ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319/13 от 05.06.2013 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 июня 2013 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Петрашко С.Ю.,

с участием помощника прокурора Сковородинского района Симонова А.Н.,

с участием заявителей АкоповойЕ.В.по доверенности от Аковова О.А., Белкиной В.С. по доверенности от Белкина С.Ю., Ушакова И.В., Корсакова А.А., Красноперовой М.В. по доверенности от Красноперовой Н.П., Романовой Л.А., Швецовой О.В., Шаргиной А.С.,

представителя Администрации города Сковородино – Королевой Л.А.,

представителя Администрации Сковородинского района – Волошиной А.Б.,

при секретаре Карымовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акопова ФИО29, Белкина ФИО30, Белоусовой ФИО31, Ушакова ФИО32, Корсакова ФИО33, Красноперовой ФИО34, Романовой ФИО35, Швецовой ФИО36, Шаргиной ФИО37 об оспаривании постановления исполняющего обязанности главы города Сковородино Амурской области от 11 апреля 2013 года № 121 «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат по муниципальному образованию город Сковородино»,

У С Т А Н О В И Л:

Акопов ФИО29, Белкин ФИО30, Белоусова ФИО31, Ушаков ФИО32, Корсаков ФИО33, Красноперова ФИО34, Романова ФИО35, Швецова ФИО36, Шаргина ФИО37 обратились в Сковородинский районный суд с заявлением об оспаривании постановления исполняющего обязанности главы города Сковородино Амурской области от 11 апреля 2013 года № 121 «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат».

В обоснование поданного заявления заявители указали, что постановлением Администрации города Сковородино Амурской области от 11 апреля 2013 года №121 средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья для расчета размеров социальных выплат на приобретение жилых помещений по муниципальному образованию Сковородино утверждена в размере 33000 рублей, на основании вызывающей сомнения справки общества с ограниченной ответственностью «Оценка собственности» от 10.04.2013 года. В пункте 79 Приложения к Приказу Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2012 года № 117/ГС показатель средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади по Амурской области на 1 квартал 2013 года указан 38650 рублей. Считают, что Постановление Администрации города Сковородино Амурской области от 11 апреля 2013 года № 121 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат» противоречит Приказу Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2012 года № 117/ГС «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации на первое полугодие 2013 года и показателя средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2013 года», как документу, имеющему высшую юридическую силу, чем будут ущемлены их права при выплате денежной компенсации на приобретение жилого помещения.

Кроме того, по их мнению, Постановление Администрации города Сковородино Амурской области от 11.04.2013 года № 121 в целом не имеет юридической силы, так как согласно пункта 2 распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2013 года, а издано постановление 11 апреля 2013 года, опубликовано в газете 25 апреля 2013 года, что является нарушением законодательства.

У заявителей вызывает сомнение также факт, не успели в Сковородинском районном суде провести первое заседание по изменению способа и порядка исполнения решения суда от 15 сентября 2011 года – 10 апреля 2013 года, как на следующий день появилось уже готовое постановление Администрации города от 11.04.2013 года № 121 «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади для предоставления социальных выплат. Кроме того вызывает сомнение справка ООО «Оценка собственности» еще и потому, что дата получения Администрацией города зарегистрирована 10.04.2013 года, хотя на заседании суда 10.04.2013 года не было заявлено о проведении мониторинга цен. Опубликовано постановление в газете «Открытая трибуна» только 25 апреля 2013 года. Просят признать противоречащим федеральному законодательству постановление исполняющего обязанности главы города Сковородино Амурской области от 11 апреля 2013 года № 121 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат» со дня его принятия.

В судебном заседании заявители поддержали доводы изложенные в заявлении и дополнительно пояснили, что 15 сентября 2011 года Сковородинским районным судом вынесено решение по гражданскому делу по иску Акопова О.А., Белоусовой И.В., Белкина С.И., Кокшарова В.Г., Романовой Л.А., Ушкова И.В., Шаргиной А.С., Швецовой О.В. к Администрации Сковородинского района об оспаривании бездействия в неисполнении решения Сковородинского районного суда от 18 сентября 2007 года и установлению сроков отселения жильцов <адрес> для постоянного проживания.

