Дело 2-3193(2018)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2018 года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Вязовской М.Е.,
при секретаре Вегелиной Л.,
с участием истца ФИО1, представителя истца адвоката Зотова С.В., представителя администрации г.Перми по доверенности ФИО2,
рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3 к Муниципальному образованию «город Пермь» в лице Администрации города Перми о заключении договора изъятия жилого помещения, взыскании выкупной цены,
установил:
ФИО1, ФИО3 обратились в суд с иском к Муниципальному образованию г.Пермь в лице администрации г. Перми о возложении обязанности заключить договор изъятия комнат и взыскании выкупной цены, указав в заявлении, что истец ФИО1 является собственником комнаты, жилой площадью 15,4 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от 12.09.2005г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.07.2015г. Кроме того, ФИО1 является собственником ? доли комнаты, жилой площадью 25,8 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес>, ком.2, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.12.2013г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.02.2014г. Другая ? доля данной комнаты принадлежит на праве собственности ФИО3 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.12.2013г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.02.2014г.
В соответствии с техническим обследованием ООО «СтройКом» состояния несущих и ограждающих конструкций жилого многоквартирного дома по адресу: <адрес> от 05.08.2014г.: жилой дом в целом следует оценить как аварийный, подлежащий сносу, ремонт и реконструкция считаются нецелесообразным. Дальнейшая эксплуатация здания не разрешается. Необходимо выполнить демонтаж всех конструкций здания с расселением жильцов.
Согласно заключению МВК № от 30.03.2014г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно отчету ООО «МВМ-Оценка» № от 15.06.2018г. рыночная стоимость комнаты, жилой площадью 15,4 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру общей площади указанной комнаты, адрес объекта: <адрес>, составляет 551 000 рублей; величина убытков, причиненных собственнику изъятием комнаты, жилой площадью 15,4 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> составляет 60 000 рублей. Рыночная стоимость права требования компенсации за не произведенный капитальный ремонт (согласно отчету об оценке № комнаты, жилой площадью 15,4 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> составляет 115 267,62 рублей.
Согласно отчету ООО «МВМ-Оценка» № от 15.06.2018г. рыночная стоимость комнаты, общей площадью 25,8 кв.м., жилой площадью 21,6 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру общей площади указанной комнаты, адрес объекта: <адрес>, составляет 772 000 рублей; величина убытков, причиненных собственнику изъятием комнаты, общей площадью 25,8 кв.м., жилой площадью 21,6 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> составляет 71000 рублей. Рыночная стоимость права требования компенсации за не произведенный капитальный ремонт (согласно отчету об оценке № комнаты, общей площадью 25,8 кв.м., жилой площадью 21,6 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> составляет 193 110,68 рублей.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018г. №217-п утверждена региональная адресная программа по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020г.г. Согласно раздела (V) Постановления в рамках Программы предполагается осуществить долевое финансирование переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после 01.01.2012г., на территориях следующих муниципальных образований Пермского края: городской округ Город Губах, город Кунгур, город Пермь, Кондратовское сельское поселение Пермского муниципального района Пермского края, Оверятское городское поселение, Чернушинское городское поселение. Согласно п. 7.1 Постановления объем финансирования на проведение в рамках реализации Программы мероприятий по расселению жилищного фонда определен исходя из перечня аварийных многоквартирных домов, площади расселяемых жилых помещений, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, планируемого размера социальных выплат, предоставляемых гражданам в порядке, утвержденном постановлением Правительства Пермского края об утверждении порядка предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций. Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы, приведен в приложении 1 к настоящей Программе. Постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018г. №286-п утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012г., в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018г. №109-п, Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 01.01.2012г., в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020г.г., утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018г. №110-п. Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018 №123-п утверждена на 1 квартал 2018г. средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра общей площади по г.Перми для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений в размере 48 638 рублей.
Между тем, многоквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы не вошел, хотя при этом признан аварийным и подлежащим сносу 15.10.2015г., администрация города Перми не принимает мер, определенных ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, по расселению данного дома.
