Дело № 2-3198/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2017 г.
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Семцива И.В., при секретаре Новак Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ТСЖ "Советская 148", 3-му лицу: ОАО "Донэнерго" в лице Шахтинского района тепловых сетей филиала ОАО "Донэнерго" Тепловые сети о признании незаконным начисление платы по перерасчету за четыре месяца коммунальных услуг по отоплению, обязать исключить из квитанций коммунальных услуг недостоверные данные по оплате за не потребляемые услуги по централизованному отоплению,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в Шахтинский городской суд с иском к ТСЖ "Советская 148" о признании незаконным начисление платы по перерасчету за четыре месяца коммунальных услуг по отоплению, обязании исключить из квитанций коммунальных услуг недостоверные данные по оплате за не потребляемые услуги по централизованному отоплению. В обосновании иска истцы указывают на то, что они являются собственниками квартир в ТСЖ "Советская 148" (жилой дом по <адрес>): ФИО2 и ФИО1 – кв.№; ФИО4 – кв.№; ФИО3 – кв.№, в которых они с разрешения органа местного самоуправления произведено переустройство систем центрального отопления, путем замены его на индивидуальное отопление, осуществляемое при помощи установленных в квартирах индивидуальных газовых котлов. ФИО4 (кв.№) согласовала переустройство ДД.ММ.ГГГГ (протокол Межведомственной комиссии г.Шахты №), ФИО1 (кв.№) согласовала переустройство ДД.ММ.ГГГГ (протокол Межведомственной комиссии г.Шахты №), ФИО6 – прежний собственник квартиры № (в настоящее время ФИО3) согласовала переустройство ДД.ММ.ГГГГ (протокол Межведомственной комиссии г.Шахты №).
Таким образом, истцы указывает в иске, что они в установленном законом порядке произвели и согласовали переустройство принадлежащих им квартир, заключающееся в установке в них индивидуальных газовых котлов, к которым подключены радиаторы отопления и от которых их квартиры обеспечиваются горячей водой. Актами об отключении от тепловой энергии подтверждено, что квартиры истцов отключены от системы центрального теплоснабжения.
Все общедомовые стояки центрального отопления, которые проходят через квартиры истцов, изолированы; в квартирах установлены приборы учета холодного водоснабжения и газоснабжения. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ их квартиры не имеют технических присоединений к коммуникациям систем центрального теплоснабжения ТСЖ и теплоснабжающая организация не предоставляет и не может предоставлять им услуги по подаче тепловой энергии и горячего водоснабжения. Пункт 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении", запрещающий переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, введен в действие после осуществления ими переустройства квартир (а именно с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после пяти лет) и не подлежит применению.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соистца был привлечен сособственник квартиры <адрес> – ФИО2 (л.д.120 том1).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве 3-го лица был привлечен ОАО "Донэнерго" в лице Шахтинского района тепловых сетей филиала ОАО "Донэнерго" Тепловые сети (л.д.231 том 1).
Истцы утверждают, что услуги по централизованному теплоснабжению их квартир, им не оказываются, однако ответчик продолжает производить начисления за данную коммунальную услугу, которая им не оказывается.
Ссылаясь на нарушение ответчиком их прав и законных интересов, истцы, уточняя в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просили суд признать действия ТСЖ "Советская 148" по начислению оплаты по статье "теплоснабжение" необоснованными: 1) признать собственников квартир №, №, № в жилом доме <адрес>, с индивидуальным отоплением, надлежащим образом отключенных от центрального отопления, не являющимися потребителями тепловой энергии; 2) обязать ТСЖ "Советская 148" произвести перерасчет платы собственникам квартир №, №, № в жилом доме <адрес>, с индивидуальным отоплением, надлежащим образом отключенных от центрального отопления, исключив перерасчет за 4 месяца ФИО1, ФИО2 в размере 11 514 руб. 37 коп.; ФИО4 перерасчет за 4 месяца в размере 13 305 руб. 50 коп.; ФИО3 перерасчет за 4 месяца в размере 12 006 руб. 44 коп.; 3) обязать ТСЖ "Советская 148" произвести перерасчет платы за не потребляемые коммунальные услуги по центральному отоплению квартир: № ФИО1, ФИО2; № ФИО3; № ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 4) взыскать с ТСЖ "Советская 148" судебные расходы в пользу ФИО1, ФИО2 в размере 5 300 руб.; ФИО3 в размере 5 300 руб.; ФИО4 в размере 7 948 руб. (л.д.44 том 2).
