Дело № 2-3190/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2016 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего А.К. Ваншейд,
при секретаре С.Д. Бочкаревой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском. В обоснование указал, что является инвалидом 1 группы. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской федерации» инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату помещения государственного и жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления – на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. 16.10.2015 г. истцом приобретен уголь в количестве 3,120 т. на сумму 6090,24 руб. 24.11.2015г. ответчику назначена компенсация расходов на оплату твердого топлива в сумме 1333,61 руб. Из справки, выданной ответчиком, следует, что компенсация производится из расчета количества проживающих и площади на каждого проживающего. Истец полагает, что данные действия являются незаконными, поскольку нормы права не ставят размер компенсации расходов на оплату твердого топлива в зависимость от количества зарегистрированных в жилом помещении льготополучателя лиц, а ограничивают размер лишь нормами потребления и предельной максимальной ценой на твердое топливо. Кроме того, постановлением Алтайского краевого Законодательного собрания от 30.04.2015 г. №108 для компенсации оплаты твердого топлива установлен норматив твердого топлива 64 кг/кв.м., что не позволяет в полной мере получать истцу льготы на оплату твердого топлива.
На основании изложенного просил признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Барнаулу по неполной выплате компенсации расходов по оплате твердого топлива, обязать ответчика произвести перерасчет денежной компенсации за оплату твердого топлива в размере 50 %, исходя из общей площади занимаемого жилого помещения (42,7 кв.м.) по адресу: ....
В судебном заседании истец на требованиях наставал, пояснял, что является собственником жилого помещения по адресу ...., проживает совместно с ФИО5, которая собственником не является, но зарегистрирована и фактически проживает по данному адресу.
Ответчик в лице своего представителя ФИО4 иск не признала, поддержала доводы возражений не иск, Дополнительно поясняла, что льгота, установленная ст. 17-18 Федерального закона №181-ФЗ не распространяется на лиц, проживающих совместно с лицом, который является получателем льготы. Истцу компенсация была выплачена в полном объеме. При выплате компенсации изначально не было учтено повышение коммерческих цен, в связи с чем в последующем была произведена доплата. Если получатель льготы прописан один, то компенсируется 50% от общей площади помещения, в данном случае, льготы была выплачены исходя из количества проживающих. Норматив потребления установлен нормативным правовым актом Алтайского края.
Представитель третьего лица Законодательного .... в судебном заседании против удовлетворения требований истца возражала, поясняла, что при принятии постановления была просчитана средняя необходимость твердого топлива, приходящаяся на инвалида.
Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите, привлеченное судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, в суд своего представителя не направило, извещено надлежаще, просит рассмотреть настоящее дело без участия представителя. Представлен отзыв на иск, в котором против удовлетворения требований истца возражают, указано, что ФИО1 имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате твердого топлива как инвалид. Между тем, на момент обращения с заявлением о компенсации за твердое топливо, в помещении совместно проживало два человека, включая истца, в связи с указанным, истцу правомерно была рассчитана компенсация исходя из ? доли общей площади жилого помещения, поскольку все проживающие потребляют коммунальные услуги, соответственно несут затраты по их оплате, льгота предоставляется только на ее получателя.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно ст. 2 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
При наличии у гражданина права на получение компенсации на оплату одной и той же жилищно-коммунальной услуги по нескольким основаниям компенсация предоставляется по одному основанию по его выбору согласно письменному заявлению (ст. 3 Закона Алтайского края N 156-ЗС от 27 декабря 2007 года).
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона.
Выплата компенсаций осуществляется уполномоченным органом ежемесячно до установленного в соответствии с ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения населением платы за жилое помещение и коммунальные услуги по выбору гражданина путем перечисления сумм компенсаций на имеющиеся или открываемые в выбранных гражданином банках личные счета либо через организации федеральной почтовой связи (ст. 4 Закона Алтайского края N 156-ЗС).Правила определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае утверждены постановлением администрации Алтайского края от 01 апреля 2008 года N 126.
В силу п. 19 - 20 Правил денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате твердого топлива (уголь, дрова), в том числе его доставки (если предусмотрено федеральными законами или законами Алтайского края), могут определяться органом социальной защиты населения на основании договоров (актов) купли-продажи при приобретении твердого топлива у индивидуальных предпринимателей исходя из расходов (в пределах норм твердого топлива, установленных для продажи населению).
