованиями действующего законодательства не отвечает целям обеспечения сохранности, развития автомобильных дорог, улучшения их технического состояния указанным в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 Со ссылками на ст. 22, ч. 3 ст. 35, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 45, 131, 132 ГПК РФ, просил: Обязать Министерство промышленности и энергетики КЧР выделить РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» необходимые денежные средства для приведения участков дорог республиканского значения <адрес> в надлежащее состояние за счет Казны Карачаево-Черкесской Республики, до 01.03.2015 года. Обязать РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор», путем проведения ремонта, привести участки дороги <адрес> в соответствие с требованиями действующих государственных стандартов предусмотренных для автомобильных дорог, до 31.12.2015 года.

 В порядке ст. 39 ГПК РФ Хабезский межрайонный прокурор обратился в суд с ходатайством об уточнении исковых требований в связи с тем, что определенные работы уже проведены. Просил:

 Обязать Министерство промышленности и энергетики КЧР выделить РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» необходимые денежные средства для приведения участков дорог республиканского значения <адрес> в надлежащее состояние за счет Казны Карачаево- Черкесской Республики, до 31.03. 2015 года.

 Обязать РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор», путем проведения ремонта, привести участки дороги Черкесск<адрес> в соответствие с требованиями действующих государственных стандартов предусмотренных для автомобильных дорог, до 31.12.2015 года.

 Определением Черкесского городского суда от 14.01.2014г. к рассмотрению дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечен государственный инспектор ОГИБДД МО МВД России «Хабезский» Шевхужев Р.М.

 В судебном заседании прокурор исковые требования по изложенным в заявлении доводам поддержал и просил их удовлетворить.

 Представитель Министерства промышленности и энергетики КЧР в судебном заседании с исковыми требованиями в уточненной редакции согласился, против удовлетворения исковых требований не возражал.

 Представитель «Карачаевочеркесавтодор» в судебном заседании исковые требования в уточненной редакции признал и пояснил, что ремонт указанного участка дороги ведется, при наличии финансирования, в концу 2015 года будет завершен.

 Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав представленные материалы дела, суд находит уточненные заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

 Статьей 6 данного Федерального закона названы полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. В частности, п.3 ст.6 закреплено, что субъекты Российской Федерации вне пределов Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

 С приведенным нормативным положением согласуется подпункт 11 пункта 2 статьи 26.3 от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями), согласно которому решение вопросов дорожной деятельности в отношении дорог регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

 Статьей 21 того же ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются с целью повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами исполнительной власти субъектов РФ, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов РФ.

 Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), согласно пункту 5 статьи 4 которого органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты в указанной сфере.

 В числе полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, содержания и ремонта автомобильных дорог статьей 12, пунктом 2 статьи 17 и пунктом 2 статьи 18 вышеуказанного Федерального закона установлены: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения. Порядок содержания и Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

 Согласно договора «О закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за государственным учреждением от 16.04.2002г.» Минимущество закрепило за Учреждением Карачаево-Черкесское Республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» право оперативного управления на движимое и недвижимое имущество, согласно Паспорта имущественного комплекса на балансе Учреждения по состоянию на 01.01.2002г. и учтено в Реестре государственной собственности.

 Согласно пункту 2.1 Положения о Министерстве промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного Указом Главы Карачаево-Черкесской Республики от 27.04.2011 № 163 основными задачами Министерства, среди прочих являются реализация государственной политики в сфере промышленности, транспорта, связи и телерадиовещания, дорожного хозяйства, топливно-энергетического комплекса, лицензирования заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов.

 В ст. 33 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указано, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

 В п. 3.7.11. п. 3.7. Положения о Министерстве промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики (утв. Указом Главы Карачаево- Черкесской Республики от 27.04.2011 № 163) указано, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя, распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций.

 Согласно п. 2 Постановления Правительства КЧР от 31.05.2007 № 190 «Об утверждении Порядка организации финансирования расходов республиканского бюджета, связанных с дорожным хозяйством, находящимся в собственности КЧР» Министерство промышленности и энергетики КЧР является главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в республиканском бюджете на обеспечение стабильного функционирования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и объектов дорожного хозяйства, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики.

