ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3198/20 от 10.12.2020 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2020 года. Дело № 2-3198/2020

66RS0007-01-2020-003463-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 03 декабря 2020 года

Чкаловский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Егоровой В.Г.,

при секретаре Устюжаниной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Синицкого Олега Васильевича, Доперко Олега Викторовича, Обертышева Сергея Петровича к Федеральному Государственному бюджетному учреждению "48 ЦНИИИ" Минобороны РФ о взыскании недополученной части заработной платы, за работу в опасных условиях труда, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Синицкий О.В., Доперко О.В., Обертышев С.П. обратились в суд с иском к ФГБУ "48 ЦНИИИ" Минобороны РФ, в котором после уточнения просят взыскать:

- в пользу Синицкого О.В. доплату за работу в опасных условиях в сумме 585697 рублей 03 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 300000 рублей;

- в пользу Доперко О.В. доплату за работу в опасных условиях в сумме 550419 рублей 18 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 300000 рублей;

- в пользу Обертышева С.П. доплату за работу в опасных условиях в сумме 597 025 рублей 04 копейки, компенсацию морального вреда в сумме 300000 рублей;

В обоснование иска указано, что 09.06.2012 между Синицким О.В. и ФБУ «33 ЦНИИИ Минобороны РФ» был заключен трудовой договор № 586, согласно трудовому договору работник был принят на должность пожарного в пожарную команду научно- исследовательского центра (г. Екатеринбург) по основному месту работы, продолжительность рабочего времени - нормальная.

На основании дополнительного соглашения № 586-14/1 от 09.01.2014 к трудовому договору № 586 от 09.06.2012 стороны договорились с 01.01.2014 работодателем по трудовому договору № 586 от 09.06.2012 считать ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны РФ в связи с выделением его в порядке реорганизации из ФГКУ «33 ЦНИИИ» Минобороны РФ.

26.07.2019 трудовой договор был прекращен на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

За период работы с 01.01.2015 по 26.07.2019 Синицкому О.В. не предоставлены следующие компенсации и выплаты:

- доплата к окладу в размере 24%. Сумма, подлежащая выплате, составляет 225 009 рублей 00 копеек.

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск: 112 дней. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 103 480 рублей 00 копеек.

- сокращенная рабочая неделя (36 часов), переработка составляет 899,2 часа. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 259 021 рубль 00 копеек.

Ежегодный оплачиваемый отпуск (28 дней). Сумма доплаты составляет 45 682 рубля 00 копеек.

18.04.2012 г. между Доперко О.В. и ФБУ «33 ЦНИИИ Минобороны РФ» был заключен трудовой договор № 570, в соответствии с которым работник был принят на должность командира подразделения в пожарную команду научно-исследовательского центра (г. Екатеринбург) по основному месту работы, продолжительность рабочего времени - нормальная.

На основании дополнительного соглашения № 570-14/1 от 09.01.2014 к трудовому договору № 570 от 18.04.2012 стороны договорились с 01.01.2014 работодателем по трудовому договору № 570 от 18.04.2012 считать ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны РФ в связи с выделением его в порядке реорганизации из ФГКУ «33 ЦНИИИ» Минобороны РФ.

01.02.2019 трудовой договор был прекращен на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

За период работы с 01.01.2015 по 01.02.2019 Доперко О.В. не предоставлены следующие компенсации и выплаты:

- доплата к окладу в размере 24%. Сумма, подлежащая выплате, составляет 199 188 рублей 00 копеек.

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск: 98 дней. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 84 270 рублей 00 копеек.

- сокращенная рабочая неделя (36 часов), переработка составляет 804,8 часа. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 229 161 рубль 00 копеек.

- ежегодный оплачиваемый отпуск (28 дней). Сумма доплаты составляет 41 276 рублей 00 копеек.

12.05.2012 между Обертышевым С.П. и ФБУ «33 ЦНИИИ Минобороны РФ» был заключен трудовой договор № 575, в соответствии с которым работник был принят на должность пожарного в пожарную команду научно- исследовательского центра (г. Екатеринбург) по основному месту работы, продолжительность рабочего времени - нормальная.

