ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3194/20 от 11.01.2021 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Категория 2.045

Дело № 2-365/2021

УИД:92RS0003-01-2020-004752-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 января 2021 года город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Калгановой С.В., при помощнике судьи Бутаковой А.А., с участием истца Чатты Р.М., представителя ответчика Велкова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чатты Р.М. к Государственному казенному учреждению Севастополя «Медицинский склад №1043» о взыскании заработной платы и других выплат, денежной компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Чатты Р.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Севастополя «Медицинский склад №1043» о взыскании заработной платы и других выплат, денежной компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда, мотивируя его следующим.

ДД.ММ.ГГГГ истец трудоустроилась в Государственное казенное учреждение Севастополя «Медицинский склад №1043» на должность <данные изъяты>» в отдел организации государственных закупок и сопровождения контрактов, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>.

В ДД.ММ.ГГГГ. истцом была предоставлена справка о беременности.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление на ежегодны оплачиваемый отпуск в количестве 10 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ перед отпуском по беременности и родам. Работодателем был издан приказ на отпуск от ДД.ММ.ГГГГ Крайний срок, когда работодатель должен был выплатить отпускные не позднее чем за 3 дня начала отпуска, т.е. не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако в нарушении законодательства отпускные были выплачены ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истцу была выплачена заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ г. в размере одного оклада и выплаты за стаж, однако не были выплачены стимулирующие выплаты. Считает, что добросовестно исполняла свои обязанности, дисциплинарных взысканий.

Истец просит суд взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по выплате заработной платы и других выплат в размере <данные изъяты>, денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, привлечь ответчика к административной ответственности за нарушение трудового законодательства и ФЗ №59.

В судебном заседании истец Чатты Р.М. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Велкова Е.А. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать по основаниям изложенным в возражениях.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты

Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В силу абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ, обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии со ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Отношения, связанные с оплатой труда работников государственных учреждений города Севастополя, регулируются Законом г. Севастополя от 06.02.2017 № 320-ЗС «Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений города Севастополя» (далее – Закон № 320-ЗС).

Согласно положениям вышеназванного Закона № 320-ЗС, выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников государственных учреждений в процентном отношении или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами.

Размеры должностных окладов работников государственных учреждений города Севастополя установлены Постановлением Правительства Севастополя от 27.04.2017 № 349-ПП «Об установлении базовых окладов (базовых должностных окладов) работникам государственных учреждений в сфере здравоохранения города Севастополя и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 14.04.2015 N 280-ПП».

Приказом Департамента здравоохранения г. Севастополя от 25.05.2017 № 544 было утверждено Типовое положение об оплате труда работников государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент здравоохранения города Севастополя (далее – Типовое положение).

Пунктом 8 раздела 1 Типового положения предусмотрено, что руководитель учреждения самостоятельно формирует и утверждает (в пределах доведенных учредителем нормативов) штатное расписание учреждения на текущий год в пределах фонда оплаты труда учреждения на текущий год по согласованию с учредителем, при этом доля фонда оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании (выполнении) государственных услуг (работ), устанавливается с учетом обязательных выплат (должностных окладов, компенсационных выплат).

Согласно пункта 11 раздела 1 Типового положения, оплата труда отдельных категорий работников государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя возложены на Департамент, не относящихся по своим функциональным обязанностям к работникам сферы здравоохранения, устанавливается локально-нормативным актом учреждения на основании постановлений Правительства Севастополя и типовых положений об оплате труда для соответствующей отрасли.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

На основании ч. 2 ст. 5, ст. 8 ТК РФ, в коллективных договорах, соглашениях, а также в локальных нормативных правовых актах и трудовых договорах возможно закрепление дополнительных по сравнению с действующим законодательством гарантий работникам и случаев их предоставления.

Согласно ч. 1 ст. 8 ТК РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Статьей 191 ТК РФ предусмотрены поощрения за труд, и указано, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ, включает: фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера.

ГКУС «Медицинский склад № 1043» является государственным учреждением, учредителем которого является Департамент здравоохранения города Севастополя (далее – Департамент здравоохранения).

