Дело № 2-3192/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Омск 17 июля 2015 г.
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующей судьи Эннс Т.Н., при секретаре судебного заседания Горбуновой А.В., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчиков ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Главному Управлению МЧС России по Омской области, Федеральному государственному казенному учреждению «4 отряд Федеральной противопожарной службы Омской области» о взыскании недополученной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО3 обратился в Центральный районный суд города Омска с иском к ГУ МЧС России по Омской области о взыскании недополученной заработной платы. В обоснование иска указал, что является майором в запасе с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ он поступил на службу в ГУ МЧС России по Омской области на должность <данные изъяты> с испытательным сроком 3 месяца.
ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность <данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ был уволен по собственному желанию.
Должности <данные изъяты> относятся к должностям начальствующего состава.
В абз. 4 п. 101 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» указано, что лицам, назначенным на должности начальствующего состава МЧС России и имеющим воинское звание офицера запаса, присваивается специальное звание внутренней службы, соответствующее имеющемуся воинскому званию.
ДД.ММ.ГГГГ Министру РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, и ликвидации последствий стихийных бедствий были направлены необходимые документы для подтверждения воинского звания, но до ДД.ММ.ГГГГ - до момента его увольнения ответ не пришел.
По п. 2 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Во время испытательного срока (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) денежное довольствие выплачивалось полностью. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему выплачивался только месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью. В ДД.ММ.ГГГГ. сделали перерасчет за выслугу лет. Данный оклад платился исправно.
Считает, действия по выплате ему только месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью являются незаконными, так как по факту он является майором.
Месячный оклад в связи с присвоенным специальным званием для майора составляет 11.500 руб. Данный оклад ему не платили в течение 13 месяцев (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, в общей сложности ему не выплатили 149.500 руб.
Также, он был вынужден обратиться за оказанием юридической помощи в ООО «Центр страхового права», оплатил юридические услуги в размере 8.000 руб.
Ссылаясь на постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», абз. 4 п. 101 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», п. 2 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы», просил взыскать с ГУ МЧС России по Омской области недополученную заработную плату в размере 149.500 руб., расходы на оплату юридических услуг в размере 8.000 руб.
В период рассмотрения гражданского дела судом, истец уточнил заявленные исковые требования, просил взыскать в его пользу недополученную заработную плату с ГУ МЧС России по Омской области в размере 46.023 руб. и с ФГКУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Омской области» в размере 103.551 руб. 75 коп.
Истец ФИО3, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания, участия в судебном заседании не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца - ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные ФИО3 исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме. Считает, что заработная плата истцу не выплачивалась в полном объеме необоснованно, ответчик никак не проконтролировал направленные документы, длительное время - больше года звание не было присвоено. Просила взыскать в пользу ФИО3 недополученную заработную плату с ГУ МЧС России по Омской области в размере 46.023 руб., с ФГКУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Омской области» в размере 103.551 руб. 75 коп., также взыскать с ответчиков расходы на оплату юридических услуг в размере 8.000 руб.
Представитель ответчиков ГУ МЧС России по Омской области и ФГКУ «4 отряд Федеральной противопожарной службы Омской области» - ФИО2, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве. Считает, что все необходимые действия со стороны ответчика были предприняты, представление в отношении ФИО3 направлено в установленный десятидневный срок - ДД.ММ.ГГГГ, сроки направления представления были соблюдены. К моменту увольнения истца, приказом министра МЧС России специальное звание истцу не было присвоено и оснований для выплаты истцу заявленной суммы заработной платы у ответчика не имелось. Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Правовую основу службы сотрудников в системе МЧС России составляют Конституция Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты МЧС России, правила внутреннего распорядка организаций системы МЧС России, контракт о службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.
В соответствии со ст. 7ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях: лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники), военнослужащих федеральной противопожарной службы, лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников противопожарной службы регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказомМЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 195 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы".
В силу положений ст. 2 вышеуказанного закона денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат. Кроме того, сотрудникам устанавливаются дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет); ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки к денежному довольствию за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Правовой анализ содержания вышеуказанных норм закона позволяет сделать вывод о том, что на истца, как сотрудника противопожарной службы, не распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде. Основным средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения служебных обязанностей является денежное довольствие, которое и выплачивалось ему ответчиком в установленном законом порядке.
Согласно статье 29 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданину, состоящему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, после назначения его на должность начальствующего состава в органы внутренних дел Российской Федерации присваивается специальное звание, соответствующее имеющемуся у него воинскому званию. При назначении офицеров запаса на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава первое специальное звание им может быть присвоено на одну ступень выше имеющихся у них воинских званий, если ко дню назначения на должность они выслужили в период прохождения действительной военной службы и пребывания в запасе в присвоенных им воинских званиях установленные сроки.
Согласно п. 92 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ специальные звания рядового и начальствующего состава присваиваются должностными лицами в соответствии с полномочиями, установленными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», действовавшим в спорный период времени (Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ утратил силу в связи с изданием приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с приложением № Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ полномочия по присвоению первых специальных званий среднего и старшего начальствующего состава, в том числе, при зачислении в кадры осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу п. 94 Инструкции представления к присвоению первых специальных званий среднего и старшего начальствующего состава направляются не позднее 10 дней с даты назначения на должность. Представления к присвоению указанных специальных званий направляются в вышестоящие организации МЧС России, которые после рассмотрения направляют их в установленном порядке в Департамент кадровой политики МЧС России.
При этом, согласно п. 99 Инструкции присвоение первого специального звания рядового или начальствующего состава или зачисление в кадры ФПС ГПС производится с даты назначения гражданина на должность (кроме случаев назначения на должность с испытательным сроком).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 принят на должность <данные изъяты> Главного управления МЧС России по Омской области с испытательным сроком 3 месяца.
По окончании испытательного срока Главным управлением МЧС Росси по Омской области ДД.ММ.ГГГГ в Сибирский региональный центр МЧС России направлено представление к присвоению ФИО3 специального звания старшего начальствующего става «майор внутренней службы» с зачислением в кадры ФПС ПС МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
В соответствии с Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в отношении подчиненных им лиц рядового и начальствующего состава государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» соответствующие должностные лица наделены полномочиями по назначению на должности и освобождению от должностей сотрудников Государственной пожарной службы.
Так, начальники главных управлений по субъектам Российской Федерации обладают полномочиями по назначению на должности и освобождению от должностей среднего и старшего начальствующего состава подчиненных органов управления и подразделений. Начальники отрядов и частей обладают полномочиями по назначению на должности и освобождению от должностей рядового и младшего начальствующего состава. Должность <данные изъяты> Главного управления МЧС России по Омской области относится к категории «старший начальствующий состав».
Должность <данные изъяты> также относится к категории «старший начальствующий состав».
Из представленной по запросу суда информации Сибирского регионального центра МЧС России по вопросу присвоения специального звания ФИО3 следует, что материалы к присвоению майору запаса ФИО3, старшему инспектору отдела по <данные изъяты> специального звания «майор внутренней службы» с ДД.ММ.ГГГГ поступили в Сибирский региональный центр МЧС России ДД.ММ.ГГГГ Документы были рассмотрены и направлены для дальнейшей реализации в Департамент кадровой политики МЧС России ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении Инструкции к порядке применения Положения...», приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О правах и полномочиях должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по применению Положения о службе в органах внутренних дел...» присвоение первых специальных званий среднего и старшего начальствующего состава, в том числе, при зачислении в кадры входит в компетенцию Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (л.д. 130).
Исследованные судом материалы гражданского дела приводят суд к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. Со стороны ответчика не нарушена процедура подготовки и сроки направления представления в отношении истца для присвоения ему специального звания. Оснований же для начисления заработной платы истцу в заявленном истцом размере, у ответчиков не имелось, так как приказ о присвоении истцу специального звания в отношении истца не издавался.
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы регулируется приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № от ДД.ММ.ГГГГ, пунктом 20 которого предусмотрено, что оклады по присвоенным сотрудникам специальным званиям выплачиваются в размерах, установленных Правительством Российской Федерации, выплата окладов по специальным званиям производится с даты, указанной в соответствующем приказе, а если дата не указана - со дня его подписания.
Так как до увольнения истца, соответствующий приказ о присвоении ему специального звания не был подписан, у ответчиков не имелось оснований к начислению заработной платы истцу в заявленном размере.
Таким образом, в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Главному Управлению МЧС России по Омской области, Федеральному государственному казенному учреждению «4 отряд Федеральной противопожарной службы Омской области» о взыскании недополученной заработной платы отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Эннс