№ 2-318/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Абатское 14 июля 2016 года
Абатский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Лихачевой Н. В.,
при секретаре Чикишевой Н. Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Абатского района Тюменской области в интересах ФИО2 <данные изъяты>, ФИО3 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты>, Ситниковой <данные изъяты>, Чикишевой <данные изъяты>, ФИО7 <данные изъяты>, ФИО8 <данные изъяты>, ФИО4 <данные изъяты>, Порфиненко <данные изъяты>, ФИО10 <данные изъяты>, ФИО11 <данные изъяты>, Чикишевой <данные изъяты>, ФИО13 <данные изъяты>, Чикишева <данные изъяты>, ФИО15 <данные изъяты>, ФИО16 <данные изъяты>, ФИО17 <данные изъяты>, ФИО18 <данные изъяты>, Нощенко <данные изъяты> к управлению ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области о признании бездействия, выразившегося в невключении в смету расходов на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения, незаконным, к администрации Абатского муниципального района Тюменской области и управлению ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области о взыскании денежных средств,
установил:
Прокурор Абатского района Тюменской области обратился в суд с иском в интересах ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, к управлению ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области о признании бездействия, выразившегося в невключении в смету расходов на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения, незаконным, к администрации Абатского муниципального района Тюменской области и управлению ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района о взыскании солидарно денежных средств в пользу: ФИО2 в размере 20 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 30.09.2015; ФИО3 в размере 20 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 10.11.2015; ФИО4 в размере 20 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 21.11.2015; ФИО5 в размере 31 400 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 11.11.2015; ФИО6 в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 15.09.2015; ФИО7 в размере 26 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 08.11.2015; ФИО8 в размере 20 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 26.10.2015; ФИО4 в размере 20 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 22.10.2015; ФИО9 в размере 10 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 13.10.2015; ФИО10 в размере 10 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 13.10.2015; ФИО11 в размере 29 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 10.11.2015; ФИО12 в размере 20 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 26.10.2015; ФИО13 в размере 25 900 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 08.11.2015; ФИО14 в размере 20 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 21.11.2015; ФИО15 в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 11.11.2015; ФИО16 в размере 20 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 20.10.2015; ФИО17 в размере 27 000 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 21.09.2015.; ФИО18 в размере 22 600 рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 30.09.2015; ФИО19 денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от 04.11.2015. Требования мотивирует тем, что прокуратурой Абатского района проведена проверка по обращению жителей с. Быструха Абатского района по фактам нарушения их прав, в том числе по факту незаконного ограничения заявителей в праве на получение коммунальных услуг (водоснабжения). В ходе проверки установлено, что в соответствии с п. 18 распоряжения администрации Абатского муниципального района от 16.06.2015 № 446 «Об утверждении перечня мероприятий по повышению надежности и эффективности работы инженерных систем ЖКХ и приведения их в технически исправное состояние по Абатскому району на 2015 год» и на основании муниципальных контрактов на выполнение работ «Ремонт водопровода с. Быструха» от 21.08.2015 и 09.11.2015 в периоды с 25.08.2015 по 30.09.2015 и 09.11.2015 по 16.11.2015 в с. Быструха проводился ремонт водопровода. В ходе ремонтных работ подрядной организацией ООО «Сибирьгазсервис» произведена замена старой системы центрального водоснабжения в с. Быструха. При этом, жилые дома, расположенные по ул. Новая и Центральная с. Быструха, были отключены от старой системы центрального водоснабжения. Таким образом, водоснабжение в дома заявителей было приостановлено в связи с проведением ремонтных работ. После окончания ремонтных работ, подрядная организация за выполнение работ по подключению жилых домов (абонентов) к новой центральной системе водоснабжения потребовала с граждан денежные средства. В случае отказа произвести оплату работ по подключению домов к центральной системе водоснабжения граждане были бы лишены возможности пользоваться водопроводной водой. В связи с чем, граждане были вынуждены оплатить указанные работы за счет собственных средств. Данное обстоятельство сложилось в связи с тем, что заказчиком -управлением ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района, не были включены в смету расходы на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения. Действующее законодательство положений, допускающих возможность отключения домов по ул. Новая и Центральная с. Быструха от центральной системы водоснабжения, не содержит. Водоснабжение в дома заявителей было приостановлено в связи с проведением ремонтных работ. Однако, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) не может считаться расторжением договора. Следовательно, возложение на граждан обязанности нести расходы на оплату работ по подключению домов к центральной системе холодного водоснабжения является незаконным.