На основании дополнительного соглашения № 575-14/1 от 09.01.2014 к трудовому договору № 575 от 12.05.2012 г. стороны договорились с 01.01.2014 Минобороны РФ в связи с выделением его в порядке реорганизации из ФГКУ «33 ЦНИИИ» Минобороны РФ.

05.09.2019 трудовой договор был прекращен на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

По результатам специальной оценки условий труда рабочее место работников характеризуется опасными условиями труда. На основании карты специальной оценки условий труда от 04.12.2014 № 348 условия труда на рабочем месте установлены: опасные - 4 класс. При этом в нарушение п.п.4 п.2 ст.4, п. 5 ст. 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель не ознакомил Синицкого О.В., Доперко О.В., Обертышева С.П. с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в установленный законом срок (30 дней), у работников отсутствовали сведения о присвоении их рабочему месту 4 класса опасности.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абз. 1, 5 ст. 2 ТК РФ).

Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда (ч. 1, ч. 2 ст. 220 ТК РФ).

В ТК РФ для лиц, осуществляющих трудовую деятельность во вредных условиях, предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных факторов производственной среды и трудового процесса, в числе которых повышенная оплата труда. Конкретные размеры доплат определяются по результатам проведенной специальной оценки условий труда в соответствии с перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда и утверждаются приказом руководителя.

В соответствии с действующим трудовым законодательством 4 класс условий труда предусматривает установление 3 видов компенсаций: доплата, дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная рабочая неделя (ст. 92 ТК РФ. ст. 117 ТК РФ, ст. 147 ТК РФ).

Как указано в ст. 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.

Положениями ст. 117 ТК РФ предусмотрено, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда. При этом продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работодателем установлена в количестве 24 рабочих дней.

В соответствии с ч. 1 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Согласно положениям п. 16 Приложения № 2 к приказу Минобороны России от 23.04.2014 г. № 255 «Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 24% - на работах с опасными условиями труда.

Указанные компенсации работодателем не предоставлялись: доплата к окладу Синицкого О.В., Доперко О.В., Обертышева С.П. в размере 24% не начислялась, дополнительный оплачиваемый отпуск не предоставлялся, продолжительность рабочего времени не была сокращена.

Таким образом, со стороны работодателя были нарушены нормы действующего трудового законодательства.

ФГБУ «48 ЦНИИ» на основании решения Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 29.11.2019 по делу № 12-562/2019, оставленного без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда от 22.01.2020 по делу № 72-44/2020 было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6. ст. 5.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа. Согласно перечисленным актам ФГБУ «48 ЦНИИ» было привлечено к административной ответственности за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, а именно за то, что в нарушение действующего трудового законодательства работодателем не был повышен должностной оклад за работу с вредными условиями труда в соответствии с Приказом Министерства обороны РФ № 255 от 23.04.2014 года. При этом в Государственной инспекции труда в Свердловской области находятся документы, свидетельствующие о проведении СОУТ и установлении 4 класса условий труда на основании карты специальной оценки условий труда от 04.12.2014 г. № 348, а также подтвержденные сведения об отсутствии информации об условиях труда в трудовом договоре, заключенном между работодателем и работниками о непредставлении работникам гарантий и компенсаций за работу в условиях, отнесенных по результатам СОУТ к опасным, что подтверждается ответом ГИТ по Свердловской области от 09.08.2019 г. № 66/10-2299-19-ОБ.

В ответе Военной прокуратуры Екатеринбургского гарнизона от 22.11.2019 г. указано, что по результатам проверки по жалобе о нарушении прав работников ФГБУ «48 ЦНИИ» привлечено к административной ответственности. Одним из оснований привлечения к административной ответственности являлось правонарушение, связанное с невыплатой компенсаций работникам, условия труда которых отнесены к категории опасных. Помимо этого, в названную воинскую часть было внесено предписание на устранение выявленных нарушений, в том числе по вопросам начисления и выплаты компенсаций в связи с осуществлением трудовой деятельности во вредных и опасных условиях труда. Также в ответе Военной прокуратуры Екатеринбургского гарнизона от 22.11.2019 содержится указание на то, что уполномоченным органом, осуществляющим контрольно-надзорные функции в области труда, от должностных лиц ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны России потребовано в досудебном порядке осуществить выплаты работникам за осуществление трудовой функции в опасных условиях труда. Внастоящем случае речь идет о постановлении главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Арефьевой Н.В. от 29.08.2019, которое вступило в законную силу 22.01.2020.

