Дело №2-318/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Каргаполье 12 июля 2018 года
Каргапольский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Гончарука С.Е.,
при секретаре судебного заседания Шестаковой Г.А.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Каргапольском районе Курганской области по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ-УПФ РФ в Каргапольском районе Курганской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, зачёте периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Каргапольском районе Курганской области о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным в части, зачёте периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска указала, что она 11.08.2015 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Решением ГУ-УПФ РФ в Каргапольском районе Курганской области от 03.09.2015 №* ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. В её специальный стаж засчитаны периоды продолжительностью 13 лет 2 месяца 16 дней. Ответчик не засчитал в её специальный стаж периоды работы: с 22.08.1983 по 08.09.1998, с 08.09.1998 по 04.11.1998, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком; с 13.03.2003 по 14.03.2003, с 12.05.2003 по 23.05.2003, с 12.04.2004 по 16.04.2004, с 22.04.2004 по 23.04.2004, с 12.03.2007 по 16.03.2007, с 15.11.2007 по 16.11.2007, с 11.03.2008 по 21.03.2008, с 14.04.2008 по 25.04.2008, с 27.10.2008 по 28.10.2008, с 02.03.2015 по 06.03.2015, с 25.05.2015 по 11.06.2015 - курсы повышения квалификации, командировки и учебные отпуска. С данным решением ответчика она не согласна, полагала, что оспариваемые периоды работы незаконно и необоснованно исключены из её специального стажа. Из её трудовой книжки следует, что она (до брака ФИО4) 22.08.1983 была принята на работу в Октябрьский СПТУ-7 руководителем по физвоспитанию, откуда 08.09.1998 уволена по собственному желанию. 08.09.1998 она была принята на работу в Каргапольское МОУО тренером-преподавателем в Центр Детского творчества и Спорта, уволена с работы с 04.11.1998. С 05.11.1998 по настоящее время работает заместителем директора в Кособродском ПУ-23. Должности руководителя по физвоспитанию, тренера-преподавателя приведены в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости. Наименование её должности ответчиком не оспаривается. Отсутствие в Списке наименований учреждений, в которых она работала, не может служить основанием для отказа в зачёте в её стаж оспариваемых периодов, поскольку данные учреждения являются образовательными учреждениями для детей. В периоды курсов повышения квалификации, командировок и учебных отпусков за ней сохранялась заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, полагала, что данные периоды также подлежат зачёту в её специальный стаж. Просила признать решение ГУ-УПФ РФ в Каргапольском районе Курганской области от 03.09.2015 №* в части отказа в зачёте в специальный стаж периодов работы с 22.08.1983 по 08.09.1998, с 08.09.1998 по 04.11.1998, с 13.03.2003 по 14.03.2003, с 12.05.2003 по 23.05.2003, с 12.04.2004 по 16.04.2004, с 22.04.2004 по 23.04.2004, с 12.03.2007 по 16.03.2007, с 15.11.2007 по 16.11.2007, с 11.03.2008 по 21.03.2008, с 14.04.2008 по 25.04.2008, с 27.10.2008 по 28.10.2008, с 02.03.2015 по 06.03.2015, с 25.05.2015 по 11.06.2015 и назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика зачесть указанные периоды в специальный стаж и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с момента её обращения – с 11.08.2015.
В судебное заседание истец ФИО1 и её представитель по доверенности ФИО2 поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить. ФИО1 пояснила, что при приёме на работу в Октябрьское СПТУ-66 инспектор отдела кадров посчитал испорченной трудовую книжку и позднее выдал ей другую трудовую книжку с записью о приеме на работу, но уже в Октябрьское среднее ПТУ-7, в качестве основания указал приказ по Октябрьскому СПТУ-66. Наименования училища изменялись, но она продолжала работать в качестве руководителя по физвоспитанию. 05.08.1989 у неё родилась дочь, по заявлению ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, а потом до 3 лет. 28.08.1992 родился второй ребёнок, она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, потом отпуск был продлен до 6 лет. После рождения первого и второго ребёнка пособие на ребёнка не оформляла и не получала, на работу больше не выходила.