В судебном заседании помощник прокурора Абатского района Тарасова Ю.С. требования прокурора просила удовлетворить в полном объеме, пояснила, что в соответствии с п. 18 распоряжения администрации Абатского муниципального района от 16.06.2015 № 446 «Об утверждении перечня мероприятий по повышению надежности и эффективности работы инженерных систем ЖКХ и приведения их в технически исправное состояние по Абатскому району на 2015 год» и на основании муниципальных контрактов на выполнение работ «Ремонт водопровода с. Быструха» от 21.08.2015 и 09.11.2015 в периоды с 25.08.2015 по 30.09.2015 и 09.11.2015 по 16.11.2015 в с. Быструха проводился ремонт водопровода (как указано в контрактах). В ходе ремонтных работ подрядной организацией ООО «Сибирьгазсервис» произведена замена старой системы центрального водоснабжения в с. Быструха. При этом, жилые дома, расположенные по ул. Новая и Центральная с. Быструха, были отключены от старой системы центрального водоснабжения, в старой системе центрального водоснабжения вода отсутствовала. Доказательства того, что на подводящих водопроводах неоднократно происходили порывы, что ранее существовавшие подводящие водопроводы и центральный водопровод находились в ветхом или аварийном состоянии в судебное заседание не представлены. Вода в дома истцов была заведена несколько лет назад. Договоры водоснабжения с гражданами не расторгались, водоснабжение было приостановлено в связи с проведением ремонтных работ, а фактически в связи с прокладкой нового водопровода (который ответчики называют текущим ремонтом). За выполнение работ по переподключению жилых домов (абонентов) к новой центральной системе водоснабжения и подводящие водопроводы с граждан потребовали денежные средства, истцы вынуждено оплатили денежные средства ООО «Сибирьгазсервис» за повторное подключение к магистральному трубопроводу. Данное обстоятельство сложилось в связи с тем, что работы по замене подводящих водопроводов и переподключению к новой магистрали сметой не предусмотрены, заказчиком -Управлением ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района, в смету не были включены расходы на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения. При этом истцов переподключили к другим точкам магистрального водопровода, хотя граждане - истцы не обращались с заявлениями о переподключении (подключении) к другим точкам. Вопрос о восстановлении присоединения абонентов в рамках контрактов не разрешен. В связи с проведенными работами жителей с. Быструха лишили возможности пользоваться старым трубопроводом. Бремя расходов на замену существующего подводящего водопровода изначально было возложено на жителей с. Быструха. Среди жилых домов, вдоль которых проложен новый трубопровод отсутствуют строящиеся, реконструируемые или построенные, но не подключенные жилые дома, то есть все потребители ранее были обеспечены водой и подключены к существовавшей магистральной системе водоснабжения. Действующим законодательством не установлена обязанность потребителей при замене центрального трубопровода вновь оплачивать работы по повторному присоединению (врезке) в него. Денежные средства подлежат взысканию именно с ответчиков солидарно, именно из-за их незаконного бездействия истцы понесли расходы на повторное подключение и расходы по замене водопровода к магистральному трубопроводу, денежные средства выделяются из бюджета администрации Абатского муниципального района. Прокурор района обратился в суд с исковым заявлением в пользу истцов – жителей с. Быструха, поскольку в ходе проведения проверки по их обращению в деятельности ответчиков были выявлены нарушения действующего законодательства. Представление об устранении нарушений закона было отклонено. Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору полномочия по обращению в суд с исками и заявлениями в интересах граждан при наличии уважительных причин в связи с наличием которых граждане сами не могут обратиться в суд. При этом, перечень уважительных причин является открытым. Для подготовки и поддержания иска (заявления) в суде, тем более в связи с нарушением прав в сфере ЖКХ, гражданин должен обладать юридически знаниями (образованием). Истцы не имеют юридического образования, в связи с этим не имеют возможности самостоятельно грамотно подготовить иск, собрать доказательства и поддержать в суде исковые требования. Истцы не имеют материальной возможности оплатить услуги юридической помощи и реализовать право на судебную защиту, в том числе и потому, что оплатили значительные суммы за переподключение подводящих водопроводов к магистральной трубе. Кроме того, подавляющее большинство истцов – пожилые люди и пенсионеры, которые в силу возраста не могут защитить свои права.
Истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО12, ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 требования прокурора поддержали в полном объеме, пояснили, что вода проведена каждому в дом более 15- 20 лет еще при существовании совхоза, воду проводили каждый за свой счет, совхоз предоставлял технику. Каждый регулярно оплачивает услуги по водоснабжению. Летом 2015 года по инициативе администрации был проведен общий сход граждан. На данном собрании была доведена информация, что за счет денежных средств, выделяемых из бюджета, будет заменена центральная система холодного водоснабжения. До них не была доведена информация, где будут находится точки подключения к центральной системе водоснабжения. Работы по замене центральной системы водоснабжения проводило ООО «Сибирьгазсервис». В ходе работ оказалось, что в смету не были заложены расходы по выполнению работ по подключению частных водопроводов к системе холодного водоснабжения. Каждому из них пришлось в частном порядке заключать договоры с ООО «Сибирьгазсервис» на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению и оплачивать за свой счет эти работы. Акты разграничения эксплуатационной ответственности не составлялись. Все владельцы домов были поставлены в такие условия, что не заключать договоры с ООО «Сибирьгазсервис» они не имели возможности, так как ранее подключенные водопроводы были отключены от воды, и если бы они не заключили договоры, то остались бы без воды. Информация о полной стоимости работ им стала известна после заключения договоров, при этом они не знали из чего складывается эта сумма. Они были поставлены в такие условия, что у них не было выбора, либо заключать договор и платить деньги, либо остаться без воды. При этом у них не было возможности решить вопрос о проведении работ по подключению к воде с какой-либо другой организацией, где расходы были бы ниже, так как ООО «Сибирьгазсервис» не допускало их к подключению. О том, что во время работ был порыв им ничего неизвестно. По вопросу отключения от системы водоснабжения они обращались с жалобой к Губернатору Тюменской области, но ответа не получили. С заявлениями о подключении от новой точки к центральной системе водоснабжения они не обращались. Технические условия на подключение к центральной системе водоснабжения в ООО «Теплосервис» они не получали. О том, что их подводящий водопровод находится в ветхом или аварийном состоянии им не сообщали.
Представитель ответчика администрации Абатского муниципального района ФИО20 исковые требования не признала. Суду пояснила, что в с.Быструха вопрос холодного водоснабжения населения решен путем заключения администрацией Абатского муниципального района договора аренды от 12.01.2015 № 1 с ООО «Теплосервис с.Абатское». Распоряжением администрации Абатского муниципального района за ООО «Теплосервис с. Абатское» определена зона деятельности с. Быструха. В соответствии с п. 18 распоряжения администрации Абатского муниципального района от 16.06.2015 № 446 «Об утверждении перечня мероприятий по повышению наждежности и эффективности работы инженерных систем ЖКХ и приведение их в технически исправное состояние по Абатскому району на 2015 год» и на основании муниципальных контрактов от 21.08.2015 и 09.11.2015 г. в с.Быструха проводился ремонт водопровода на ул. Центральная, ул. Новая, ул. Северная. По результатам электронного аукциона был определен подрядчик на выполнение работ- ООО «Сибирьгазсервис». Так, в стоимость ремонтных работ центрального водопровода за счет средств бюджета Абатского муниципального района входили затраты на переподключение к новой магистральной водопроводной сети 72 абонентов (68 граждан, 4 объекта соцкультбыта) без устройства подводящих сетей к жилым домам и объектам соцкультбыта. Стоимость 1 подключения к отремонтированному водопроводу составила 3569 (три тысячи пятьсот шестьдесят девять) рублей 45 копеек. Фактические объемы для составления локального сметного расчета по ремонту водопроводных сетей определялись в ходе уличного обследования водопроводных колодцев и замеров, т.