ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3195/19 от 14.01.2019 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2-3195/2019

УИД 78RS0014-01-2019-001036-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 19 июня 2019 года

Московский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Шемякиной И.В.,

при секретаре Тахирове Э.Д.,

с участием: представителя истца ФИО4,

представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «ЮНАЙТЭД ТРЭЙДИНГ» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Московский районный суд города Санкт-Петербурга с иском к ООО «ЮНАЙТЭД ТРЭЙДИНГ» о взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком в лице продавцов торговой точки, расположенной по адресу: <адрес> был заключен договор купли-продажи, в соответствии с которым истцом были приобретены и оплачены шорты. Указанный товар не подошел по фасону, цвету и размеру, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к сотрудникам продавцам с просьбой обменять товар на аналогичный, в чем истцу было отказано. Обстоятельства нарушения прав истца как потребителя установлены Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от ДД.ММ.ГГГГ, которое ответчиком не оспаривалось. Указывает, что разрешение ситуации с обменом и возврата товара повлекло неудобства, связанные с длительными разбирательствами, оскорбление чувства её собственного достоинства, переживания по поводу конфликтной ситуации.

ДД.ММ.ГГГГ истец направила в адрес ответчика претензию с требованием обмена товара, на которую ответчик ответил отказом, указав, что обмен товара возможен исключительно путем оформления возврата товара и новой покупки, при этом сообщил, что на стороне истца возникло неосновательное обогащение, поскольку сотрудниками магазина был оформлен возврат товара, возвращены денежные средства, а товар истец не вернула. Также истец обращалась к ответчику с претензий о возмещении компенсации морального вреда, но в добровольном порядке ответчик требования не удовлетворил. В связи с чем просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, штраф в размере 50% от суммы присужденной судом, почтовые расходы в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.

Истец в судебное заседание не явилась о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представитель истца в судебное заседание явился, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, представил письменную позицию на отзыв ответчика.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил снизить компенсацию морального вреда до 500 рублей, не возражал о взыскании с ответчика издержек на почтовые расходы, просил отказать в удовлетворении требований о взыскании штрафа (л.д.38).

На основании ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав и оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также их взаимную связь и достаточность в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 502 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом. При отсутствии необходимого для обмена товара у продавца покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца.

Аналогичное правовое регулирование закреплено в части 1 статьи 25 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.

Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утверждается Правительством Российской Федерации.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. Продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу (ч.2 ст.25 Закона).

Предоставление законодателем такого права покупателю преследует цель соблюдения интересов потребителя в получении товаров, соответствующих его потребностям и желанию.

При этом законодатель формально не регламентировал процедуру реализации потребителем права, установленного статьей 25 Закона о защите прав потребителей. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются. При этом Закон о защите прав потребителей закрепляет целый ряд преференций для потребителей, как объективно более слабой стороны в соответствующих правоотношениях, нуждающейся в дополнительных гарантиях защиты собственных прав и интересов, предоставленных потребителям ГК РФ и иными нормативными правовыми актами.

Как следует из материалов дела и установлено судом ДД.ММ.ГГГГ истец приобрела у ООО «ЮНАЙТЭД ТРЭЙДИНГ» в лице продавцов торговой точки, расположенной по адресу: <адрес>, шорты, что подтверждается чеком и не оспаривалось ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ истец направила в адрес ответчика претензию, в которой указала, что сотрудниками ООО «ЮНАЙТЭД ТРЭЙДИНГ» нарушены её права как потребителя в связи с отказом в обмене товара, и просила обменять товар на аналогичный (л.д.12-15).

В ответ на претензию ответчик указал, что обмен товара возможен только через оформление возврата товара и новой покупки. ДД.ММ.ГГГГ сотрудники магазина осуществили возврат, вернули денежные средства, и просили истца вернуть товар в магазин (л.д.17).

Согласно акту о возврате товара покупателем от ДД.ММ.ГГГГ истец возвратила, а продавец принял товар шорты <данные изъяты> синий, приобретенные ДД.ММ.ГГГГ по стоимости <данные изъяты> рублей. Указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки (л.д.19).

Согласно протоколу опроса ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, ФИО2 пояснила, что она просила произвести обмен товара, возврата товара не требовала, денежные средства возвращены ей через три дня после конфликтной ситуации (л.д.24).

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу ООО «ЮНАЙТЭД ТРЭЙДИНГ» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст.14.15 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Из содержания указанного постановления следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 16 час.30 минут выявлено нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров, а именно нарушение ст.25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п.29 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01. 1998 № 55 (л.д.27-28).

С учетом установленных обстоятельств, исследованных доказательств, суд приходит к выводу, что ООО «ЮНАЙТЭД ТРЭЙДИНГ» были нарушены права истца как потребителя, поскольку ФИО2, реализуя установленное законом право на обмен товара надлежащего качества, в установленный четырнадцатидневный срок обратилась к продавцу с заявлением о возврате денежных средств, так как товар не подошел ей по фасону и цвету. При этом продавец, не оспаривая право истца на обмен непродовольственного товара надлежащего качества, отказал в удовлетворении требования потребителя об обмене товара, по собственной инициативе возвратив денежные средства и расторгнув договор купли-продажи, тогда как в соответствии с положениями ч.2 ст.25 Закона РФ «О защите прав потребителя» право отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы принадлежит потребителю.

На претензию истца о возмещении компенсации морального вреда ответчиком было отказано (л.д.29-31).

Согласно ст. 15 закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку судом установлено нарушение ответчиком прав истца как потребителя, истец имеет право на компенсацию морального вреда. С учетом характера отношений между истцом и ответчиком, обстоятельств дела, цены договора, исходя из принципов разумности, суд полагает, что в пользу истца с ответчика следует взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно п. 6 ст. 13 закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя

Исходя из общей взыскиваемой судом суммы <данные изъяты> рублей, размер штрафа будет составлять <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>/50%), который также подлежит взысканию с ответчика. Оснований для снижения размера штрафа суд не усматривает.

Часть 1 ст. 88 ГПК РФ предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Учитывая, что истцом в досудебном порядке, с целью обращения к ответчику для восстановления своего нарушенного права были понесены расходы на оплату почтовой корреспонденции, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию данные издержки в сумме <данные изъяты> рубля.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковое заявление ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «ЮНАЙТЭД ТРЭЙДИНГ» - удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЮНАЙТЭД ТРЭЙДИНГ» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, штраф в сумме <данные изъяты>, расходы на отправку почтовой корреспонденции в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, всего в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.

Взыскать с общества ограниченной ответственностью «ЮНАЙТЭД ТРЭЙДИНГ» в доход бюджета города Санкт-Петербурга государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт–Петербургский городской суд через Московский районный суд города Санкт – Петербурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Шемякина