На учреждение возложены отдельные функции Департамента здравоохранения в части исполнения бюджетных полномочий по закупке лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания для льготной категории граждан.

На основании перечисленных выше нормативно-правовых актов, в Учреждении было утверждено «Положение об оплате труда работников ГКУС «Медицинский склад № 10143» (приказ от 15.07.2019 № 46).

В Положении об оплате труда работников ГКУС «Медицинский склад № 10143», как и в Типовом положении, указано, что к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.

Стимулирующие выплаты в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также в абсолютных размерах.

Стимулирующие выплаты выплачиваются в пределах доведенных бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств бюджета города Севастополя, средств, поступающих от иной, приносящей доход, деятельности, и других источников финансирования учреждения.

Таким образом, стимулирующая часть заработной платы является переменной частью, выплата которой производится при наличии определенных критериев, установленных локально нормативными актами Учреждения. Установление премий работникам является правом работодателя, а не его обязанностью.

Согласно подпункту 7 Положения об оплате труда работников ГКУС «Медицинский склад № 1043, к стимулирующим выплатам относятся выплаты, направленные на мотивацию работника к качественному результату, а также поощрение за выполненную работу:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы.

Конкретный размер выплаты за интенсивность и высокие результаты работы определяется в процентах от оклада или тарифной ставки (оклада) работника. Порядок установления выплаты закрепляется локально-нормативным актом учреждения (подп. 7.1.1 Положения).

Порядок установления стимулирующих выплат за интенсивность и результативность работы работников ГКУС «Медицинский склад № 10143», утвержден приказом директора Учреждения от 15.07.2019 № 48 (далее – порядок установления стимулирующих выплат).

В соответствии с Порядком установления стимулирующих выплат, выплата за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается приказом руководителя Учреждения в виде надбавки за интенсивность труда и выполнение особо важных и ответственных работ.

Выплата за интенсивность и высокие результаты работы устанавливается приказом руководителя учреждения на определенный срок, но не более чем на один календарный год в пределах фонда оплаты труда.

Пунктом 12 Порядка установления стимулирующих выплат, предусмотрен примерный перечень показателей для установления выплат за интенсивность и высокие результаты работы, в том числе: интенсивность и напряженность работы; успешное и добросовестное выполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; привлечение работника к выполнению непредвиденных работ (не входящих в круг обязанностей работника); компетентность работника в принятии соответствующих решений.

Согласно пункту 13 вышеуказанного Порядка, перечень показателей и критерии оценки их достижения могут дополнятся и детализироваться на уровне локальных нормативных актов Учреждения. Основные критерии оценки работников устанавливаются трудовым договором (эффективным контрактом), который заключается при приеме работника на работу.

Как установлено судом и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ истец трудоустроилась в Государственное казенное учреждение Севастополя «Медицинский склад №1043» на должность «<данные изъяты> в отдел организации государственных закупок и сопровождения контрактов, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>

Согласно трудовому договору (эффективному контракту) от ДД.ММ.ГГГГ, оклад Чатты Р.М. составил <данные изъяты>. в месяц.

Надбавка к должностному окладу за выслугу лет в бюджетной сфере - 10% от должностного оклада. Выплаты за интенсивность труда и высокие результаты работы до 100%; выплаты за качество и эффективность труда до 100%; премиальные выплаты.

Работодатель самостоятельно определяет виды, условия, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера в пределах фонда оплаты труда за счет всех источников финансирования. При этом, выплаты стимулирующего характера определяются на основании показателей труда и результатов деятельности как учреждения в целом, так и личного вклада Работника.

Трудовым договором с Чатты Р.М. определены также показатели эффективности деятельности ведущего юрисконсульта отела организации государственных закупок и лекарственного обеспечения.

1) Своевременная подготовка и визирование проектов документов, в том числе писем, планов, приказов, договоров, контрактов и т.п. Оказание правовой помощи работникам в подготовке и оформлению различного рода документов. Участие в разработке и осуществление мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины.