Таким образом, учитывая принцип равенства закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации, выкупная цена должна определяться в соответствии с названными Постановлениями, в противном случае собственники изымаемых жилых помещений будут находиться в неравном положении. Расселение данного дома соответствует декларируемым целям и задачам названных Постановлений.
Итого, размер возмещения за выкупаемое жилое помещение (комнату, жилой площадью 15,4 кв.м.), в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 года № 123-п, составляет 749 025,20 рублей (48 638 рублей х 15,4 кв.м.).
Итого, размер возмещения за выкупаемое жилое помещение (комнату, общей площадью 25,8 кв.м.), в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 года № 123-п, составляет 1 254 860,40 рублей (48 638 рублей х 25,8 кв.м.), и соответственно, размер возмещения за № доли то же комнаты, составляет 627 430,20 рублей.
Необходимо отметить, что исковые требования ФИО1, ФИО3 содержат требование о выкупе жилого помещения, что влечет прекращение права собственности истцов на указанные жилые помещения и т.д., поэтому данный иск рассматривается по правилам ч.1 ст. 30 ГПК РФ.
Истцы просят обязать Муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми заключить договор изъятия комнаты, жилой площадью 15,4 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> с ФИО1 за выкупную цену в размере 749 025,20 рублей, договор изъятия ? доли комнаты, общей площадью 25,8 кв.м., жилой площадью 21,6 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> с ФИО1 за выкупную цену в размере 627 430,20 рублей. Взыскать с Муниципального образования "город Пермь" в пользу ФИО1 выкупную цену комнаты, жилой площадью 15,4 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, расположенной по адресу: <адрес> в размере 749 025,20 рублей и выкупную цену ? доли комнаты, общей площадью 25,8 кв.м., жилой площадью 21,6 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, расположенной по адресу: <адрес> в размере 627 430,20 рублей. Обязать Муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми заключить договор изъятия ? доли комнаты, общей площадью 25,8 кв.м., жилой площадью 21,6 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> с ФИО3 за выкупную цену в размере 627 430,20 рублей. Взыскать с Муниципального образования "город Пермь" в пользу ФИО3 выкупную цену ? доли комнаты, общей площадью 25,8 кв.м., жилой площадью 21,6 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома, расположенной по адресу: <адрес> в размере 627 430,20 рублей.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил.
Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержала, пояснила, что в доме страшно жить, много жителей дома, в том числе дети, болеют астмой, поскольку на стенах плесень и грибки. Она является многодетной матерью, один из детей инвалид, в связи с чем не имеет возможность приобрести другое жилье. Просит требования о выкупе удовлетворить.
Представитель истцов требования поддержал, пояснил, что со стороны администрации имеется бездействие по расселению дома, дом разрушается, процент износа большой, жить в доме опасно. Полагает, что стоимость требования компенсации не произведенного капитального ремонта должна быть определена по представленному истцами заключению, поскольку эксперт проводивший судебную экспертизу осмотр дома не производил.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы письменного отзыва (л.д.61-62), пояснила, что решения об изъятии земельного участка администрацией не принималось, процедура, предусмотренная ст. 32 ЖК РФ не начата, в региональную программу по расселению аварийного жилья дом не включен, соответственно у ответчика не возникло обязанности по выкупу жилого помещения. Кроме того, считает, что истцом ФИО3 реализовано право на получение жилья в связи признанием дома аварийным, поскольку по решению Ленинского суда от 2016г. истец получил на семью однокомнатную квартиру. Также считает, что доводы представителя истцов о применении для расчета выкупной цены заключения их специалиста об определении стоимости требования компенсации за не произведенный капительный ремонт необоснованны, просит при вынесении решения применить заключение судебной экспертизы.
Выслушав истца, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.
В судебном заседании установлено, что на основании договора безвозмездной передачи жилой площади в долевую собственность граждан от 12.09.2005г., соглашения об определении долей и разделе жилых комнат, находящихся в совместной собственности от 16.07.2015г. собственником комнаты по адресу: <адрес>, площадью 15,4 кв.м. является ФИО1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.08.2018г., свидетельством о государственной регистрации права от 29.07.2015г.
