Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2021 года г. Минусинск
Минусинский городской суд в составе:
председательствующего Дудусова Д.А.,
при секретаре Герлиц М.А.,
с участием представителя истца ФИО1 (доверенность от 29.10.20г.) и
представителя ответчика ФИО2 (доверенность от 20.08.20г.),
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Минусинского района о признании бездействии незаконным и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с исковыми требованиями Администрации Минусинского района о признании бездействии незаконным и обязании совершить действия.
Истец в исковом заявлении и в судебном заседании через своего представителя по доверенности ФИО1 свои требования мотивировал следующим. 22 августа 2020 года истец обратился в администрацию Минусинского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 1 500 кв.м., с вида разрешенного использования «для дачного строительства» на вид разрешенного использования «под объект придорожного сервиса», что соответствует приказу Министерства экономического развития РФ № 540 от 01.09.2014 года (с изменениями на 04.02.2019 года) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» путем принятия соответствующего постановления. Заявление было получено адресатом 26.08.20г., до настоящего времени ответ на заявление не получен.
Истец полагает бездействие ответчика незаконными по следующим основаниям. Вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности истцу; земельный участок относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Категория земель была изменена с земель сельскохозяйственного назначения по заявлению истца Распоряжением Правительства Красноярского края № 752-р от 02.10.2019 года. При обращении в Правительство Красноярского края к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую прилагалось постановление администрации Минусинского района № 147-п от 01.03.2019 года о согласии на перевод земельного участка в другую категорию.
В соответствии с утвержденным генеральным планом Селиванихинского сельского совета Минусинского района, утвержденного Решением Минусинского районного совета депутатов Красноярского края от 25.12.2017 № 152-рс, данный земельный участок расположен в границах придорожной зоны, в связи с чем, перевод участка из земель одного вида в другой соответствует территориальному планированию. Данный факт установлен в процессе перевода спорного земельного участка из одной категории в другую.
В силу статьи 7 ЗК РФ, в Российской Федерации одной из категории земель по целевому назначению является категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ, земли, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, обшие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно приказу Министерства экономического развития РФ № 540 от 01.09.2014 года (с изменениями на 04.02.2019 года) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», одним из видов разрешенного использования является вид разрешенного использования- «Объекты дорожного сервиса», код разрешенного использования 4.9.1, описание вида «размещение зданий и сооружений дорожного сервиса».
Согласно статье 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в муниципальной собственности, -за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ч.6 ст. 30 ГрК РФ, виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
В соответствии с утвержденным генеральным планом Селиванихинского сельского совета Минусинского района, утвержденного Решением Минусинского районного совета депутатов Красноярского края от 25.12.2017 № 152-рс, данный земельный участок расположен в границах придорожной зоны, в связи с чем, перевод участка из земель одного вида в другой соответствует территориальному планированию. Данный факт установлен в процессе перевода спорного земельного участка из одной категории в другую.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также, возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно- делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Частью 3 статьи 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2020 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки выносятся на публичные слушания.
Следовательно, в данном случае ответчик обязан организовать публичные слушания с целью решения вопроса изменения одного вида разрешенного использования на другой.
Данное Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Федеральным законом от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами, устанавливает порядок назначения, организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Минусинского района. В данном положении зафиксированы особенности организации проведения публичных слушаний по вопросам предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В частности, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), или в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования (далее - изменений одного вида разрешенного использования на другой) направляет заявление о предоставлении разрешения или изменении одного вида разрешенного использования на другой в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая является уполномоченным органом по проведению публичных слушаний поданному вопросу.
Таким образом, порядок смены разрешенного использования носит заявительный характер, после получения заявления, администрация обязана назначить публичные слушания по внесению изменений в ПЗЗ, назначить публичные слушания и сменить вид разрешенного использования.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Минусинского городского суда от 12.08.20г., Администрация Минусинского района была обязана внести изменения в ПЗЗ; решение суда до настоящего времени не исполнено.
