ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-318/2018 от 06.02.2018 Березниковского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-318/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Усолье 6 февраля 2018 года

Березниковский городской суд Пермского края в составе:

под председательством судьи Г.А. Баранова,

при секретаре судебного заседания Бадиной Т.В.,

с участием помощника прокурора Усольского района Искендерова Э.Э.,

представителя ответчика – ФИО1, действующей на основании доверенности от 13.03.2017 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усолье Пермского края гражданское дело по иску прокурора Усольского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Усольскому городскому поселению Пермского края в лице администрации Усольского городского поселения Пермского края о возложении обязанности организовать работы по сносу расселенного аварийного дома,

у с т а н о в и л:

прокурор Усольского района, действуяв защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц,обратился в Березниковский городской суд Пермского края к Усольскому городскому поселению Пермского края в лице администрации Усольского городского поселения Пермского о возложении обязанности по организации работ по сносу аварийного дома.В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Усольского района, установлено, что муниципальный заказ на снос расселенного аварийного дома по адресу: ..... не размещался, контракты на проведение работ по сносу не заключались, условия адресной программы в части сноса аварийного жилищного фонда в установленные сроки не выполнены. В указанном доме 9 квартир, все принадлежат на праве собственности муниципальному образованию Усольское городское поселение. Жилых помещений, находившихся в собственности граждан не имеется. Процедура изъятия для муниципальных нужд земельного участка под домом по ..... не проводилась. Переселение жителей указанного аварийного дома окончено в 2014 году, однако до настоящего времени дом не снесен. Наличие свободного доступа в неликвидированные аварийные жилые дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, том числе лицами, вынашивающими террористические намерения, создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранности имущества третьих лиц. В нарушение норм законодательства, денежные средства на снос аварийных домов, расселенных согласно муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Усольского городского поселения, в течение нескольких лет не закладывались, проекты бюджета на указанные цели на рассмотрение Думы Усольского городского поселения не выносились. Отсутствие денежных средств в бюджете муниципального образования не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку снос это прекращение существования здания, тогда как фактически аварийные домасуществуют, дефицит бюджета Усольского городского поселения не освобождает ответчика от обязанности по ликвидации существующего аварийного фонда, предусмотренной как жилищных законодательством, так и Федеральным законом №384-ФЗ, постановлением администрации Усольского городского поселения №341 «Об утверждении муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Усольского городского поселения», так и региональной адресной Программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013-2017 годы. Просит признать бездействие администрации Усольского городского поселения Пермского края, выразившееся в непринятии установленных законом мер по сносу расселенного аварийного дома, незаконным. Возложить на ответчика – Усольское городское поселение Пермского края в лице администрации Усольского городского поселения Пермского края обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по сносу расселенного аварийного жилого дома по адресу: ......

Прокурор в судебном заседании уточнил исковые требования, просил также обязать ответчика принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийный жилой дом по адресу: ....., в данной части обратить решение суда к немедленному исполнению. В остальном на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Усольского городского поселения ФИО1 в судебном заседании пояснила, что исковые требования признает. Пояснила, что в настоящее время на снос аварийных жилых домов, расположенных на территории Усольского городского поселения, выделены денежные средства в размере ..... тыс.руб.

Третье лицо – администрация Усольского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.

Третье лицо Управление Росреестра по Пермскому краю (МО по Березниковскому, Усольскому районам) о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, начальник отдела ФИО2 в письменном заявление просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, решение оставляет на усмотрение суда. В письменных пояснениях указала, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...... Также внесены сведения о характеристиках на жилые помещения в указанном доме – общее количество учтенных в кадастре недвижимости помещений – ...... Сведения о правах на помещения а реестре недвижимости ЕГРН отсутствуют. Сведения о земельном участке в кадастре недвижимости, реестре прав на недвижимость ЕГРН отсутствуют.

Третье лицо Министерство строительства и жилищно – коммунального хозяйства Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч. 1 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" - при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановлением Правительства Пермского края от 8 февраля 2008 г. N 14-п "Об утверждении Порядка реализации приоритетного регионального проекта "Достойное жилье" Правительство Пермского края утвердило региональную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013-2017 годы (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 30.12.2014 N 1567-п).

