ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3191/19 от 14.01.2019 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-3191/2019

76RS0014-01-2019-002017-42

Изготовлено 24.10.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 21 октября 2019 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Воробьевой В.В.,

при секретаре Ховриной О.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Захарова Александра Анатольевича к ОАО «РЖД» об отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, взыскании компенсации морального вреда и премии,

установил:

Захаров А.А. обратился в суд с иском к ОАО «РЖД», в котором просит (с учетом уточненного иска) отменить дисциплинарное взыскание в виде замечания, наложенное приказом №СЕВДИ-145 от 19 апреля 2019 года; привлечь работодателя к ответственности за незаконное применение дисциплинарного взыскания, вынесенного в нарушение п. 6 ст.86 ТК РФ, не имеет доказательств, за нарушение проведения периодической аттестации на знание правил ПТЭ, выразившееся в уменьшении времени подготовки к аттестации и аттестации по вопросам не относящимся к ПТЭ; взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей; недовыплаченную из-за применения дисциплинарного взыскания премию в размере 10 536 рублей 68 копеек.

В обоснование требований указано, что Захаров А.А. работает <данные изъяты> Центра управления содержанием инфраструктуры в Северной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». В данной должности с декабря 2013 года, в компании с августа 2010 года. В декабре 2018 года истцом был поднят вопрос о нарушении распоряжения ОАО «РЖД» №ИСХ-6652 от 28 апреля 2015 года <данные изъяты> Центра управления содержанием инфраструктуры ФИО1, <данные изъяты>ФИО2 и <данные изъяты>ФИО3, в части запрета нахождения в непосредственном подчинении руководителя его родственников. В прямом подчинении ФИО1 трудоустроена и работает его супруга. После озвученных нарушений в отношении истца началось психологическое давление и поиски причин, по которым его можно уволить. В январе месяце Захарова А.А. пытались «завалить» на плановой аттестации на знание правил технической эксплуатации железных дорог, проводя ее в нарушение п.п.1 п. 3 распоряжения ОАО «РЖД» №66р от 17 января 2015 года. В марте и апреле Захарову А.А. принесли запрос на предоставление объяснения за якобы ранний уход с работы. К письму прилагалась таблица, созданная в табличном редакторе Excel, с указанием времени ухода с работы, с которым истец не согласен.

При переводе на работу в орган управления дирекции инфраструктуры, в сентябре 2013 года, электронных средств регистрации перемещений под роспись Захарову А.А. не выдавалось. С инструкцией о порядке пользования с системой контроля не ознакомили.

В апреле 2019 года, в нарушение п. 6 ст. 86 ТК РФ, к Захарову А.А. было применено дисциплинарное взыскание наложенное приказом № СЕВДИ-145 от 19 апреля 2019 года в виде замечания за якобы ранний уход с работы с лишением части ежемесячной премии. Уход с работы, как и все диспетчера отдела, осуществляли после передачи смены, примерно в одно и тоже время, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка. Так как контроль ухода с работы осуществляется только в отношении истца, из-за поднятия вопросов нарушения распоряжения ОАО «РЖД» №ИСХ-6652, данные действия вышеуказанных руководителей Захаров А.А. расценивает как дискриминационные. За все время работы на транспорте, с августа 2010 года, не имел ни одного дисциплинарного взыскания. Единственный в подразделении занимался инженерно-технической и рационализаторской деятельностью, за что имеет благодарности.

Действия руководителей опорочили честь и достоинство Захарова А.А. в глазах коллектива. Нарушения порядка проведения аттестации, контроль ухода с работы только в отношении истца, лишение премии, вызывают нравственные страдания и чувство беззащитности от произвола. Захаров А.А. вынужден работать в постоянном ожидании новых неправомерных действий со стороны ряда руководителей имеющих административный ресурс, в связи с чем находится в постоянном стрессовом состоянии. Длительный стресс и депрессивное состояние влияют на сон истца, ухудшает его работоспособность и мышление, что негативно сказывается на работе в должности диспетчера, где необходимо быстро принимать правильные решения.

Работодатель не первый раз нарушает трудовое законодательство, в связи с чем, в 2016 году Ярославская транспортная прокуратура подавала иск в Кировский районный суд г. Ярославля по невыплате заработной платы диспетчерам отдела.

