Дело № 2-383/2022
УИД33RS0001-01-2021-005921-65
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 февраля 2022 года
г.Владимир, Владимирская область
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Фоминой А.В.
при секретаре Кашликовой Е.И.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску ФИО1 к Акционерному обществу «Почта России» о защите прав потребителя,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к АО «Почта России» о защите прав потребителя.
В обоснование требований истец указал, что 28.10.2021 он обратился в отделение почтовой связи (ОПС 600021) за конкретной услугой – отправка заказного письма.
28.10.2021 в 16 час. 58 мин. ему был пробит чек (РПО № №) на сумму 76 руб. с добавлением услуги «Наклеив. Марок на писм.» несмотря на то, что такую услугу он не заказывал. Оператор объяснила это тем, что эта услуга оказывается всем клиентам, у которых нет уже наклеенных марок, по умолчанию, обязанности информировать клиентов об этой услуге, нет, если клиент приходит без своих марок, услуга добавляется автоматически.
О самом факте оказания услуги истец узнал из чека только после оплаты, поскольку раньше такой услуги по умолчанию (без согласия) не оказывалось.
Истец просит суд взыскать с АО «Почта России» убытки в виде излишне уплаченной суммы за услугу, которую истец не заказывал, («Наклеив. Марок на писм.») в сумме 8 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 0,05 руб., компенсацию морального вреда в сумме 100 000 руб., штраф, обязать ответчика прекратить навязывать услугу «Наклеив. Марок на писм.» во всех отделениях Почты России.
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика АО «Почта России» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, изложенных в исковом заявлении, указав, что 28.10.2021 ФИО1 обратился в ОПС 600021 за получением услуги по отправке регистрируемого почтового отправления от имени ФИО3. Почтовые марки на оболочке конверта, переданного оператору ОПС ФИО1, отсутствовали. Работник ОПС спросила, имеются ли у ФИО1 марки для оплаты отправки РПО, на что клиент ответил «нет». После чего оператором была осуществлена обработка письма (прием, внесение информации с программу ЕАС, штемпелевание, наклеивание марок). За пересылку РПО и наклейку марок были взысканы денежные средства согласно установленному тарифу.
После окончания оказания услуг ФИО4 предъявил претензию, нап момент предъявления которой, услуга уже была оказана, марки наклеены на РПО.
Цена дополнительной услуги по наклейке марок на письменную корреспонденцию в ОПС УФПС Владимирской области установлена Приложением № 2 к приказу директора макрорегиона Центр АО «Почта России» от"08.12.2020 года № 236-п. и составляет 8 рублей за каждое почтовое отправление. Информация о тарифах и стоимости услуг (в том числе и дополнительных) в ОПС У ФПС Владимирской области находится в свободном доступе для пользователей, а также размещена на официальном сайте АО «Почта России» в сети «интернет». Полагала, что доказательства причинения истцу морального вреда действиями ответчика в материалы дела не представлены. Просила отказать в иске в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 3, 17 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" почтовая связь в Российской Федерации осуществляется государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи, которые осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи", почтовая связь предназначается для оказания услуг почтовой связи гражданам, а также другим лицам и органам.
В соответствии с положениями ст. 2 указанного закона почтовая связь - это вид связи, представляющий собой единый производственно - технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств. Указанная характеристика почтовой связи дана законодателем для почтовой связи, как вида связи, действующей на территории Российской Федерации и находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, как единого производственно-технологического комплекса технических и транспортных средств.
Права пользователей услуг почтовой связи регулируются ФЗ "О почтовой связи", ФЗ "О связи", Законом РФ "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 19 Федерального закона № 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи").
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, механизм реализации этих прав урегулированы нормами Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (преамбула).
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (ст. 782 ГК РФ).
В соответствии со ст.16 ФЗ № 176-ФЗ от 17.07.1999 «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказываемые ему услуги.
Согласно п. 23 приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 № 35442) (далее – приказ №234), плата за оказание услуг почтовой связи взимается с отправителя при приеме почтовых отправлений и почтовых переводов в соответствии с тарифами, действующими на дату приема, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи.
В соответствии с п. 24 приказа № 234 для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются государственные знаки почтовой оплаты. В качестве государственных знаков почтовой оплаты используются:а)почтовые марки, наклеиваемые на письменную корреспонденцию или наносимые типографским способом на почтовые конверты и почтовые карточки;
б)оттиски государственных знаков почтовой оплаты, наносимые франкировальными машинами;
в)знаки в информационной системе организации федеральной почтовой связи, подтверждающие оплату услуг почтовой связи по пересылке простых и заказных почтовых отправлений в форме электронного документа;
г)иные знаки почтовой оплаты, наносимые на почтовые отправления.
На основании ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества(реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Судом установлено, что 28.10.2021 ФИО1 через почтовое отделение 600021 г. Владимира отправил заказное письмо. За пересылку письма уплатил 76 руб. (л.д. 6).
