Дело № 2-3191/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**.**.2015 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.А.,
при секретаре Мызниковой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску председателя совета многоквартирного дома ФИО1 к ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «Псковэнергосбыт» об отмене начислений по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии и обязании производить расчет за использованную электроэнергию по показаниям прибора учета внутри квартир и прибора учета мест общего пользования до проведения капитального ремонта системы электроснабжения,
У С Т А Н О В И Л :
Председатель совета многоквартирного дома №*** в военном городке – 3 в г. Пскове ФИО1 обратилась в суд с иском к филиалу ОАО «МРСК Северо-Запада» о прекращении начислений ОДН по многоквартирному дому до проведения капитального ремонта системы электроснабжения, указав, что во исполнение требований ФЗ № 261 филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» установил коллективный прибор учета электроэнергии многоквартирного дома электросчетчик «Меркурий» на границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и электрических сетей многоквартирного дома № ***.
Собственники многоквартирного дома совместно с управляющей организацией обследовали систему электроснабжения дома и составили акт технического состояния, в соответствии с которым установлена необходимость проведение капитального ремонта с полной заменой электропроводки и электрооборудования, относящихся к общедомовому имуществу.
Акт является доказательством, подтверждающим отсутствие технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета в доме.
Расходы на общедомовые нужды в доме увеличились.
В связи с этим, истец ФИО1 просила прекратить начисления на ОДН по многоквартирному дому до проведения капитального ремонта.
Определением суда произведена замена ответчика - с филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» на ОАО «МРСК Северо-Запада», также к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Псковэнергосбыт», в качестве третьего лица без самостоятельных требований - ООО «Сервис».
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования уточнила и просила отменить начисления по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии и обязать производить расчет за использованную электроэнергию по показаниям прибора учета внутри квартир и прибора учета мест общего пользования до проведения капитального ремонта системы электроснабжения. В обоснование привела доводы, изложенные в иске.
Представители истца – ФИО2 и ФИО3 исковые требования поддержали.
Представитель ответчика – ОАО «Псковэнергосбыт» ФИО4 исковые требования не признал и пояснил, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственников жилищного фонда. Акт, составленный в присутствии собственников дома и директора ООО «Сервис», не может являться документом, подтверждающим необходимость проведения капитального ремонта, кроме того, акт составлен **.**.2015 года, а общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию **.**.2013 года. Доказательств, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта в указанном доме до 01 января 2013 года, не представлено.
Представитель ответчика ОАО «МРСК Северо-Запада» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО «Сервис» ФИО5 исковые требования поддержала и пояснила, что до 01 января 2013 года собственники многоквартирных домов были обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета электрической энергии. Собственники дома № *** оснащение дома таким прибором не обеспечили, в связи с этим в 2013 году ОАО «Псковэнергоагент» установил в доме электросчетчик «Меркурий». Управляющая организация не подписала акт допуска прибора учета в эксплуатацию, так как прибор не обеспечивает единства измерений, в том числе по показателям точности измерений. У многих собственников стоят старые индукционные счетчики, которые не подлежат госповерке и должны быть заменены. Дом № 102 был включен в план капитального ремонта по выносу квартирных счетчиков на лестничную площадку, который проводился в 2010-2011 годах, но по данной программе не был отремонтирован.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 290 Гражданского кодекса РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Статья 30 Жилищного кодекса РФ также предусматривает, что собственник квартиры в многоквартирном доме, несет бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме и обязан соблюдать правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
Согласно п.п."ж" п. 10 указанных правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы в Российской Федерации должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных и потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 5 указанной статьи до 01 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (ч. 8 ст. 13).
При этом с 01 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение энергетическими ресурсами или их передачу обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации соответствующих приборов учета. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти (ч.9 ст.13).
До 01 июля 2013 года названные организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок (ч.12 ст.13).
После 01 июля 2013 года положения данной части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, указанными нормами законодательства об энергетической эффективности установлено два механизма обеспечения требований закона о безусловном расчете за потребленные энергетические ресурсы в Российской Федерации при помощи приборов учета.
В общем порядке до 01 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах были обязаны сами обеспечить установку и ввод в эксплуатацию таких приборов учета. При этом они были вправе по своему желанию выбрать для этих работ любую компетентную организацию, либо заключить договор на установку, замену и эксплуатацию приборов учета с соответствующей энергоснабжающей организацией, которая при обращении к ней потребителей была не вправе от этого отказаться.