 В соответствии с п. 1.2. Порядка организации финансирования расходов республиканского бюджета, связанных с дорожным хозяйством, находящимся в собственности Карачаево-Черкесской Республики (утв. постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.05.2007 № 190), Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики возлагает функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, их содержания, приобретения техники и прочих работ, необходимых для функционирования дорожного хозяйства республики, на республиканское государственное учреждение Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор».

 В соответствии с п. 1.2 Устава РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» (с изменениями) Учреждение создано для осуществления управления автомобильными дорогами общего пользования территориального значения, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики, основными и оборотными средствами и финансированием, предназначенным для их нормального функционирования и выполнение функции государственного заказчика от имени КЧР при размещении республиканских государственных заказов на выполнение работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования территориального значения и сооружения.

 В соответствие с пунктом 3.1 Положения в области дорожного хозяйства Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции разработке нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований республиканского бюджета на указанные цели; порядка содержания и ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в КЧР; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

 Таким образом, уполномоченным органом, ответственным за исполнение обязательств в области осуществления дорожной деятельности по отношению к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения Карачаево-Черкесской Республики, содержанию и ремонту автомобильных дорог выступает Министерство промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики, а также РГУ «Карачаевочеркесавтодор», на основании заключенного договора от 16.04.2002 года.

 Постановлением Правительства КЧР № 441 от 16.12.20013г. утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики.

 В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090- обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения дорога включает в себя одну или несколько проезжей частей, а так же трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

 Согласно п. 1.1. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», Правил классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767, а так же произведенным замерам 21 октября 2013 года комиссией в составе помощника Хабезского межрайонного прокурора, госинспектора управления ГИБДД МВД по КЧР, специалиста первой категории отдела ППО РГКУ «Карачаевочеркесавтодор», генерального директора ОАО «Хабезского ДРСУ», госавтоинспектора ОГИБДД МО МВД России «Хабезский» проведено обследование участков автомобильных дорог <адрес> (акты комиссионных проверок от 21.10.2013 г.).

 В результате проведенного обследования комиссией выявлены следующие недостатки.