13.03.2020 в адрес работодателя была направлена претензия с требованием о выплате Синицкому О.В. невыплаченных сумм, всего в размере 940 692 рубля 00 копеек.

В своем ответе от 15.04.2020 г. № 1451 на указанную претензию работодатель в удовлетворении претензионных требований отказал, аргументируя свой отказ тем, что Приказ Министерства обороны РФ № 255 от 23.04.2014 года утратил свою силу с 10.12.2019 в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» и применению подлежит Приказ Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545, в котором отсутствуют ранее имеющиеся в Приказе № 255 нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты на работу с вредными, опасными условиями труда.

Аргументация ответчика является несостоятельной в силу положений ст. 12 ТК РФ, где указано, что закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. При этом правоотношения работников и работодателя возникли и длились в период действия Приказа Министерства обороны РФ № 255 от 23.04.2014 г., Приказ Министра обороны РФ от 18.09.2019 № 545 не предусматривает обратной силы. Таким образом, позиция ответчика нарушает нормы действующего законодательства.

Следует отметить, что в соответствии с положениями ст. 231 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме. Поскольку нарушение трудовых прав работников со стороны работодателя носило длящийся характер, моральный вред, причиненный Синицкому О.В. в связи с этим, он оценивает в размере 300 000 рублей 00 копеек.Моральный вред, причиненный Доперко О.В., он оценивает в размере 300 000 рублей 00 копеек.Моральный вред, причиненный Обертышеву С.П., он оценивает в размере 300 000 рублей 00 копеек.

Истцы Обертышев С.П., Доперко О.В. в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещены о дне слушания дела.

Истец Синицкий О.В. его представитель Ткаченко А.Н., также представляющая интересы Обертышева С.П., Доперко О.В. в судебном заседании исковые требования поддержали с учетом уточнения.

Представители ответчика Шилькрот Е.П., Хорошкина М.М., действующие на основании доверенности, в судебном заседании и в письменном отзыве исковые требования признали в части, указали, что повышенная оплата труда за работу во вредных условиях труда начисляется только за фактически отработанное время в этих условиях.

Согласно части первой ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть вторая ст. 147 ТК РФ). Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии) либо коллективным договором, трудовым договором (часть третья ст. 147 ТК РФ).

По смыслу ст. 146 и 147 ТК РФ повышенная оплата предоставляется именно за фактическую работу в особых условиях. Доплаты за вредные условия устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются только за время фактической занятости на этих местах.

Также полагают, что подтверждение правильности установления повышенной оплаты за фактическое отработанное время во вредных условиях труда усматривается и из части третьей ст. 121 ТК РФ, определяющей порядок исчисления стажа для предоставления другого вида компенсации за работу во вредных условиях труда — дополнительного оплачиваемого отпуска. В силу указанной нормы в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время

Соответственно, если работник выполняет трудовую функцию в условиях, дающих право на льготу, только часть рабочего времени, то работодателю необходимо организовать учет часов, фактически отработанных во вредных условиях (часть четвертая ст. 91 ТК РФ), что и сделано ответчиком: организовано ведение учета времени фактически отработанного во вредных условиях, и отражается в табелях учета рабочего времени.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» утверждено Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений.

В целях реализации в системе Министерства обороны России постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 № 255 (ред. от 18.08.2016, с изм. от 30.01.2018) «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (вместе с Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации» (далее по тексту - Приказ МО РФ) (Зарегистрировано в Минюсте России 17.06.2014 N 32708) (действовал в период возникновения спорных отношений и утратил силу в связи с изданием приказа Министра обороны РФ от 18 сентября 2019 г. №545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») для гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений системы, занятому на работах с опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются - на 24 % (двадцать четыре процента).

Согласно этим условиям выплаты компенсационного характера, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством. Гражданскому персоналу устанавливаются выплаты компенсационного характера, в частности работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Выплаты компенсационного характера останавливаются к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) в виде надбавок, доплат, если иное не установлено законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Однако, согласно п.16 Приказа МО РФ, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 24 процента при условии, что работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

При записи в списке «постоянно занятый» или «постоянно работающий» в счетвремени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, предусмотренных в Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего времени, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности.