Истцы неоднократно частично уточняли первоначальные исковые требования (л.д. 9-15, 90, 214-219,237-238 том 1) и в окончательном варианте сформулировали их в том виде как указано выше (л.д.44 том 2).
ФИО2 в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в последней редакции, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ФИО1, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55 том 1), ФИО3, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28 том 1), ФИО4, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.40 том 1) – ФИО5 в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования в последней редакции, просил их удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что его доверители в установленном законом порядке согласовали и произвели переустройство по установке в принадлежащих им жилых помещениях газовых котлов и использования данного источника тепловой энергии в целях отопления и горячего водоснабжения своих квартир. Квартиры истцов отключены от центрального отопления, что подтверждается актами об отключении от тепловой энергии, с ДД.ММ.ГГГГ услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению не получают и не могут получать, что не оспаривается, т.к. это очевидно. Его доверители не возражают на несение затрат на содержание общедомовых нужд, в том числе и по коммуникациям систем центрального теплоснабжения проходящим по местам общего пользования. Однако, в подъездах радиаторов центрального отопления нет, хотя они должны там присутствовать по Правилам, а подвал, в связи с тем, что он технический, не является таким же равнозначным местом общего пользования как подъезд. Расчет теплопотерь по подвалу не может быть принят как обоснованный, т.к. произведен каким то ООО, а не экспертной организацией. Кроме того, потери уже заложены в тариф, тем более, что ТСЖ обязано было по договору теплоснабжения заказывать количество тепловой энергии с учетом того, что 25 из 70 квартир в ТСЖ имеют индивидуальные приборы отопления. При наличии обоснованности расходов на общедомовые нужды, его доверители согласны нести данные расходы, в том числе и по теплоснабжению мест общего пользования. Просил суд, при вынесении решения также учесть приобщенную к материалам дела судебную практику, как судов Ростовской области, Ростовского областного суда, так и иных судов общей юрисдикции, в том числе и вступившее в законную силу определение Шахтинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении мирового соглашения между ТСЖ "Советская 148" и 8 собственниками ТСЖ имеющими индивидуальное отопление, которым ТСЖ обязано не производить начисления за тепловую энергию по их квартирам, а начислять только за отопление мест общего пользования. При этом, указал, что вынесение иного решения, чем в заключенном мировом соглашении, будет ставить его доверителей в неравное положение с участниками утвержденного определением Шахтинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ мирового соглашения. На условия предложенного ответчиком мирового соглашения, по которому доверители должны оплатить задолженность по оплате за непоставленную в квартиры истцов тепловую энергию, по требованию Горжилинспекции за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до подписания мирового соглашения, категорически не согласен.
ФИО1, ФИО3, ФИО4, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, письменно просили рассмотреть дело в свое отсутствие с участие уполномоченного представителя – ФИО5
Председатель правления ТСЖ "Советская 148" – ФИО7, действующий на основании протокола заседания правления ТСЖ "Советская 148" от ДД.ММ.ГГГГ, приказа о назначении председателя, Устава ТСЖ (л.д.67-75,196-210 том 1) и представитель ТСЖ "Советская 148" – ФИО8, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37 том 2) в судебном заседании просили отказать в удовлетворении иска в полном объеме, по основаниям аналогичным указанным в письменном отзыве на иск (л.д.60-63 том 1), если не будет утверждено мировое соглашение, по условиям которого истцы должны будут оплатить задолженность по оплате за тепловую энергию подаваемую в квартиры, по требованию Горжилинспекции за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до подписания мирового соглашения.
Представитель третьего лица ОАО "Донэнерго" в лице Шахтинского района тепловых сетей филиала ОАО "Донэнерго" Тепловые сети – ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.43 том 2) в судебном заседании полагала требования истцовой стороны обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку они не являются потребителями тепловой энергии по квартирам, т.к. их квартиры в ДД.ММ.ГГГГ отключены от центрального отопления и горячего водоснабжения. Полагает, что истцы должны нести только расходы по отоплению мест общего пользования, которые должны определяться по формуле 3 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, однако это выходит за рамки исковых требований истцов.
Выслушав доводы сторон, их представителей, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством (ч. 1 ст. 11 ЖК РФ).
Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу: управления многоквартирными домами; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги… (п.п. 8, 10, 11 ч.1 ст. 4 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 37 Закона "О защите прав потребителей" потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
В соответствии с п. 1 ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичным образом ч. 1 ст. 36 ЖК РФ включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Из содержания приведенных норм следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
В п.п. "д" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 воспроизведена норма о включении в состав общего имущества механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающего более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Пункт 5 вышеуказанных Правил закрепляет, что в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Следовательно, по смыслу п. 6 Правил во взаимосвязи с пп. "д" п. 2 и п. 5 Правил в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (ст. 26 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии с п. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу требований статей 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору на отпуск тепловой энергии энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергий; если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В судебном заседании установлено, что истицы, являются собственниками квартир в жилом доме в ТСЖ "Советская 148" (жилой дом по <адрес>): ФИО2 и ФИО1 – кв.№ (по ? доли в праве собственности); ФИО4 – кв.№; ФИО3 – кв.№, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д.17,39,41-42 том 1).
Также из материалов дела следует и подтверждено в судебном заседании, что в принадлежащих им на праве собственности квартирах, истцы с разрешения органа местного самоуправления произвели переустройство систем центрального отопления, путем замены его на индивидуальное отопление, осуществляемое при помощи установленного в квартирах индивидуальных газовых котлов. ФИО4 (кв.№) согласовала переустройство ДД.ММ.ГГГГ (протокол Межведомственной комиссии г.Шахты №), ФИО1 (кв.№) согласовала переустройство ДД.ММ.ГГГГ (протокол Межведомственной комиссии г.Шахты №), ФИО6 – прежний собственник квартиры № (в настоящее время ФИО3) согласовала переустройство ДД.ММ.ГГГГ (протокол Межведомственной комиссии г.Шахты №), что подтверждается решениями о согласовании переустройства, протоколами Межведомственной комиссии, актами об отключении от тепловой энергии (л.д.18,32,45,-47,93-98 том 1).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцы в установленном законом порядке согласовали и произвели переустройство принадлежащих им квартир, заключающееся в установке в них индивидуальных газовых котлов, к которым подключены радиаторы отопления и от которых их квартиры обеспечиваются горячей водой. Актами об отключении от тепловой энергии подтверждено, что квартиры истцов отключены от системы центрального теплоснабжения.
Все общедомовые стояки центрального отопления, которые проходят через квартиры истцов, изолированы; в квартирах установлены приборы учета холодного водоснабжения и газоснабжения.
В технический паспорт на квартиру <адрес> – собственник ФИО4, в связи с произведенным в ДД.ММ.ГГГГ переустройством внесены изменения. Указано, что отопление и горячее водоснабжение квартиры осуществляются от собственного газового навесного котла (л.д.51-56 том 2).
Пункт 15 ст. 14 ФЗ "О теплоснабжении", запрещающий переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, введен в действие после осуществления ими переустройства квартир (а именно с ДД.ММ.ГГГГ) и не подлежит применению.
В п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что потребителем тепловой энергии признается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
В соответствии со ст. 15.1 Федерального закона "О теплоснабжении" потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды (ч. 1).
Частью 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Поскольку, с ДД.ММ.ГГГГ квартиры истцов не имеют технических присоединений к коммуникациям систем центрального теплоснабжения ТСЖ и теплоснабжающая организация не предоставляет и не может предоставлять им услуги по подаче тепловой энергии, они соответственно не могут являться потребителями тепловой энергии.
Статьей 6 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом (части 1 и 2).
Как указывалось выше, часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
То обстоятельство, что ч. 15 ст. 14 ФЗ от 27.07.2010г. №190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, не влечет за собой незаконности действий истцов по установке в принадлежащем им жилых помещениях газовых котлов и использования данного источника тепловой энергии в целях отопления и горячего водоснабжения квартир.
В силу пункта 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно пункту 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет документы, приведенные в пункте 2 статьи 26 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует и в суде установлено, что истцы в установленном ЖК РФ и Положением "Об устройстве поквартирных систем теплоснабжения с индивидуальными теплогенераторами на природном газе", утвержденным постановлением Администрации г.Шахты от 02.05.2006г. порядке в ДД.ММ.ГГГГ согласовали и произвели переустройство по установке в принадлежащих им жилых помещениях газовых котлов и использования данного источника тепловой энергии в целях отопления и горячего водоснабжения квартир.
Суд принимает во внимание, что с ФЗ "О теплоснабжении" от 27.07.2010г. №190-ФЗ вступила в силу с 01.01.2011г., тогда как переустройство квартир истцов было произведено и согласовано в установленном ЖК РФ порядке в ДД.ММ.ГГГГ.
При этом ни в рамках настоящего дела, ни в отдельном производстве никем осуществленное истцами переустройство квартир не оспаривается.
В судебном заседании установлено, что договор на оказание данной коммунальной услуги с истцами не заключался.