Кроме того, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 11.12.2013г. собственником комнаты по адресу: <адрес>, пом. 2, общей площадью 25,8 кв.м. являются ФИО3 и ФИО1 по ? доле в праве общей долевой собственности, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.08.2018г., свидетельством о государственной регистрации права от 12.02.2014г.
Согласно заключения межведомственной комиссии № от 30.09.2014г., назначенной распоряжением главы администрации Мотовилихинского района г.Перми от 11.04.2013г. №СЭД-07-05-76, жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Поскольку истцы являются собственниками жилых помещений в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, к спорным правоотношениям подлежат применению положения ст. 32 ЖК РФ.
В силу ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (часть 1).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (часть 9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10).
В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи (часть 11).
Как следует из материалов дела и пояснений истца состояние жилого дома после признания его аварийным, ухудшается. Данные доводы подтверждены показаниями свидетелей ФИО5 и ФИО6, которые пояснили, что дом 1953 года постройки, барачного типа, в доме никогда не проводилось ремонта. Проживать в доме опасно, проводка висит, стены штукатурка вывалена, перекрытия изношены на 90%, идут трещины, все скрипит и качается, на крыше не балки, а труха, шифера нет, отопления нет, холодно, сыро, нет горячей воды, имеются провалы в земле у дома. Во время дождя, значительные протечки. Когда проходит поезд, идет вибрация дома. Обслуживание дома не осуществляется, ремонта не было. В комнате самой истицы грибок. С 2014г. состояние дома ухудшилось.
Также доводы истицы о состоянии дома подтверждены техническим заключением ООО «СтройКом», в соответствии с которым дом по адресу: <адрес> в целом следует оценить как аварийный, подлежащий сносу, ремонт и реконструкция считаются нецелесообразным. Дальнейшая эксплуатация здания не разрешается. Необходимо выполнить демонтаж всех конструкций здания с расселением жильцов (л.д.101-121).
Истица ФИО1 в течение 2013-2016г. неоднократно обращалась в различные инстанции по поводу аварийности и расселения дома, в частности в Управление жилищных отношений администрации г. Перми, Правительство Пермского края, в приемную управления Президента РФ. Из ответов предоставленных истицей следует, что многоквартирный дом по <адрес> в план сноса и расселения на 2013-2017г. не включен в связи с тем, что администрацией г.Перми осуществляется расселение жилых многоквартирных домов признанных аварийными до 1.01.2012г. В связи с этим конкретный срок расселения дома в рамках реализации программ по переселению граждан не определен. Сроки расселения будут определены после принятия новой федеральной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ориентировочный срок начала реализации программы после 1.01.2018г.
Судом также установлено, что указанный многоквартирный дом не включен в перечень аварийных многоквартирных домов г.Перми, подлежащих расселению в рамках утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2018г. №217-п региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда по территории Пермского края на 2018-2020 годы.
Решение об изъятии у собственников жилых помещений многоквартирного дома и земельного участка под многоквартирным домом по адресу ул.Смирнова, 1Б администрацией МО "Город Пермь" не принималось.
Таким образом, учитывая указанные обстоятельства состояния жилого дома, аварийное состояние которого создает опасность для жителей дома, длительное бездействие администрации МО "Город Пермь", выразившееся в непринятии мер, определенных ч. 10 ст. 32 ЖК РФ по изъятию земельного участка и жилых помещений дома, а также не включение аварийного многоквартирного дома, в котором находятся комнаты истцов, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2018-2020 годы, суд считает, что у истцов имеются основания для реализации защиты нарушенного права путем выкупа жилых помещений в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, без завершения процедуры изъятия земельного участка органом местного самоуправления. В связи с чем доводы представителя администрации о несоблюдении предусмотренной законом обязательной процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, суд находит необоснованными, поскольку указанное обстоятельство с учетом бездействия органа местного самоуправления по проведению процедуры предусмотренной ст. 32 ЖК РФ не может нарушать права истцов на получение выкупной цены и соответствующих убытков.