До настоящего времени заявителям жилье не предоставлено, решение от 15 сентября 2011 года не исполнено, в связи с чем заявители обратились в суд с заявлениями об изменении способа исполнения решения Сковородинского районного суда от 15 сентября 2011 года путем предоставления денежной компенсации для приобретения жилья в расчете за 1 кв.м. жилья – 37250 рублей исходя из утвержденной на 2013 год главой города Сковородино «средней рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья по муниципальному образованию г. Сковородино» постановление № 13 от 24.01.2013 года.

10 апреля 2013 года Сковородинский районный суд удовлетворил несколько заявлений об изменении способа решения суда по указанным требованиям.

11 апреля 2013 года и.о. главой города выносится постановление № 121 и утверждается на второй квартал 2013 года средняя рыночная стоимость жилья по муниципальному образованию г. Сковородино в размере 33000 рублей.

15 апреля 2013 года постановлением и.о. главы № 128 вносятся изменения в постановление № 13 от 24.01.20123 года с изменением действия не на 2013 год, а на первый квартал 2013 года.

24 мая 2013 года постановлением и.о. главы города № 169 вносятся изменения в постановление № 121 от 11 апреля 2013 года и утверждается средняя стоимость жилья для переселения из ветхого и аварийного в размере 33000 рублей.

Заявители считают постановление и.о. главы города незаконным и несоответствующий требованиям федерального законодательства и нарушающие их права, так как считают, что денежную компенсацию для приобретения жилья они должны получить по средней рыночной стоимости жилья в городе Сковородино, а не по средней стоимости жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного, так как администрация Сковородинского района не исполняет решение суда по обеспечению их жилыми помещениями для постоянного проживания более пяти лет.

Просят суд признать незаконным постановление и.о. главы города Сковородино № 121 от 11 апреля 2013 года и постановление и.о. главы города Сковородино № 169 от 24 мая 2013 года о внесении изменений в постановление № 121 от 11 апреля 2013 года.

Представитель администрации города Сковородино – Королева Л.А. требования заявителей не признала, суду пояснила заявители ссылаются на приказ Федерального агентства по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2012 года № 117/ГС, где в п. 79 Приложения к данному приказу устанавливается средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади по Амурской области на первый квартал 2013 года в размере 38 650 рублей. Однако данный приказ относится к социальным выплатам отдельной категории граждан, к которым относятся военнослужащие, полиция. К этой категории не относятся жильцы, переселяемые из ветхого и аварийного жилья. Для этой категории граждан стоимость одного квадратного метра общей площади устанавливается Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 554 «О стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2013 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства». Согласно п. 79 Приложения к данному приказу стоимость 1 квадратного метра общей площади по Амурской области на 2013 год составляет 34 600 рублей.

08 апреля 2013 года факсимильной связью администрацией города Сковородино получены лимиты предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета и направляемые на переселение граждан из аварийного жилищного фонда и в этом же документе был запрос на предоставление муниципальной адресной программе, которую необходимо было предоставить в срок до 10 апреля.

При разработке данной программы было установлено, что распоряжение главы города Сковородино не соответствует настоящему законодательству, так как превышает размер стоимости 1 квадратного метра общей площади по Амурской области на 2013 год, установленного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 554 и Приложением к нему. В связи с этим ООО «Оценка собственности» по запросу администрации города Сковородино был проведен мониторинг цен на жилье в г. Сковородино Амурской области.

Согласно справки, полученной из ООО «Оценка собственности» средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра жилой недвижимости в г. Сковородино по состоянию на апрель 2013 года составляет 33 000 рублей.