В то же время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком безосновательно начислена оплата за центральное теплоснабжение по квартирам, принадлежащим истцам. Так, за 4 месяца ФИО1, ФИО2 начислен долг за не потребленную услугу в размере 11 514 руб. 37 коп.; ФИО4 в размере 13 305 руб. 50 коп.; ФИО3 перерасчет в размере 12 006 руб. 44 коп.
Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ "О теплоснабжении", запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Однако, как указывалось выше, положения указанного Федерального закона, запрещающие отсоединение помещений от центрального отопления, в данном случае не применимы, поскольку демонтаж центральной системы отопления в жилых помещениях истцов имел место в ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 44 указанных Правил в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
Сведений о том, что установленное в квартире истцов индивидуальное отопление не соответствует вышеизложенным требованиям законодательства, в материалах дела не имеется.
Правомерность установки систем индивидуального отопления в квартирах истцов никем до настоящего времени не оспорена.
Доказательств того, что централизованная система отопления в квартирах истцов восстановлена, ответчиком не представлено.
Поскольку действующим законодательством (ст. 544 ГК РФ) предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги обязан оплачивать её из фактического потребления, а истцы в данном случае таковыми не являются, начисление оплаты за теплоснабжение принадлежащих истцам квартир производиться не должно.
Установлено, что истцами производится оплата по коммунальной услуге за потребленный для отопления квартир газ.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011г., размер платы за коммунальную услугу по отоплению в индивидуальном жилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется исходя из соотношения общей площади индивидуального жилого помещения к общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, умноженное на объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и на тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанной нормой Правил не предусмотрено исключение из общей площади помещений многоквартирного дома площади жилых помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии. При этом обязанность по начислению платы в указанной ситуации также не закреплена.
В соответствии с ч. 5 ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.
Кроме этого, по мнению суда, сами по себе изложенные обстоятельства не подтверждают причинение какого - либо ущерба ответчику, который отчитывается за поставленное ТСЖ количество тепловой энергии в полном объеме на основании данных коллективного общедомового прибора учета тепловой энергии от абонентов, подключенных к сетям централизованного теплоснабжения, а также не опровергают того, что фактически истцы потребителями тепловой энергии по квартирам не являются. В то время как в силу ст.539 ГК РФ оплачивать тепловую энергию потребитель обязан в том случае, если эта тепловая энергия была принята им.
Начисление платы за услугу "теплоснабжение" собственникам жилых помещений, оборудованных индивидуальной системой газового отопления, противоречит положениям пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой, потребитель коммунальной услуги обязан оплачивать её из фактического потребления.
Аналогичная норма приведена в статье 37 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которой потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Исходя из изложенного, при не потреблении истцами теплоснабжения и горячего водоснабжения на индивидуальные нужды и отсутствии у них задолженности по оплате теплоснабжение и горячее водоснабжение на общедомовые нужды, требования ответчика о начислении на них задолженности по оплате теплоснабжение и горячее водоснабжение являются необоснованными, в связи с чем, исковые требования истцов об обязании ТСЖ "Советская 148" произвести перерасчет платы собственникам квартир №, №, № в жилом доме <адрес>, с индивидуальным отоплением, надлежащим образом отключенных от центрального отопления, исключив перерасчет за 4 месяца ФИО1, ФИО2 в размере 11 514 руб. 37 коп.; ФИО4 перерасчет за 4 месяца в размере 13 305 руб. 50 коп.; ФИО3 перерасчет за 4 месяца в размере 12 006 руб. 44 коп., как и требования об обязать ответчика произвести перерасчет платы за не потребляемые коммунальные услуги по центральному отоплению квартир: № ФИО1, ФИО2; № ФИО3; № ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Вместе с тем, оценивая обоснованность требований ТСЖ "Советская 148" о взыскании с ответчиков платы за отопление на общедомовые нужды, необходимо учитывать следующее.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила). Абзацем вторым пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Так как действующее на момент утверждения Правил нормативно-правовое регулирование не предусматривало возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Законность абзаца второго пункта 40 Правил была предметом рассмотрения Верховного Суда РФ. Обратившиеся в ВС РФ заявители указывали, что оспариваемое ими положение возлагает на собственника или пользователя жилого помещения с индивидуальным отоплением в многоквартирном доме с центральным отоплением обязанность производить оплату неоказанной услуги по центральному отоплению всей своей жилой площади, что влечет для него повышенные расходы.