е. в локально-сметный расчет вошли абоненты, подключенные к магистральному водопроводу в колоночных колодцах, что подтверждается дефектной ведомостью. Иной информации о подключенных абонентах, как от эксплуатирующей организации, так и от граждан не поступало. О предстоящем ремонте водопроводных сетей было сообщено 4 августа 2015 года на собрании граждан в с. Быструха Абатского района, которое состоялось в здании дома культуры с. Быструха, в присутствии 56 жителей с. Быструха. До граждан была доведена информация о графике и порядке проведения работ подрядной организацией, о расценках за подключение к центральной водопроводной сети. Кроме того, было обращено внимание на то, что подводы к домам будут выполняться только после того, как будут закончены работы по ремонту магистрального водопровода, а также о порядке получения технических условий на подключение к водопроводной сети. Граждане были уведомлены о том, что если подводящий водопровод находится в ветхом или аварийном состоянии замена должна быть проведена за счет собственных средств потребителя услуги водоснабжения. Водоснабжение в дома заявителей было остановлено в связи с проведением ремонтных работ. Переподключение к новой магистрали проводилось поэтапно, по мере готовности к эксплуатации отдельных участков центральной магистрали водопроводных сетей. Ремонт водопровода проходил путем параллельной прокладки нового трубопровода, что не могло быть причиной прекращения подачи воды по существующему старому водопроводу до ввода в эксплуатацию новой магистрали. Однако, в ходе проведения ремонтных работ, произошел порыв старого водопровода на ул. Новая, ул. Северная, ул. Центральная с. Быструха. В целях временного и бесперебойного водоснабжения жителей вышеназванных улиц до момента переподключения к новой магистральной водопроводной сети, были установлены временные водозаборные колонки. Жалоб от жителей с.Быструха о прекращении водоснабжения не поступало. Порядок подключения к центральной проводной сети носит заявительный характер. Документов, подтверждающих подключение (технологическое присоединение жилых домов (квартир) граждан к централизованным системам холодного водоотведения на законных основаниях (договор подключения, условия подключения (технического присоединения) или иные документы) не представлено. Из указанных в исковом заявлении граждан, шести произведено переподключение (врезка) к отремонтированному водопроводу за счет средств бюджета Абатского муниципального района, в рамках исполнения муниципального контракта на выполнение работ от 21.08.2015, а именно: ФИО11 <адрес>; ФИО17 <адрес>; ФИО7 <адрес>; ФИО13 <адрес>; ФИО9 <адрес>; ФИО15 <адрес>. Из договоров, заключенных между гражданами и подрядной организацией ООО «Сибирьгазсервис» следует, что предметом договора является не подключение (технологическое присоединение), а выполнение строительно-монтажных работ (включая проектирование и монтаж внутри- домового водопровода, а также по договоренности с Заказчиком, поставку необходимо оборудования) по водоснабжению жилого дома (квартиры). Выбор способа подведения к жилым домам (квартирам) водопровода, а именно способ горизонтального бурения, выбран ими самостоятельно, что намного затратнее, чем прокладка водопровода открытым способом (экскаватором). Считает, что вопрос взимания денежных средств с граждан со стороны ООО «Сибирьгазсервис»и договорные отношения по вопросу водоснабжения между гражданами и ООО «Теплосервис Абатское», находятся вне пределов ведения администрации Абатского муниципального района. Требование прокурора Абатского района о взыскании с администрации Абатского муниципального района денежных средств, уплаченных гражданами по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению, считает незаконными.
Представитель администрации Абатского муниципального района ФИО21 исковые требования прокурора не признал, поддержал доводы представителя ФИО20
Представител ответчика управления ЖКХ транспорта и связи администрации Абатского района ФИО22 исковые требования не признал, суду пояснил, что управление ЖХК является структурным подразделением администрации Абатского муниципального района и является самостоятельным юридическим лицом. Думой была принята комплексная программа, где были включены программные мероприятия по ремонту водопроводной сети в с.Быструха. Данная сеть находилась в аварийном состоянии, неоднократно были выезды на ремонт этой сети. Большая часть порывов была на подводах к домам. Трубы были установлены 10-15 лет назад и сеть находилась в предаварийном состоянии. После того как данные работы включили в программу комплексного развития, были выделены деньги. На основании программы составллялся перечень мероприятий, составлен локально-сметный расчет на ремонт водопроводных сетей с.Быструха, после чего была выделена определенная сумма денежных средств. На основании дефектной ведомости были установлены абоненты, которые были подключены к колодцу. Работы выполнялись подрядной организацией в том же коридоре, где был предыдущий водопровод. Переподключение абонентов, которые были подключены к колодцам, были включены в смету. Для включения в смету расходов на врезку и переподключение граждан к новой магистрали граждане должны были обратиться в администрацию перед составлением сметы и сообщить об имеющемся подключении к центральному водопроводу, т.к. они не располагают информацией, кто подключен к центральному водопроводу.