На основании этого 11 апреля исполняющий обязанности Главы города Сковородино В. В. Назаров издал распоряжение № 121 «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат». Таким образом, данное распоряжение вынесено в соответствие с требованием настоящего законодательства. Просит суд отказать в удовлетворении требований истцов в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – <адрес> – Волошина А.Б. суду пояснила, что <адрес> ознакомилась с заявлением жильцов <адрес> в <адрес> об оспаривании постановления администрации города Сковородино от 11.04.2013 № 121 «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат и считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В части 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" указано, что заявление об оспаривании нормативного правового акта или его части должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 131 ГПК РФ, а также содержать данные, перечисленные в частях 5 и 6 статьи 251 ГПК РФ.

В нем, в частности, должно быть указано, какие права и свободы заявителя (гражданина или организации) нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.

В нарушение указанного требования, заявление жильцов <адрес> не содержит указаний какие права и свободы заявителей нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя.

В соответствии с частью 9 постановления Пленума существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с пунктом 17 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:

полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;

форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;

предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение.

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 32 Устава муниципального образования города Сковородино «Глава города Сковородино.. . издает в пределах своих полномочий правовые акты;».

Согласно части 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии со статьей 48 Устава «Глава города в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями Совета народных депутатов города Сковородино, издает постановления и распоряженияпо вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Амурской области».

Таким образом, постановление администрации города Сковородино от 11.04.2013 № 121 «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат» издано в пределах полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, а также в форме постановления, что соответствует требованиям статьи 48 Устава.

На основании статьи 50 Жилищного кодекса РФ подлежит отклонению довод о том, что размер средней рыночной стоимости, утвержденной оспариваемым постановлением, не соответствует размеру, установленному Приказу Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 № 117/ГС.

Частью 2 статьи 50 Устава установлено, что «Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Иные муниципальные правовые акты вступают в силу с момента их принятия, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом или самим актом.».

В соответствии с частью 3 указанной статьи «Муниципальные правовые акты, обязательные для опубликования, должны быть опубликованы не позднее двадцати дней после их принятия. Официальным опубликованием считается первое опубликование в газете «Открытая трибуна».

Оспариваемое постановление было опубликовано в газете «Открытая трибуна» ДД.ММ.ГГГГ, что соответствует требованиям статьи 50 Устава.

Частью 2 статьи 52 Устава газета «Открытая трибуна» определена печатным изданием, в котором публикуются нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и интересы граждан.

Одним из доводов граждан, обратившихся с настоящим заявлением, является справка ООО «Оценка собственности», которая «вызывает сомнения».

Между тем, в администрации Сковородинского района и администрации города имеются документы, подтверждающие статус данной организации, договоры страхования ответственности их деятельности, дипломы, свидетельствующие о их квалификации, а также свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков № 1193-07, которые администрация Сковородинского района просит приобщить к материалам дела.

Так же просили суд при рассмотрении настоящего заявления учесть, что постановлением администрации от 24.05.2013 № 169 в постановление от 11.04.2013 № 121 были вынесены изменения.

В соответствии с пунктом 26 Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «При рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.».

На основании изложенного, администрация Сковородинского района считает, что постановление администрации города Сковородино от 11.04.2013 № 121 является законным, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

Выслушав заявителей, представителя Администрации города Сковородино, представителя Администрации Сковородинского района, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в требованиях заявителей об оспаривании постановления и.о. города Сковородино «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат по муниципальному образованию город Сковородино» следует отказать, постановление признать законным, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с п. 2 ст. 253 ГПК РФ, п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» для удовлетворения требований о признании недействительными нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Как разъяснено в п. 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношенийлибо на изменение или прекращение существенных правоотношений. При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.

В судебном заседании установлено, что постановлением исполняющего обязанности главы города Сковородино от 11 апреля 2013 года № 121 утверждена средняя стоимость одного квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат. Постановлением исполняющего обязанности главы города Сковородино от 25 мая 2013 года № 169 внесены изменения в постановление администрации города Сковородино от 11 апреля 2013 года № 121». Указанные постановления опубликованы в газете «Открытая трибуна».

