ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3198/13 от 12.09.2013 Дмитровского городского суда (Московская область)

Дело № 2-3198\13

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2013 года

Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Князевой В.А., при секретаре Апреликовой М.С,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Цветковой Е.И. о признании незаконными действий (отказов) Департамента городского имущества города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схемы расположения земельных участков и обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Цветкова Е.И. обратилась в суд с заявлением и с учетом уточнения требований просила признать незаконными (неправомерными) действия (отказ) Департамента городского имущества г. Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, испрашиваемых Заявителем в отношении территорий относительно ориентиров:

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым № ;

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым №;

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым №;

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым №;

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым № ;

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым №

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым №;

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым №;

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым №;

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым №;

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым №;

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым №

- <адрес>, вблизи участка с кадастровым № (согласно прилагаемых Схем расположения);

Признать незаконными (неправомерными) действия (отказ) Департамента городского имущества г. Москвы от утверждения Актов о выборе земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ для строительства объекта в отношении вышеуказанных территорий;

Признать незаконными (неправомерными) действия (отказ) Департамента городского имущества г. Москвы от утверждения Схем расположения земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ в отношении вышеуказанных территорий;

Устранить препятствия – обязать Департамент городского имущества г. Москвы утвердить Акты о выборе земельных участков для строительства от ДД.ММ.ГГГГ и Схемы расположения земельных участок от ДД.ММ.ГГГГ

В обосновании требований заявитель указала, что ДД.ММ.ГГГГ, как заинтересованное лицо, обратилась с пакетом документов, состоящим из 9-ти надлежащих заявлений в уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы – Департамент городского имущества г. Москвы о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением к каждому заявлению акта о выборе земельного участка для строительства объекта и схемы расположения объекта.

Заявитель просила, с учетом положений пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ (по каждой территории); обеспечить выбор участков посредством определения вариантов размещения объектов; направить запросы в соответствующие государственные органы для получения информации о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; проинформировать население о возможном предоставлении земельных участков для строительства; оформить акты выбора земельных участков для строительства; принять решения о предварительном согласовании мест размещения объектов; предоставить земельные участки для строительства в аре6нду сроком на 49 лет в порядке п. 5 ст. 30 и ст. 32 ЗК РФ.

Однако Департаментом городского имущества г. Москвы решением от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было отказано в удовлетворении заявлений по причине того, что во-первых - запрашиваемые земельные участки расположены в границах особо охраняемых территорий <адрес>, в связи с чем строительство объектов капитального строительства спортивно-досугового назначения не соответствует режиму использования особо охраняемой зеленой территории <адрес>; во-вторых – в полномочия Департамента городского имущества г. Москвы не входит обеспечение выбора земельных участков и разработка актов выбора участков для строительства; в третьих- запрашиваемые плоскостные сооружения не могут рассматриваться как объекты капитального строительства, для размещения (строительства) которых применяется процедура предварительного согласования мест размещения объектов; в-четвертых – законодательством не предусмотрено строительство проездов и проходов не общего пользования, в связи с чем предусмотрен иной порядок предоставления в аренду и сроком не более одного года.

По мнению заявителя, отказ Департамента городского имущества в принятии решения о предварительном согласовании мест размещения объекта, утверждении актов выбора и схем расположения препятствует заявителю в осуществлении своих прав в отношении испрашиваемых земельных участков.

В судебное заседание заявитель Цветкова Е.И. не явилась; ее представитель действующий по доверенности Цветков И.В. заявленные требования поддержал, ссылаясь на доводы изложенные в заявлении, указав, что с учетом представленных распоряжений Департамента городского имущества города Москвы об утверждении схем расположения земельных участков, относящихся к особо охраняемой зеленой территории <адрес>, им уточнены требования в части указания испрашиваемых территорий -изначально заявлялись требования в отношении 29 территорий, сейчас требования заявлены в отношении 13 территорий.

Представитель заинтересованного лица – Департамента городского имущества г. Москвы – Ефимов К.П., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на то, что оспариваемое решение не нарушает прав заявителя, так как в силу положений Закона г. Москвы «О землепользовании в г. Москве» предусмотрен иной порядок предоставления земельного участка для строительства, в которой отсутствует процедура по предварительному согласованию мест размещения объекта, представив в материалы дела письменные возражения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2)с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Статьей 31 Земельного кодекса РФ регламентированы положения о порядке обращения, рассмотрения и принятия решения по вопросу порядка выбора земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта.

