ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3197/2022 от 18.05.2022 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

дело № 2-3197/2022

23RS0040-01-2021-003106-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года город Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи Кожевникова В.В.,

при секретаре Крапивиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фона Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд к ГУ - Отделения Пенсионного фона Российской Федерации по Краснодарскому краю с иском о признании незаконным отказа в зачете в пенсионный стаж периода прохождения военной службы на территории Узбекской ССР – Республики Узбекистан с 12.09.1986г. по 17.04. 1992г.; обязании зачесть данный период в пенсионный стаж.

В обоснование требований указано, что истец является гражданином Российской Федерации и Государства Израиль, и получает пенсию из Пенсионного Фонда России, с учетом особенностей, предусмотренных двусторонним Договором между Российской Федерацией и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 2016г. (ратифицирован Россией 19.12.2016, закон №426-ФЗ, вступил в силу 01.10.2017г. после ратификации Израилем). Отделение ПФР по Краснодарскому краю, которое обязано выплачивать пенсию за счет средств ПФР, отказывает истцу в зачете в страховой стаж времени военной службы в 1986-1992 гг. на территории Узбекской ССР (современная Республика Узбекистан). Основанием для отказа считает статью 10 указанного Договора между Россией и Израилем,которая исключает из периодов страхования то время, в течение которого гражданин России и Израиля зарабатывал страховой стаж за пределами РСФСР, в том числе, если он работал на территории бывших республик СССР, кроме России.Сам факт несения военной службы на территории Узбекистана с 12.09.1986 г. по 17.04.1992г. ответчиком не оспаривается. Однако ответчик отказывается включить время службы в Узбекистане, включая советский период, в страховой стаж. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представитель истца - ФИО3, действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивал на удовлетворении требований в полном объеме.

Представитель ответчика - ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении требований отказать, ранее представила письменные возражения, в которых указала, что при вынесении решения о назначении страховой пенсии по старости ГУ-Управлением ПФР в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара в страховой стаж истца учтены документально подтвержденные периоды трудовой и иной деятельности (учебы, работы и военной службы), протекавшие на территории РСФСР и РФ. В страховой стаж был учтен период службы с 29.03.1981г. по 11.09.1986г. в войсковой части 58452, на основании архивной справки от 08.08.2019 № 3/ 83623, выданной ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ».Согласно указанной архивной справке, истец 25.03.1981г. призван Ступинским ОГВК, с 29.03.1981г. зачислен в списки части, которая дислоцировалась в г.Нойштрелиц Германия. Поскольку период прохождения военной службы подтверждается Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, указанный период был включен в страховой стаж в связи с тем, что войсковая часть находилась под юрисдикцией РСФСР.В архивной справке от 04.04.2016г. № 3/151044, выданной ФГКУ Центральный архив Министерства обороны РФ», указано, что документами и сведениями за период 1987-1989 годы Центральный архив Министерства обороны РФ не располагает, указанные сведения могут быть получены из Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан.В подтверждение периода деятельности с 1986 по 1992 годы истцом были предоставлены справки о заработке (денежном довольствии) от 29.12.2016г. № к482п, выданные Центральным архивом Министерства обороны Республики Узбекистан. Согласно представленным справкам истец проходил службу в войсковых частях № 44077, 11506, которые, согласно сведений, находящихся в свободном доступе, дислоцировались на территории Узбекской ССР и Республики Узбекистан (г.Термез и пос. Кокайты Сурхандарьинской области), с января 1992 года указанные части входят в состав Вооруженных Сил Республики Узбекистан, что также подтверждается справками, выданными Центральным архивом Министерства обороны Республики Узбекистан. Учитывая, что п. 1 ст. 10 Договора от 06.06.2016г. прямо предусмотрено, что периоды деятельности (в том числе службы), имевшие место на территории бывших Республик СССР, а также иностранного государства, не подлежат включению в страховой стаж для назначения страховой пенсии в соответствии с данным Договором, спорный период службы истца с 12.09.1986г. по 17.04.1992г. на территории Узбекской ССР, а также Республики Узбекистан, не может быть включен в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Третьи лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

С 01.01.2015г. установление и выплата страховых пенсий осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Законом от 28.12.2013г., применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территориях Российской Федерации и Государства Израиль, и являющихся их гражданами, осуществляется с применением Договора между РФ и Государством Израиль о сотрудничестве в области социального обеспечения от 06.06.2016г., вступившего в законную силу с 01.10.2017 г.