Оспариваемые постановления и.о. главы города Сковородино опубликованы в средствах массовой информации, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, то есть обладает признаками нормативного правового акта.

В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации.

Из решения Сковородинского районного суда Амурской области от 18 сентября 2007 года следует, что заявленные требования Трофимовой Л.В., Голдынской Н.Ф., Романовой Л.А., Белоусовой И.В., Акоповой Е.В., Орлова А.Н., Ушкова И.В., Швецовой О.В. об оспаривании бездействия Администрации Сковородинского района в части непринятия мер по обеспечению жильем граждан и установлению сроков отселения жильцов для постоянного проживания, удовлетворить. Обязать Администрацию Сковородинского района определить меры по обеспечению жильем граждан, проживающих в <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу. Определить Администрации Сковородинского района срок, необходимый для принятия мер и обеспечения жильем граждан, проживающих в <адрес>, признанного аварийным и подлежащего сносу, до 1 июня 2008 года. Решение вступило в законную силу

Из решения Сковородинского районного суда Амурской области от 15 сентября 2011 года следует, что заявленные требования Акопова О.А., Белоусовой И.В., Белкина С.И., Кошкарова В.Г., Романовой Л.А., Ушкова И.В., Шаргиной А.С., Швецовой О.В. удовлетворены частично. Установить <адрес> срок для отселения граждан, проживающих в <адрес> в <адрес> для постоянного проживания до 01 августа 2012 года. В остальной части иска отказать. Решение вступило в законную силу.

Из определения Сковородинского районного суда от 4 февраля 2013 года следует, что утверждено мировое соглашение, заключенное между Зверевой Р.А. и Администрацией Сковородинского района, условиями которого: Ответчик- администрация Сковородинского района обязуется выделить денежные средства на приобретение квартиры для отселения Зверевой Р.А. из аварийного дома из расчета 60,9 кв.м. по цене 37250 рублей – утвержденная стоимость одного квадратного метра жилья на территории г. Сковородино на 2013 год, общая сумма компенсации не может превышать 2268525 рублей. Истец – Зверева Р.А. самостоятельно осуществляет подбор жилого помещения в г. Сковородино для приобретения и дальнейшего переселения из <адрес>, расположенной в аварийном <адрес> в <адрес>. Заключает предварительный договор купли-продажи указанного жилого помещения и предоставляет его Ответчику для выделения денежных средств на его приобретение. Обязуется в течение двух месяцев со дня утверждения настоящего Соглашения судом совершить сделку по приобретению жилого помещения для отселения из аварийного дома и освободить занимаемую <адрес> в <адрес>. Направить денежные средства, выделенные администрацией, строго на приобретение жилого помещения. Приобрести жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее всем санитарным нормам, не имеющее статус ветхого и аварийного жилья. В случае нецелевого расходования денежных средств обязуется освободить <адрес> аварийном <адрес> в <адрес>. Нецелевое расходование денежных средств является основанием для освобождения <адрес> и лишает возможности обращения в суд с какими-либо требованиями, связанными с аварийным домом <адрес><адрес> в интересах Зверевой ФИО47 к <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма прекратить. Определение суда вступило в законную силу.

Из постановления главы города Сковородино № 13 от 24 января 2013 года следует, что в соответствии с приказом Федерального агентства по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству от 17 октября 2012 года № 28/ГС «О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам российской Федерации на 4 квартал 2012 года», постановил: утвердить среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) для расчета социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального и областного бюджетов, по муниципальному образованию город Сковородино на 2013 год в размере 37250 рублей (опубликовано в газете «Открытая трибуна)

Из постановления исполняющего главы города Сковородино № 121 от 11 апреля 2013 года следует, что на основании проведенного мониторинга цен и представленной справки от 10.04.2013 года № 149 общества с ограниченной ответственностью «Оценка собственности» постановил: утвердить среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) для расчета социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального и областного бюджетов, по муниципальному образованию город Сковородино на второй квартал 2013 год в размере 33000 рублей. Постановление распространяет свое действие на правоотношения возникшие с 01.04.2013 года. (опубликовано в газете «Открытая трибуна» № 17 от 25 апреля 2013 года)