Истец Захаров А.А. исковое заявление поддержал в полном объеме с учетом уточнений. Применительно к заявленным требованиям пояснил, что, указывая в иске на привлечение работодателя к ответственности за незаконные действия, а именно за незаконное применение дисциплинарного взыскания, за нарушение проведения периодической аттестации на знание правил ПТЭ, выразившееся в уменьшении времени подготовки к аттестации и аттестации по вопросам, не относящимся к ПТЭ, истец имеет ввиду взыскание с ОАО «РЖД» компенсации морального вреда и премии в его пользу. Протоколы заседаний аттестационной комиссии, приказ от 31 мая 2019 года №СЕВДИ-223 истец не оспаривает. В своих пояснениях также указал, что работает с 2013 года в ОАО «РЖД». В декабре 2018 года им был поднят вопрос перед руководством ОАО «РЖД» о работе супруги начальника подразделения в его подчинении, что является нарушением. Супруга начальника продолжает работать до сих пор. Руководство постоянно критикует начальника, что сказывается на работе подразделения. На 29 ноября 2018 года истцу была назначена плановая аттестация на 12 декабря 2018 года, но она не была проведена. О проведении плановой аттестации необходимо уведомлять работников за 15 дней, согласно Распоряжению № 66-Р. Аттестация была проведена 11 января 2019 года с нарушением пп. 1 п. 3 указанного распоряжения. В этой аттестации половина вопросов не соответствовала данному распоряжению, а именно п. 4 протокола заседания аттестационной комиссии. 15 из 30 вопросов были не по ПТЭ. Захаров А.А. аттестацию 11 января 2019 года не сдал. Следующая аттестация проводилась 31 января 2019 года, о дате его уведомили устно с нарушением срока уведомления. Дату и лицо, уведомившего его о переаттестации, истец сообщить не смог. Переаттестацию Захаров А.А. прошел, однако вопросы также задавались не по теме. В марте-апреле 2019 года был поднят вопрос о раннем уходе Захарова А.А. с работы. Он должен был написать объяснение. Были представлены 2 справки, сделанные в Excel, на которых нет признаков того, что они относятся именно к Захарову А.А. Истец не был ознакомлен с порядком пользования пропускным режимом, в пп. 2 п. 1 которого говорится о том, что всех работников нужно с ним ознакомить. Обязанность работодателя выдавать электронные пропуски закреплена в п. 40, приложении 1 этого порядка. Истец электронный пропуск приобрел самостоятельно, он не имеет данных, что принадлежит ОАО «РЖД». К нему была применена мера дисциплинарной ответственности в виде замечания, и Захаров А.А. был в этой связи лишен части премии. Истец не был ознакомлен с приказом о премировании в нарушение п. 24 положения о премировании и ст. 136 ТК РФ. Этот приказ истец увидел только в материалах данного дела. Истец подтвердил, что на его рабочем месте имеется компьютер, он получает электронную почту, которую имеет возможность проверять. Работодатель осуществляет информирование работников таким образом. Протокол заседания комиссии по вопросам премирования работников Северной дирекции инфраструктуры у <данные изъяты>ФИО7 от 22 мая 2019 года № ДИНОТ-9/45 не получал. Уход с работы осуществляется после передачи смены. Тяжести нарушения нет, так как Захаров А.А. не может уйти с работы, не передав сменщику смену и пока сменщик не примет смену. Захаров А.А. также пояснил, что знакомился с графиком работы. Смены составляют 11 часов. 2 марта 2019 года была смена с 8:30 до 20:30. 2 и 4 марта 2019 года истец работал по 11 часов. С графиком работы на 1 квартал 2019 года истец ознакомился 29 ноября 2018 года. С измененным графиком на 1 квартал 2019 года ознакомился 4 марта 2019 года с нарушением срока для ознакомления. Истец не знал об изменениях в графике до 4 марта 2019 года. 2 марта 2019 года Захаров А.А. вышел на работу по новому графику и отработал 11 часов. В марте 2019 года ему был установлен ежедневный режим работы в одностороннем порядке работодателем по 11 часов. Ранее был установлен режим работы по 8 часов ежедневно. <данные изъяты>ФИО4 уведомил истца об изменениях в графике работы в конце февраля 2019 года, поэтому Захаров А.А. и вышел 2 марта 2019 года на работу по новому графику. ФИО4 составляет и утверждает графики работы. Захаров А.А. усматривает дискриминацию в том, то к нему было применено дисциплинарное взыскание, нарушены сроки уведомления об аттестации и переаттестации, на аттестации и переаттестации задавались вопросы не имеющие отношение к ПТЭ. Документов, подтверждающих психологическое давление, нет. Пункт 4 протокола от 11.01.2019 в целом не соответствует вопросам по ПТЭ. Захаров А.А. использовал при входе и выходе из здания свой электронный пропуск. Он со своим электронным пропуском и паспортом пошел в отдел пропусков, там ему пропуск ввели с систему. До этого он ходил в здание по разовым пропускам. Ему было неудобно. Захаров А.А. неоднократно обращался к своему начальнику устно, чтобы ему выдали электронный пропуск. С распоряжением о правилах пропускного режима он не был ознакомлен, ознакомился с ним только из материалов дела. Захаров А.А. приобрел электронный пропуск в связи с необходимостью, так как в распоряжении сказано, что работодатель ему должен был его выдать. Истец знаком с положением о премировании. Он не знал, что работодатель снизит премию на 50 % при применении дисциплинарного взыскания. Истец получал листки с расчетом заработной платы. В них содержится информация, что снижена премия на 50 %, но не указаны причины снижения премии. Истец также указал, что другие сотрудники проходили аттестацию автоматизированным или письменным способом. На аттестации и переаттестации отсутствовали <данные изъяты>ФИО8 и ФИО9

Представители ответчика по доверенности Степанова Н.М., Туношенская Л.Н., в судебном заседании 25 сентября 2019 года Глебездов П.А., возражали против удовлетворения иска, пояснения дали согласно отзывам на иск, письменным пояснениям, в которых указано следующее.

Между Захаровым А.А. и ОАО «РЖД» заключен трудовой договор от 02 августа 2010 года №17 (в редакции дополнительных соглашений от 30.01.2017, 19.09.2016, 10.04.2015, 01.07.2014,09.12.2013). С 10 апреля 2015 года по настоящее время Захаров А.А. работал в должности <данные изъяты> Центра управления содержанием инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры — структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» в городе Ярославле. В соответствии с п. 1 раздела 4 «режим рабочего времени и времени отдыха» трудового договора в редакции дополнительного соглашения от 30 января 2017 г. режим рабочего времени устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором ОАО «РЖД» и приказом Северной дирекции инфраструктуры -структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО «РЖД» «Об утверждении технологии работы работников отдела диспетчерского управления Центра управления содержанием инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры» от 14 июля 2016 года №СевДИ-232. Согласно п. 2 указанного раздела начало работы дневной смены: 08 час. 30 мин., окончание работы дневной смены: 20 час. 30 мин.; начало работы ночной смены: 20 час. 30 мин., окончание работы ночной смены 08 час. 30 мин. 18 марта 2019 года в органе управления Северной дирекции инфраструктуры для проведения проверки исполнения приложения №1 к Правилам внутреннего трудового распорядка работников органа управления Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», утвержденных приказом Дирекции от 23 марта 2018 года №СевДИ-99 были предоставлены данные входа и выхода работников в комплекс зданий органа управления Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД». В ходе указанной проверки установлено, что Захаров А.А. в нарушение требований абзаца 2 пункта 3.2 раздела 3 Правил внутреннего трудового распорядка работников органа управления Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», утвержденных приказом Дирекции от 2 марта 2016 года №СевДИ-53, подпункта 3.4 пункта 3 Приложения №1 к приказу Дирекции от 23 марта 2018 года №СевДИ-99 допустил случаи окончания работы и выхода из комплекса зданий органа управления Северной железной дороги ранее установленного времени в 8 час. 30 мин. и 20 час. 30 мин. 02 марта 2019 года, 04 марта 2019 года, 11 марта 2019 года. Данные пропуска в комплекс зданий соответствуют табелю учета рабочего времени Центра управления содержанием инфраструктуры
Дирекции. У работника были истребованы по данному факту объяснения, в которых отсутствуют уважительные причины при нарушении работником трудовой дисциплины. Приказом Северной дирекции инфраструктуры - структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» от 19 апреля 2019 года №СевДИ-145 за указанный проступок Захаров А.А. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания. В исковом заявлении Захаров А.А. утверждает о том, что в отношении него производилось психологическое давление, а также о предвзятом отношении к нему со стороны работодателя. Также Захаров А.А. утверждает о том, что не давал работодателю согласия на обработку персональных данных, ему не передавались средства регистрации перемещений. Как указано в исковых требованиях - Приказ № СевДИ-145 от 19.04.2019 г. является незаконным, так как вынесен в нарушение п. 6 ст. 86 ТК РФ. Данные утверждения противоречат действительности и не подтверждены какими-либо доказательствами. У работодателя имеется согласие на обработку персональных данных от Захарова А.А., в том числе и на персональные данные необходимые для обеспечения пропуска на объекты ОАО «РЖД» от 10 октября 2016 года. Распоряжением Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД» утверждены Правила пропускного и внутриобъектового режима в комплексе зданий органа управления Северной железной дороги, согласно п. 30 которых работникам подразделений железной дороги, подразделений ОАО «РЖД» выдаются постоянные пропуска (электронные пропуска). Фактически вход и выход работников на (с) территорию комплекса зданий Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», равно как и Северной дирекции инфраструктуры, осуществляется только по электронным пропускам. Учет времени входа и выхода работников в комплексе зданий Северной железной дороги (в том числе Северной дирекции инфраструктуры) осуществляется в автоматическом режиме, информация о времени и датах входа и выхода работников в комплекс зданий по электронным пропускам хранится в электронном виде. Отсутствие электронного пропуска у Захарова А.А. являлось бы причиной невозможности приступить к работе, попасть на рабочее место, что противоречило бы фактическим обстоятельствам. В соответствии с графиком работы диспетчерского центра управления содержанием инфраструктуры на март 2019 года, утвержденным 6 февраля 2019 года (с которым Захаров А.А. был ознакомлен 4 марта 2019 года) дневные и ночные смены в даты раннего ухода Захаровым А.А. с работы совпадают с датами, указанными в обжалуемом приказе. В связи с выявлением работодателем фактов раннего ухода с работы Захаровым А.А., <данные изъяты> Северной дирекции инфраструктуры ФИО2 письмом от 18 марта 2019 г. №ДИК-652 запрошены данные электронного учета входа/выхода в комплекс зданий органа управления Северной железной дороги за февраль-март 2019 года у <данные изъяты> Северной железной дороги ФИО12 Предоставленные данные подтвердили факты раннего ухода с работы. Учитывая, что в объяснениях Захарова А.А. изложено предположение о том, что на разных часах в комплексе зданий Северной железной дороги указано разное время, 17 апреля 2019 года была проведена сверка точности времени, о чем был составлен соответствующий акт сверки времени на часах в комплексе зданий Северной железной дороги. Согласно указанному акту разницы во времени на часах, не установлено.