Не может суд принять во внимание и доводы представителя администрации г.Перми о том, что истец ФИО3 в связи с признанием дома аварийным реализовал свое право на получение жилья, в связи чем истцу должно быть отказано в выкупе имеющегося у него в общей долевой собственности жилого помещения.
Действительно, как установлено в судебном заседании, ФИО3, являясь нанимателем, с семьей из четырех человек занимал жилое помещение – 2 комнаты в доме по <адрес> на условиях договора найма. В 2016г. ФИО3, ФИО7, ФИО8 обратились в Ленинский районный суд г.Перми с иском о предоставлении жилого помещения. Решением Ленинского районного суда от 18.11.2016г. на администрацию г.Перми была возложена обязанность предоставить ФИО3, ФИО8, ФИО7 и несовершеннолетнему ФИО9 на состав семьи из четырех человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение равнозначное ранее занимаемому в пределах границ МО г.Пермь.
Согласно Распоряжению начальника Управления жилищных отношений от 9.08.2017г. во исполнение определения Ленинского районного суда г.Перми от 11.07.2017г. ФИО3 на состав семьи из четырех человек предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 35,1 кв.м., в том числе жилой площадью 17,6 кв.м. в Орджоникидзевском районе г.Перми.
Суд считает, что предоставление жилья по основаниям ст. 86 ЖК РФ не умаляет прав истца на выкуп принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в этом же доме признанном аварийным и подлежащим сносу по основаниям ст. 32 ЖК РФ. Более того, в ходе рассмотрения данного дела судом установлено, что с ФИО7, истицей по вышеуказанному делу, ФИО3 в браке не состоит уже с марта 2010г., с 5.05.2011г. ФИО3 в браке с ФИО10, предоставленное жилое помещение в Орджоникидзевском районе состоит из одной комнаты, что действительно не позволяет истцу ФИО3 в полной мере реализовать свое право на пользование жилым помещением в силу сложившихся жизненных обстоятельств.
Кроме того, жилое помещение, на выкуп которого претендует истец ФИО3, находится в общей долевой собственности с равными долями с истицей ФИО1, при этом при выкупе у истицы, и отказе в иске истцу, доля ФИО3 останется «в подвешенном состоянии». Суд считает, что не может быть допущена ситуация, когда один собственник получит возмещение за принадлежащее ему жилое помещение, а второй нет, поскольку реализация прав в отношении аварийного жилья им была осуществлена по иным основаниям. Суд считает, что безвозмездная передача муниципальному образованию жилого помещения в порядке ст.32 ЖК РФ не предусмотрена.
Таким образом, суд считает, что как истец ФИО1,, так и истец ФИО3 праве требовать выкупа жилых помещений.
Вместе с тем суд считает несостоятельными доводы истцов о том, что при расчете стоимости изъятия жилых помещений в доме по <адрес>, следует исходить из расчета стоимости 1 кв.м. в 48 638 рублей и к правоотношениям по выкупу аварийного жилья применить Постановления Правительства Пермского края от 24 апреля 2018 года №217-п, от 30 мая 2018 года № 286-п, от 14 марта 2018 года за №123-п.
Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018 №123-п утверждена на 1 квартал 2018г. средняя расчетная стоимость 1 квадратного метра общей площади по г. Перми для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений в размере 48 638 рублей.
Постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2018 года за № 217-п утверждена региональная адресная программа по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020г.г.
Согласно п. 7.1 Постановления объем финансирования на проведение в рамках реализации Программы мероприятий по расселению жилищного фонда определен исходя из перечня аварийных многоквартирных домов, площади расселяемых жилых помещений, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера выкупной цены за изымаемое жилое помещение, выплачиваемой в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, планируемого размера социальных выплат, предоставляемых гражданам в порядке, утвержденном постановлением Правительства Пермского края об утверждении порядка предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу и запланированных к расселению в рамках региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы приведен в приложении 1 к настоящей Программе (П. 7,2 Постановления).