Ответчиком получено заявление истца, с требованием о смене разрешенного использования земельного участка, под использование нежилого здания кафе.
Ранее, в выписке из постановления № 147-п от 01.03.2019 гола ответчиком указывался вид разрешенного использования земельного участка- под объект придорожного сервиса, что соответствует приказу Министерства экономического развития РФ № 540 от 01.09.2014г..
Уполномоченный орган направляет сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, или изменение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, или изменение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение, или изменение. Указанные сообщения направляются почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении в срок не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, или об изменении одного вида разрешенного использования на другой.
После завершения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, или изменении одного вида разрешенного использования на другой, уполномоченный орган с учетом результатов публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, или изменении одного вида разрешенного использования на другой главе муниципального образования.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, или изменении одного вида разрешенного использования на другой уполномоченный орган осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, изменении одного вида разрешенного использования на другой или об отказе в предоставлении такого разрешения, изменения с указанием причин принятого решения и направляет их главе муниципального образования. В свою очередь, глава местной администрации на основании указанных рекомендаций принимает решение об изменении вида разрешенного использования.
Принятое решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимого имущества, после чего соответствующие изменения о виде разрешенного использования земельного участка должны быть внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании изложенного, просит суд: признать незаконным бездействие администрации Минусинского района в изменении вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером 24:25:0801003:638, расположенного по адресу: Красноярский край, Минусинский район, восточная часть п. Топольки, участок № 19, площадью 1 500 кв.м. и обязать администрацию Минусинского района изменить вид разрешенного использования данного земельного участка «для дачного строительства» на вид разрешенного использования «под объект придорожного сервиса», путем принятия соответствующего постановления.
Ответчик- Администрация Минусинского района, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности ФИО2 и в своем письменном отзыве на иск, исковые требования ФИО3 не признал полностью, свою позицию мотивировал следующим.
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрена процедура такого перевода, порядок подготовки документов, компетенция органов государственной власти, такой перевод носит заявительный характер(статьи 2-3 закона).
При этом, свобода правообладателя земельного участка на выбор основного и вспомогательного видов разрешенного использования ограничивается пределами градостроительных регламентов(п.4 ст. 37 ГрК РФ, п.3 ст. 85 ЗК РФ).
Для решения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка необходимо учитывать содержание Правил землепользования и застройки(ПЗЗ), в которых содержатся карты зонирования и градостроительные регламенты. Каждый участок находится в определенной картой зонирования территориальной зоне; для каждой зоны в градостроительном регламенте ПЗЗ содержатся все допустимые виды разрешенного использования. Из данных видов правообладатель земельного участка вправе выбрать любой вид и подать заявление о смене вида разрешенного использования.
Заявительный характер данной процедуры предусмотрен ч. 13 ст. 34 Закона № 171- ФЗ от 23.06.2014 «О внесении изменений в земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты». Вместе с тем, согласно статье 33 ГрК РФ, внесение изменений в ПЗЗ осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, с учетом особенной, установленных данной статьей.
Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
В данном случае, в соответствии с Генеральным планом Селиванихинского сельсовета Минусинского района, утвержденного решением Минусинского районного Совета депутатов от 25.12.17г. № 152-рс, земельный участок истца расположен в функциональной зоне- зона инженерной и транспортной инфраструктуры.
В соответствии с Генеральным планом, Распоряжением Правительства Красноярского края № 752-р от 02.10.2019 года в отношении данного земельного участка категория земель была изменена с земель сельскохозяйственного назначения на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».
Согласно части 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. В соответствии с Правилами землепользования и застройки Селиванихинского сельсовета Минусинского района, утвержденными решением Минусинского районного Совета депутатов от 07.05.18г. № 166-рс, данный земельный участок расположен в территориальной зоне «Зона садоводства и дачного хозяйства(СХ-2)», в которой установлены следующие виды разрешенного использования: ведение садоводства, ведение дачного хозяйства, ведение огородничества; условно- разрешенные виды использования отсутствуют; вспомогательные виды использования: коммунальное обслуживание и автомобильный транспорт.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Испрашиваемый истцом вид разрешенного использования «объект придорожного сервиса» не предусмотрен для данной территориальной зоны.