Основными целями и задачами Программы является создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан; ликвидация аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, переселение граждан, проживающих в жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащих сносу, в благоустроенные жилые помещения в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации; снос многоквартирных домов, признанных аварийными в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, что Усольское городское поселение является участником данной Программы.

Решением Думы Усольского городского поселения от 19.04.2013 №341 утверждена муниципальная адресная Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Усольского городского поселения в 2013-2017 годах (л.д. 19-28). Данная адресная Программа предусматривает ликвидацию аварийного жилищного фонда, исполнителем которого являются органы местного самоуправления, в частности администрация Усольского городского поселения.

В ходе судебного заседания установлено, что жилой дом ..... признан аварийным жилым фондом на ..... и включен в муниципальную адресную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Усольского городского поселения (л.д. 8-9).

Аварийный жилой дом ..... расселен в 2014 году, до настоящего времени снос дома не произведен (л.д. 7).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая из сторон обязана предоставлять суду доказательства в обоснование своих требований либо возражений.

Как предусмотрено ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В ходе судебного заседания установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: ....., признан аварийным, жители из данного дома расселены, однако до настоящего времени дом не снесен, надлежащих мер к этому со стороны администрации Усольского городского поселения не предпринято.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно – информацией из администрации Усольского городского поселения от ....., ....., ....., ....., ....., объяснениями сотрудника администрации Усольского городского поселения, ответом на требование прокурора Усольского района, информацией из Росреестра, информацией с официального сайта государственной корпорации – Фонда содействия и реформированию ЖКХ.

Как следует из информации, представленной 9 ОНПР по БГО и УМР Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю, ..... обследован жилой дом, расположенный по адресу: г..... в ходе проведения обследования установлено, что доступ в дом свободный, в связи с чем в дом возможно проникновение лиц различной социальной категории, а также лиц без определенного места жительства, существует вероятность возникновения пожара.

Наличие указанного аварийного жилого дома на территории Усольского городского поселения, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Усольского городского поселения, в том числе – право на безопасные и благоприятные условия проживания на территории Усольского городского поселения.

Данное нарушение стало возможным ввиду неисполнения Администрацией Усольского городского поселения своих обязанностей, возложенных на нее действующим законодательством.

На основании изложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Усольского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Усольского городского поселения, выразившегося в непринятии установленных законом мер по сносу аварийного жилого дома, расположенного по адресу: ....., незаконным, возложении на Усольское городское поселение Пермского края в лице администрации Усольского городского поселения обязанности организовать работы по сносу указанного аварийного жилого дома, а также возложении обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийный жилой дом по адресу: ....., подлежат удовлетворению. Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.

В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Истцом заявлено требование об установлении ответчику срока исполнения обязательств в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а в части исполнения обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийный жилой дом по адресу: ..... – обратить решение суда к немедленному исполнению.

В силу того, что бездействие администрации Усольского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по сносу аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд полагает заявленный срок разумным, считает возможным данное требование удовлетворить, установить ответчику срок исполнения обязанности по сносу аварийного жилого дома, расположенного по адресу: ....., в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что наличие свободного доступа в указанный дом может повлечь за собой возникновение неблагоприятных последствий, в том числе – для жизни и здоровья людей, в части исполнения обязанности принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийный жилой дом по адресу: ....., суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать бездействие администрации Усольского городского поселения, выразившееся в непринятии мер по сносу аварийного жилого дома, расположенного по адресу: г. ..... незаконным.

Возложить на Усольское городское поселение в лице администрации Усольского городского поселения обязанность организовать работы по сносу аварийного жилого дома, расположенного по адресу......

Установить ответчику срок исполнения обязанности по сносу аварийного жилого дома, расположенного по адресу: ....., в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Усольское городское поселение в лице администрации Усольского городского поселения обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийный жилой дом по адресу: г.....

Решение суда в части возложения обязанности на Усольское городское поселение в лице администрации Усольского городского поселения принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийный жилой дом по адресу: ....., обратить к немедленному исполнению

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение месяца с момента вынесения.

Судья (подпись) Г.А. Баранов

Копия верна, судья