В соответствии с графиком работы диспетчерского Центра управления содержанием инфраструктуры на март 2019 г., утвержденным 6 февраля 2019 г. дневные и ночные смены в даты раннего ухода Захаровым А.А. с работы совпадают с датами, указанными в обжалуемом приказе, что подтверждается табелем учета рабочего времени за март 2019 г. С изменениями в графике работы отдела диспетчерского управления Центра содержанием инфраструктуры на март 2019 г. истец был ознакомлен и согласен, что подтверждает факт выхода на работу истцом (табель учета рабочего времени представляется). Каких-либо несогласий истца по новому графику работы не представлено.

В исковом заявлении Захаров А.А. предполагает наличие причинно-следственной связи между его заявлением о наличии конфликта интересов в Центре управления содержанием инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры и действиями работодателя, направленными на предупреждение и исключение фактов нарушения трудовой дисциплины с его стороны. Указанное предположение необоснованно и не находит своего подтверждения в объективной действительности. 26 мая 2017 года рабочей группой Северной дирекции инфраструктуры по урегулированию конфликта интересов была рассмотрена декларация о конфликте интересов <данные изъяты>ФИО1 в которой было указано, что в аналитическом отделе центра работает его супруга ФИО13 в должности <данные изъяты>. По результатам рассмотрения декларации, дополнительных сведений, документов и объяснения, рабочей группой принято решение о том, что ситуация, изложенная в декларации начальника Центра ФИО1 потенциальным (реальным) конфликтом интересов не является, что подтверждается протоколом заседания рабочей группы от 26 мая 2017 года №1. О приведенных фактах Захарову А.А. было сообщено в письме <данные изъяты> Центральной дирекции инфраструктуры по кадрам и социальным вопросам от 30.04.2019 №ИСХ-17045/ЦДИ. Таким образом, вопрос о возможном наличии конфликта интересов был рассмотрен задолго до того, как Захаров А.А. проявил к нему интерес. Единственной причиной, послужившей основанием для привлечения Захарова А.А. к дисциплинарной ответственности в форме замечания является нарушение трудовой дисциплины, выразившееся в раннем уходе с работы. Доводы, изложенные в исковом заявлении Захарова А.А., не опровергают то обстоятельство, что работник без уважительной причины допустил факты раннего ухода с работы, при этом не реагировал на устные замечания со стороны работодателя.

Указания истцом о том, что нарушен порядок проведения периодической аттестации на знания правил, выразившееся в уменьшении времени подготовки к аттестации, также не соответствуют имеющимися у работодателя документами. В соответствии с Положением о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» №66р от 17.01.2015 года (в ред. Распоряжения ОАО "РЖД" от 04.10.2018 N 2192р) 11 января 2019 года проведена периодическая аттестация диспетчера Центра управления содержанием инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры Захарова А.А. Аттестация проводилась в форме собеседования, согласно пункту 23 Инструкции 66р. В соответствии с требованиями пункта 15 Инструкции №66р, Захаров А.А. был уведомлен о дате проведения аттестации в письменном виде под роспись 17 декабря 2019 года. В ходе собеседования 11 января 2019 года Захаров А.А. показал низкий уровень знаний, что отражено в протоколе заседания аттестационной комиссии от 11 января 2019 года. По результатам собеседования аттестационной комиссией принято решение «не аттестован». В соответствии с требованиями пункта 32 Инструкции № 66р, Захаров А.А. направлен на повторную аттестацию с предоставлением возможности лично определить необходимое время на подготовку в период от 10 до 30 дней, согласно требованиям пункта 43 инструкции №66р. Кроме того, Захарову А.А. устно указано, что распоряжением от 27.12.2018 года № СЕВ ДИ-575/р днем проведения аттестации на знание Правил технической эксплуатации железных дорог в комиссии службы автоматики и телемеханики Северной дирекции инфраструктуры установлен четверг. Повторная аттестация Захарову А.А. проведена 31 января 2019 года, во время его рабочей смены. По результатам аттестации принято решение «аттестован». На основании вышеизложенного, нарушения сроков подготовки к аттестации работника (истца) отсутствуют. Все действия работодателя проведены с учетом нормативных документов, в том числе с соблюдением Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядка формирования аттестационной комиссии, утвержденного приказом Минтранса от 11 июля 2012 г. № 231, Положения о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД» от 17 января 2015 г. № 66р. Пункт 4 протокола заседания аттестационной комиссии № 4 от 31 января 2019 г. № ШР-114 также касается Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Те вопросы, которые были заданы в рамках п. 4, изложены в Правилах технической эксплуатации железных дорог.