Критерии оценки: наличие – 1 балл; отсутствие – 0 баллов.

2) Осуществление подготовки материалов для выполнения претензионной, исковой работы, представление интересов учреждения в судах, в Управлении Федеральной антимонопольной службы и иных организациях.

Критерии оценки: наличие – 1 балл; отсутствие – 0 баллов.

3) Факт наличия (отсутствия) нарушений законодательства и других нормативно-правых актов в деятельности учреждения

Критерии оценки: наличие – 0 баллов; отсутствие – 1 балл.

4) Соблюдение сроков исполнения документов, своевременное предоставление отчетности, своевременное и качественное ведение предусмотренной документации по ведению деятельности.

Критерии оценки: наличие – 1 балл; отсутствие – 0 баллов.

5) Соблюдение правил трудового распорядка, выполнение приказов и поручений руководства. Корректное поведение, проявление дружелюбности, тактичности и вежливости при взаимодействии с коллегами и другими лицами.

Критерии оценки: наличие – 1 балл; отсутствие – 0 баллов.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Учреждения поступил запрос прокурора Ленинского района г. Севастополя относительно исполнения в Учреждении требований законодательства о противодействии коррупции.

Данный запрос передан на исполнение и подготовку ответа <данные изъяты>Чатты Р.М.

ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) стоит резолюция Чатты Р.М.: подготовлю ответ на запрос прокурора.

ДД.ММ.ГГГГ Учреждением получено представление Прокурора Ленинского района г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ в сфере противодействия коррупции.

Согласно Представления прокурора, в Учреждении не разработаны плановые мероприятия по противодействию коррупции; отсутствует отчет о проведении антикоррупционных мероприятий; не разработана карта коррупционных рисков; не утвержден кодекс этики и служебного поведения работников Учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ, в качестве стимулирующих выплат указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

А силу ч. 2 ст. 135 ТК РФ, данные выплаты устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Суд обращает внимание, что в отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера — прерогатива работодателя.

ДД.ММ.ГГГГ, состоялось заседание Комиссии по оценке выполнения показателей эффективности деятельности работников ГКУС «Медицинский склад № 1043». Комиссией был проведен анализ и оценка указанных выше обстоятельств, выявленных Прокурором нарушений законодательства о противодействии коррупции. Установлено что, <данные изъяты>Чатты Р.М. не было проанализировано состояние дел в Учреждении по вопросам противодействия коррупции, не указано руководителю Учреждения на отсутствие локальных актов, необходимых для применения в Учреждении, т.е. Чатты Р.М. не выполнены трудовые функции, предусмотренные подп. 1.1.4, 1.1.12, 1.1.13 и 1.1.17 трудового договора).

Ненадлежащее выполнение Чатты Р.М. трудовых обязанностей привело к игнорированию норм законодательства по противодействию коррупции в части разработки и внедрению в деятельность ГКУС «Медицинский склад » норм антикоррупционного законодательства.

Результативность и качество выполненных Чатты Р.М. работ в ДД.ММ.ГГГГ были оценены Комиссией по оценке выполнения показателей эффективности деятельности работников ГКУС «Медицинский склад № 1043», исходя из критериев эффективности, предусмотренных условиями Трудового договора, следующим образом: по пункту 1 показателей эффективности согласно Трудового договора – 0 баллов (за несвоевременную подготовку и визирование проектов документов, неоказание правовой помощи работникам учреждения в подготовке и оформлению различного рода правовых документов); по пункту 2 (выполнение претензионной работы, представление интересов учреждения в судах, в УФАС) – 1 балл; по пункту 3 – 0 баллов (за факт нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции (факт зафиксирован п Представлении Прокурора Ленинского района г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ); по пункту 4 - 0 баллов (за некачественное и несвоевременное ведение документации, предусмотренной в сфере противодействия коррупции); по пункту 5 (соблюдение правил трудового распорядка, исполнение распоряжений руководителя) - 1 балл.