Картами Специальной оценки условий труда № 348 и № 350 установлено, что работа сотрудников пожарной команды в кабинетах, в гараже, в бытовых помещениях, в кабине автомобиля, то есть во всех местах где они исполняют должностные обязанности не относится к вредным условиям труда. К вредным условиям отнесены только фактическое тушения пожара, по формальному признаку, в связи с тем, что степень вредности при тушении пожара оценить не возможно.

Согласно табелям учета рабочего времени и книг дежурств пожарной команды за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы ни одного дня отработанного во вредных или опасных условиях труда не зафиксировано, а это значит, что доплата к окладу в размере 24% истцам не положена.

Согласно статье 115 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 116 Кодекса).

Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно, т е. в каждом рабочем году.

При этом стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, определяется в календарном исчислении и отсчитывается со дня начала работы. Если какие-либо периоды времени в соответствии с частью 2 статьи 121 Кодекса не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание рабочего года отодвигается на число дней отсутствия работника, исключенных из стажа работы для отпуска.

Общие правила исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, содержатся в частях 1 и 2 статьи 121 Кодекса.

Особенности исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установлены частью 3 статьи 121 Кодекса, согласно которой в стаж, дающий право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, включается только фактически отработанное время в соответствующих производствах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Указанная статья Кодекса не содержит перечня периодов, которые исключаются из стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Поэтому из стажа исключаются все те периоды, когда работник не находился под воздействием вредных условий труда.

Кодекс не устанавливает механизма исчисления стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск.

Порядок предоставления дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда определен в Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС (далее - Инструкция). Инструкция в части, не противоречащей Кодексу, подлежит применению в силу части 1 статьи 423 Кодекса.

Согласно пункту 8 Инструкции дополнительный отпуск предоставляется работнику в полном объеме, если в данном рабочем году он фактически проработал во вредных условиях не менее 11 месяцев. Если работник отработал менее 11 месяцев, то дополнительный отпуск ему предоставляется пропорционально отработанному времени (пункт 9 Инструкции).

При исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск или выплату компенсации за него пропорционально проработанному времени, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток дней, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца (пункт 10 Инструкции).

При этом в счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, засчитываются лишь те дни, в которых работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства цеха, профессии или должности (пункт 12 Инструкции).

Инструкцией предусматривалось включение в стаж работы периодов временной нетрудоспособности и т.д., но данное положение признано недействующим с 1 февраля 2002 года решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 апреля 2004 № ГКПИ 2004-481 в связи с вступлением в силу Кодекса.

Таким образом, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях должен предоставляться в сроки установленные для каждого работка графиком отпусков, а его продолжительность должна быть пропорциональна фактически отработанному во вредных условиях времени.

При определении количества календарных дней при предоставлении работнику дополнительного отпуска за работу во вредных условиях количество календарных дней дополнительного отпуска округляется в пользу работника.

Согласно табелям учета рабочего времени и журналу учета продолжительности работы во вредных условиях труда сотрудников пожарной команды за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы видно, что истцы ни одного дня не работали во вредных условиях, а это значит, что дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях им не положен, а ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней был предоставлен в полном объеме и надлежащим образом.

Согласно ст. 92 ТК РФ, для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

Сокращенная рабочая неделя (36 часов) предоставляется работникам, которые непосредственно осуществляют свою работу в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда.

Согласно табелям учета рабочего времени и журналу учета продолжительности работы во вредных условиях труда сотрудников пожарной команды за 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы видно, что истцы пи одного дня не работали во вредных условиях, а это значит, что сокращенная рабочая неделя не более 36 часов истцам предоставляться не должна.

Предельный размер сверхурочной работы, установленный ст.99 Трудового Кодекса Российской Федерации, в размере 120 часов в год работникам оплачен в полном объеме.

В исковом заявлении истцы указали перечень непредставленных компенсаций и выплат составляет:

Синицкому О.В. (истец-1) за период 01.01.2015-26.07.2019:

1. Доплата к окладу в размере 24%. Сумма, подлежащая выплате, составляет 225 009 руб. 00 коп.