Включение многоквартирных домов в Перечень осуществляется на основании муниципальных адресных программ по расселению аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Пермского края (п. 7.3).
Постановлением Правительства Пермского края от 30.05.2018г. №286-п утвержден Порядок предоставления социальной выплаты гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012г., и мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012г., в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Согласно п. 1.2 указанного Порядка социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, являющегося получателем субсидий в соответствии с Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 г. N 110-п, Порядком предоставления субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 14 марта 2018 г. N 109-п.
Социальную выплату имеет право получить лицо, являющееся собственником либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу после 1 января 2012 года, расселение которого осуществляется в рамках реализации мероприятий по расселению жилищного фонда, признанного аварийным после 1 января 2012 года, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций и в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020г.г.
Вместе с тем, дом по <адрес> в региональную адресную программу по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2018-2020 годы не включен, в связи с чем размер возмещения, который определен в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018г. №123-п, выплачен быть не может. В связи с чем во взыскании выкупной цены исходя из расчета 48638 рублей за квадратный метр истцам следует отказать.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Федерального закона).
В подпункте «з» п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» указано, что для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза (ст. 79 ГПК РФ).
Согласно Отчету МВМ-Оценка № от 15.06.2018г. рыночная стоимость комнаты, общей площадью 25,8 кв.м., в том числе жилой площадью 21,6 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру общей площади указанной комнаты, по адресу: <адрес>, составляет 772 000 рублей, величина убытков, причиненных собственнику изъятием комнаты, общей площадью 25,8 кв.м., в том числе жилой площадью 21,6 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 71 000 рублей.
Согласно Отчету МВМ-Оценка № от 15.06.2018г. рыночная стоимость комнаты, жилой площадью 15,4 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, с учетом доли земельного участка, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, пропорционально размеру жилой площади указанной комнаты, по адресу: <адрес>, составляет 551 000 рублей, величина убытков, причиненных собственнику изъятием комнаты, жилой площадью 15,4 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 60 000 рублей.
Ответчиком иного расчета рыночной стоимости комнат и величины убытков, причиненных собственникам изъятием комнат, не представлено, представленные истцами отчеты ответчиком в судебном заседании не оспаривались, представитель ответчика полагала возможным применить данные отчеты для определения выкупной цены.
Таким образом, при определении рыночной стоимости комнаты 25,8 кв.м. и комнаты 15,4 кв.м. по адресу: <адрес> и величины убытков, причиненных собственникам изъятием комнат, суд считает возможным принять во внимание Отчеты №, представленные истцами, поскольку они соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» и собранным по делу доказательствам не противоречат.
Согласно правовой позиции, выраженной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), в разделе "II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания", выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" относятся, в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.
Администрацией г.Перми суду не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали, что до приватизации первой квартиры в жилом доме по <адрес>, 1953 года постройки, был произведен капитальный ремонт.
Представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не согласилась с размером компенсации за не произведенный капитальный ремонт в размере 7 484,91рублей за 1 кв.м., определенный Отчетом ООО «Западно-Уральский институт экспертизы, оценки и аудита» (ТМ «Институт экспертизы INEX») и представленный истцами.
Определением Мотовилихинского районного суда г. Перми от 25.09.2018г. по ходатайству ответчика по делу назначена оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО11
Согласно заключения эксперта ФИО11№ от 23.10.2018г. рыночная стоимость компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома по <адрес> пропорционально доле собственника комнаты № площадью 15,4 кв.м,. расположенной по адресу: <адрес>, составляет 98 000 рублей; рыночная стоимость компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома по <адрес> пропорционально доле в праве ? (правообладатель ФИО1) долевой собственности комнаты № общей площадью 25,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, составляет 82 000 рублей; рыночная стоимость компенсации за не произведенный капитальный ремонт жилого дома по <адрес> пропорционально доле в праве ? (правообладатель ФИО3) долевой собственности комнаты № общей площадью 25,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, составляет 82 000 рублей.