Исходя из анализа вышеуказанной нормы земельного кодекса РФ принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства должно предшествовать проведение работ по его формированию, в том числе предварительное согласование мест размещения объекта, которое оформляется актом выбора земельного участка с указанием проекта его границ. Решение об отказе в предварительном согласовании мест размещения объекта может быть принято только после обеспечения выбора земельного участка органом местного самоуправления. Выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению указанного объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. Наличие таких оснований может быть выявлено и оформлено надлежащим образом в результате проведения процедуры выбора земельного участка, в том числе должно быть установлено, обременен ли испрашиваемый земельный участок правами третьих лиц. В случае установления препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании мест размещения объекта может быть отказано, но только после оформления акта о выборе земельного участка.

Как следует, из представленных в суд документов, содержащих заявления Цветковой Е.И. в уполномоченный орган исполнительной власти г. Москвы – Департамент городского имущества г. Москвы о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением к каждому заявлению акта о выборе земельного участка для строительства объекта и схемы расположения объекта и последовавший на указанные заявления отказ Департамента городского имущества г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ за № № (л.д.177-181), указанное решение было принято уполномоченным органом без соблюдения вышеуказанной процедуры, которая предусмотрена положениями статьи 31 Земельного кодекса РФ.

Однако, в свою очередь, суд при разрешении спорных правоотношений полагает учесть следующее.

Статьей 2 Земельного кодекса РФ регламентировано, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РВ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов Российской Федерации.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен положениями статьи 30 Земельного кодекса РФ.

В пункте 1.1 указанной статьи регламентировано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

В развитии указанной нормы статьей 8 Закона города Москвы № 48 от 19.12.2007г. «О землепользовании в городе Москве», установлено, что земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти г. Москвы, могут быть представлены в аренду гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих участков, при этом договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурсов, аукционов) в соответствии с условиями торгов, за исключением случаев предусмотренных часть 3 указанной статьи.

Таким образом, исходя из анализа указанной нормы Закона г. Москвы, принятой в пределах полномочий, регламентированных п. 1.1 ст. 30 ЗК РФ, орган исполнительной власти г. Москвы установил, что земельные участки предоставляются в аренду на торгах, за следующим исключением:

1) собственникам расположенных на них объектов капитального строительства. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;

2) арендаторам объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности города Москвы. Площадь и границы земельных участков устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы;

3) для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, а также с выполнением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;

4) по соглашению с арендатором земельного участка взамен изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

5) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

Таким образом, заявления Цветковой Е.И. с испрашиваемым правом о предоставлении в аренду земельных участков сроком на 49 лет для строительства не относится к вышеуказанным исключительным случаям и в силу положений указанной статьи 8 Закона г. Москвы № 48 от 19.19.2007г. испрашиваемые земельные участки с указанным целевым назначением (для строительства) подлежат предоставлению на торгах, в связи с чем к данным правоотношениям не применимы положения, регламентирующие порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта (п. 5 ст. 30, ст. 31, ст. 32 ЗК РФ).

В данном случае подлежит применению процедура, предусмотренная пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, а именно:

1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение));принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Заявителем оспаривается отказ в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов выбора земельных участков и схем расположения земельных участков, с обязанием заинтересованного лица утвердить указанные акты выбора земельных участков и схемы расположения земельных участков, тогда как исходя из испрашиваемого заявителем права о предоставлении в аренду земельных участков сроком на 49 лет для строительства и анализом вышеприведенных норм закона, с учетом положений ч. 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, такая процедура не предусмотрена.

В соответствии с положениями статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

С учетом анализа вышеприведенных положений нормативных актов и фактических обстоятельств дела, суд не установил каких-либо нарушений прав заявителя и иных обстоятельств, предусмотренных положениями ст. 255 ГПК РФ, оспариваемым отказом Департамента городского имущества г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, так как при заявленных правоотношениях предусмотрена иная процедура предоставления земельного участка не требующая предварительного согласования места размещения объектов строительства, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 193-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Цветковой Е.И. о признании незаконными действия (отказов) Департамента городского имущества города Москвы – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца.

Судья

Дмитровского городского суда В.А. Князева