Согласно Договору от 06.06.2016г. определение права на пенсию, исчисление ее размера, а также подсчет и подтверждение стажа каждая Договаривающаяся Сторона осуществляет в соответствии со своим законодательством.

В силу п. 1 ст. 10 Договора от 06.06.2016г., предусмотрено, что при определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации, учитываются периоды страхования, приобретенные в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей РСФСР.

Периоды, приобретенные на территории других бывших республик СССР, а также иных государств, не учитываются.

В судебном заседании установлено, что 26.12.2017г. ФИО1, имея российское гражданство, и регистрацию по месту жительства, на территории РФ, обратился в ГУ-Управление ПФР в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Одновременно истцом была представлена справка от 31.10.2017г. № 7387, выданная Генеральным консульством России в Хайфе (Израиль) и подтверждающая постоянное место жительства в Израиле с датой выезда - 21.10.2001г.

Поскольку истец не является получателем пенсии за выслугу лет, устанавливаемой военнослужащим в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», пенсионное обеспечение истца осуществляется с учетом Договора от 06.06.2016 в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При вынесении решения о назначении страховой пенсии по старости, ГУ-Управлением ПФР в Карасунском внутригородском округе г.Краснодара в страховой стаж истца учтены документально подтвержденные периоды трудовой и иной деятельности (учебы, работы и военной службы), протекавшие на территории РСФСР и РФ.

В страховой стаж был учтен период службы с 29.03.1981г. по 11.09.1986г.в войсковой части 58452, на основании архивной справки от 08.08.2019 № 3/ 83623, выданной ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ».Согласно указанной архивной справке, истец 25.03.1981г. призван Ступинским ОГВК, с 29.03.1981г. зачислен в списки части, которая дислоцировалась в г.Нойштрелиц Германия.

Поскольку период прохождения военной службы подтверждается Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации, указанный период был включен в страховой стаж в связи с тем, что войсковая часть находилась под юрисдикцией РСФСР.

В архивной справке от 04.04.2016г. № 3/151044, выданной ФГКУ Центральный архив Министерства обороны РФ», указано, что документами и сведениями за период 1987-1989 годы Центральный архив Министерства обороны РФ не располагает, указанные сведения могут быть получены из Центрального архива Министерства обороны Республики Узбекистан.

В подтверждение периода деятельности с 1986 по 1992 годы истцом были предоставлены справки о заработке (денежном довольствии) от 29.12.2016г. № к482п, выданные Центральным архивом Министерства обороны Республики Узбекистан.

Согласно представленным справкам истец проходил службу в войсковых частях № 44077, 11506, которые, согласно сведений, находящихся в свободном доступе, дислоцировались на территории Узбекской ССР и Республики Узбекистан (г.Термез и пос. Кокайты Сурхандарьинской области), с января 1992 года указанные части входят в состав Вооруженных Сил Республики Узбекистан, что также подтверждается справками, выданными Центральным архивом Министерства обороны Республики Узбекистан.

По результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии, Пенсионным органом не был засчитан в страховой стаж период службы ФИО1 с 12.09.1986г. по 17.04.1992г. на территории Узбекской ССР, а также Республики Узбекистан, со ссылкой на п.1 ст.10 Договора от 06.06.2016г., а именно ответчиком указано, что данной нормой предусмотрено, что периоды деятельности (в том числе службы), имевшие место на территории бывших Республик СССР, а также иностранного государства, не подлежат включению в страховой стаж для назначения страховой пенсии в соответствии с данным Договором, в связи с чем, спорный период службы с 12.09.1986г. по 17.04.1992г. на территории Узбекской ССР, а также Республики Узбекистан, не может быть включен в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Однако, суд не может согласиться с данными выводами Пенсионного органа по следующим основаниям.

Договор от 06.06.2016г. не распространяется на специальное законодательство Договаривающихся Сторон, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих вооруженных сил Договаривающихся Сторон и других, созданных согласно законодательству Договаривающихся Сторон воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, членов их семей, других лиц, приравненных к указанным военнослужащим в части пенсионного обеспечения согласно специальному законодательству Российской Федерации, а также на государственных гражданских служащих (п. 4 ст. 2 Договора).

Отказывая во включении в стаж истца спорного периода, ответчиком не учтено, что положения п.4 ст.2 Договора от 06.06.2016г. выводит из-под действия двустороннего договора нормы о пенсионном обеспечении военнослужащих. Следовательно, у периода военной службы, который при недостаточной продолжительности для получения пенсии Министерства обороны может быть зачтен в страховой стаж для выплаты пенсии ПФР в порядке закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, имеется иммунитет от действия ст. 10 двустороннего договора, и ограничение для территорий, на которых мог иметь место период военной службы, учитываемый для целей исчисления страховой пенсии, в моем случае, а равно в случае других пенсионеров, служивших в Вооруженных Силах МО СССР, применению не подлежит.

Помимо прямого запрета на применение положений российско- израильского договора к вопросам пенсионного обеспечения на основании службы в Вооруженных Силах, следует учесть, что подобный отказ противоречит фундаментальным принципам правовой системы Российской Федерации, как ныне существующего государства, и одновременно как правопреемника Советского Союза.

Согласно положениям ст.ст.31, 32 Конституции СССР от 7 октября 1977 года гражданский долг по защите страны, в том числе путем несения службы в мирное время, был неразрывно связан с обязанностью государства по обеспечению обороноспособности страны и материальному обеспечению Вооруженных сил. В объем материального обеспечения следует включать и права военнослужащих на пенсионное обеспечение, возникающее по основаниям нахождения на военной службе.

Согласно письму Президента РСФСР - Российской Федерации от 24.12.1991 №Пр-2338 года в адрес Генерального секретаря ООН Российская Федерация стала официальным правопреемником СССР в системе международных отношений.

Правопреемство в области внутригосударственного права установлено ст. 4 Конституции РСФСР Российской Федерации от 12.04.1978 года (ред. 11.12.1993 г.).

Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции России от 12.12.1993 г., наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Следовательно, коллизия в двустороннем договоре между положением об исключении из пенсионного стажа периодов работы за пределами РСФСР, и об оставлении вопросов пенсионного обеспечения, возникающего на основании военной службы, за пределами двустороннего договора должно толковаться в пользу последнего, то есть пенсионные права, возникшие в результате военной службы, не могут исключаться Двусторонним договором, как исключается стаж на гражданской работе за пределами РСФСР.

Таким образом, поскольку истец проходит военную службу, в спорный период, как гражданин СССР, то фактически должен рассматриваться, в рамках Договора, как военнослужащий, проходивший воинскую службу, в связи с чем, спорный период прохождения военной службы на территории Узбекской ССР – Республики Узбекистан с 12.09.1986г. по 17.04. 1992г., должен быть включен в пенсионный стаж ФИО1, и требования в данной части подлежат удовлетворению.

При этом, оснований для признания незаконным отказа в зачете в пенсионный стаж, в спорный период, суд не находит.

Руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фона Российской Федерации по Краснодарскому краюо признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии - удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фона Российской Федерации по Краснодарскому краю включить в пенсионный стаж ФИО1 период прохождения военной службы на территории Узбекской ССР – Республики Узбекистан с 12.09.1986г. по 17.04.1992г.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 в остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья В.В. Кожевников

Мотивированное решение изготовлено 20.05.2022г.