2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 112 дней Сумма, подлежащая компенсации, составляет 103 480 руб. 00 коп.

3. Сокращенная рабочая неделя (36 часов), переработка составляет 899,2 часа. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 259 021 руб. 00 коп.

4. Ежегодный оплачиваемы отпуск (28 дней). Сумма доплаты составляет 45 682 руб. 00 коп.

ИТОГО: 633 192 (Шестьсот тридцать три тысячи сто девяносто два) рубля 00 копеек.

Доперко О.В. (истец-2) за период 01.01.2015-01.02.2019:

1. Доплата к окладу в размере 24%. Сумма, подлежащая выплате, составляет 199 188 рублей 00 копеек.

2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск: 98 дней. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 84 270 рублей 00 копеек.

3. Сокращенная рабочая неделя (36 часов), переработка составляет 804,8 часа. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 229 161 рубль 00 копеек.

4. Ежегодный оплачиваемый отпуск (28 дней). Сумма доплаты составляет 41 276 рублей 00 копеек.

ИТОГО" 553 895 (Пятьсот пятьдесят три тысячи восемьсот девяносто пять) рублей 00 копеек.

Обертышеву С.П. (истец-3) за период 01.01.2015-05.09.2019:

1. Доплата к окладу в размере 24%. Сумма, подлежащая выплате, составляет 218 916 руб. 00 коп.

2. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск 112 дней Сумма, подлежащая компенсации, составляет 96 331 руб. 00 коп.

3. Сокращенная рабочая неделя (36 часов), переработка составляет 922.4 часа. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 252 079 рубль 00 копеек.

4. Ежегодный оплачиваемы отпуск (28 дней). Сумма доплаты составляет 27 484 руб. 00 коп.

ИТОГО: 594 810 (Пятьсот девяносто четыре тысячи восемьсот десять) рублей 00 копеек.

Истцы к исковому заявлению прикладывают расчеты и указывают висковом заявлении только количество дней и часов которые не соответствуют действительности, так как непонятно на чем основаны эти вычисления истцов.

Обязанность по доказыванию факта размера задолженности по невыплаченным компенсациям возлагается на истца. Истцы свою прямую обязанность не исполнили.

Информация о том, что истцам положен ежегодный оплачиваемый отпуск (28 дней) не соответствует действительности, что также подтверждается приказами на отпуск по организации и графиками отпусков (см. приложения).

Доводы истцов о взыскании морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, не соответствует действительности.

Исходя из того, что Ответчиком правомерно не осуществлялась доплата к окладу в размере 24%, не предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, не предоставлена сокращенная рабочая неделя (36 часов), в виду правомерного поведения Работодателя, Ответчик считает необоснованными требования Истцов о возмещении ему морального вреда, поскольку в силу статьи 237 ТК РФ подлежит возмещению только моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя. Кроме того, Ответчик обращает внимание суда на то, что - в то время, как обязательному установлению судом (в силу п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10) подлежит, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий - Истом не представлено не только доказательств причинной связи между причиненным моральным вредом и действиями работодателя, но и не представлено доказательств факта наличия самого морального вреда, т.е. физических и нравственных страданий Истца.

Все действия истцов показывают только одно, что истцам интересно получить денежные средства с ответчика любым способом.

У истцов нет оснований подавать исковое заявление в суд о взыскании доплат за работу в опасных условиях труда, взыскании морального вреда

В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Так, согласно документам, у истца Доперко О.В. трудовой договор расторгнут 01.02.2019, а это означает, что согласно ст. 392 ТК РФ у истца Доперко О.В. нет оснований для подачи искового заявления в суд, так как истек срок годичной давности