Расходы, указанные в пункте 19 Правил, учитываются исходя из розничной цены на твердое топливо, рассчитанной индивидуальным предпринимателем. Если розничная цена превышает предельную максимальную цену на твердое топливо, на дату приобретения льготополучателем твердого топлива установленную для муниципального района, городского округа уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере государственного регулирования цен (тарифов), расходы учитываются исходя из установленной для муниципального района, городского округа предельной максимальной цены.
На основании Постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30.04.2015 г. №108 "О нормах твердого топлива для продажи населению, используемых при предоставлении мер социальной поддержки", норматив потребления твердого топлива установлен в следующих размерах: 64 кг. на 1 кв.м. общей площади жилого помещения – каменный уголь, 88 кг. – бурый уголь, 0,180 куб. м. –дрова на отопление жилого помещения без использования угля, 0,260 куб. м.- дрова на отопление жилого помещения без использования угля.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является инвалидом 1 группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ №.
22.10.2015г. истец обратился в Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу с заявлением о выплате компенсации за твердое топливо – уголь и дрова.
Как следует из расходных накладных № №, № № от ДД.ММ.ГГГГ, представленных истцом для возмещения, ФИО1 в 2015 году был закуплен уголь ДО 25-50 в размере 3,120 т. и 0,5 т.
Согласно справке о размере компенсации расходов на оплату твердого топлива от ДД.ММ.ГГГГ истцу была определена компенсация в размере 1333,61 руб.
Размер компенсации был рассчитан ответчиком из расчета нормы потребления 0,64 т/ кв.м., цена 1 единицы топлива -1952 руб., количество месяцев -7, доля площади льготника- 21,34 кв.м. Предельное количество топлива, подлежащее льготированию: 21,35 х 0,064 / 7 х 7 = 1,3664 т. Размер компенсации: 1,3664 х 1952 х 50 %=1333,61 руб.
07.12.2015г. истцу была произведена доплата в размере 125,25 руб. с учетом увеличения цены при приобретении угля 0,5 т.
Размер компенсации был определен Управлением социальной защиты населения по г.Барнаулу исходя из площади льготника – 21,35 кв.м. При этом ответчик исходил из того, что в помещении проживают и зарегистрировано два человека: ФИО1 и ФИО5
Истец, заявляя требования о признании действий ответчика незаконными в части неполной выплате компенсации за твердое топливо, полагает, что расчет компенсации должен быть произведен без учета ФИО5
Суд не может согласиться с доводами истца, поскольку положениями ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгота по оплате жилья и коммунальных услуг распространяется только на самого инвалида, на членов семьи инвалида, проживающих совместно с ним, данная льгота не распространяется.
Как следует из выписки из домовой книги от 22.10.2015г., ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: н.... с ДД.ММ.ГГГГ Совместно с истцом по указанному адресу с 30.08.2011г. зарегистрирована и проживает ФИО5 Указанное обстоятельство не оспаривалось истцом в процессе рассмотрения дела.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно положениям ст.ст. 30, 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Из анализа указанных норм следует, что все проживающие (зарегистрированные) с льготополучателем граждане потребляют коммунальные услуги, соответственно обязаны нести затраты по их оплате.
Следовательно, льгота по оплате расходов на твердое топливо может быть предоставлена истцу на оплату не всей площади жилого помещения, а только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида.
Предоставление истцу денежной компенсации расходов по оплате твердого топлива исходя из общей площади жилого дома 42,7 кв.м. приведет к необоснованному частичному освобождению от обязанности по оплате за отопление лиц, несущих обязанности по оплате коммунальных услуг, на которых льгота не распространяется (ФИО5).
Об этом же свидетельствуют и положения ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из которых следует, что право на льготу имеют инвалиды, проживающие в жилых домах, не имеющих центрального отопления. Соответственно, определяющее значение имеет не наличие и объем права собственности у инвалида, а факт его проживания на законном основании в таком доме, а также количество иных лиц, проживающих в данном помещении на законном основании.
Поскольку Управлением социальной защиты населения по г.Барнаул расчет компенсации расходов по оплате твердого топлива ФИО2 производился исходя из 1/2 доли общей площади жилого помещения, приходящейся на истца при оплате коммунальных услуг (21,35 кв.м.), то у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Что касается доводов истца о несогласии с установленным Постановлением Алтайского краевого законодательного Собрания нормативом потребления твердого топлива при расчете компенсации в размере 64 кг/кв.м., то на момент определения размера компенсации указанный нормативный правовой акт не признан недействующим, в связи с чем обоснованно применен ответчиком.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г.Барнаула.
Судья А.К.Ваншейд