Факт оказания услуги подтверждается чеком АО «Почта России» от 28.10.2021 на сумму 76 руб. В плату пересылки письма входит услуга наклеивание марок, стоимость которой составляет 8 руб.
Приказом УФПС Тверской области от 08.12.2020 № 236-п установлены и введены в действие с 01.01.2021 тарифы на дополнительные и прочие услуги на территории подчиненных Макрорегиону филиалов АО «Почта России» согласно приложений № 1-11.
Из Приложения № 2 к приказу 08.12.2020 № 236-п наклеивание марок на письменную корреспонденцию или бланка уведомления о вручении сотрудникам ОПС (за 1 почтовое отправление) стоит 8 руб. (л.д. 32-33).
29.10.2021 ФИО1 в адрес ответчика направил досудебную претензию о возмещении ему убытков в сумме 8 руб., процентов в соответствии со ст.395 ГК РФ, а также компенсации морального вреда в сумме 100000 руб. (л.д.7)
15.11.2021 АО Почта России направило в адрес ФИО1 ответ на претензию. (л.д.8)
Из объяснительной оператора ОПС 600021 ФИО5 следует, что 28.10.2021 клиент обратился с требованием отправить заказное письмо. Марок на оболочке письма не было. Наклейка марок является способом оплаты пересылки и осуществляется отправителем самостоятельно. За покупкой марок до обработки письма и наклейки марок на письмо клиент к ней не обращался. Потребовав отправки заказного письма без марок, клиент, таким образом, потребовал наклеить марки, так как письмо без марок отправке не подлежит. В связи с чем, ею самостоятельно была осуществлена наклейка марок и взята сумма согласно тарифу. (л.д.36)
Из материалов дела также следует, что в ОПС 600021 размещен стенд с тарифами на дополнительные услуги, которые предоставляются обществом, в том числе и на услугу «наклеивание марок на письменную корреспонденцию», которая в наглядной и доступной форме доведена до сведения потребителей.
Помимо этого, информация об услугах и их стоимости, в том числе о дополнительной услуги по наклеиванию марок и ее стоимости, также размещена на официально сайте АО «Почта России».
Из представленной на диске аудиозаписи, сделанной ФИО1 на сотовый телефон, не усматривается, что истцу была навязана услуга сотрудником ОПС.
Таким образом, анализируя все изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлено доказательств подтверждающих факт навязывания ему сотрудниками почтового отделения дополнительных услуг «наклеивание марок на письменную корреспонденцию», в связи с чем, требование о взыскании убытков удовлетворению не подлежит.
Следовательно, отсутствуют основания для взыскания с ответчика в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 0,05 руб..
Разрешая требование истца о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
На основании ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Поскольку нарушения прав истца ФИО1 как потребителя почтовых услуг при указанных выше обстоятельствах не установлено, оплата дополнительной услуги «наклеивание марок на письменную корреспонденцию» каких-либо неблагоприятных последствий для истца не повлекло, в ходе судебного разбирательства не установлено каких-либо виновных действий ответчика, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании в его пользу компенсации морального вреда в размере 100 000 руб.
Согласно ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется продавцом (исполнителем) в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании 28.10.2021 ФИО1 обратился к оператору почтового отделения 600021 за получением услуги, а именно отправки заказного письма, при этом почтовые марки на оболочке конверта отсутствовали, о чем он сообщил оператору, ответив на его вопрос. Поскольку клиент обратился за услугой по отправке почтовой корреспонденции, данная услуга была ему оказана в соответствии с действующими тарифами АО «Почта России».
Из изложенного следует, что обращаясь в почтовое отделение за услугой по отправке почтовой корреспонденции, Истец имел возможность не пользоваться услугой ОПС в соответствии с их тарифами, утвержденными соответствующими нормативными актами, а выбрать для себя иной способ оказания ему данных услуг, то есть наклеить самостоятельно марки на оболочку конверта.
Кроме того, в судебном заседании истец не оспаривал факт того, что на рассмотрении суда имеются аналогичные споры, то есть истец неоднократно пользовался услугой ОПС г. Владимира, в которых с него взималась оплата за услугу («Наклеив. Марок на писм.»).
Следовательно, из изложенного можно сделать вывод о том, что обращаясь в ОПС 600021 28.10.2021 года за оказанием услуги по отправлению заказного письма, истцу достоверно было известно о том, что в ОПС г. Владимира за услугу («Наклеив. Марок на писм.») взимается установленная тарифами АО «Почта России» плата.
Доводы истца о том, что указанная информация ему не была известна, судом отклоняются.
Таким образом, оснований для возложения на ответчика обязанности прекратить оказывать услугу «Наклеив. Марок на писм.» надлежит отказать.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении требований в полном объеме, оснований для взыскания в его пользу штрафа также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Акционерному обществу «Почта России» о защите прав потребителя – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд города Владимира в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.В.Фомина
Мотивированное решение принято 10.0.2022.