Суд полагает, что оснований не согласиться с указанным экспертным заключением в части определения компенсации за не произведенный капитальный ремонт не имеется, так как оно не содержит в себе каких-либо неясностей и противоречий, соответствует требованиям федеральных стандартов оценки и положениям Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также положениям гражданско-процессуального законодательства о заключении эксперта и может быть принято в качестве относимого и допустимого доказательства. Определение компенсации за не произведенный ремонт проведено после исследования всех материалов дела с учетом доли собственника в праве общей долевой собственности на общедомовое имущество многоквартирного дома. Заключение эксперта содержит описание объекта оценки, обоснование использования методов при проведении экспертизы, перечень использованных данных с указанием источников их получения, определения стоимости компенсации и ее итоговую величину, перечень документов, используемых экспертом и устанавливающих качественные характеристики объекта оценки, выводы эксперта мотивированы. Экспертное заключение является наиболее актуальным на дату вынесения решения суда. Эксперт, проводивший экспертизу, имеет специальное образование, соответствующую квалификацию, длительный стаж оценочной деятельности. Кроме того, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
При этом суд не может согласиться с доводами представителя истцов и принять для определения стоимости компенсации за не произведенный капитальный ремонт отчет ООО «Западно-Уральский институт экспертизы, оценки и аудита» (ТМ «Институт экспертизы INEX»), поскольку критически относится к расчетам специалиста, например, исходя из расчетов по капитальному ремонту за 65 лет, как определил специалист наибольшие затраты (около 3,5 миллионов из 4,5) составляют отделочные работы по окраске.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым взыскать с МО «город Пермь» в лице администрации г.Перми:
- в пользу ФИО1 выкупную цену за комнату, жилой площадью 15,4 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> и за ? долю в праве общей долевой собственности на комнату, общей площадью 25,8 кв.м., в том числе жилой площадью 21,6 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> в размере 1 212 500 рублей,
- в пользу ФИО3 выкупную цену за ? долю в праве общей долевой собственности на комнату, общей площадью 25,8 кв.м., в том числе жилой площадью 21,6 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> в размере 503 500 рублей.
На Муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми следует возложить обязанность заключить договор изъятия комнаты, жилой площадью 15,4 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> с ФИО1 за выкупную цену 709 000 рублей и заключить договор изъятия комнаты, общей площадью 25,8 кв.м., в том числе жилой площадью 21,6 кв.м. на 1 <адрес><адрес> с ФИО1 и ФИО3, имеющим право общей долевой собственности по ? доле каждый на жилое помещение, за выкупную цену 1 007 000 рублей.
В остальной части требований истцам следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми заключить договор изъятия комнаты, жилой площадью 15,4 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> с ФИО1 за выкупную цену 709 000 рублей.
Обязать Муниципальное образование «город Пермь» в лице администрации города Перми заключить договор изъятия комнаты, общей площадью 25,8 кв.м., в том числе жилой площадью 21,6 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> с ФИО1 и ФИО3, имеющим право общей долевой собственности по ? доле каждый на жилое помещение, за выкупную цену 1 007 000 рублей.
Взыскать с Муниципального образования «город Пермь» в лице администрации г.Перми в пользу ФИО1 выкупную цену за комнату, жилой площадью 15,4 кв.м., на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> и за ? долю в праве общей долевой собственности на комнату, общей площадью 25,8 кв.м., в том числе жилой площадью 21,6 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> в размере 1 212 500 рублей.
Взыскать с Муниципального образования «город Пермь» в лице администрации г.Перми в пользу ФИО3 выкупную цену за ? долю в праве общей долевой собственности на комнату, общей площадью 25,8 кв.м., в том числе жилой площадью 21,6 кв.м. на 1 этаже 2-этажного шлакоблочного жилого дома коридорной системы, расположенной по адресу: <адрес> в размере 503 500 рублей.
В остальной части требований ФИО1, ФИО3 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в месячный срок через Мотовилихинский районный суд города Перми со дня вынесения мотивированного решения.
Судья: подпись Копия верна. Судья: