ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3195/20 от 15.10.2020 Братского городского суда (Иркутская область)

УИД 38RS0003-01-2020-003836-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2020 года город Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Вершининой О.В.,

при секретаре Сюртуковой А.В.,

с участием истца прокурора Пащенко В.П., представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3195/2020 по иску прокурора города Братска Иркутской области в интересах ФИО2 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области о признании решения незаконным, взыскании компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда,

установил:

истец, прокурор г.Братска Иркутской области в интересах ФИО2, обратился в суд к ответчику Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области ( далее по тексту - УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области) с иском, в котором просит признать решение № 048-390998/20 от 03.09.2020 об отказе в предоставлении компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно (доплата), незаконным; взыскать компенсацию расходов на проезд с места отдыха в сумме 16 900, 00 руб.

В обоснование иска указано, что ФИО2 является неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, проживающим в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поэтому в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», имеет право на бесплатный проезд к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года. В июле 2020 года, организовав свой отдых самостоятельно, ФИО2 выезжал в <адрес> Татарстан. Проезд к месту отдыха и обратно осуществлялся пенсионером авиационным транспортом. 14.07.2020 ФИО2 обратился в УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о компенсации фактически произведенных им расходов, представив проездные документы, подтверждающие проезд к месту отдыха и обратно. Решением № 048-313796/20 от 23.07.2020 ответчик выплатил компенсацию расходов к месту отдыха по маршруту Братск (АэроБратск) – Новосибирск (международный аэропорт Толмачево) – Казань (международный аэропорт Казань) в размере 16 900, 00 руб. Желая получить компенсацию расходов, потраченных на следование из места отдыха, ФИО2 обратился в УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о доплате к ранее предоставленной компенсации. Решением № 048-390998/20 от 03.09.2020 ответчик отказал ФИО2 в компенсации в размере 16 900, 00 руб. по причине отсутствия обязательного реквизита (код статуса бронирования) в маршрутной квитанции электронного авиабилета по маршруту Казань – Новосибирск – Братск.

В судебном заседании истец прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам.

В судебное заседание истец ФИО2 не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области ФИО1 в судебном заседании иск не признала, суду пояснила, что факт проезда истца к месту отдыха и обратно и размер понесенных им расходов по оплате этого проезда ответчик не оспаривает. Однако считает, что отсутствие в маршрут/квитанции сведений о коде статуса бронирования, противоречит действующему законодательству, а именно форме электронного пассажирского билета.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Исковые требования о возмещении расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно и об оспаривании решения ответчика взаимосвязаны друг с другом, свидетельствуют о наличии спора о праве, поэтому подлежат рассмотрению в исковом производстве.

Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статьей 4 указанного закона определено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176, финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим Постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде: а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов.

Суд считает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула к Закону).

Доказательств того, что истец выезжал не к месту отдыха, суду, исходя из распределения бремени доказывания в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком представлено не было.

ФИО2 проживает в <...>, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, является неработающим пенсионером, получающим страховую пенсию по старости. Указанное подтверждается копией паспорта истца, его пенсионным удостоверением и трудовой книжкой. Наличие у истца права на получение компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно ответчиком не оспаривается. Согласно Положению о Государственном учреждении – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области, данное учреждение является юридическим лицом, которое осуществляет функции по установлению компенсационных и других социальных выплат, отнесенных законодательством Российской федерации к компетенции ПФР.

Обратившись к ответчику с заявлением о выплате произведенных расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно, ФИО2 получил решение о выплате ему компенсации в размере 16 900, 00 руб. и уведомление о принятом решении № 048-313796/20 от 23.07.2020 об отказе в выплате части стоимости проезда в размере 16 900, 00 руб., с указанием причины: в нарушение пункта 9 правил, Разъяснений Министерства труда и социальной защиты РФ, утвержденных приказом № 118н от 18.03.2016, пункта 1 Приложения к приказу Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета в багажной квитанции в гражданской авиации» в маршрутной квитанции электронного авиабилета отсутствует обязательный реквизит –код статуса бронирования. Также в отношении истца вынесено решение № 048-390998/20 от 03.09.2020 об отказе в доплате к ранее предоставленной компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно на основании того, что в маршрутной квитанции электронного авиабилета по маршруту Казань- Новосибирск – Братск отсутствует обязательный реквизит – код статуса бронирования.

При этом в подтверждение факта пребывания на отдыхе, истцом представлены проездные документы, подтверждающие проезд к месту проведения отдыха и обратно по территории РФ, в том числе электронный билет на имя ФИО2 по маршруту Казань- Новосибирск датой вылета 12.07.2020, Новосибирск –Братск датой вылета 13.07.2020 общей стоимостью 16 900, 00 руб., посадочные талоны, справку о подтверждении факта перелета АО «Авиакомпания «Сибирь» и кассовые чеки в подтверждение оплаты билета.

В силу ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В силу ч. 5 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на отдых.

Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от выбранной гражданином формы и места отдыха.

Как следует из п. 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

б) внутренним водным транспортом – в каюте Ш категории речного судна всех линий сообщений,

г) воздушным транспортом – в салоне экономического (низшего) класса,

д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

В силу п. 6 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно Компенсация производится 1 раз в 2 года. Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 01.01.2005. В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.

Согласно п. 9 Правил Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, рассмотревший заявление об указанной компенсации, уведомляет пенсионера о принятом решении в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления.

Судом установлено, что согласно сведениям, представленным ответчиком, ранее с заявлением об оплате проезда к месту отдыха и обратно ФИО2 в Управление ПФР в г. Братске и Братском районе обращался в 2018 году.

Таким образом, суд находит установленным, и это не оспаривается ответчиком, что ФИО2 на период использования проезда являлся неработающим пенсионером, получателем страховой пенсии по старости, проживающим в г. Братске, который относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и у него имеется право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Также установлено, что компенсация расходов по оплате проезда к месту проведения отдыха и обратно данной категории граждан производится за счет средств Пенсионного фонда РФ, и истцом подтвержден факт нахождения на отдыхе в г. Казань. Следовательно, оснований для отказа ФИО2 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда из места отдыха, у пенсионного фонда не имелось.

Отсутствие каких-либо реквизитов в проездных документах, выданных пассажиру транспортной организацией, не может ограничить право пенсионера на получение компенсации, гарантированной государством. Вины пассажира в ненадлежащем оформлении транспортной организацией проездного документа не имеется, довод истца о его выезде к месту отдыха в г. Казань и обратно подтверждается материалами дела и ответчиком не был опровергнут.

Таким образом, требования истца о взыскании компенсации расходов по оплате проезда из места отдыха подлежат удовлетворению в размере 16 900, 00 руб., поскольку в судебном заседании документально подтверждены понесенные истцом расходы по оплате проезда с места отдыха в указанном размере.

Доводы ответчика о необоснованности иска судом отклоняются, поскольку они основаны на произвольном толковании закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора города Братска Иркутской области в интересах ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области № 048-390998/20 от 03.09.2020 об отказе в предоставлении ФИО2 компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно ( доплата).

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области в пользу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда с места отдыха в размере 16 900 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22.10.2020.

Судья : О.В. Вершинина