С учетом того, что стимулирующие выплаты производятся работникам Учреждения в процентах к должностному окладу, а в ДД.ММ.ГГГГ стоимость одного балла определена приказом руководителя – 10 %, размер стимулирующих выплат, причитающихся работнику Чатты Р.М. определен 20% от должностного оклада. (3 327,40).

К дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства в ДД.ММ.ГГГГЧатты Р.М. не привлекалась, так как с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в ежегодном основном оплачиваемом отпуске, а с ДД.ММ.ГГГГ на больничном по беременности и родам.

Кроме того, следует отметить, что пунктом 14 Порядка установления стимулирующих выплат, предусмотрено, что выплаты за интенсивность и результативность работы работников Учреждения не устанавливаются при наличии у работника за рассматриваемый период дисциплинарных и иных видов взысканий.

Таким образом, если бы Чатты Р.М. была привлечена к дисциплинарной ответственности, стимулирующие выплаты за ДД.ММ.ГГГГ ей бы не были установлены.

Доводы стороны истца о том, что работодателем не выплачены материальная помощь в связи с рождением ребенка в размере должностного оклада суд находит несостоятельными на основании следующего.

В ГКУС «Медицинский склад » действует Положение об оказании материальной помощи работникам Учреждения.

Положением предусмотрено, что материальная помощь в размере не более должностного оклада при наличии фонда заработной платы.

Материальная помощь не входит в систему оплаты труда по ст. 135 Трудового кодекса РФ.

В ДД.ММ.ГГГГ истца поступило заявление о предоставлении материальной помощи в связи с рождением ребенка.

С учетом планируемой экономии фонда заработной платы, а также фактического периода работы Чатты Р.М. в Учреждении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (без учета основного отпуска и отпуска по беременности и родам), исходя из принципа справедливости по отношению к другим работникам Учреждения, которые исполняли свои должностные обязанности в Учреждении непрерывно, руководителем ГКУС «Медицинский склад № 1043» принято решение о выплате Истцу материальной помощи в размере <данные изъяты>

Заявления требования о взыскании материальной помощи в размере должностного оклада, Истец нарушает положения принятого в Учреждении локального акта, так как Положением предусмотрено, что материальная помощь предоставляется в размере не более одного должностного оклада при наличии фонда заработной платы.

На момент подачи Истцом заявления о выплате материальной помощи штат сотрудников был набран в полном объеме. Все работники также имели право на получение причитающихся им обязательных выплат: заработной платы, отпускных, стимулирующих и премиальных выплат, и дополнительной меры поддержки - материальной помощи. Указанные выплаты составляют фонд заработной платы Учреждения.

К концу 2020 года фонд заработной платы был израсходован в полном объеме. В связи с чем, работникам Учреждения, несмотря на успешное окончание планового периода (календарный год), при освоении бюджетных средств (на 96%), направленных на социальное обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами, не были выплачены премиальные выплаты по итогам работы.

На основании вышеизложенного, проанализировав нормы трудового законодательства Российской Федерации и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что согласование выплат денежных средств, являющихся предметом спора, - это право, а не обязанность работодателя, что в свою очередь исключает возможность удовлетворения иска о взыскания выплат стимулирующего характера, материальной помощи.

В силу ч. 9 ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала.

Как установлено судом и следует из материалов дела в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из реестра на зачисление заработной платы на счета сотрудника от ДД.ММ.ГГГГ, заявка на кассовый расход выплата заработной платы (отпускных) за ДД.ММ.ГГГГ г. произведена ДД.ММ.ГГГГ и исполнена Банком.

Таким образом, работодателем не допущено нарушений срока оплаты истцу очередного отпуска, предусмотренного ч. 9 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы.

В связи с отказом в удовлетворении основного требования истца у суда отсутствуют основания для удовлетворения производных требований о взыскании компенсации морального вреда.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Чатты Р.М. к Государственному казённому учреждению Севастополя «Медицинский склад №1043» о взыскании заработной платы и других выплат, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя. Решение в окончательной форме составлено 15 января 2021 года.

Судья Ленинского районного суда

города Севастополя С.В. Калганова