 На участке автодороги <адрес> на км 6+900 справа и слева по ходу просадка обочины от 10 см до 22 см, длина 20м; просадка на проезжей части (6см х 5м х 1.5м), уклон обочины справа 100 промиль; на км 7+380 справа по ходу занижение обочины от 8 см, длиной 900 м, ширина проезжей части 3.20 х 3.50, осевая горизонтальная дорожная разметка изношена, крошение кромки проезжей части; на км 8+500 справа и слева по ходу крошение кромки проезжей части; на км 8+770 слева по ходу отсутствуют повреждено дорожное ограждение; на км 8+860 слева по ходу просадка на проезжей части (нарушение поперечного профиля дороги) от 4 см до 6 см, занижение обочины на 12 см, длиной 10 м; на км 8+947 справа и слева по ходу просадка проезжей части размером (10 см х7 м х 2 м) (6.5 см х 4 м х 1.5 м); на км 9+100 справа по ходу крошение кромки проезжей части, занижение обочины 6.5 см х 40 м; на км 9+540 справа и слева по ходу занижение обочины 8 см, крошение кромки проезжей части 50 м, ширина проезжей части 3.0 х 3.20 (сужение); на км 9+850 справа и слева по ходу резкое сужение проезжей части от 4 х 4 до 2.80 х 3.20, занижение обочины на 8 см, длиной 50 м, крошение кромки проезжей части; на км 10+130 справа и слева по ходу крошение кромки проезжей части, просадка на крае проезжей части, нарушение поперечного профиля дороги справа (8 см х 4 м х 1.5 м), слева(6 см х 4 м х 1.5 м), занижение обочины от 6 до 8 см, длиной 150 м.; на км 10+525 слева по ходу просадка на проезжей части нарушение поперечного профиля дороги (4 см х 10 м х 1.5 м); на км 10+555 слева по ходу просадка на проезжей части нарушение поперечного профиля дороги (10смх10мх2.5 м); на км 10+600 справа и слева по ходу резкое сужение проезжей части от 4 м х 3.60 до 3.10 м х 3.60, повреждено дорожное ограждение 100 м, слева сетка трещин на проезжей части дороги; на км 11+170 справа и слева по ходу занижение обочины 6 см, длиной 50 м, крошение кромки проезжей части; на км 11+200 справа и слева по ходу повреждено дорожное ограждение 15 м, просадка на проезжей части, нарушение поперечного профиля дороги (15 см х 20 м х 2.6 м), занижение обочины 6 см, длиной 250 м справа, крошение кромки проезжей части; на км 11+300 справа и слева по ходу ширина проезжей части 2.8 м х 3.4 м, просадка проезжей части, нарушение поперечного профиля дороги (6 см х 100 мх 1м), крошение кромки проезжей части дороги, занижение обочины от 6 - 10 см до конца спуска (300 м); на км 11+430 крошение кромки проезжей части; на км 13+190 справа по ходу крошение кромки проезжей части; на км 13+800 справа по ходу просадка на проезжей части (6 см х 2 м х 1 м), крошение кромки проезжей части; на км 14+300 справа и слева по ходу крошение кромки проезжей части, сетка трещины на проезжей части; на км 14+440 справа по ходу отсутствует занижение обочины 9-10 см длиной 1 км, крошение кромки проезжей части, сетка трещин проезжей части; на км 15+000 справа по ходу отсутствует просадка на проезжей части, нарушение поперечного профиля дороги (11.5смх5мх2 м); на км 15+800 слева по ходу неорганизованный съезд, вынос грязи на край проезжей части; на км 18+160 занижение обочины на 5 см, длиной 50 м; на км 20+120 занижение обочины 5 см х 60 м; на км 20+410 слева занижение обочины на 6 см х 40 м; на км 23+300 справа по ходу сужение проезжей части 3.10 х 2.90, крошение кромки проезжей части; на км 24+500 крошение кромки проезжей части, мелкая ямочность; на км 25+700 мелкая ямочность, занижение обочины 10 см х 50 м; на км 26+000 слева по ходу просадка