После этой даты, при неисполнении собственниками помещений в многоквартирных домах обязанности по установке и вводу в эксплуатацию таких приборов учета, п. 12 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ фактически предусмотрен принудительный порядок установки в таких случаях приборов учета энергоснабжающими организациями. При этом такая установка производится данными организациями в силу прямого предписания закона, без заключения каких-либо договоров с собственниками помещений дома. Установка производится за счет средств энергоснабжающей организации с последующим возмещением понесенных ею расходов собственниками помещений дома.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 на основании общего собрания собственников жилого дома № *** от **.**.2015 года является председателем совета многоквартирного дома № *** (л.д. 7).
Указанный дом находится на обслуживании управляющей компании ООО «Сервис».
**.**.2007 года между ОАО «Псковэнергосбыт» в лице ОАО «Псковэнергоагент» и ООО «Сервис» заключен договор энергоснабжения, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии и через привлеченных третьих лиц обеспечивать оказание услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии, а ответчик обязался оплачивать приобретаемую электроэнергию и оказанные услуги (л.д. 17-21).
Согласно условиям договора ООО «Сервис» приобретает электроэнергию в целях предоставления собственникам и пользователям помещений многоквартирного дома коммунальной услуги.
Пунктом 7.1 договора установлено, что определение количества потребленной электроэнергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета электрической энергии, определенных приложением № 2 к договору.
Установлено, что в срок до **.**.2012 года в многоквартирном доме № *** не был установлен общедомовой прибор учета электроэнергии, в связи с этим **.**.2013 года ОАО «МРСК Северо-Запада» осуществило установку общедомового прибора учета.
Доводы истца о том, что в доме № *** необходимо проведение капитального ремонта с полной заменой электропроводки, суд во внимание не принимает в связи со следующим.
Согласно акту технического состояния системы электроснабжения дома № *** от **.**.2015 года комиссия в составе директора ООО «Сервис», инженера, электромонтера и собственников квартиры установила, что в доме 1969 года постройки капитальный ремонт не проводился, поквартирные счетчики находятся в квартирах, система электроснабжения дома имеет неустранимые дефекты в виде ветхости материалов, отсутствия надлежащего изолирующего покрытия, отсутствия электроарматуры, в связи с чем необходимо проведение капитального ремонта с полной заменой электропроводки и электрооборудования, относящихся к общедомовому имуществу (л.д. 9).
Так, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что общедомовые приборы учета потребляемой электрической энергии в домах, подлежащих капитальному ремонту до 01 января 2013 года, установке не подлежат.
Таким образом, по придаваемому содержанием данной нормы права смыслу, установка общедомовых приборов учета в домах, подлежащих капитальному ремонту, исключена (не допускается).
В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации вступил в силу, согласно Федеральному закону от 29.12.2004 N 189-ФЗ, с 01 марта 2005 года.
До этой даты нормативное регулирование проведения капитальных ремонтов осуществлялось Жилищным кодексом РСФСР. Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории содержалась в статье 147 ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР.
По смыслу статьи 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
В связи с чем, юридически значимым обстоятельством по делу является факт нахождения многоквартирного дома в состоянии, требующем капитального ремонта на момент до 01 января 2013 года.
На истце, в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, лежит обязанность представлять суду доказательства в подтверждение доводов исковых требований.
Между тем, в деле отсутствуют допустимые доказательства, свидетельствующие о необходимости проведения капитального ремонта дома по состоянию на 01 января 2013 года.
То обстоятельство, что необходимость проведения капитального ремонта с полной заменой электропроводки, установленная актом, не свидетельствует о необходимости проведения капитального ремонта, при том, что акт был составлен в 2015 году, а общедомовой прибор учета установлен в 2013 году.
При изложенных обстоятельствах требования истца об отмене начислений по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии и обязании производить расчет за использованную электроэнергию по показаниям прибора учета внутри квартир и прибора учета мест общего пользования до проведения капитального ремонта системы электроснабжения, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Председателю совета многоквартирного дома ФИО1 к ОАО «МРСК Северо-Запада», ОАО «Псковэнергосбыт» об отмене начислений по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии и обязании производить расчет за использованную электроэнергию по показаниям прибора учета внутри квартир и прибора учета мест общего пользования до проведения капитального ремонта системы электроснабжения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А. Семёнова
Мотивированное решение изготовлено **.**.2015 года.