Решением ВС РФ от 07.05.2015г. по делу №АКПИ15-198 в удовлетворении заявления отказано. В своем решении ВС РФ указал, что предусмотренный абзацем 2 пункта 40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению согласуется с положениями ЖК РФ и не противоречит ч. 1 ст. 13 ФЗ от 27.07.2010г. №190-ФЗ, части 1 ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей". Поскольку оспариваемая норма Правил не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы заявителей, то в удовлетворении заявленного ими требования надлежит отказать. Исходя из изложенного, вплоть до изменения законодательного регулирования потребитель коммунальной услуги по отоплению должен вносить плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за её потребление на общедомовые нужды.
При этом им такая плата может быть рассчитана по формуле 3 Приложения №2 к Правилам.
Суд полагает, что между сторонами по данному вопросу может быть достигнуто соглашение, вне рамок рассмотрения настоящего спора, тем более с учетом мирового соглашения утвержденного вступившим в законную силу определением Шахтинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ "Советская 148" и 8 собственниками ТСЖ имеющими индивидуальное отопление, которым ТСЖ обязано не производить начисления за тепловую энергию по квартирам, а начислять только за отопление мест общего пользования (л.д.59-61 том 2).
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 98 ГК РФ с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины и расходов на оплату услуг представителя, которые подтверждаются документально.
При подаче иска истцами была уплачена госпошлина в размере по 300 руб. (л.д.3-8 том 1), которая подлежит взысканию в ответчика в пользу истцов в силу вышеназванной нормы.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Интересы истцов в ходе рассмотрения дела представлял представитель по доверенности ФИО5, за услуги которого истцами понесены расходы по 5000 руб., что подтверждается договорами на оказание юридических услуг, платежными поручениями по оплате юридических услуг (л.д.8-10,45-49 том 2).
С учетом требования разумности, установленной названной нормой, сложности дела, объема собранных по делу доказательств, объема работы представителя, количества состоявшихся судебных заседаний и их продолжительности, суд полагает взыскать с ответчика в пользу истцов в возмещение расходов по оплате услуг представителя, а именно, судебные расходы в пользу ФИО1, ФИО2 в размере 5000 руб.; ФИО3 в размере 5000 руб.; ФИО4 в размере 5000 руб., данные сумме соразмерны оказанной представителем услуге.
Кроме того, ФИО4 понесены расходы за получение копии устава ТСЖ "Советская 148" в размере 200 руб. (л.д.49 том 2), которые подлежат взысканию с ответчика.
Вместе с тем, расходы ФИО4 на получение технического паспорта в размере 2448 руб. не могут быть отнесены судом к издержкам, связанным с рассмотрением дела (ст. 94 ГПК РФ) в связи с чем, не могут быть взысканы с ответчика.
Установленные в суде обстоятельства подтверждаются документами, исследованными в судебном заседании и находящимися в материалах дела.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59, 60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
На основании всех собранных по делу доказательств, суд находит их обоснованными и исковые требований подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к ТСЖ "Советская 148", 3-му лицу: ОАО "Донэнерго" в лице Шахтинского района тепловых сетей филиала ОАО "Донэнерго" Тепловые сети о признании незаконным начисление платы по перерасчету за четыре месяца коммунальных услуг по отоплению, обязать исключить из квитанций коммунальных услуг недостоверные данные по оплате за не потребляемые услуги по централизованному отоплению – удовлетворить.
Признать собственников квартир №, №, № в жилом доме <адрес>, с индивидуальным отоплением, надлежащим образом отключенных от центрального отопления, не являющимися потребителями тепловой энергии.
Обязать ТСЖ "Советская 148" произвести перерасчет платы собственникам квартир №, №, № в жилом доме <адрес>, с индивидуальным отоплением, надлежащим образом отключенных от центрального отопления, исключив перерасчет за 4 месяца ФИО1, ФИО2 в размере 11 514 руб. 37 коп.; ФИО4 перерасчет за 4 месяца в размере 13 305 руб. 50 коп.; ФИО3 перерасчет за 4 месяца в размере 12 006 руб. 44 коп.
Обязать ТСЖ "Советская 148" произвести перерасчет платы за не потребляемые коммунальные услуги по центральному отоплению квартир: № ФИО1, ФИО2; № ФИО3; № ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ТСЖ "Советская 148" судебные расходы в пользу ФИО1, ФИО2 в размере 5300 руб.; ФИО3 в размере 5300 руб.; ФИО4 в размере 5500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд в течение месяца через Шахтинский городской суд, со дня его вынесения в окончательной форме, начиная с 07.11.2017г.
Мотивированное решение изготовлено 07.11.2017г.
Судья: (подпись)
Копия верна:
Судья: И.В.Семцив
Секретарь: Н.А.Новак