обочины на водопропускной трубе; на км 26+130 справа и слева по ходу занижение обочины 6-8 см х 100 м слева; на км 26+340 ямочность на обочине, занижение обочины 8 см х 50 м; на км 26+400 слева по ходу просадка на крае проезжей части (5 см х 2 м х 1 м); на км 26+950 справа по ходу просадка на проезжей части, нарушение поперечного и продольного профиля дороги (6-8 см х 50 м), слева занижение обочины 6 см х 100 м, справа 6 см х 20 м, крошение кромки проезжей части, ширина проезжей части 3.20 х 3.60; на км 27+150 слева по ходу повреждено дорожное ограждение; на км 27+525 справа и слева по ходу крошение кромки проезжей части; от км 28+000 по км 28+500 справа и слева по ходу занижение обочины 6-8 см х 500 м; на км 28+420 справа и слева по ходу крошение кромки проезжей части, мелкая ямочность на крае проезжей части; на км 28+800 крошение кромки проезжей части; на км 29+340 справа по ходу занижение обочины 6 см х 50 м; на км 30+900 справа и слева по ходу слева повреждено дорожное ограждение, сужение проезжей части, ширина 3.70 х 3.90; на км 31+400 справа по ходу занижение обочины 6 см х 100 м; на км 31+520 слева по ходу просадка проезжей части 6 см х 40 м, занижение обочины; на км 33+200 справа и слева по ходу ямочность на обочине; на км 33+540 крошение кромки асфальта; на км 33+870 ямочность на обочине; на км 35+150 мелкая ямочность на обочине и крае проезжей части, крошение кромки проезжей части; на км 35+500 крошение кромки проезжей части, занижение обочины 6-8 см х 40 м; на км 35+830 занижение обочины 6 см х 50 м; на км 36+500 крошение кромки проезжей части; на км 36+900 справа по ходу занижение обочины (7 см х 50 м), (8 см х 200 м), крошение кромки проезжей части; на км 37+145 справа по ходу занижение обочины 6 см х 100 м; на км 37+290 крошение кромки асфальта; на км 37+800 справа и слева по ходу занижение обочины 6 см х 150 м, крошение кромки асфальта; на км 38+100 справа по ходу крошение кромки асфальта; на км 38+635 слева по ходу занижение обочины 6 см х 100 м; на км 38+980 справа занижение обочины 6 см х 50 м, слева занижение обочины 8 см х 100 м, крошение кромки асфальта; на км 39+755 занижена обочина 6 см х 100 м; на км 40+520 слева занижение обочина 6 см х 40 м; на км 42+620 мелкая ямочность, крошение кромки асфальта, слева просадка проезжей части (8 см х 1 м х 3 м); на км 43+000 крошение кромки асфальта; на км 43+300 слева по ходу занижение обочины, слева просадка (колея) проезжей части, крошение кромки асфальта; на км 43+400 слева по ходу по краю проезжей части просадка (4 см х 1м х 20 м); на км 45+300 слева по ходу просадка на крае проезжей части (8 см х 50 м х 1м); на км 45+680 справа по ходу ямочность на проезжей части дороги (7 см х 50 см х 70 см), крошение кромки проезжей части, занижение обочины 8 см х 50 м; на км 45+990 слева по ходу мелкая ямочность на проезжей части (8 см х 50 см х 70 см), крошение кромки проезжей части, занижение обочины 8 см х 50 м, сетка трещины; на км 46+520 справа по ходу мелкая ямочность на проезжей части, занижение обочины 8 см х 150 м; на км 46+620 справа по ходу занижение обочины 8 см х 500 м; на км 46+840 слева по ходу занижение обочины 6 см х 50 м, просадка на проезжей части дороги (11 см х 30 м х 1 м); на км 47+470 слева по ходу просадка на проезжей части дороги (12 см х 5 м х 1.5 м), крошение кромки; проезжей части; на км 48+440 слева по ходу просадка на проезжей части дороги (6 см х 6 м х 1.5 м), крошение кромки проезжей части, мелкая ямочность на проезжей части.