Для размещения объектов придорожного сервиса, в соответствии с Генеральным планом Селиванихинского сельсовета необходимо изменить зону «СХ-2» на зону транспортной инфраструктуры- «Т», которая предназначена для размещения объектов транспортной инфраструктуры, в том числе, объектов придорожного сервиса(пункт 18 ПЗЗ Селиванихинского сельсовета).
Согласно статье 1 ГрК РФ, территориальные зоны- это зоны, для которых в ПЗЗ определены границы и установлены градостроительные регламенты. Каждая территориальная зона имеет свой градостроительный регламент, содержащий виды разрешенного использования для всех земельных участок, расположенных в данной зоне.
В силу части 5 статьи 37 ГрК РФ: «Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.». Только в этом случае применяется действие утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ № 540 от 01.09.2014 года «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» классификатора.
На настоящее время ПЗЗ Селиванихинского сельсовета не соответствуют Генеральному плану Селиванихинского сельсовета.
Принимая во внимание Распоряжение Правительства Красноярского края № 752-р от 02.10.2019 года, которым в отношении данного земельного участка категория земель была изменена с земель сельскохозяйственного назначения на категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», в силу статьи 1 ГрК РФ, ч.13 ст. 34 Федерального закона № 171- ФЗ, необходимо внести изменения в ПЗЗ Селиванихинского сельсовета, пройдя процедуру публичных слушаний.
14.09.20г. ответчик дал истцу ответ, в котором, разъяснил истцу, что ему необходимо подать заявление о внесении изменений в ПЗЗ в соответствии с Генеральным планом поселения, процедура внесения изменений в ПЗЗ предусматривает прохождение процедуры публичных слушаний. Также, в своем ответе указал, что решение Минусинского городского суда от 12.08.20г. на момент подачи им заявления в законную силу не вступило.
07.12.20г. судебным приставом- исполнителем, на основании вышеуказанного решения суда было возбуждено исполнительное производство. Ответчик, исполняя решение суда о внесении изменений в ПЗЗ 25.12.20г. направил коммерческие предложения на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в ПЗЗ Селиванихинского сельсовета Минусинского района. В связи с тем, что внесение таких изменений требует соблюдение установленной законодательством процедуры, для реализации которой необходимы определенные сроки, ответчик начал процедуру внесения изменений в ПЗЗ, которая, по объективным причинам не завершена. Ответчик 18.01.20г. также обратился в Минусинский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда. Таким образом, ответчик права истца не нарушает, принимает меры, направленные на внесение изменений в ПЗЗ, без которых невозможно изменить вид разрешенного использования земельного участка.
Каких- либо препятствий со стороны Администрации Минусинского района к осуществлению его прав не допущено, в связи с чем. просит в удовлетворении исковых требований ФИО3 отказать в полном объеме.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Истцу ФИО3 принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 1 500 кв.м., категория земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», вид разрешенного использования: «для дачного строительства»; право собственности возникло на основании договора купли-продажи земельного участка от 27.03.2013.
По результатам рассмотрения ходатайства ФИО3 распоряжением Правительства Красноярского края от 02.10.2019 № 752-р осуществлен перевод данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».
ФИО4 в заявлении от 26.03.2020, адресованном в Администрацию Минусинского района, просил изменить вид разрешенного использования указанного земельного участка на вид использования: «эксплуатация нежилого здания». По результатам рассмотрения данного обращения Администрацией Минусинского района указано на то, что в ПЗЗ испрашиваемый вид разрешенного использования отсутствует, в связи с чем, 23.04.20г. в удовлетворении заявления ФИО3 было отказано.
