ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319 от 14.02.2011 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

                                                                                    Туапсинский городской суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Туапсинский городской суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу № 2-319/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«14» февраля 2011 года Туапсинский городской суд

Краснодарского края в составе

председательствующего: Желдаковой В.П.,

с участием помощника Туапсинского межрайонного прокурора Березина С.В.,

представителя администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района - ФИО1, представившей доверенность от 05.08.2009 года;

При секретаре судебного заседания: Диденко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Туапсинского межрайонного прокурора, действующего в порядке ст. 45 ГПК РФ, к администрации МО Туапсинское городское поселение Туапсинского района о признании незаконным бездействия, и обязании устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Туапсинский межрайонный прокурор, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к администрации МО Туапсинское городское поселение Туапсинского района о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в <...> площадью 11,05 га., и обязании устранить нарушения закона.

Свои требования мотивировал тем, что Туапсинской межрайонной прокуратурой в январе 2011 года проведена проверка соблюдения земельного законодательства администрацией муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района имеется земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (далее - кладбище) в <...> площадью 11,05 га. В соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2006 г. № 1177-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Туапсинский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и МО Туапсинский район, в состав которого они входят», имущество, включая земельные участки, а именно: кладбище в <...> га., предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, переданы в муниципальную собственность Туапсинского городского поселения. Полномочия органов местного самоуправления, в части регистрации права собственности на земельные участки, находящиеся под кладбищами являются обязательством муниципальных образований. Однако, на указанный земельный участок, используемый под кладбища, администрация муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в установленном законном порядке право собственности не оформила, земельный участок не формировался, его границы не устанавливались и участок не предоставлялся. В связи с чем, считает, что администрация МО Туапсинское городское поселение обязана устранить нарушения действующего законодательства РФ.

В судебном заседании помощник Туапсинского межрайонного прокурора Березин С.В. требования заявления поддержал в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства. Просил удовлетворить.

Представитель администрации МО Туапсинского городского поселения Туапсинского района ФИО1, действующая по доверенности, требования заявления не признала, считает их необоснованными. Пояснила, что в настоящее время предприняты все необходимые меры по оформлению права муниципальной собственности указанного земельного участка, а именно: разработано градостроительное заключение по оформлению земельного участка, разработан проект границ городского кладбища, подписано соглашение о порядке использования земельного участка в границах охранной зоны энергетического объекта. Правоустанавливающие документы направлены в администрацию МО Туапсинского района, Туапсинский филиала ОАО НЭСК, ФГУП «Туапсеберегозащита» для согласования размещения кладбища в <...>. В связи с чем, считает, что со стороны администрации МО Туапсинское городское поселение отсутствует бездействие. Просила в удовлетворении заявления отказать. В обоснование своей позиции представила копии документов.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований администрации МО Туапсинский район, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причину и уважительность не явки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела либо рассмотрении дела в отсутствие их представителя не представили, в связи с чем, суд руководствуясь ст. 257 ГПК РФ, рассматривает дело в его отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, считает, что требования Туапсинского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Материалами дела установлено, в январе 2011 года Туапсинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного законодательства администрацией муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района.

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района имеется земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (далее - кладбище) в <...> га.

Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" регламентирует, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ч. 4, ч. 5 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ
"О погребении и похоронном деле", предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ч. 1 ст. 19 Земельного кодекса РФ, в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 29.12.2006 г. № 1177-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Туапсинский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и МО Туапсинский район, в состав которого они входят», имущество, включая земельные участки, а именно: кладбище в <...> га., предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, переданы в муниципальную собственность Туапсинского городского поселения.

Характер данной нормы предполагает активные действия тех субъектов, кому она адресована, выражающиеся в принятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Полномочия органов местного самоуправления, в части регистрации права собственности на земельные участки, находящиеся под кладбищами являются обязательством муниципальных образований.

Однако, как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, на вышеуказанный земельный участок, используемый под кладбище, администрация муниципального образования Туапсинское городское поселение Туапсинского района в установленном законном порядке право собственности не оформила.

Доводы, представителя администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района о том, что предприняты необходимые меры, направленные на оформление права муниципальной собственности, в том числе составлено градостроительное заключение, разработана схема границ земельного участка, которые направлены на согласование в администрацию МО Туапсинский район, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные обстоятельства не могут рассматриваться как основание для отказа в иске прокурора. Так, в период с момента образования Туапсинского городского поселения Туапсинского района, т.е. с 2008 года по настоящее время, администрацией не принято необходимых, достаточных мер, направленных на своевременное оформление права муниципальной собственности на объект недвижимости. Каких - либо объективных данных, свидетельствующих об уважительности причин затягивания совершения действия, ставшего предметом судебного разбирательства, администрацией Туапсинского городского поселения, не представлено. Также, суд приходит к выводу, что со стороны администрации Туапсинского городского поселения, отсутствует надлежащий контроль, что свидетельствует о фактическом бездействии с их стороны, и что находится в противоречии с положениями законодательства РФ, а также Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования Туапсинского межрайонного прокурор в части признания бездействия администрации МО Туапсинское городское поселение Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в <...> площадью 11,05 га., обоснованны, и подлежат удовлетворению, поскольку судом установлено бездействие органа местного самоуправления в данной части. Доказательств обратного со стороны администрации МО Туапсинское городское поселение не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод граждан, или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Соответственно администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района необходимо устранить допущенные нарушения закона, путем регистрации права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковое заявление Туапсинского межрайонного прокурора - удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации муниципального образования Туапсинского городского поселения Туапсинского района, выразившееся в непринятии мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на земельный участок, предназначенный для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в <...> га.

Обязать администрацию МО Туапсинского городского поселения Туапсинского района, в установленном законом порядке, устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение 10 дней путем подачи жалобы через Туапсинский городской суд.

Резолютивная часть решения оглашена 14 февраля 2011 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2011 года.

Председательствующий: ____________