Представитель ответчика ГУ-УПФ РФ в Каргапольском районе Курганской области ФИО3 иск не признала по мотивам, изложенным в возражении на иск, Просила в иске отказать. Пояснила, что оспариваемые истцом периоды не были включены в её специальный стаж на законном основании, так как отсутствует необходимая продолжительность стажа педагогической деятельности, требуется 25 лет специального стажа, а в наличии 13 лет 2 месяца 16 дней. Согласно п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в структурных подразделениях организаций. В соответствии с разделом III «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника 2010 года руководитель физического воспитания планирует и организует проведение учебных и факультативных и внеурочных занятий по физическому воспитанию (физической культуре) в учреждениях (подразделениях) начального и среднего профессионального образования; руководит работой преподавателей физкультуры. На основании п. 2 ст. 6 Соглашения государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992. Период работы ФИО1 с 22.08.1983 по 08.09.1998 в должности руководителя по физвоспитанию Октябрьского СПТУ-7 не засчитан в её специальный стаж на законном основании, так как не представлены документы, подтверждающие статус юридического лица, а также на основании Соглашения от 13.03.1992. В период с 08.09.1998 по 04.11.1998 в должности тренера-преподавателя в Центре Детского Творчества и Спорта Каргапольского МОУО не засчитан в специальный стаж, так как наименование учреждения не предусмотрено Списком № 781, не представлены документы, подтверждающие статус юридического лица. Кроме этого, не выполняются два условия, предусмотренные п. 12 Правил исчисления периодов работ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Согласно п. 5 Правил, утвержденных Правительством РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных отпусков. На основании п. 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировки, учебные отпуска в их числе не предусмотрены. Периоды курсов повышения квалификации, в командировках и в учебных отпусках не были включены в специальный стаж истца, так как в эти периоды ею не выполнялась в течение полного рабочего дня норма рабочего времени, которая устанавливается за ставку заработной платы (должностной оклад). На дату обращения ФИО1 её специальный стаж составлял менее 25 лет педагогической деятельности, поэтому пенсия ей не может быть назначена. Полагала, что решение УПФР в Каргапольском районе Курганской области от 03.09.2015 №* об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости является законным и обоснованным.
Заслушав пояснения истца и её представителя, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений для детей, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 1920-О).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельностью в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение». В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются в том числе, Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, Список должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно; Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет, в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В соответствии с п. 3 Правил от 29.10.2002 № 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
В силу п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 5 Правил, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Судом установлено, что ФИО1 11.08.2015 обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет. Решением от 03.09.2015 №* в назначении указанной пенсии истцу ответчиком было отказано. При этом к зачёту в специальный стаж истца были ответчиком приняты периоды работы продолжительностью 13 лет 2 месяца 16 дней, отказано в зачёте в специальный стаж истца следующих периодов: с 22.08.1983 по 08.09.1998 в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие статус юридического лица, с 08.09.1998 по 04.11.1998 в связи с тем, что наименование учреждения не предусмотрено Списком № 781 и не представлены документы, подтверждающие статус юридического лица, курсы повышения квалификации - с 12.05.2003 по 23.05.2003, с 12.04.2004 по 16.04.2004, с 12.03.2007 по 16.03.2007, с 11.03.2008 по 21.03.2008, с 14.04.2008 по 25.04.2008, 27.10.2008 по 28.10.2008, командировки – с 13.03.2003 по 14.03.2003, с 22.04.2004 по 23.04.2004, с 15.11.2007 по 16.07.2007 и учебные отпуска - с 02.03.2015 по 20.03.2015 и с 25.05.2015 по 11.06.2015 на основании п. 5 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5 и п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
Суд находит данный отказ ответчика в зачёте периодов работы с 22.08.1983 по 13.03.1992, с 13.03.2003 по 14.03.2003, с 12.05.2003 по 23.05.2003, с 12.04.2004 по 16.04.2004, с 22.04.2004 по 23.04.2004, с 12.03.2007 по 16.03.2007, с 15.11.2007 по 16.07.2007, с 11.03.2008 по 21.03.2008, с 14.04.2008 по 25.04.2008, 27.10.2008 по 28.10.2008, с 02.03.2015 по 20.03.2015 и с 25.05.2015 по 11.06.2015 незаконным.
Из материалов дела усматривается, что Фаркова (до брака ФИО4, свидетельство о заключении брака <данные изъяты>) Светлана Владимировна на основании приказа №* от 31.08.1983 принята на работу с 22.08.1983 руководителем по физвоспитанию Октябрьского СПТУ-66 Октябрьского района Тургайской (Кустанайской) области (архивная справка от 03.01.2018 №*). Уволена с работы из Октябрьского ПТУ-5 с 08.09.1998.
В представленной трудовой книжке №*, выданной 24.08.1983 на имя ФИО6 имеются записи о приёме на работу в Октябрьское ср. ПТУ-7 от 22.08.1983 и об увольнении из Октябрьского ПТУ-5. Записей о реорганизации учреждения в трудовой книжке истца не имеется.
Согласно архивной справке от 03.01.2018 №* в приказах по личному составу и в приказах о зачислениях и отчислениях учащихся с августа 1983 года по август 1984 года наименование организации Октябрьское СПТУ-66, с сентября 1984 по декабрь 1989 года – Октябрьское СПТУ-7, с января 1990 по декабрь 1990 года - Октябрьское СПТУ-34, с февраля 191 по сентябрь 1998 – Октябрьское СПТУ-5.
В трудовой книжке №*, ранее выданной на имя ФИО7 23.08.1983 имеется печать Октябрьского сельского профтехучилища № 66, что косвенно подтверждает статус учреждения как юридического лица. Данная трудовая книжка в установленном порядке недействительной не признана.
Представленные дипломы №* на имя А., №* на имя Л., №* на имя З. и №* на имя М. об окончании ими соответственно Октябрьского среднего СПТУ-66 и Октябрьского среднего ПТУ-7 подтверждают, что указанные учреждения являлись юридическими лицами, имеющими своё наименование и печать, входили в состав Государственного комитета Казахской ССР по профессионально-техническому образованию.
Вины ФИО1 в отсутствии в её трудовой книжке сведений о переименовании учреждения либо о его реорганизации не имеется. В неполном архивном фонде Октябрьского СПТУ-66 сведений о реорганизации Октябрьского СПТУ-7 в СПТУ-34, СПТУ-5 также не имеется. Таким образом, следует признать, что учреждения, в которых работала ФИО8 имели статус юридического лица. Доказательств обратного со стороны ответчика не представлено.
Из пояснений ФИО1 следует, что 05.08.1989 у неё родилась дочь Н., по заявлению ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, а затем до достижения ребёнком 3 лет, что 28.08.1992 у неё родилась дочь В., что она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, потом отпуск был продлен до 6 лет, пособия на детей она не оформляла и не получала, на работу больше не выходила.
Приказов о предоставлении ФИО1 отпусков по уходу за ребёнком до достижения возраста 1,5 года и до 3 лет в архивном фонде не имеется (архивная справка от 23.11.2017 №*). Из архивной справки от 23.11.2017 №* следует, что в неполном архивном фонде Октябрьского СПТУ-66 Октябрьского района Тургайской (Кустанайской) области имеется только приказ Октябрьского СПТУ-5 от 19.01.1996 №* о продлении отпуска по уходу за ребёнком преподавателю ФИО4 - ФИО1 до 6-летнего возраста с 20.12.1995.
В архивной справке от 02.09.2011 №* имеются сведения о полученной заработной плате ФИО7 в период работы в Октябрьском СПТУ-7. С сентября 1989 года по сентябрь 1998 года в ведомостях начисления заработной платы рабочим и служащим Октябрьского СПТУ-7, СПТУ-34 и СПТУ-5 она не значится (архивная справка от 23.11.2017 №*).
Наименование должности истца и учреждения, в котором она работала, ответчиком при вынесении решения и при рассмотрении дела не оспаривалось. Должность «руководитель физического воспитания» и учреждение «училище» предусмотрены в наименовании должностей и в наименовании учреждений (п.1.10) Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) урегулированы Соглашением «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992. На основании п. 2 ст. 6 Соглашения государств-участников СНГ от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Следовательно, в специальный стаж ФИО1 следует засчитать только период её работы в должности руководителя по физвоспитанию с 22.08.1983 по 13.03.1992, отказав в зачёте оставшегося периода.
В период с 08.09.1998 по 04.11.1998 ФИО1 работала в должности тренера-преподавателя в Центре Детского творчества и Спорта Каргапольского МОУО.
В соответствии с п. 12 Правил №781 работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01.01.2001 засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
-на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
-у лица имеется факт работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
Поскольку у истца отсутствует факт работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в должностях и учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и в п. 2 раздела «Наименование учреждений» списка, период её работы с 08.09.1998 по 04.11.1998 зачёту в специальный стаж не подлежит.
В соответствии со ст. 167 Трудового кодекса (ТК РФ) при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Согласно ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии о ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В период работы ФИО1 направлялась по заданию работодателя в командировку - с 13.03.2003 по 14.03.2003, с 22.04.2004 по 23.04.2004, с 15.11.2007 по 16.07.2007, для прохождения курсов повышения квалификации - с 12.05.2003 по 23.05.2003, с 12.04.2004 по 16.04.2004, с 12.03.2007 по 16.03.2007, с 11.03.2008 по 21.03.2008, с 14.04.2008 по 25.04.2008, 27.10.2008 по 28.10.2008, что подтверждается представленными приказами и справкой ГБПОУ «Кособродский профессиональный техникум» от 13.07.2015 №*. За эти периоды за ней сохранялось место работы, средний заработок, из которого производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Нахождение на курсах необходимо педагогическим работникам для повышения своей квалификации при осуществлении трудовой деятельности.
Периоды прохождения курсов повышения квалификации подтверждаются удостоверениями о прохождении квалификации: регистрационные №* и №* за 2003 год, №* за 2007 год, №*, №* за 2008 год, справкой от 25.04.2008 №*.
Указанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, командировках подлежат включению в специальный стаж истца.
Приказами директора ГБПОУ «Кособродский профессиональный техникум» от 02.03.2015 №* и от 22.05.2015 №* ФИО1 предоставлялись соответственно с 02.03.2015 по 20.03.2015 и с 25.05.2015 по 11.06.2015 оплачиваемые учебные отпуска для прохождения профессиональной переподготовки по программе «Психология» в Государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий» (г. Курган). По окончании обучения ей выдан документ о высшем профессиональном образовании - диплом о профессиональной переподготовке №* от 18.12.2015.
Согласно ч. 1 ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения истца в учебных отпусках с 02.03.2015 по 20.03.2015 и с 25.05.2015 по 11.06.2015 являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж истца для назначения страховой пенсии по старости.
Решением ответчика от 03.09.2015 №* на момент обращения ФИО1 на 11.08.2015 было принято к зачёту в её специальный стаж 13 лет 2 месяца 16 дней. С учетом засчитанных судом периодов (8 лет 9 месяцев 6 дней) специальный стаж истца на момент обращения за досрочной страховой пенсией составлял менее 25 лет (21 год 11 месяцев 22 дня), поэтому в удовлетворении требований истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать решение государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в Каргапольском районе Курганской области от 03.09.2015 №* в части отказа в зачёте в специальный стаж ФИО1 периодов работы с 22.08.1983 по 13.03.1992, с 13.03.2003 по 14.03.2003, с 12.05.2003 по 23.05.2003, с 12.04.2004 по 16.04.2004, с 22.04.2004 по 23.04.2004, с 12.03.2007 по 16.03.2007, с 15.11.2007 по 16.07.2007, с 11.03.2008 по 21.03.2008, с 14.04.2008 по 25.04.2008, 27.10.2008 по 28.10.2008, с 02.03.2015 по 20.03.2015 и с 25.05.2015 по 11.06.2015 незаконным.
Обязать государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Каргапольском районе засчитать в специальный стаж ФИО1 следующие периоды: с 22.08.1983 по 13.03.1992, курсы повышения квалификации - с 12.05.2003 по 23.05.2003, с 12.04.2004 по 16.04.2004, с 12.03.2007 по 16.03.2007, с 11.03.2008 по 21.03.2008, с 14.04.2008 по 25.04.2008, 27.10.2008 по 28.10.2008, командировки – с 13.03.2003 по 14.03.2003, с 22.04.2004 по 23.04.2004, с 15.11.2007 по 16.07.2007 и учебные отпуска - с 02.03.2015 по 20.03.2015, с 25.05.2015 по 11.06.2015.
В остальной части иска ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд в течение месяца.
Судья: С.Е. Гончарук