ФИО4 обратился в Минусинский городской суд с исковыми требованиями к Администрации Минусинского района, просил признать отказ ответчика от 23.04.2020 незаконным и возложить обязанность внести изменения в Правила землепользования и застройки и сменить вид разрешенного использования земельного участка с земель для дачного строительства на вид разрешенного использования «под объект придорожного сервиса» в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Вступившим в законную силу 26.10.20г. решением Минусинского городского суда от 12.08.20г. исковые требования были удовлетворены частично; суд обязал Администрацию Минусинского района внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения в соответствие с установленной категорией установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес> кадастровый номер: № в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО3 было отказано.
22 августа 2020 года истец обратился в администрацию Минусинского района с заявлением, в котором просил, на основании решения суда 12.08.20г. внести изменения в ПЗЗ Селиванихинского сельсовета и изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, площадью 1 500 кв.м., с вида разрешенного использования «для дачного строительства» на вид разрешенного использования «под объект придорожного сервиса». Заявление было получено ответчиком 26.08.20г..
14.09.20г. ответчик дал истцу ответ, в котором, разъяснил истцу, что ему необходимо подать заявление о внесении изменений в ПЗЗ в соответствии с Генеральным планом поселения, процедура внесения изменений в ПЗЗ предусматривает прохождение процедуры публичных слушаний. Также, в своем ответе указал, что решение Минусинского городского суда от 12.08.20г. на момент подачи им заявления в законную силу не вступило.
07.12.20г. судебным приставом- исполнителем, на основании вышеуказанного решения суда было возбуждено исполнительное производство. Ответчик, исполняя решение суда о внесении изменений в ПЗЗ 25.12.20г. направил коммерческие предложения на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в ПЗЗ Селиванихинского сельсовета Минусинского района. В связи с тем, что внесение таких изменений требует соблюдение установленной законодательством процедуры, для реализации которой необходимы определенные сроки, ответчик начал процедуру внесения изменений в ПЗЗ, которая, к настоящему времени не завершена.
Также, ответчик 18.01.20г. обратился в Минусинский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда.
В настоящее время истец просит признать незаконным бездействие администрации Минусинского района в изменении вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 1 500 кв.м. и обязать администрацию Минусинского района изменить вид разрешенного использования данного земельного участка «для дачного строительства» на вид разрешенного использования «под объект придорожного сервиса», путем принятия соответствующего постановления.
Ответчик, возражая требованиям истца, указал, что испрашиваемый истцом вид разрешенного использования «объект придорожного сервиса» не предусмотрен для данной территориальной зоны; для внесения изменений в ПЗЗ, в части изменения территориальной зоны данного земельного участка. Ответчик, исполняя решение суда о внесении изменений в ПЗЗ 25.12.20г. направил коммерческие предложения на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в ПЗЗ Селиванихинского сельсовета Минусинского района. В связи с тем, что внесение таких изменений требует соблюдение установленной законодательством процедуры, для реализации которой необходимы определенные сроки, ответчик начал процедуру внесения изменений в ПЗЗ, которая, к настоящему времени не завершена. Только после внесения изменений в ПЗЗ, в части установления территориальной зоны в карте зонирования территориальной зоне; истец, из предусмотренных для данной зоны в градостроительном регламенте допустимых видов разрешенного использования будет вправе выбрать любой вид и подать заявление о смене вида разрешенного использования.
Разрешая доводы сторон, суд исходит из следующих норм права.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, относятся к вопросам местного значения муниципального района, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно п.6,7 ст.1 Градостроительного кодекса РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий. Согласно п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки. В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
В Уставе Муниципального образования Минусинский район Красноярского края к компетенции муниципального образования отнесено утверждение схем территориального планирования, утверждение на основе схемы документации по планировке территории.
Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрена процедура такого перевода, порядок подготовки документов, компетенция органов государственной власти (ст.ст.2,3 ФЗ-172), такой перевод носит заявительный характер.
Как указал Конституционный Суд РФ, регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (определения от 19.12.2017 N 3076-О, от 19.12.2019 N 3498-О).
По правилам п.2 ст.7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий.
Исходя из п. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, п. 1, 2 ч.1 ст. 34, ст. 35 ГрК РФ, установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны.
Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ).
Данная правовая позиция изложена также в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса).
В рамках утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона № 171- ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Оценивая установленные судом фактические обстоятельства, с учетом вышеприведенных норм права и доводов сторон, суд приходит к следующим выводам.
Суд соглашается с доводами ответчика, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 33 ГрК РФ: «Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.».
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются: несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 той же статьи ГрК РФ, предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях.
Согласно подпункту 5 пункта 3 предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
В силу пункта 4 статьи 33 ГрК РФ: «Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.».
Согласно пункту 5 той же статьи: «Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.».
В соответствии с пунктами 11- 13 статьи 31 ГрК РФ: «Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи. Продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования такого проекта.».
Согласно пункту 15 той же статьи: «После завершения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких общественных обсуждений или публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.».
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 ГрК РФ: «Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.».
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 ГрК РФ: «При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; 5) планируемых изменений границ земель различных категорий; 6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках; 7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.».
Пунктом 7 статьи 35 ГрК РФ установлено: « В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться: 1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; 2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; 3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.».
В силу пунктов 1-5 статьи 37 ГрК РФ: « Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.».
Таким образом, анализ вышеприведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что для решения вопроса об изменении вида разрешенного использования земельного участка истца, с учетом установленных фактических обстоятельств, необходимо внесение изменений в ПЗЗ Селиванихинского сельсовета, путем перевода земельного участка истца из зоны «СХ-2» в зону транспортной инфраструктуры- «Т», которая предназначена для размещения объектов транспортной инфраструктуры, в том числе, объектов придорожного сервиса.
Только после изменение территориальной зоны в отношении земельного участка и установления в градостроительном регламенте соответствующих данной зоне видом разрешенного использования, собственник земельного участка вправе избрать вид использования, предусмотренный для данной территориальной зоны.
Вышеприведенными нормами установлена процедура внесения изменений в ПЗЗ в части изменения территориальных зон.
Такая процедура предусматривает подготовку проекта таких изменений, проведение по нему публичных слушаний, внесение данного проекта органом местного самоуправления в представительный орган местного самоуправления для его утверждения.
Таким образом, Администрация г. Минусинска лишена полномочий по изданию постановления об изменении вида разрешенного использования земельного участка истца; именно такое требование заявлено истцом.
При этом, истец не лишен права обратиться с заявлением о внесении изменении в ПЗЗ Селиванихинского сельсовета, а также, требовать в установленном законом порядке исполнения решения Минусинского городского суда от 12.08.20г., исполнение последнего как раз и подразумевает внесение изменений в ПЗЗ в части земельного участка истца и предполагает в целях изменения вида разрешенного использования земельного участка произвести изменение территориальной зоны и установить для нее иные виды разрешенного использования.
Более того, как установлено судом, 07.12.20г. судебным приставом- исполнителем, на основании вступившего в законную силу 26.10.20г. решения Минусинского городского суда от 12.08.20г. было возбуждено исполнительное производство. Ответчик, исполняя решение суда о внесении изменений в ПЗЗ 25.12.20г. направил коммерческие предложения на выполнение работ по разработке проекта внесения изменений в ПЗЗ Селиванихинского сельсовета Минусинского района. В связи с тем, что внесение таких изменений требует соблюдение установленной законодательством процедуры, для реализации которой необходимы определенные сроки, ответчик начал процедуру внесения изменений в ПЗЗ, которая, к настоящему времени не завершена.
Также, ответчик 18.01.20г. обратился в Минусинский городской суд с заявлением об отсрочке исполнения вышеуказанного решения суда.
С учетом изложенного, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации Минусинского района о признании незаконным бездействия администрации Минусинского района в изменении вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1 500 кв.м. и обязании администрации Минусинского района изменить вид разрешенного использования данного земельного участка «для дачного строительства» на вид разрешенного использования «под объект придорожного сервиса», путем принятия соответствующего постановления- отказать.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Председательствующий: