36RS0034-01-2022-000649-08
Дело №2-318/2022
резолютивная часть решения оглашена 12 мая 2022
мотивированный текст решения изготовлен 17 мая 2022.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Россошь 12 мая 2022г.
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Фомкиной С.С.,
при секретаре судебного заседания Лошаковой М.В.,
с участием истца /ФИО1./, его представителя адвоката /Скуратова Н.Г./, ордер №205 от 12.05.2022,
ответчика представителя ОПФР по Воронежской области /ФИО2./, доверенность№12.1-08/56 от 22.11.2022, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску /ФИО1./ к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
/ФИО1./ обратился с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области (далее ОПФР) о включении в специальный стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, в обоснование указал, что решением ответчика от 04.03.2022 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», со ссылками на отсутствие необходимого специального стажа, при этом в специальный стаж работы истца не включены периоды его трудовой деятельности с 01.09.1995 по 31.08.1998, в должности , так как наименование данной должности не предусмотрено разделом «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781.
Истец, считает, данное решение ответчика не законным, его должностная инструкция предполагает выполнение обязанностей преподавателя организатора ОБЖ (допризывной подготовки), указанное в трудовой книжке наименование профессии «педагог- организатор ОБЖ» является тождественным наименованию «преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности», в связи с чем просит суд обязать ответчика включить в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.19.ч.1 ст.30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 01.09.1995 по 31.08.1998 в должности , назначить с 01.03.2022года пенсию с учетом данных периодов; взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины и оплате услуг представителя по участию в судебном заседании 6000,00 руб. и по подготовке искового заявления – 6000,00 руб.
В судебном заседании истец /ФИО1./ поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, настаивал на удовлетворении, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель истца адвокат /Скуратова Н.Г./ в судебном заседании поддержала требования своего доверителя, обосновав аналогично тексту искового заявления, настаивала на удовлетворении требований.
Представитель ответчика /ФИО2./ действующая на основании доверенности №12.1-08/56 от 22.11.2021 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных /ФИО1./ требований, считает, что период работы истца с 01.09.1995 по 31.08.1998 (3 года 1 день) в должности не подлежит включению в специальный стаж истца, как не предусмотренный Списком должностей …, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, имеющийся специальный стаж -23 года 4 месяца является не достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Суд, выслушав участников судебного разбирательства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующему.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 указанного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичные положения содержались в п. п. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшем до 01 января 2015 года.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно пп. "м" п. 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации принято от 16 июля 2014 года N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О установлено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В "Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет", утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшем до 01 октября 1993 года, были поименованы учителя и преподаватели школ.
П. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Должность военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи) была предусмотрена вышеуказанным Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 поименованы учителя и преподаватели школ.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Согласно Письму Минобразования РФ от 23 февраля 2000 года N 336/11-13, п. 5 Постановления Совмина РСФСР от 14 мая 1991 года N 253 "О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР", постановления Минтруда РФ от 03 октября 2002 года N 68, первоначально преподавание курса начальной военной подготовки в общеобразовательном учебном заведении (средней школе) осуществлялось военными руководителями, руководителями допризывной подготовки молодежи, должность которых впоследствии была заменена на должность преподавателя курса "основы безопасности и жизнедеятельности", а затем "преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности" допризывной подготовки".
Вышеуказанным постановлением Минтруда РФ от 03 октября 2002 года N 68 было установлено тождество наименования должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель".
Приказом Минобразования РФ от 07.06.1993 N 235 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик" приказано руководителям образовательных учреждений, в которых введено преподавание курса "Основы безопасности жизнедеятельности", привести наименование должности работника, ведущего этот курс, в соответствие с наименованием, предусмотренным тарифно-квалификационной характеристикой, утвержденной Приказом Минобразования России и Госкомитета России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 марта 1993 г. N 66/85.
Как установлено в судом и следует из материалов дела, /ФИО1./ согласно трудовой книжке 01.09.1995года принят педагогом- организатором ОБЖ Кривоносовской средней школы, приказом от №, с переведен на должность (л.д.13-14), что также подтверждается справкой муниципального казенного общеобразовательного учреждения Кривоносовская средняя общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области, выданной на основании книги приказов по личному составу работников за 1987-2002годы (л.д.15).
Должностная инструкция преподавателя – организатора ОБЖ предусматривает выполнение должностных обязанностей преподавателя организатора ОБЖ (допризывной подготовки), основана на тарифно-квалифицированной характеристике преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности допризывной подготовки, утвержденной приказом Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31.08.1995 №463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда России от 17.08.1995 №46 (л.д.16-18). Решением Государственного учреждения- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области от 04 марта 2022г. /ФИО1./ отказано в установлении страховой пенсии по старости из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона №400-ФЗ от 28.12.2013 « О страховых пенсиях». Согласно приложения к данному решению специальный стаж /ФИО1./ с учетом Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 №781, по состоянию на 18 февраля 2022г. составляет 23 года 4 месяца, при этом период с 01.09.1995 по 31.08.1998 ( 3 года 1 день) работы в должности организатора ОБЖ в Кривоносовской средней школе не включен в специальный стаж со ссылками, что данное наименование должности не предусмотрено Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 (л.д.10,11-12).
Руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, принимая во внимание представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что в спорный период времени деятельность истца была непосредственно связана с осуществлением педагогической и преподавательской деятельности, истец в период с 01.09.1995 по 31.08.1998 занимая, согласно трудовой книжке, должность педагога - организатора ОБЖ, и осуществляя, в том числе, в соответствии с должностной инструкцией, преподавание курса начальной военной подготовки в общеобразовательном учебном заведении (средней школе), выполнял фактически обязанности преподавателя –организатора ОБЖ (допризывной подготовки), ввиду чего указанное работодателем наименование должности «педагог» является тождественным наименованию «преподаватель», и не может являться основанием к ограничению прав истца на предусмотренное законодателем досрочное пенсионное обеспечение по старости.
Период работы истца с 01.09.1995 по 31.08.1998 (3 года 1 день) в должности подлежит включению в специальный трудовой стаж истца, с учетом которого /ФИО1./, года рождения, с 02.03.2022 подлежит назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявление истца, взыскать в ее пользу с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 300,00 рублей, а также в соответствии с положениями ст.ст.48,100 ГПК РФ расходы по оплате услуг представителя по подготовке искового заявления и участию в судебных заседаниях, при этом учитывая сложность дела, характер спора, соразмерность платы за оказанные услуги, временные и количественные факты (общая продолжительность рассмотрения дела, количество судебных заседаний, а также количество представленных доказательств) заявленные размеры судебных расходов подлежат снижению, до разумных пределов с учетом соблюдения баланса процессуальных прав и обязанностей сторон.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя по составлению искового заявления в сумме 5 000,00 рублей, за участие в судебном заседании 4 000,00 рублей.
Данная сумма является соразмерной объему оказанных услуг, присуждение суммы в указанном выше размере является разумным, баланс процессуальных прав и обязанностей сторон не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования /ФИО1./ к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Воронежской области включить в специальный стаж /ФИО1./, года рождения, периоды работы: с 01.09.1995 по 31.08.1998 в должности , с учетом которых в соответствии с п.19 п.1 ст.30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях», с 02.03.2022 назначить /ФИО1./ досрочную страховую пенсию по старости.
Взыскать с ОПФР по Воронежской области в пользу /ФИО1./ судебные расходы в размере 9 300,00 (девять тысяч триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение месяца со дня его принятии в окончательной форме.
Судья С.С. Фомкина