Представитель ответчика управления ЖКХ транспорта и связи администрации Абатского района ФИО23 исковые требования прокурора не признал.
Представитель ООО «Сибирьгазсервис» ФИО24 суду пояснил, что сметы с указанием работ и стоимости, утвержденной органами местного самоуправления в отношении каждого абонента не составлялись, у них был составлен типовой договор. Все расчеты и замеры производили на месте. Врезка к колодцу стоит 5000 рублей, за врезку платили все истцы. Работы включали в себя прокол, туда входила стоимость трубы, продавливание, работа навигатора, подключение к центральному водопроводу.
Представитель ООО «Теплосервис» ФИО25 суду сообщила, что заявления от жителей с.Быструха на подключение к водоснабжению от другой точки подключения и о выдаче технических условий на подключение к центральной системе водоснабжения не поступали, удовлетворение исковых требований оставляет на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что согласно выписке из сводного реестра муниципального имущества Абатского муниципального района водопроводное хозяйство (насосная станция пл. 12 кв.м., сеть водопроводная и сооружения на ней), находящееся по адресу: Тюменская область, Абатский район, с. Быструха, состоит на балансе Управления ЖКХ, транспорта и связи. Согласно договору № 1 аренды муниципального имущества управление имущественных отношений администрации Абатского муниципального района (арендодатель), управление ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района (балансодержатель) и ООО «Теплосервис с.Абатское» (арендатор), заключили договор, согласно которому администрация Абатского муниципального района передает, а ООО «Теплосервис с. Абатское» принимает в аренду имущество согласно приложению. Имущество передается для водообеспечения населения Абатского муниципального района, в том числе с. Быструха. Согласно п.3.2.1 договора арендатор обязан эксплуатировать указанные системы и (или) объекты в целях и в порядке, которые установлены договором аренды, поставлять абонентам товары, оказывать услуги в сфере водоснабжения, при осуществлении деятельности с использованием указанных систем и (или) объектов обеспечивать возможность получения абонентами соответствующих товаров, услуг, а также подключать абонентов к указанным сетям, отдельным объектам указанных систем и (или) новым централизованным системам холодного водоснабжения, отдельным объектам указанных систем.(л.д.188-194)
Согласно акту приема - передачи муниципального имущества, передаваемого в аренду, балансодержателем управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района передано в аренду ООО «Теплосервис с. Абатское» муниципальное имущество по водоснабжению в том числе водопровод с. Быструха. (л.д.194-195)
Водоснабжающей организацией с. Быструха является ООО «Теплосервис с. Абатское». (л.д.30-31)
Согласно информации ООО «Теплосервис с.Абатское» истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 пользовались услугой по водоснабжению, каждый регулярно производил оплату до момента прекращения подачи воды. ( л.д. 235-239, т.2, л.д.102, 227-228 т.3)
Распоряжением администрации Абатского муниципального района от 15.10.2014 года утверждена муниципальная программа «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспорта муниципального района на 2015-2017 годы». Согласно техническим мероприятиям, указанным в программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в с.Быструха включен ремонт сетей водоснабжения и ремонт водопроводных сетей ( по инвестиционной программе). (л.д.127-153,155-161)
Согласно распоряжению администрации Абатского муниципального района от 16.06.2015 года № 446 утвержден перечень мероприятий по повышению надежности и эффективности работы инженерных систем ЖКХ и приведению их в техническим исправное состояние по Абатскому району на 2015 год согласно приложению, в перечень мероприятий входит ремонт водопровода в с. Быструха. (л.д.20-22)
Согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Сибирьгазсервис» (Подрядчик) на основании результатов электронного аукциона №, заключили контракт, согласно которому ООО «Сибирьгазсервис» обязуется выполнить работу по ремонту водопровода <...> в соответствии с локальным сметным расчетом, управление ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района обязуется принять выполненные работы, обеспечить их оплату, финансирование работ по настоящему контракту производится за счет средств бюджета Абатского муниципального района. (л.д.23-32)
Суд принимает во внимание, что согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.1-10 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.ч.1,2,3,4 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно – технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и(или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее – договор) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
В судебном заседании установлено, что на основании муниципального контракта, заключенного между управлением ЖКХ, транспорта и связи и ООО «Сибирьгазсервис» на проведение работ по ремонту системы водоснабжения в с. Быструха в рамках проведения мероприятий по повышению надежности и эффективности работы инженерных систем ЖКХ и приведению их в технически исправное состояние по Абатскому району на 2015 год был проведен не ремонт старого водопровода с. Быструха, а произведена замена центральной системы холодного водоснабжения, в связи с чем жители с.Быструха, использующие подключение к старой системе водоснабжения, были лишены возможности пользоваться отремонтированным старым водопроводом, поскольку ремонт не был произведен, что повлекло необходимость для потребителей самостоятельно разрешать вопрос об организации надлежащего водоснабжения, путем подключения к новой системе центрального водоснабжения, в результате чего истцы понесли расходы на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, включая замену подводящего водопровода.
Судом установлено, что муниципальный контракт был заключен на ремонт водопровода в с.Буструха.
Представителями ответчиков доказательств необходимости проведения замены центральной системы холодного водоснабжения в с.Быструха, а не ремонта существующего водопровода, как это предусмотрено в рамках муниципального контракта, суду не представлено.
Поэтому доводы представителей ответчиков в той части, что договор водоснабжения сторонами не был заключен, акт разграничения эксплуатационной ответственности не подписан, соответственно граница эксплуатационной ответственности располагается в месте врезки в центральный водопровод, который находится в муниципальной собственности и собственники сами должны нести расходы по подключению, суд находит несостоятельными.
Так, согласно материалам дела, работы по техническому подсоединению к новой централизованной системе холодного водоснабжения были выполнены по следующим адресам: <данные изъяты> общее число составляет 19 абонентов.
Согласно договорам на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) и квитанций об оплате данных работ ФИО2 уплатила - 20 000 рублей; ФИО3- 20 000 рублей; ФИО4 - 20 000 рублей; ФИО5 31 400 рублей; ФИО6 - 20 000 рублей; ФИО7 - 26 000 рублей; ФИО8 - 20 000 рублей; ФИО4 - 20 000 рублей; ФИО9 - 10 000 рублей; ФИО10 - 10 000 рублей; ФИО11 - 29 000 рублей; ФИО12 - 20 000 рублей; ФИО13 - 25 900 рублей; ФИО14 - 20 000 рублей; ФИО15 - 20 000 рублей; ФИО16 - 20 000 рублей; ФИО17 - 27 000 рублей; ФИО18 -22 600 рублей; ФИО19 - 20 000 рублей. (л.д. 59-76, т.1, )
В материалах дела имеются свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, справки с администрации Ощепковского сельского поселения, которыми подтверждается, что истцы на законных основаниях владеют и пользуются жилым домом либо частью жилого дома. (л.д.160-177.т.1, л.д.171-234 т.2,л.д. 100,104-108,110-113,т.3)
Представителями ответчиков данный факт не оспаривался.
В судебном заседании представители ответчиков суду пояснили, что в смету были включены расходы на подключение абонентов в водопроводных колодцах в количестве 72 единиц из них 68 - потребители услуги - граждане, 4 – объекты соцкультбыта, что подтверждается дефектной ведомостью и локальной сметой, стоимость 1 подключения к отремонтированному водопроводу составила 3569 рублей 45 копеек. Истцам ФИО11, ФИО17, ФИО7, ФИО13, ФИО9, ФИО15 переподключение производилось за счет средств бюджета Абатского муниципального района.(л.д.215-220,249 т.1)
Однако в ходе судебного заседания установлено, что все истцы, в том числе и указанные представителями ответчика, производили оплату ООО «Сибрьгазсервис» за врезку в размере 5000 рублей. Данный факт подтвердил представитель ООО «Сибирьгазсервис».