 На участке автодороги <адрес> на км 0+020 слева и справа по ходу движения на проезжей части сетка трещин, шелушение поверхностной обработки проезжей части, нарушение поперечного профиля проезжей части (колея) 5 см х 50 м; на км 0+280 справа по ходу мелкая ямочность на проезжей части (мост); на км 0+580 справа по ходу занижение обочины 11 см х 250 м, просадка, нарушение поперечного профиля проезжей части (колея) 6 см., занижение обочины 8 см х 50 м, крошение кромки проезжей части; на км 1+120 справа по ходу просадка обочины (8 см х 1.20 м х 1.00 м), крошение кромки проезжей части; на км 1+280 справа по ходу просадка, занижение обочины (10 см х 10 м х 1.5 м); на км 1+600 слева по ходу занижение обочины (11 см х 2 м х 1 км), крошение кромки проезжей части, просадка, нарушение поперечного профиля дороги (9 см х 1 м х 1 м), ширина проезжей части 3 м х 2.70 (сужение), сетка трещины на проезжей части; на км 1+280 справа по ходу сужение проезжей части 2.70 х 2.90, крошение кромки проезжей части, просадка, нарушение поперечного профиля дороги, колея (6 см х 70 м); на км 2+420 слева по ходу крошение кромки проезжей части, сужение проезжей части 2.0 м х 3.2 м, длиной 100 м, сетка трещины на проезжей части, просадка проезжей части 6 см х 100 м; от км 2+720 по км 4+000 с права по ходу начало оползневого участка, отсутствует дорожное покрытие; на км 6+400 справа по ходу сетка трещины на проезжей части, крошение проезжей части; от км 6+700-6+800 уклон обочины 1:4, более 100 промиль, крошение кромки проезжей части, занижение обочины 10 см х 100 м, резкое сужение проезжей части от 3.9 м х 3.9 м на 2.7 м х 3.7 м; на км 7+560 справа по ходу крошение кромки проезжей части, занижение обочины 5-6 см х 50 м, ширина проезжей части 3.40 х 3.25 (сужение); на км 8+200 слева по ходу занижение обочины 6 см х 600 м, нарушение продольного профиля дороги, гребенка 3.5 см, уклон проезжей части слева по ходу 65 промиль, крошение кромки проезжей части; на км 9+100 справа по ходу занижение обочины 5-6 см х 80 м., крошение кромки проезжей части; на км 10+450 слева по ходу занижение обочины 10 см х 200 м, крошение кромки проезжей части, ширина проезжей части 3.10x3.10;на км 11+376 слева по ходу просадка, нарушение поперечного профиля дороги (11 см х 2.5 м х 1.5 м), мелкая ямочность, крошение кромки проезжей части; на км 11+600 справа и слева по ходу занижение обочины 6 см х 100 м, крошение кромки и сетка трещины на проезжей части; на км 11+900 справа и слева по ходу занижена обочина на 7-15 см х 50 м, ширина проезжей части 2.80 х 3.20 (сужение), мелкая ямочность; на км 12+850 справа и слева по ходу крошение кромки проезжей части, мелкая ямочность; на км 12+900 справа и слева по ходу крошение кромки, мелкая ямочность, сужение проезжей части 2.20 х 2.35, застой воды на проезжей части и на обочине; на км 13+100 крошение кромки проезжей части, застой воды на обочине и крае проезжей части; от км 13+260 - 13+300 с права по ходу занижение обочины 10 см х 60 м, крошение кромки проезжей части, мелкая ямочность; на км 13+360 справа и слева по ходу сужение проезжей части 2.30 х 3.20, крошение края проезжей части, ямочность на обочине и крае проезжей части (10 см х 80 см х 45 см), занижение обочины на 10 см;на км 13+840 занижение обочины на 10 см х 50 м, крошение кромки проезжей части; на км 14+160 мелкая ямочность на проезжей части, сетка трещин; на км 14+500 мелкая ямочность на проезжей части, крошение кромки проезжей части, занижение обочины на 5-10 см х 50 м; на км 15+020 крошение кромки проезжей части, занижение обочины 6 см х 40 м; на км 15+275 справа и слева крошение кромки проезжей части; на км 15+675 справа по ходу мелкая ямочность на крае проезжей части, крошение кромки проезжей части; на км 15+860 справа по ходу мелкая ямочность на проезжей части (10 см х 80 см х 60 см), крошение кромки проезжей части, ширина проезжей части 3.10 х 3.30; на км 16+020 справа по ходу мелкая ямочность на крае проезжей части, крошение кромки проезжей части; на км 17+230 справа и слева по ходу мелкая ямочность на проезжей части, крошение кромки проезжей части, занижение обочины на 8 см х 5 м; на км 17+800 справа и слева по ходу перекоп проезжей части, заделано гравием, просадки обочины, занижение обочины, ямочность на проезжей части, застой воды, отсутствует асфальтобетонное покрытие 2 м х 6 м, крошение кромки проезжей части; на км 17+830 справа и слева по ходу мелкая ямочность на проезжей части дороги и на обочине, сетка трещины на проезжей части, крошение кромки проезжей части; на км 18+230 справа и слева по ходу мелкая ямочность на проезжей части дороги и на обочине, сетка трещины на проезжей части, крошение кромки, ширина проезжей части 2.75 х 2.85; на км 18+340 справа по ходу мелкая ямочность на проезжей части дороги и на обочине, сетка трещины на проезжей части, крошение кромки, ширина проезжей части 2.90 х 3.0; на км 18+480 справа по ходу мелкая ямочность на проезжей части дороги и на обочине, сетка трещины на проезжей части, крошение кромки; на км 18+583 крошение кромки проезжей части; на км 18+723 крошение кромки проезжей части; на км 18+880 крошение кромки проезжей части, мелкая ямочность на проезжей части; на км 19+100 крошение кромки проезжей части, мелкая ямочность на проезжей части; на км 19+163 крошение кромки проезжей части, мелкая ямочность на проезжей части; на км 19+345 крошение кромки проезжей части, ямочность на проезжей части; на км 19+645 крошение кромки проезжей части, ямочность на проезжей части; на км 19+760 крошение кромки проезжей части, мелкая ямочность на проезжей части; на км 19+863 крошение кромки проезжей части, мелкая ямочность на проезжей части, занижение обочины на 8 см х 30 м; на км 20+145 крошение кромки проезжей части, мелкая ямочность на проезжей части; на км 20+785 разрушение, крошение края проезжей части дороги.

