ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3198/2021 от 08.07.2021 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Чистиловой А.А.,

при секретаре Даниловой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чушкиной И.Е. к Министерству социального развития Московской области в лице Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения о признании незаконными решений от <дата>, , , об отказе в назначении пособий, возложении обязанности назначить пособия на детей,

УСТАНОВИЛ:

Истец Чушкина И.Е. обратилась в суд с требованиями к ответчику Министерству социального развития Московской области в лице Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения о признании незаконными решений от <дата>, , , об отказе в назначении пособий, возложении обязанности назначить пособия на детей (л.д. 2-4).

В обоснование заявленных требований указано, что истец является матерью несовершеннолетних детей: Ч.Е., <дата> года рождения, Ч.В., <дата> года рождения, Ч.Д., <дата> года рождения, Ч.С., <дата> года рождения. В целях получения единовременного пособия при рождении ребенка Ч.Е. и ежемесячных пособий на детей истец обратилась в Сергиево-Посадское управление социальной защиты Министерства социального развития Московской области. <дата> Сергиево-Посадским управлением принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка Ч.В. Основанием для отказа послужило непредставление документов, подтверждающих сведения о доходах хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев. <дата> Сергиево-Посадским управлением принято решение и об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению пособия на ребенка Ч.Д. и Ч.С. Основанием отказа послужило предоставление неполных сведений о доходах семьи. <дата> управлением принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению единовременного пособия при рождении ребенка Ч.Е. Основанием отказа явилось предоставление неполных сведений о доходах семьи. Данные решения, по мнению истца, являются незаконными и нарушающими права детей. Все имеющиеся у истца сведения по доходу семьи были представлены. Предъявление судебного приказа о взыскании алиментов и заключение нотариального соглашения об алиментах является правом истца. Истец не предъявила судебный приказ к исполнению, поскольку отец ребенка добровольно платит алименты, о чем представлено соответствующее нотариальное заявление. Действующим законодательством, регулирующим назначение пособий на детей, по мнению истца, не установлены какие-то конкретные требования по форме и содержанию документов, подтверждающих доход семьи. Таким образом отказ в принятии представленного истцом документа о подтверждении дохода не основан на нормах закона.

В связи с чем, просила:

- признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области от <дата> об отказе в назначении Чушкиной И.Е. пособия на ребенка Ч.В.;

- признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области от <дата> об отказе в назначении Чушкиной И.Е. единовременного пособия при рождении ребенка Ч.Е. и гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области;

- признать незаконным решение Министерства социального развития Московской области от <дата>, от <дата> об отказе в назначении Чушкиной И.Е. пособия на ребенка Ч.Д. и Ч.С.;

- обязать Министерство социального развития Московской области в лице Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения назначить Чушкиной И.Е. пособие на ребенка Ч.В.;

- обязать Министерство социального развития Московской области в лице Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения назначить Чушкиной И.Е. пособие на ребенка Ч.Д. и Ч.С.;

- обязать Министерство социального развития Московской области в лице Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения назначить Чушкиной И.Е. единовременное пособие при рождении ребенка гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Московской области.

В судебном заседании представитель истца Чушкиной И.Е. по доверенности Чушкин Р.С. заявленные требования поддержал по доводам иска, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в лице Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по доверенности Хомяков П.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва на иск (л.д. 36-39).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Материалами дела установлено:

Истец Чушкина И.Е. и Ч.Р. являются родителями несовершеннолетних детей: Ч.Е., <дата> года рождения, Ч.В., <дата> года рождения, Ч.С., <дата> года рождения, Ч.Д., <дата> года рождения (л.д. 8-11).

Брак между Чушкиной И.Е. и Ч.Р. прекращен <дата> на основании решения мирового судьи судебного участка <адрес> от <дата> (л.д. 7).

<дата> через региональный портал государственных и муниципальных услуг Московской области истец Чушкина И.Е. обратилась с запросом о предоставлении государственной услуги Московской области «Единовременное пособие при рождении ребенка» на ребенка Ч.Е..

Решением от <дата> (в отношении Ч.Е.) Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения истцу было отказано в связи с предоставлением неполных сведений о доходах семьи (не предоставлены сведения о доходах (алиментах), уплачиваемых отцом ребенка за декабрь ... года и январь, февраль ... года) (л.д. 40).

<дата> через региональный портал государственных и муниципальных услуг Московской области истец Чушкина И.Е. обратилась с запросом о предоставлении государственной услуги Московской области «Пособие на ребенка» на детей: Ч.В., Ч.Д. и Ч.С..

Решениями от <дата> (в отношении Ч.В.), от <дата> (в отношении Ч.Д.), от <дата> (в отношении Ч.С.) Сергиево-Посадским управлением социальной защиты населения истцу было отказано в связи с предоставлением неполных сведений о доходах семьи (не предоставлены сведения о доходах (алиментах), уплачиваемых отцом на детей за период с февраля ... года по февраль ... года) (л.д. 41-43).

Оспариваемые истцом решения приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, являются законными в силу следующего.

Статьей 7 Закона Московской области от 12.01.2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» установлено, что право на пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на обучающегося в общеобразовательной организации – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.

Право на пособие на ребенка определяется в порядке и на условиях, действующих на день обращения за его назначением.

Постановлением Правительства Московской области от 14.08.2012 года № 989/30 утвержден Порядок назначения и выплаты социальных пособий в Московской области (далее по тексту – Порядок).

В силу п. 1 Порядок подготовлен в целях реализации Закона Московской области № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и устанавливает условия назначения и выплаты социальных пособий, предусмотренных указанным Законом, а также правила учета доходов и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для их назначения.

Как установлено подпунктом «г» пункта 3 Порядка для назначения единовременного пособия необходимы, в том числе, документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения.

В силу подпункта «и» пункта 10 Порядка решение об отказе в назначении единовременного пособия принимается, в том числе, в случае непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи хотя бы за один из трех календарных месяцев.

Как установлено подпунктом «г» пункта 13 Порядка для назначения пособия необходимы документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения.

В силу подпункта «м» пункта 18 Порядка решение об отказе в назначении пособия принимается, в том числе, в случае непредставления документов, подтверждающих сведения о доходах семьи хотя бы за один из двенадцати календарных месяцев.

Подпунктом «е» пункта 94 Порядка установлено, что в доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются алименты на содержание ребенка (детей), выплачиваемые родителю, с которым фактически проживает ребенок (дети).

В силу пункта 94.1 Порядка при наличии нескольких источников дохода по одному из видов доходов, указанных в пунктах 92-94 настоящего Порядка, представляются документы, подтверждающие сведения о доходах, полученных их всех имеющихся источников дохода.

Представлением неполных сведений о доходах является непредставление документов, подтверждающих сведения о доходах, полученных из всех имеющихся источников доходов хотя бы по одному из видов доходов, имеющихся у заявителя.

Документы, представляемые для назначения социальных пособий, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

В силу ч. 1 ст. 81 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 СК РФ.

В силу ч. 1 ст. 100 СК РФ соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

В силу ч. 2 ст. 81 СК РФ в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Истец Чушкина И.Е., в нарушение подпункта «г» пункта 3 и подпункта «г» пункта 13 Порядка, для назначения пособия не предоставила сведения о доходах за каждый из трех календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения – для назначения единовременного пособия на ребенка и за каждый из двенадцати календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения – для назначения пособия на детей, учитываемые при исчислении величины среднедушевого дохода семьи, согласно требованиям пункта 93 Порядка, что исключило возможность органа социальной защиты населения исчислить величину среднедушевого дохода семьи истца.

При этом суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что представленное истцом соглашение об уплате алиментов на содержание детей оформлено <дата> и устанавливает обязанность по уплате алиментов на детей, начиная с <дата>.

Представленное истцом нотариальное заявление от <дата> (зарегистрированное в реестре за ), в котором нотариус засвидетельствовал подпись Чушкиной И.Е., не устанавливает обязанность по уплате алиментов, поскольку в силу п. 80 Основ законодательства РФ о нотариате, свидетельствуя подлинность подписи, нотариус удостоверяет, что подпись на документе сделана определенным лицом, но не удостоверяет фактов, изложенных в документе (л.д. 6; 68).

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется, поскольку ответчик действовал в рамках своей компетенции и в соответствии с Порядком, который является обязательным для ответчика, в связи с чем, руководствуясь положениями подпункта «и» пункта 10 и подпункта «м» пункта 18 Порядка, принял решения об отказах в назначении мер социальной поддержки в связи с непредставлением заявителем документов, подтверждающих сведения о доходах семьи из всех источников.

Руководствуясь статьями 56, 195-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Чушкиной И.Е. к Министерству социального развития Московской области в лице Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения о признании незаконными решений от <дата>, , , об отказе в назначении пособий, возложении обязанности назначить пособия на детей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Мотивированное решение суда составлено 23 июля 2021 года.

Судья А.А. Чистилова