Согласно информации начальника управления ЖКХ, транспорта и связи, ООО «Теплосервис с.Абатское» обращения от жителей с.Быструха с жалобами о прекращении водоснабжения в период времени с 21.08.2015 года по 31.11.2015 года не поступали (л.д.35,36)
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, жалобы поступали в адрес губернатора Тюменской области и были перенаправлены в администрацию Абатского муниципального района для рассмотрения. (л.д.229-230). В судебном заседании истец ФИО19 данный факт подтвердила. Однако информации, что данные жалобы были рассмотрены администрацией Абатского муниципального района, нет.
Представителем управления ЖКХ транспорта и связи суду был представлен локально-сметный расчет по проведению сетей водопровода экскаватором в отношении каждого истца в подтверждение того, что выбранный истцами способ проведения сетей водопровода значительно дороже. (л.д.139-213 л.д.3)
Однако в судебном заседании установлено, что возможности проведения воды каким либо другим способом, либо заключения договора с другой организацией по проведению данных работ, истцы были лишены, данный факт подтвердил представитель ООО «Сибирьгазсервис».
Представители ответчиков в судебном заседании пояснили, что отключение от старой системы водоснабжения и переподключение к новой магистрали было необходимо в связи собнаружением порывов старого водопровода, ссылаясь на акт обследования технического состояния магистральных водопроводных сетей с.Быструха. При исследовании данного акта судом установлено, что дата составления акта указана 25.09.2016 года, т.е. действие данного документа не соответствует действительности, в связи с чем данный документ суд не может признать допустимым доказательством. (л.д.250)
Истцы в судебном заседании пояснили, что им неизвестно о каких либо порывах на водопроводных сетях.
Кроме того, представителями ответчиком не представлено доказательств, что подводящие водопроводы истцов находились в ветхом или аварийном состоянии и требовали замены.
Согласно протоколу собрания граждан от 04.08.2015 года представителем администрации Абатского муниципального района до граждан была доведена информация, о том, что будет проведен ремонт центрального водопровода, а замена подводящего водопровода должна быть проведена за счет собственных средств только в случае если подводящий водопровод находится в ветхом или аварийном состоянии. (л.д.58.т.1)
Истцы в судебном заседании пояснили, что обследование их водопровода не проводилось. Данный факт не отрицали и представители ответчиков. Истцы с заявлением о подключении от другой точки водоснабжения не обращались. Согласно условиям договора на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению, заказчик обязан предоставить технические условия от эксплуатирующей организации с указанием точек подключения к действующей сети. Однако в нарушение данных условий работы по подключению и замене подводящего водопровода ООО «Сибирьгазсервис» были произведены без получения технических условий на подключение.
Таким образом, в рамках муниципального контракта Управление ЖКХ, транспорта и связи не разрешил вопрос об организации надлежащего водоснабжения по существующей магистрали водоснабжения путем проведения ее ремонта, в связи с чем, жители с. Быструха остались без воды и вынужденно обеспечивали водоснабжение жилых домов за свой счет, путем подключения к новой магистрали и замене существующего подводящего водопровода
Согласно п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 4 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется на основании договора холодного водоснабжения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Договор водоснабжения относятся к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемым абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
На основании ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 539 ГК РФ определено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
Положениями п. 2 ст. 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Статья 543 ГК РФ определяет, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние энергетических сетей возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Судом достоверно установлено, что истцы ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 пользовались услугой по водоснабжению, были подключены ранее к магистральной системе водоснабжения, каждый регулярно производил оплату до момента прекращения подачи воды, что подтверждается информацией ООО «Теплосервис с.Абатское», квитанциями об оплате за воду ( л.д. 235-239, т.2, л.д.102, 227-228 т.3)
Данный факт не отрицали в судебном заседании представители ответчиков.
Суд считает, что действие законодательства, на которое ссылаются представители ответчиков, не распространяется на работы по повторному подключению и замене существующего подводящего водопровода, истцы не должны вновь оплачивать данные работы.
В судебном заседании представитель управления ЖКХ транспорта и связи ФИО22 суду пояснил, что составляется локально сметный расчет и перечень мероприятий по выполнению вышеуказанных работ, после чего смета направляется в администрацию Абатского муниципального района и им выделяются из бюджета администрации Абатского муниципального района денежные средства.