В соответствии с пунктом 8 Приложения № 6 (перечень
производственных упущений) к Положению о премировании Северной
дирекции инфраструктуры за основные производственно-хозяйственной
деятельности, утвержденное распоряжением Центральной дирекции
инфраструктуры от 17.08.2018 г. № ЦДИ-816/р, наличие дисциплинарного
взыскания в форме замечания - снижение размера премии на 50 %. Согласно
приказа № СевДИ-223 от 31 мая 2019 года «О премировании работников за
основные результаты производственно-хозяйственной деятельности за
апрель 2019 года», Захарову А.А. была снижена премия на 50 %. В соответствии с протоколом заседания комиссии по вопросам премирования работников Северной дирекции инфраструктуры у <данные изъяты>ФИО7 от 22 мая 2019 г. № ДИНОТ-9/45 Захарову А.А. снижен размер премии на 50% в соответствии с приказом от 19 апреля 2019 г. № СЕВДИ-145. Кроме того, установленный размер премии - 70%, однако невыполнение индивидуального показателя «непревышение средней продолжительности устранения отказов в работе технических средств в сравнении с прошлым годом» привело к снижению премии на 11% (всем работникам отдела). Соответственно, процент премии за апрель 2019 г. составил 59%. Так как истец был привлечен к дисциплинарной ответственности в форме замечания размер его премии составил 29,5%. В соответствии с п. 23 Положения о корпоративной системе премирования работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2010 г. № 1573р, информирование работников о размерах начисленной премии (в процентах) производится до окончания месяца, следующего за отчетным, независимо от сроков выплаты премии. Соответственно, в соответствии с локальным нормативным актом Компании установлено информирование работников. Захаров А.А., в свою очередь, был проинформирован с данным протоколом 29 мая 2019 г. (информация направлена посредством электронной почты диспетчеру службы Ш Северной ЖД). Таким образом, работодатель действовал в соответствии с локальными нормативными актами ОАО «РЖД», нарушений со стороны работодателя нет.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснил, что со стороны руководства ОАО «РЖД» какие-либо действия дискриминационного характера в отношении Захарова А.А. не совершались, отношение не менялось. Время приход и ухода сотрудников фиксируется электронной системой при использовании электронного пропуска. Истцу требовался электронный пропуск. Разового пропуска не достаточно. ФИО4 указал, что вопрос о выдаче пропусков не курирует. Проверка времени ухода и прихода на работу осуществлялась в отношении диспетчеров ВША и других диспетчеров, не только в отношении истца. По вопросам проведения аттестации и работы аттестационной комиссии свидетель пояснения дать не смог. Относительно премирования сотрудников, указал, что в ОАО «РЖД» работает комиссия, которая в соответствии с Положением о премировании работников, составляет протокол о премировании, который рассылается всем сотрудникам ОАО «РЖД». Осуществляется рассылка на рабочие места по электронной почте. Секретарь рассылает всем диспетчерам протоколы о премировании. ФИО4 их хранит. Если есть вопросы по протоколам, работники могут обратиться к ФИО4 Истец к нему с такими вопросами не обращался. Смена сдает и принимает диспетчерами, привязки ко времени нет. Раньше установленного времени работник не может покинуть рабочее место. ФИО4 указал, что для него установлена пятидневная рабочая неделя с режимом работы с 8 час. до 17 час. и ненормированный рабочий день. ФИО4 может находиться на работе в любое время дня и ночи. На работу его могут вызвать в любое время. Применительно к 6 марта 2019 года свидетель не смог вспомнить причины нахождения на работе. Относительно изменения графика работы диспетчеров указал, что диспетчера хотели реже выходить на работу, согласились, в том числе и истец, на смену в 11 час. вместо 8 час. Данный вопрос согласовывался в устной форме со всеми работниками. На аттестации истца присутствовали представитель профсоюза, ревизор службы Ш, ФИО14 Точно свидетель не помнит, кто присутствовал. Вместе с тем указывал на присутствие в составе комиссии 4 человек. ФИО4 не является членом аттестационной комиссии. ФИО4 не знает, кто должен был быть заместителем председателя. ФИО4 не помнит, был ли на переаттестации истца.

Свидетель ФИО14 пояснил, что за 15 дней до аттестации Захарову А.А. выдано уведомление об аттестации, где было указано, по каким документам будет проходить аттестация. В начале января 2019 года Захаров А.А. проходил аттестацию. Комиссия ему задавала вопросы. Было 30 вопросов по Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, должностной инструкции, нормативным актам, согласно приказу Минтранса №231. Вопросы, заданные в рамках п. 4 протокола заседания аттестационной комиссии, связаны с ПТЭ. ПТЭ отсылает к должностным инструкциям сотрудников. Захаров А.А. не был аттестован. После оглашения результатов аттестации, Захарову А.А. были разъяснены сроки прохождения переаттестации, режим работы комиссии, а именно сообщено, что аттестационная комиссия работает по четвергам. Перечень вопросов утвержден в ОАО «РЖД». Тематику и объем аттестации утверждается руководителем. Все вопросы составляются на основе ПТЭ и других связанных с ним актов. Аттестация в форме собеседования проводится для того, чтобы понять как работник понимает правила и инструкции. Свидетель относительно пропускной системы пояснения дать не смог.

Заслушав пояснения сторон, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Захарова А.А.

Согласно ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; и тд.

В силу ч. 1 и 2 ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ч. 1 и 4 ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 09.03.2016 N 44 утверждены Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов.

В соответствии со ст. 103 ТК РФ график сменности должен быть доведен до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие.

В соответствии со ст. 104 ТК РФ порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

В п. 4 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов.

Согласно п. 7 Особенностей время явки работника к постоянному месту работы (далее - время начала работы (смены, поездки)), а также время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей (далее - время окончания работы) осуществляется в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка.

В силу п.11 Особенностей на непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены.

Таким образом, при сменной работе работники должны приступать к работе (начало смены), оканчивать работу (окончание смены) в часы определенные правилами внутреннего трудового распорядка. Уход с рабочего места за пределами рабочего времени при непрерывных сменных работах не допускается, если другим работником смена не принята. Нарушение режима работа (ранний уход с работы, поздний приход на работу) является нарушением трудовой дисциплины.

Судом установлено, что 2 августа 2010 года между ОАО «РЖД» и Захаровым А.А. заключен трудовой договор №17. Впоследствии в данный договор вносились изменения дополнительными соглашениями от 16 сентября 2013 года, от 9 декабря 2013 года, от 1 июля 2014 года, от 10 апреля 2015 года, от 19 сентября 2016 года, от 30 января 2017 года. В указанных документах содержатся расписки Захарова А.А. об его ознакомлении с локальными нормативными актами, в частности с должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, также им дано согласие на обработку его персональных данных.

Согласно дополнительному соглашению от 10 апреля 2015года Захаров А.А. был переведен на должность <данные изъяты> Центра управления содержанием инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» г. Ярославль.

Согласно должностной инструкции <данные изъяты> Центра управления содержанием инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры Захарова А.А. <данные изъяты> руководствуется в своей работе законодательством Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», нормативными документами ОАО «РЖД», Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД», дирекции инфраструктуры и настоящей должностной инструкцией (п. 6); <данные изъяты> должен знать, помимо прочего, правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Приказ Министерства транспорта от 21 декабря 2010 года №286; инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (приложение №8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации), в редакции приказа Министерства транспорта РФ от 4 июня 2012 года №162; инструкцию по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (приложение №7 к к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации), в редакции приказа Министерства транспорта РФ от 27 марта 2010года №82; и др.(п.7); <данные изъяты>, исходя из возложенных на службу автоматики и телемеханики Северной дирекции инфраструктуры и Центр управления содержанием инфраструктуры задач, обязан исполнять обязанности прописанные в п.п. 10-35. С данной должностной инструкцией Захаров А.А. ознакомлен и получил свой экземпляр на руки 1 сентября 2015 года.

В дополнительном соглашении от 30 января 2017 года указан режим рабочего времени и отдыха. Режим рабочего времени устанавливается в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором ОАО «РЖД» и приказом Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» «Об утверждении технологии работы работников отдела диспетчерского управления Центра управления содержанием инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры» от 14 июля 2016 года №СевДИ-232. Продолжительность рабочего времени: суммированный учет рабочего времени, учетный период – квартал, выходные предоставляются в различные дни недели по графику сменности; продолжительность ежедневной работы (смен): 11 час. 00 мин., начало работы дневной смены: 8 час. 30 мин., окончание работы дневной смен: 20 час. 30 мин., перерыв для отдыха и питания дневной смены: с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.; начало работы ночной смены: 20 час. 30 мин., окончание работы ночной смены: 8 час. 30 мин., перерыв для отдыха и питания ночной смены: 00 час. 00 мин. до 01 час. 00 мин.

Захаров А.А. был ознакомлен с Правилами внутреннего трудового распорядка работников органов управлении Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», утвержденными Приказом №СевДИ-53 от 2 марта 2016 года. Приказом №СЕВДИ-99 от 23 марта 2018 года в данные правила были внесены изменения. С данными изменения истец также ознакомлен 30 сентября 2018 года под роспись.

Согласно п. 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, должностными инструкциями и нормативными документами ОАО «РЖД»; соблюдать трудовую и исполнительскую дисциплину; и др.

Согласно п.п. 5.5 Правил внутреннего трудового распорядка режим рабочего времени для работников органа управления Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» представлены в Приложении №1.

График сменности утверждается уполномоченным представителем работодателя с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. График сменности составляется на весь учетный период, при этом продолжительность рабочего времени не должна превышать норму рабочих часов за учетный период. График сменности доводится до сведения работников не позднее, чем за один месяц до введения его в действие (ст. 103 ТК РФ). Работники должны быть ознакомлены под роспись с указанием даты ознакомления. Продолжительность рабочего времени (смены) не может превышать 12 часов (п. 5.7 Правил внутреннего трудового распорядка).

Указанное приложение в редакции приказа №СЕВДИ-99 содержит режим рабочего времени диспетчеров, так для <данные изъяты> Центра управления содержанием инфраструктуры Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» установлено: суммированный учет рабочего времени, учетный период – квартал, выходные предоставляются в различные дни недели по графику сменности; продолжительность ежедневной работы (смен): 11 час. 00 мин., начало работы дневной смены: 8 час. 30 мин., окончание работы дневной смен: 20 час. 30 мин., начало работы ночной смены: 20 час. 30 мин., окончание работы ночной смены: 8 час. 30 мин. (пп. 3.4 п. 3 Приложения №1). Указанный режим рабочего времени Захаровым А.А. не оспаривался.

Из материалов дела усматривается, что Захаров А.А. был ознакомлен с графиком работы на 1 квартал 2019 года 29 ноября 2018 года с соблюдением требований ст. 103 ТК РФ. С изменениями, внесенными в данный график 6 февраля 2019 года, Захаров А.А. ознакомлен под роспись только 4 марта 2019 года, то есть с нарушением ст. 103 ТК РФ. Однако, из пояснений самого истца, а также его поведения, следует, что Захаров А.А. 2 марта 2019 года вышел на работу по новому графику работы и отработал 11 часов. Начальник отдела ФИО4 уведомил истца об изменениях в графике работы в конце февраля 2019 года, поэтому Захаров А.А. вышел 2 марта 2019 года на работу по новому графику. ФИО4 составляет и утверждает графики работы.

Учитывая изложенное, в частности то, что истец, хотя и не своевременно ознакомлен под роспись с графиком работы от 6 февраля 2019 года, был уведомлен устно об изменениях и приступил к работе в марте 2019 года в соответствии с новым графиком работы, Захаров А.А. обязан был соблюдать режим рабочего времени приступать к дневной смене в 8 час. 30 мин., оканчивать смену в 20 час. 30 мин., приступать к ночной смене в 20 час. 30 мин., оканчивать в 8 час. 30 мин., отработать 11 часов.

Захаров А.А. данную обязанность не исполнил, допустил случаи окончания работы и выхода их комплекса здании органа управления Северной железной дороги - филиала ОАО РЖД» ранее установленного времени в 8 час. 30 мин. и 20 час. 30 мин.: 2 марта 2019 года – выход через пост (г. Ярославль, ул.В. Терешковой, д. 17, к. 2) в 20 час. 20 мин.; 4 марта 2019 года – выход через пост (г. Ярославль, ул. В. Терешковой, д.9) в 8 час. 19 мин.; 6 марта 2019 года – выход через пост (г. Ярославль, ул.В. Терешковой, д. 17, к. 2) в 20 час. 17 мин.; 11 марта 2019 года – выход через пост (г. Ярославль, ул.В. Терешковой, д. 17, к. 2) в 20 час. 17 мин. в нарушение трудового договора, пп. 3.4 п. 3 приложения№1 Правил внутреннего трудового распорядка, абз. 2 п. 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка.

Согласно ст. 193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

В связи с указанным нарушением трудовой дисциплины Захаров А.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания приказом от 19 апреля 2019 года № СевДТ-145. Данный приказ получен Захаровым А.А. 20 апреля 2019 года под расписку.

До привлечения Захарова А.А. к дисциплинарной ответственности 27 марта 2019 года ему предложено дать объяснения в срок до 29 марта 2019 года по факту несвоевременного ухода с работы до окончания рабочего дня, допущенных: 5,12,17,22,27 февраля 2019 года, 2, 4, 6, 11 марта 2019 года – письма от 27 марта 2019 года. Захарову А.А. представлены таблицы с отражением даты и времени выхода по ключу в указанные даты.

В своих объяснениях от 29 марта 2019 года Захаров А.А. указывал, что уход с работы осуществлял в соответствии с п. 5.7 и п. 5.10 Правил внутреннего трудового распорядка. Также указал, что время на часах в комплексе зданий управления разное, разбег часто составляет более 10 мин., на отсутствие его согласия на обработку персональных данных о его перемещениях. Захаров А.А. также указал в объяснительной на нарушения его трудовых прав, о которых в рамках настоящего гражданского дела не заявлял.

Нарушения трудовой дисциплины, отраженные в приказе от 19 апреля 2019 года № СевДТ-145, нашли подтверждение в материалах дела, а именно подтверждаются докладной ФИО20., пояснениями свидетеля ФИО21., данными из электронной пропускной систем, актом о сверке времени от 17 апреля 2019 года, табелем учета рабочего времени за отчетный период с 1 марта 2019 года по 31 марта 2019 года, графиком работы отдела диспетчерского управления ЦУСИ за марта 2019 года. Суд не усматривает оснований не доверять данным доказательствам.

Суд обращает внимание, что Захаров А.А. фактически не оспаривал пояснения свидетеля ФИО4 о том, что для него установлен ненормированный рабочий день, он может находиться в ОАО «РЖД» в любое время, в том числе за пределами рабочего времени.

Захаров А.А. не представил суду доказательства, опровергающие, имеющиеся в материалах дела доказательства, в частности акт о сверке времени от 17 апреля 2019 года.

Из содержания трудового договора, дополнительных соглашений к нему, согласия работника на обработку персональных данный от 10 октября 2016 года следует, что Захаров А.А. дал работодателю согласие на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О персональных данных», раздела 4 Положения об обработке и защите персональных данных работников ОАО «РЖД» и разделом 3 Порядка обработки и обеспечения режима защиты персональных данных работников ОАО «РД», утвержденных приказом ОАО «РЖД» от 20 июля 2016 года №60. В частности дал согласие на обработку следующих персональных данных: сведений о трудовой деятельности; других персональных данных, необходимых для обеспечения пропуска субъекта персональных данных на объекты ОАО «РЖД» и др. Соответственно в указанной части суд полагает доводы истца необоснованными.

Суд обращает внимание, что из пояснений истца и представителя ответчика Глебездова П.А., данных в судебном заседании 25 сентября 2019 года, следует, что Захаров А.А. до приобретения им электронного пропуска использовал разовые пропуска. В дальнейшем по собственной инициативе им приобретен электронный пропуск и оформлен через бюро пропусков, как сам Захаров А.А. пояснил: им это было сделано для собственного удобства, другие способы ему не подходили, не удобны. В силу п. 6 Правил пропускного и внутриобъектного режима в комплекс зданий органа управления Северной железной дороги, утвержденных распоряжением Северной железной дороги от 5 апреля 2018 года №СЕВ-405/р, он имел варианты прохождения пропуска в ОАО «РЖД» (по разовому пропуску, по служебному удостоверению, по спискам работников <данные изъяты> «РЖД).

В материалы дела не представлено доказательства обращения Захарова А.А. к работодателю по вопросу выдачи постоянного электронного пропуска, в том числе к <данные изъяты>ФИО4 Сам ФИО4 подтвердил, что электронный пропуск Захарову А.А. был необходим для осуществления его трудовой функции.

В материалах дела отсутствуют доказательства ознакомления истца с Правилами пропускного и внутриобъектного режима в комплекс зданий органа управления Северной железной дороги. В силу пп. 1 п. 2 Распоряжения от 5 апреля 2018 года №СЕВ-405/р в ОАО «РЖД» должно быть организовано изучение всеми причастными работниками Правил, утвержденных указанным распоряжением, и обеспечено их исполнение.

Вместе с тем суд отмечает, что пояснения истца носят противоречивый характер относительно причин приобретения им электронного пропуска и его ознакомления с Правилами пропускного и внутриобъектного режима в комплекс зданий органа управления Северной железной дороги, утвержденными распоряжением Северной железной дороги от 5 апреля 2018 года №СЕВ-405/р, а именно Захаров А.А. указывает, что не был ознакомлен с указанными Правилами и пользовался электронным пропуском ориентируясь на других работников, в тоже время указывал, что приобрел электронный пропуск в связи с необходимостью, так как в распоряжении сказано, что работодатель ему должен был выдать электронный пропуск (п. 40 Правил). Также истец указывал, что оформил электронный пропуск через бюро пропусков, то есть в данной части пояснения истца указывают на его знание порядка оформления пропусков согласно п. 31 Правил.

Учитывая пояснения истца, его поведение, которое прослеживается из материалов дела, в частности данных электронной пропускной системы, п. 6, 31, 40 Правил пропускного и внутриобъектного режима в комплекс зданий органа управления Северной железной дороги, Захаров А.А. знал порядок пользования электронным пропуском, порядок функционирования пропускной системы в ОАО «РЖД».

Изложенное указывает на наличие у Захарова А.А. обязанности соблюдать установленный в ОАО «РЖД» режим рабочего времени вне зависимости от избранного им вида пропуска.

Нарушения ст.192, 193 ТК РФ ОАО «РЖД» при привлечении Захарова А.А. к дисциплинарной ответственности 19 апреля 2019 года судом не установлены, как и нарушения п. 6 ст. 86 ТК РФ. Учитывая характер допущенного Захаровым А.А. проступка, его тяжесть, то, что проступок совершен впервые, истцу обоснованно назначено минимальное дисциплинарное взыскание в виде замечания. Доводы истца об обратном суд полагает несостоятельными, учитывая фактические обстоятельства дела, изложенные требования закона, локальных нормативных актов.

Захаров А.А. в рамках настоящего дела заявлял требования о взыскании компенсации морального вреда и премии в связи с тем, что полагал незаконным привлечением его к дисциплинарной ответственности, усматривал в отношении себя дискриминацию в привлечении к дисциплинарной ответственности, в нарушениях допущенных при его аттестации и переаттестации (уменьшение времени подготовки к аттестации, переаттестации, аттестация по вопросам не относящимся к ПТЭ).

Суд не усматривает оснований для взыскания компенсации морального вреда и премии в пользу Захарова А.А. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих существенные нарушения трудовых прав Захарова А.А. при привлечении его к дисциплинарной ответственности.

Факт оказания психологического давления на Захарова А.А. со стороны руководства ОАО «РЖД» после его сообщения в декабре 2018 года о нарушении распоряжения ОАО «РЖД» №ИСХ-6652 от 28 мая 2015 года <данные изъяты>ФИО1, <данные изъяты>ФИО2 и <данные изъяты>ФИО3, в части запрета нахождения в непосредственном подчинении руководителя его родственников, не нашел подтверждения в материалах дела, свидетель ФИО4 данный факт отрицал. Захаров А.А. какие-либо доказательства в подтверждение своих доводов не представил, ходатайства о допросе свидетелей не заявлял.

Доводы истца относительно того, что только в отношении него проводилась проверка соблюдения трудовой дисциплины не нашла подтверждения. Довод опровергается актом проверки входа/выхода работников в комплекс зданий управления Северной железной дороги от 18 марта 2019 года. Оснований не доверять указанному акту у суда не имеется. При этом суд обращает внимание, что сама по себе докладная записка <данные изъяты> Северной железной дороги ФИО4 от 15 марта 2019 года могла явиться поводом для проверки соблюдения Захаровым А.А. режима рабочего времени. Ни истец, ни сам свидетель ФИО4 не указывали на наличие между ними конфликта.

Сторона ответчика в своих письменных и устных пояснениях указывала на то, что 26 мая 2017 года рабочей группой Северной дирекции инфраструктуры по урегулированию конфликта интересов была рассмотрена декларация о конфликте интересов <данные изъяты>ФИО1 в которой было указано, что в аналитическом отделе Центра работает его супруга ФИО13 в должности <данные изъяты>. По результатам рассмотрения декларации, дополнительных сведений, документов и объяснения, рабочей группой принято решение о том, что ситуация, изложенная в декларации <данные изъяты>ФИО1 потенциальным (реальным) конфликтом интересов не является, что подтверждается протоколом заседания рабочей группы от 26 мая 2017 года №1. О приведенных фактах Захарову А.А. было сообщено в письме <данные изъяты> от 30 апреля 2019 года №ИСХ-17045/ЦДИ. Захаров А.А. данные доводы не оспаривал.

Также в материалы дела стороной ответчика представлена докладная записка адресованная <данные изъяты> Северной железной дороги ФИО15, которая была принята у Захарова А.А. 27 ноября 2018 года. Она содержала сообщение Захарова А.А. о критической ситуации в части организации рабочего процесса и нарушения прав работников. Данное обращение Захарова А.А. было рассмотрено и дан ответ 16 января 2019 года за № 468/Сев <данные изъяты> железной дороги ФИО16, кроме того по данному обращению проведена беседа 11 января 2019 года <данные изъяты> железной дороги по кадрам и социальным вопросам. ФИО5 не оспаривал содержание ответа <данные изъяты> железной дороги ФИО16

Учитывая положения ст. 3 ТК РФ и то, что указанные выше обращения Захарова А.А. имели место в ноябре 2018 года и декабре 2018 года, а Правила пропускного и внутриобъектного режима в комплекс зданий органа управления Северной железной дороги утверждены распоряжением Северной железной дороги от 5 апреля 2018 года №СЕВ-405/р, невыдача Захарову А.А. электронного пропуска работодателем не может расцениваться как дискриминация в отношении него.

Относительно доводов Захарова А.А. о том, что с приказом от 31 мая 2019 года №СевДИ-223 «О премировании работников за основные результаты производственно-хозяйственно деятельности за апрель 2019 г.» он не ознакомлен в нарушение п. 24 положения о премировании работников органа управлении Северной дирекции инфраструктуры за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, утвержденного распоряжением Центральной дирекции инфраструктуры от 17 августа 2018 года №ЦДИ-816/Д и ст. 136 ТК РФ, протокол заседания комиссии по вопросам премирования работников Северной дирекции инфраструктуры у <данные изъяты>ФИО7 от 22 мая 2019 года № ДИНОТ-9/45 не получал, суд полагает необходимо указать следующее.

В силу п. 20 Положения о премировании работников органа управлении Северной дирекции инфраструктуры за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности в случае выявления у работника нарушений трудовой и производственной дисциплин, наличия дисциплинарного взыскания и др. размер премии снижается или премия не начисляется независимо от выполнения им показателей премирования. Захаров А.А. был ознакомлен под роспись с данным Положением 24 августа 2018 года.

В п. 24 Положения закреплено, что причины снижения или неначисления премии указываются для каждого работника в приказе о выплате премии.

Согласно п. 29, 31 Положения все решения комиссии по вопросам премирования оформляются протоколом. Основанием для подготовки приказа о выплате премии текущей премии является протокол заседания комиссии по вопросам премирования.

Согласно ч. 1 ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Комиссией по вопросам премирования работников Северной дирекции инфраструктуры у <данные изъяты>ФИО7 22 мая 2019 года принято решение снизить размер премии на 50% Захарову А.А., <данные изъяты> в связи с совершением им дисциплинарного проступка (приказ №СЕВДИ-145 от 19 апреля 2019 года). Результаты заседания комиссии были оформлены протоколом от 22 мая 2019 года № ДИНОТ-9/45. Данный протокол был направлен посредством электронной почты на рабочие места <данные изъяты> Северной железной дороге, ФИО19 и др. На основании протокола издан приказ от 31 мая 2019 года №СевДИ-223 «О премировании работников за основные результаты производственно-хозяйственно деятельности за апрель 2019 г.».

Представитель ответчика Степанова Н.М. в судебном заседании пояснила, что в соответствии с п. 23 Положения о корпоративной системе премирования работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 20 июля 2010 г. № 1573р, информирование работников о размерах начисленной премии (в процентах) производится до окончания месяца, следующего за отчетным, независимо от сроков выплаты премии. Соответственно, в соответствии с локальным нормативным актом Компании установлено информирование работников. Захаров А.А., в свою очередь, был проинформирован с данным протоколом 29 мая 2019 года (информация направлена посредством электронной почты <данные изъяты>).

Захаров А.А. в свою очередь, указывая на неполучение протокола от 22 мая 2019 года № ДИНОТ-9/45, не ознакомление с приказом от 31 мая 2019 года №СевДИ-223, доводы представителя ответчика об избранном работодателем способе информирования не оспаривал. Так Захаров А.А. указал, что на его рабочем месте имеется компьютер, на который получает электронную почту. Захаров А.А. проверяет почту в течение рабочего времени. Захаров А.А. подтвердил, что работодатель таким способом осуществляет информирование работников.

Таким образом, у суда отсутствуют основания полагать, что Захаров А.А. не был проинформирован о снижении размера премии на 50% и причинах снижения в письменной форме. Доводы истца об обратном суд полагает не состоятельными.

Также суд обращает внимание на то, что в рамках настоящего дела Захаровым А.А. не заявлены требования о признании незаконными протокола от 22 мая 2019 года № ДИНОТ-9/45, приказа от 31 мая 2019 года №СевДИ-223.

Доводы истца о том, что при проведении периодической аттестации на знание правил ПТЭ были допущены нарушения, выразившееся в уменьшении времени подготовки к аттестации, переаттестации, аттестации по вопросам не относящимся к ПТЭ, суд полагает необоснованными в силу следующего.

Согласно п. 2 Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии, утвержденных Приказ Минтранса России от 11.07.2012 N 231, целью проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования (далее - работники), является проверка знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Задачами проведения аттестации работников являются: обеспечение безопасности движения; повышение качества и эффективности работы при эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно п. 6 Порядка аттестация работников проводится в соответствии с их должностными обязанностями.

В силу п. 19-21 Порядка проверка знаний аттестуемого работника проводится в форме устного опроса (собеседования) и/или тестирования (с помощью компьютерной техники или в письменном виде). По результатам аттестации работника аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: 1) аттестован; 2) не аттестован. Результаты аттестации сообщаются работнику непосредственно после подведения итогов голосования.

Согласно п. 27, 30 Порядка работник, в отношении которого аттестационной комиссией принято решение "не аттестован", допускается к повторной аттестации не ранее чем через 10 и не позднее чем через 30 календарных дней со дня принятия такого решения.

Результаты аттестации могут быть обжалованы работником в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Положения о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 17.01.2015 N 66р, целью проведения аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" (далее - работники), является проверка знания Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. N 286 (далее - ПТЭ), нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и нормативных актов ОАО "РЖД", регулирующих вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - нормативные акты).

Согласно п. 16 Положения работник, подлежащий аттестации, уведомляется в письменной форме о дате, месте и времени проведения аттестации не менее чем за 15 календарных дней до дня ее проведения.

Проверка знания ПТЭ и нормативных актов аттестуемого работника проводится в форме устного опроса (собеседования) или тестирования (с помощью компьютерной техники или в письменной форме). Форма проведения аттестации работников определяется председателем аттестационной комиссии (п. 26 Положения).

Тематика и объем знаний нормативных актов определяются исходя из должностных инструкций, квалификационных характеристик, анализа функций работников и утверждаются руководителем подразделения (п. 27 Положения).

Согласно п. 39,40 Положения решение аттестационной комиссии оформляется протоколом по форме согласно приложению N 3, который в течение 2 рабочих дней с даты проведения аттестации подписывается председателем аттестационной комиссии (заместителем председателя аттестационной комиссии), членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, и секретарем. На каждого работника секретарь оформляет отдельный протокол. Результаты аттестации сообщаются работнику после подведения итогов голосования.

В силу п. 47 Положения работник, в отношении которого аттестационной комиссией принято решение "не аттестован", допускается к повторной аттестации не ранее чем через 10 и не позднее чем через 30 календарных дней с даты принятия такого решения.

Настоящее Положение распространяется на работников, основные профессии и должности которых указаны в перечнях согласно приложениям N 1 и 2, утвержденных с учетом мотивированного мнения первичной профсоюзной организации ОАО "РЖД" Роспрофжела (п. 4 Положения).

Необходимый объем знания ПТЭ для работников основных профессий и должностей указан в приложении N 1 к настоящему Положению, а необходимый объем знания нормативных актов устанавливается руководителем соответствующего подразделения (п. 12 Положения).

Согласно приложению №1 к Положению руководящий, ревизорский, инструкторский и диспетчерский состав (всех наименований) подразделений аппарата управления ОАО "РЖД", филиалов, структурных подразделений ОАО "РЖД" и региональных дирекций и их структурных подразделений, производственная деятельность которых связана с производственно-технологическими процессами (организация движения поездов, ремонт и техническое обслуживание (текущее содержание) средств железнодорожного транспорта), диспетчер (всех наименований) Центральной дирекции управления движением должны знать Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, в полном объеме.

Согласно Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, настоящие Правила устанавливают систему организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования (далее - железнодорожный транспорт) – п. 2 Правил.

Настоящие Правила обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (далее - работники железнодорожного транспорта) – п. 3 Правил.

Согласно п. 6 Правил техническая эксплуатация устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с приложением N 3 к настоящим Правилам.

Правила движения поездов и маневровой работы устанавливаются Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации в соответствии с приложением N 8 к настоящим Правилам (п. 9.2 Правил).

Согласно п. 11 Правил работники железнодорожного транспорта в соответствии со своими должностными обязанностями обеспечивают выполнение настоящих Правил, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Нарушения указанных требований ОАО «РЖД» при аттестации и переаттестации 11 и 31 января 2019 года Захарова А.А. судом не установлено.

Из материалов дела следует, то 27 декабря 2018 года дано распоряжение №СевДИ-575/р о проведении аттестации работников на знание Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в комиссии органа управления Северной дирекции инфраструктуры. На основании данного распоряжения созданы аттестационные комиссии. Также принято решение проводить аттестацию работников в форме устного опроса (собеседования) или тестирования (с применением автоматизированной систем или в письменной форме), или с применением обеих форм по решению председателя аттестационной комиссии (п. 5 распоряжения). В п. 8 Распоряжения днем проведения аттестации установлен четверг.

Захаров А.А. о проведении аттестации 12 декабря 2018 года в 10 час. 00 мин. уведомлен 29 ноября 2018 года, с нарушением срока, установленного в п. 16 Положения о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД". Однако в указанный день аттестация Захарова А.А. не состоялась, что не оспаривалось сторонами.

О периодической аттестации, назначенной на 11 января 2019 года в 9 час. 30 мин., Захаров А.А. уведомлен 17 декабря 2018 года. В уведомлении ему сообщалось, что проверка знания ПТЭ и нормативных актов аттестуемого работника проводится в форме устного опроса (собеседования), согласно п. 23 распоряжения ОАО «РЖД» №66р от 17 января 2015 года. Необходимый объем знания ПТЭ для работников основных профессий и должностей указан в приложении N 1 к распоряжению ОАО «РЖД» №66р от 17 января 2015 года, а необходимый объем знания нормативных актов, утвержден в должностной инструкции начальником Центра управления содержанием инфраструктуры, согласно п. 9 распоряжения ОАО «РЖД» №»66р от 17 января 2015 года.

11 января 2019 года состоялась периодическая аттестация Захарова А.А., о чем составлен протокол аттестационной комиссии от 31 января 2019 года. В ходе аттестации Захарову А.А. задавались вопросы в количестве 30 штук по Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (приложение №8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации), инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации (приложение №7 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации), нормативным документам, утвержденным руководителем подразделения, необходимые для работника, исходя из требований их должностных инструкций, квалификационных характеристик и требований профессиональных стандартов, предъявляемых к основным профессиям и должностям работников.

Об аттестации 11 января 2019 года Захаров А.А. был уведомлен своевременно.

11 января 2019 года Захаров А.А. не был аттестован, поскольку из 30 вопросов правильно ответил лишь на 17, что менее 2/3 от общего числа вопросов (п. 29 Положения о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД").

Свидетель ФИО14 пояснил суду, что после оглашения результатов аттестации Захарову А.А. были разъяснены сроки прохождения переаттестации: не ранее чем через 10 и не позднее чем через 30 календарных дней с даты принятия решения «не аттестован», также сообщено, что аттестационная комиссия работает по четвергам.

Истец также указывал, что о переаттестации ему было сообщено устно, но не смог указать когда и кем ему было сообщена данная информация.

Учитывая положения п. 47 Положения о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД", пояснения свидетеля ФИО14 и истца, суд полагает, что Захаров А.А. был надлежащим образом уведомлен о переаттестации.

Таким образом, у суда отсутствуют основания полагать, что Захарову А.А. были сокращены сроки для подготовки аттестации и переаттестации.

31 января 2019 года состоялась переаттестация Захарова А.А., по результатам которой он был аттестован. Был составлен протокол заседания аттестационной комиссии от 31 января 2019 года. Протокол содержит те же вопросы, что и протокол от 11 января 2019 года.

Анализируя содержание протоколов заседаний аттестационной комиссии, в частности п. 4, с учетом положений п. 4, 12 Положения о проведении аттестации работников, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования ОАО "РЖД" и приложение №1 к нему, п. 2, 6, 9,2, 11 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, п. 7 должностной инструкции Захарова А.А., суд приходит к выводу, что в ходе аттестации Захарову А.А. задавались вопросы в пределах тематики периодической аттестации. Доводы истца об обратном не нашли подтверждения.

Захаров А.А. не оспаривает протоколы аттестационной комиссии от 31 января 2019 года и 11 января 2019 года, не просит признать их незаконными. Суд отмечает, что поскольку Захаров А.А. был переаттестован 31 января 2019 года, протоколы аттестационной комиссии он не оспаривает, то нельзя говорить о нарушении его прав. Ссылка истца на отсутствие на заседаниях аттестационной комиссии 31 января 2019 года Кузьмичева В.Н. и 11 января 2019 года Масленникова В.Б. не указывает на допущение в отношении Захарова А.А. дискриминации, учитывая положения ст. 3 ТК РФ.

Суд, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства дела, учитывая основание и предмет иска Захарова А.А., приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Захарова Александра Анатольевича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья В.В. Воробьева