 На участке автомобильной дороги «<адрес> км 0+000 км 7+150: на км 0+100 справа по ходу мелкая ямочность на крае проезжей части; на км 0+600 справа по ходу ямочность на проезжей части (5 см х 30 см х 50 см) (5 см х 40 см х 60 см); на км 0+800 ямочность на проезжей части; на км 1+160 ямочность на проезжей части; на км 1+460 ямочность на проезжей части; от км 1+540 по км 1+840 справа и слева по ходу ямочность на проезжей части.

 На участке автомобильной дороги <адрес> на км 0+020 справа по ходу занижена обочина на 12 см, ширина проезжей части 3.10x2.90;на км 1+970 справа и слева по ходу просадка проезжей части 12 см х 1,5 м х 5 м, крошение кромки асфальта, слева крошение кромки просадка проезжей части 6 см х 1м х 5 м; на км 2+100 справа по ходу просадка проезжей части 12 см х 1,5 м х 5 м, крошение кромки асфальта, слева крошение кромки просадка проезжей части 6 см х 1 м х 5 м; на км 2+150 справа по ходу крошение кромки асфальта; на км 2+300 справа по ходу просадка проезжей части 10 см х 2 м х 5 м, ямочность; на км 2+480 справа и слева по ходу крошение кромки проезжей части; на км 2+700 справа и слева по ходу яма на проезжей части 6 см х 40 см х 60 см; на км 2+770 справа по ходу ямы на проезжей части 7 см х 40 см х 50 см, крошение кромки асфальта; на км 2+900 крошение кромки асфальта, просадка проезжей части (17 см х 2 м х 5 м); на км 3+130 справа по ходу яма на проезжей части 7 см х 40 см х 50 см, просадка проезжей части; на км 3+300 справа по ходу просадка проезжей части 9 см х 10 м х 1,20 м; на км 3+400 справа по ходу просадка проезжей части 10 см х 2 м х Юм, крошение кромки проезжей части; на км 3+500 с лева по ходу просадка проезжей части 10смх5мх15м; на км 3+700 с лева по ходу просадка проезжей части 14смх1,5мх10м справа занижена обочина 8 см х 20 м; на км 3+800 справа по ходу просадка проезжей части 20 см х 1,5 м х 10 м, крошение кромки проезжей части; на км 3+980 справа и слева по ходу ямочность на проезжей части 10 см х 2 м х 1,30 м, крошение кромки проезжей части ямочность на обочине; на км 4+200 справа по ходу ямочность на проезжей части; на км 4+290 справа по ходу просадка на проезжей части 11 см х 1,5 м х 3 м, сетка трещин, крошение кромки асфальта; от км 4+570 по км 4+610 справа и слева по ходу мелкая ямочность на проезжей части, крошение кромки проезжей части, ширина проезжей части 1.90 х 2.90 (сужение); на всем протяжении дороги отсутствует краевая горизонтальная дорожная разметка, изношена осевая горизонтальная дорожная разметка, разрушение, крошение края проезжей части дороги.

 Согласно объяснений начальника юридического отдела РГКУ управление «Карачаевочеркесатодор» все вышеуказанные автомобильные дороги относятся к дорогам общего пользования. Автомобильные дороги <адрес> относятся к дорогам 3 категории, а дороги <адрес> к дорогам 4 категории.

 Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221), согласно которому покрытие проезжей части дорог не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

 Пунктами 3.1.2, 4.2.2 ГОСТР 50597 также установлено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).

 Применение и исполнение положений названного ГОСТа является обязательным, так как данные положения направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества физических и юридических лиц.

 Ширина полос движения определена Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2005 № 296-ст).

 В свою очередь в п. 6.1.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52289- 2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2004 г.) указано, что в процессе эксплуатации разметка должна отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.

 В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

 В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

 Часть 2 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона устанавливает, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

 Статья 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ устанавливает полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так, ч. 3 данной статьи предусмотрено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

 Согласно п.п. 3.1.6. п. 3.1. Положения о Министерстве промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики (утв. Указом Главы Карачаево- Черкесской Республики от 27.04.2011 № 163) Министерство осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

 Указанные в актах обследования недостатки и нарушения не оспариваются представителями ответчиков.

 Весте с тем, в ходе настоящего судебного разбирательства прокурором были уточнены исковые требования поскольку определенный объем работ на указанных в исковом заявлении прокурора участках автомобильных дорог на момент вынесения решения суда уже выполнен.

 Указанные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: Справкой РГКУ управления «Карачаевочеркесавтодор» о том, что проведены ремонтные работы по автомобильной дороге <адрес> (начало работ – 23 сентября 2013г. окончание работ -5 ноября 2013г.). Проведены работы по реконструкции автомобильной дороги <адрес> (начало работ 14 августа 2012г. окончание работ 28 июня 2013г.).

 Актом от 01.07.2013г. подтверждается фактическое выполнение соответствующего объема работ на автодороге «<адрес>

 Кроме того, прокурором предоставлены Справки о стоимости выполненных работ и затрат с разбивкой на финансирование из местного и Федерального бюджета.

 При этом, оценивая доводы представителей ответчиков о невозможности приведения в надлежащее эксплуатационное состояние данных автомобильных дорог, по причине недостаточного финансирования из республиканского бюджета, суд находит их несостоятельными.

 Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения согласно ст.3 вышеназванного Федерального закона являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

 В соответствии со ст. 12 вышеназванного Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

 Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрели особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения, и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

 В соответствии с Правилами дорожного движения РФ, утвержденными постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 участник дорожного движения - это лица, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. Согласно п. 1.5 вышеназванных правил участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

 Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий, является неудовлетворительное состояние проезжей части дороги.

 В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, это подразумевает, в том числе и дороги, отвечающие современным требованиям безопасности и благоустройства.

 Непринятие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения, является нарушением гарантированных конституционных прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие.

 Следовательно, ненадлежащий ремонт и содержание дорожного полотна, влияют на безопасность дорожного движения, ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей не только Хабезского муниципального района КЧР, но и всех граждан, которые используют данные участки дорожного движения для передвижения.

 Удовлетворение требований, с учетом вышеописанного нормативного правового обоснования, необходимо производить за счет средств регионального бюджета, т.е. казны Карачаево-Черкесской Республики.

 В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, в связи с чем, суд считает исковые требования Хабезского межрайонного прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Вместе с тем, при определении сроков исполнения работ, судом учитываются положения статья 124 ГК РФ, которая закрепляет общие положения об участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в гражданских правоотношениях и применении к ним норм гражданского права. В соответствии со ст.5 Бюджетного кодекса РФ закон о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом о бюджете. В соответствии со статьями 12, 65, 83, 85, 111, 242 БкРФ образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия.

 Таки образом, исковые требования Хабезского межрайонного прокурора в уточненной редакции подлежат удовлетворению в полном объеме.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

 решил:

 Исковое заявление Хабезского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Министерству промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики и РГКУ Карачаево-Черкесское Управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» - удовлетворить.

 Обязать Министерство промышленности и энергетики КЧР выделить РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» необходимые денежные средства для приведения участков дорог республиканского значения <адрес> в надлежащее состояние за счет Казны Карачаево- Черкесской Республики, до 31.03. 2015 года.

 Обязать РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор», путем проведения ремонта, привести участки дороги <адрес> в соответствие с требованиями действующих государственных стандартов предусмотренных для автомобильных дорог, до 31.12.2015 года. Об исполнении решения сообщить в суд, вынесший решение.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Черкесский городской суд. Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.

 Судья Черкесского городского суда

 Карачаево-Черкесской Республики              Л.А. Байтокова