Следует отметить, что незнание сотрудником законодательства в части полагающихся ему льгот и компенсаций не является уважительной причиной для пропуска срока подачи иска, если в последствии выяснится, что права сотрудника были нарушены. О нарушении своих прав сотрудник может беспрепятственно узнавать из нормативных актов, находящихся в открытом доступе. В связи с этим течение срока начинается не с момента фактического ознакомления сотрудника с документом, где прописаны льготы и компенсации, а с момента, когда он мог узнать о таких льготах и компенсациях и сделать вывод, что работодатель нарушает его права. Правомерность такой позиции подтверждает и судебная практика. Если сотруднику полагались компенсации, о которых он узнал во время работы либо после увольнения (к примеру, от бывших коллег), то срок следует исчислять не с момента, когда сотрудник фактически узнал о существовании у него права на компенсацию, а с момента, когда он мог узнать об этом из официально опубликованного документа, устанавливающего компенсацию, в открытых информационных источниках. См., например, определения Пермского краевого суда от 11 мая 2011 г. № 33-4485, Красноярского краевого суда от 2 ноября 2011 г. № 33-10444.

Так, в соответствии с картой опасности условий труда № 348 от 04.12.2014, истец Синицкий О.В. был ознакомлен с условиями труда: опасные - 4 класс 26 февраля 2015 года.

В соответствии с картой опасности условий труда № 348 от 04.12.2014, истец Доперко О.В. был ознакомлен с условиями труда: опасные - 4 класс 26 февраля 2015 года.

В соответствии с картой опасности условий труда № 350 от 04.12.2014, истец Обертышев С.П. был ознакомлен 20.02.2015 с условиями труда: опасные - 4 класс 26 февраля 2015 года.

Таким образом, всеми истцами срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, и оснований подавать в суд у работников нет.

Каких-либо иных доказательств, подтверждающих объективные обстоятельства и уважительные причины, препятствовавшие истцу своевременно обратиться в суд для разрешения индивидуального трудового спора, истцами в соответствии со ст. 56 ГПК НФ не представлено.

В настоящем деле истцы не представили ни одного доказательства по существу спора, что свидетельствует о необоснованности данных доводов.

Просили в удовлетворении требований Доперко О.В. отказать в полном объеме, в пользу Синицкого О.В. иск признали в виде доплат за работу в опасных условиях в сумме 12724 рубля 34 копейки, с учетом НДФЛ, в пользу Обертышева С.П. иск признали в сумме 12607 рублей 77 копеек.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполняемой работы.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.

Согласно ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор является условие об оплате труда.

Статьей 72 ТК РФ установлено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, изменение размера тарифной ставки или оклада работника, установление или отмена доплат, надбавок и поощрительных выплат осуществляется только по соглашению сторон.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно вышеуказанной норме права, снижение заработной платы работнику допускается по инициативе работодателя, когда изменение определенных трудовым договором условий было вызвано объективной необходимостью, а именно изменением организационных или технологических условий труда, то есть объективными причинами производственного характера, делающими невозможным сохранение включенных ранее в трудовой договор условий.

Судом установлено, что 09.06.2012 между Синицким О.В. и ФБУ «33 ЦНИИИ Минобороны РФ» был заключен трудовой договор № 586, согласно трудовому договору работник был принят на должность пожарного в пожарную команду научно- исследовательского центра (г. Екатеринбург) по основному месту работы, продолжительность рабочего времени - нормальная.

На основании дополнительного соглашения № 586-14/1 от 09.01.2014 к трудовому договору № 586 от 09.06.2012 стороны договорились с 01.01.2014 г. работодателем по трудовому договору № 586 от 09.06.2012 считать ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны РФ в связи с выделением его в порядке реорганизации из ФГКУ «33 ЦНИИИ» Минобороны РФ.

26.07.2019 трудовой договор был прекращен на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Истцом указано, что за период работы с 01.01.2015 по 26.07.2019 Синицкому О.В. не предоставлены следующие компенсации и выплаты:

- Доплата к окладу в размере 24%. Сумма, подлежащая выплате, составляет 225 009 рублей 00 копеек.

- Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск: 112 дней. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 103 480 рублей 00 копеек.

- Сокращенная рабочая неделя (36 часов), переработка составляет 899,2 часа. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 259 021 рубль 00 копеек.

Ежегодный оплачиваемый отпуск (28 дней). Сумма доплаты составляет 45 682 рубля 00 копеек.

18.04.2012 между Доперко О.В. и ФБУ «33 ЦНИИИ Минобороны РФ» был заключен трудовой договор № 570, в соответствии с которым работник был принят на должность командира подразделения в пожарную команду научно-исследовательского центра (г. Екатеринбург) по основному месту работы, продолжительность рабочего времени - нормальная.

На основании дополнительного соглашения № 570-14/1 от 09.01.2014 к трудовому договору № 570 от 18.04.2012 стороны договорились с 01.01.2014 работодателем по трудовому договору № 570 от 18.04.2012 считать ФГБУ «48 ЦНИИ» Минобороны РФ в связи с выделением его в порядке реорганизации из ФГКУ «33 ЦНИИИ» Минобороны РФ.

01.02.2019 трудовой договор был прекращен на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Истцом указано, что за период работы с 01.01.2015 г.-01.02.2019г. Доперко О.В. не предоставлены следующие компенсации и выплаты:

- Доплата к окладу в размере 24%. Сумма, подлежащая выплате, составляет 199 188 рублей 00 копеек.

- Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск: 98 дней. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 84 270 рублей 00 копеек.

- Сокращенная рабочая неделя (36 часов), переработка составляет 804,8 часа. Сумма, подлежащая компенсации, составляет 229 161 рубль 00 копеек.

- Ежегодный оплачиваемый отпуск (28 дней). Сумма доплаты составляет 41 276 рублей 00 копеек.

12.05.2012 между Обертышевым С.П. и ФБУ «33 ЦНИИИ Минобороны РФ» был заключен трудовой договор № 575, в соответствии с которым работник был принят на должность пожарного в пожарную команду научно- исследовательского центра (г. Екатеринбург) по основному месту работы, продолжительность рабочего времени - нормальная.

На основании дополнительного соглашения № 575-14/1 от 09.01.2014 к трудовому договору № 575 от 12.05.2012 стороны договорились с 01.01.2014 Минобороны РФ в связи с выделением его в порядке реорганизации из ФГКУ «33 ЦНИИИ» Минобороны РФ.

05.09.2019 трудовой договор был прекращен на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

По результатам специальной оценки условий труда рабочее место работников характеризуется опасными условиями труда. На основании карты специальной оценки условий труда от 04.12.2014 г. № 348 условия труда на рабочем месте установлены: опасные - 4 класс. При этом в нарушение п.п.4 п.2 ст.4, п. 5 ст. 15 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» работодатель не ознакомил Синицкого О.В., Доперко О.В., Обертышева С.П. с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в установленный законом срок (30 дней), у работников отсутствовали сведения о присвоении их рабочему месту 4 класса опасности. Доказательств в опровержение указанной позиции ответчик, в нарушении ст. 56 ГПК РФ, не представил, т.к. истцами в судебном заседании оспаривался факт, что они ознакомлены с результатами проведения специальной оценки условий труда.

Суд соглашается с позицией стороны истца, что Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О статусе военнослужащих", не содержит положений, запрещающих прекращение выплат работникам или военнослужащим дополнительных денежных средств за работу во вредных (особо вредных) условиях труда со дня, когда работодателем или командованием будет выявлен факт их незаконного, необоснованного установления работникам или военнослужащим.

Истцы указывают, что узнали о нарушенном праве после проведенной проверки Государственной инспекцией труда в Свердловской области и принятого решения Чкаловским районным судом г.Екатеринбурга от 29.11.2019, вступившего в законную силу 22.01.2020.

Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 29.11.2019 ФГБУ «48 ЦНИИ» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6. ст. 5.27 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа, указанным решением установлено, что ФГБУ «48 ЦНИИ» привлечено к административной ответственности за то, что в нарушение ст.ст. 8, 22 Трудового кодекса Российской Федерации юридическим лицом не был повышен должностной оклад за работу с вредными условиями труда в размере 4% работнику Синицкому О.В. в соответствии с Приказом Министерства обороны РФ №255 от 23.04.2014 года.

Также из решения суда 29.11.2019, следует, что выявленные нарушения трудового законодательства влекут наступление административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заявитель Синицкий О.В. имел право на повышение оплату труда не менее 4 % тарифной ставки (оклада). Ссылка защитника, что работник должен отработать в опасных условиях труда не менее половины рабочего времени, основано на неверном толковании закона, поскольку зависимость повышенного размера оплаты труда от времени, фактически отработанного в опасных или вредных условиях труда, нормами трудового законодательства не установлена.

Апелляционным определением Свердловского областного суда от 22.01.2020 решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга было оставлено без изменения.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Таким образом, суд приходит к выводу, о том право истцов на получение доплат за работу в опасных условиях труда доказано.

Ответчиком заявлено о применении срок для обращения в суд в соответствии со ст. 392 ТК РФ.

Истцы и их представитель в судебном заседании возражали против применения пропуска срока для обращения в суд, указали, что срок не пропущен, т.к. о нарушенном праве истцы узнали только 29.11.2019 года, после вынесения решения Чкаловским районным судом г. Екатеринбурга по делу об административном правонарушении № 12-562/2019.

Оснований для применения пропуска срока для обращения с иском, суд не находит, т.к. истцы являются юридически слабой стороной в настоящем споре, о нарушенном праве узнали с момента вынесения Чкаловским районным судом г. Екатеринбурга решения по административному делу 12-562/2019 от 29.11.2019 года, в связи с чем суд считает, что срок пропущен по уважительной причине.

Суд проанализировав, на основании ст. 67 ГПК РФ расчет представленный истцами и коррасчет представленный ответчиком, приходит к выводу о том, что расчет ФГБУ «48 ЦНИИ» произведен в соответствии с требованиями трудового законодательства, помесячно и с учетом отработанного истцами рабочего времени.

Таким образом, суд считает, что необходимо взыскать с ФГБУ «48 ЦНИИ» в пользу:

- Синицкого О.В. недополученную часть заработной платы (с учетом НДФЛ) за период с 01.01.2015 по 26.07.2019 в сумме 365 413 рублей 15 копеек (2019 год- 68603,32+ 2018 год – 81376,56+ 2017 год -60449,46+2016 год – 89073,08+2015 год-65910,73);

- Обертышева С.П. недополученную часть заработной платы (с учетом НДФЛ) за период с 01.01.2015 по 05.09.2019 в сумме 345 11 1 рублей 17 копеек (2019 год- 56387,35+ 2018 год -90542,92 + 2017 год -77114,20+2016 год -58538,65+2015 год -62528,05);

- Доперко О.В. недополученную часть заработной платы (с учетом НДФЛ) за период с 01.01.2015 по 01.02.2019 в сумме 328 926 рублей 09 копеек (2019 год - 10455,59+2018 год -106610,72+2017 год -74899,53+2016 год -72090,13+2015 год -64870,12).

В удовлетворении остальной части заявленных требований истцам следует отказать.

В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации – моральный вред, причиненный работнику, оценивается судом с учетом неправомерных действий (или бездействия) со стороны работодателя.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 от 20.12.1994 года «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», суд вправе обязать работодателя компенсировать причиненные работнику нравственные страдания в связи с задержкой причитающихся выплат.

Моральный вред истцов выразился в нравственных страданиях и переживаниях в связи с нарушением трудовых прав.

Суд пришел к выводу о том, что соразмерно и достаточно возложить обязанность на ответчика по взысканию компенсации морального вреда в пользу каждого истца в сумме 10 000 рублей 00 копеек.

В соответствии со статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 13 697 рублей 25 копеек, от уплаты которой истцы в силу закона освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Синицкого Олега Васильевича, Обертышева Сергея Петровича, Доперко Олега Викторовича к Федеральному Государственному бюджетному учреждению «48 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недополученной части заработной платы, за работу в опасных условиях труда, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального Государственного бюджетного учреждения «48 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации в пользу:

- Синицкого Олега Васильевича недополученную часть заработной платы за период с 01.01.2015 по 26.07.2019 в сумме 365413 рублей 15 копеек, компенсацию морального вреда 10000 рублей;

-Обертышева Сергея Петровича недополученную часть заработной платы за период с 01.01.2015 по 05.09.2019 в сумме 345111 рублей 17 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.

-Доперко Олега Викторовича недополученную часть заработной платы за период с 01.01.2015 по 01.02.2019 в сумме 328926 рублей 09 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Федерального Государственного бюджетного учреждения «48 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 13697 рублей 25 копеек.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: В.Г. Егорова