Суд считает, что работы по установлению расходов в рамках муниципального контракта должностными лицами управления ЖКХ транспорта и связи были выполнены ненадлежащим образом.
Судом был допрошен в судебном заседании свидетель ФИО1 по вопросу формирования бюджета Абатского муниципального района и расходования бюджетных средств, которая пояснила, что управление ЖКХ транспорта и связи является юридическим лицом, ему открыт отдельный лицевой счет, ежегодно утверждается бюджет. Управление ЖКХ транспорта и связи является главными распорядителями бюджетных средств. Расчеты по работам по замене водопровода в с.Быструха производило управление ЖКХ, которому переданы полномочия. Бюджет доводится до администрации Абатского муниципального района, расходы по муниципальному контракту в данном случае несет управление ЖКХ. Однако расходы по долговым обязательствам и штрафам будут нести администрация Абатского муниципального района и управление ЖКХ.
Судом установлено, что управление ЖКХ, транспорта и связи является юридическим лицом и самостоятельно составляло смету о расходах в рамках муниципального контракта, которую представило в администрацию Абатского муниципального района для утверждения бюджета.(116-153 т.2)
Таким образом, судом установлено, что управление ЖКХ транспорта и при составлении сметы расходов в рамках муниципального контракта не включило в смету расходы на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения. В результате бездействия управления ЖКХ транспорта и связи истцы с.Быструха вынужденно обеспечивали водоснабжение своих домов путем оплаты денежных средств ООО «Сибирьгазсервис».
При этом судом установлено, что при заключении договоров истцам не были представлены сметы с указанием наименования работ, их стоимости, которые должны быть утверждены органом местного самоуправления. Представитель ООО «Сибирьгазсервис» в судебном заседании данный факт подтвердил, калькуляция выполненных работ, представленная в судебное заседание, была составлена на момент рассмотрения дела в суде.
Представители ответчика суду пояснили, что не располагают информацией о договорах, а также о суммах, оплаченных во исполнение указанных договоров, поскольку стороной при заключении указанных договоров не являются.
Судом установлено, что подключение граждан к новой магистральной системе водоснабжения осуществлялась на основании договорных отношений с ООО «Сибирьгазсервис». Однако суд принимает во внимание тот факт, что убытки истцы понесли именно из-за бездействия Управления ЖКХ транспорта и связи в рамках исполнения муниципального контракта.
Поскольку денежные средства в управление ЖКХ, транспорта и связи поступают из бюджета Абатского муниципального района, то прокурором обоснованно заявлено требование о взыскании денежных средств солидарно с управления ЖКХ, транспорта и связи и администрации Абатского муниципального района.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Признать бездействие управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области, выразившегося в невключении в смету расходов на проведение работ по подключению к центральной системе водоснабжения домов, которые ранее были подключены к старой системе центрального водоснабжения с.Быструха, незаконным.
Взыскать солидарно с администрации Абатского муниципального района Тюменской области и управления ЖКХ, транспорта и связи администрации Абатского муниципального района Тюменской области в пользу:
1. ФИО2 <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
2. ФИО3 <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
3. ФИО4 <данные изъяты>, проживающей по адресу: ул. Новая, 74-1, с. Быструха, Абатского района, Тюменской области, денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
4. Ситниковой <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 31 400 (тридцати одной тысячи четырехсот) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
5. Чикишевой <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
6. ФИО7 <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 26 000 (двадцати шести тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
7. ФИО8 <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>1, <адрес>, денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
8. ФИО4 <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
9. Порфиненко <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
10 ФИО10 <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ
11 ФИО11 <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 29 000 (двадцати девяти тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ
12 Чикишевой <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
13. ФИО13 <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>1, <адрес>, денежные средства в размере 25 900 (двадцати пяти тысяч девятисот) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
14. Чикишева <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
15. ФИО15 <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
16. ФИО16 <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
17. ФИО17 <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 27 000 (двадцати семи тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
18. ФИО18 <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 22 600 (двадцати двух тысяч шестисот) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
19. Нощенко <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, уплаченные по договору на проведение строительно-монтажных работ по водоснабжению жилого дома (квартиры) от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд с подачей жалобы в Абатский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий (подпись) Н.В. Лихачева
Копия верна.
Решение в окончательной форме принято 19 июля 2016 года.
Судья Н.В. Лихачева