Из постановления № 128 от 15 апреля 2013 года и.о. главы города Сковородино следует, что в целях осуществления полномочий, возложенных на орган местного самоуправления ФЗ № 131 от 06.10.203 постановил: в постановление администрации города Сковородино № 13 от 24.01.2013 года «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат» слова «на 2013 год» заменить на слова «на первый квартал 2013 года». (опубликовано в газете «Открытая трибуна» № 17 от 25 апреля 2013 года)

Из постановления № 169 от 24 мая 2013 года исполняющего главы города Сковородино «О внесении изменений в постановление администрации города Сковородино от 11.04.2013 года» следует, что в связи с неверной формулировкой постановляет: внести изменения: 1.1. название изложить в новой редакции «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда на территории города Сковородино»; 1.2 преамбулу постановления изложить в новой редакции: «В целях реализации Муниципальной адресной программы «Переселение граждан города Сковородино из аварийного и ветхого жилого фонда на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением администрации города Сковородино от 23.01.2012 года на основании мониторинга цен, проведенного Обществом с ограниченной ответственностью «Оценка собственности»; 1.3 пункт 1 изложить в новой редакции: «Утвердить среднюю рыночную стоимость и норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на территории муниципального образования город Сковородино в размере 33000 (тридцать три тысячи) рублей. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в газете «Открытая трибуна». (опубликовано в газете «Открытая трибуна» от 30 мая 2013 года)

В судебном заседании установлено, что заявители, являются собственниками квартир <адрес>, признанного распоряжением Администрации Сковородинского района от 19 июня 2007 года № 377-Р аварийным и подлежащего сносу. Решением Сковородинского районного суда от 18 сентября 2007 года Администрация Сковородинского района обязана обеспечить жильем граждан, проживающих в <адрес>, до 1 июня 2008 года. Решение суда не исполнено.

Как следует из определения Сковородинского районного суда от 4 февраля 2013 года Администрация Сковородинского района обязуется выделить денежные средства на приобретение квартиры для отселения Зверевой Р.А. из аварийного дома из расчета 60,9 кв.м. по цене 37250 рублей – утвержденная стоимость одного квадратного метра жилья на территории г. Сковородино на 2013 год.

Как следует из заявления и пояснений заявителей в судебном заседании в апреле и мае 2013 года они обратились в Сковородинский районный суд с заявлениями об изменении способа исполнения решения суда от 18 сентября 2007 года и от 15 сентября 2011 года, путем взыскания с администрации Сковородинского района денежной компенсации для приобретения жилого помещения.

Определениями Сковородинского районного суда от 10 апреля 2013 года их требования части заявителей удовлетворены и с администрации Сковородинского района взыскана денежная компенсация для приобретения жилых помещений из расчета за квадратный метр по цене 37250 рублей – утвержденная стоимость одного квадратного метра жилья на территории г. Сковородино на 2013 год, утвержденной постановлением главы города Сковородино № 13 от 24.01.2013 года.

Кроме того определениями Сковородинского районного суда от 07 мая 2013 года требования части заявителей удовлетворены и с администрации Сковородинского района взыскана денежная компенсация для приобретения жилых помещений из расчета за квадратный метр по цене 33000 рублей – утвержденная стоимость одного квадратного метра жилья на территории г. Сковородино на второй квартал 2013 год, утвержденной постановлением главы города Сковородино № 121 от 11 апреля 2013 года. Определения не вступили в законную силу, обжалуются сторонами.

В связи с чем, доводы администрации города Сковородино о том, что заявители – это жильцы, переселяемые из ветхого и аварийного жилья. Для этой категории граждан стоимость одного квадратного метра общей площади устанавливается Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 554 «О стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2013 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства». Согласно п. 79 Приложения к данному приказу стоимость 1 квадратного метра общей площади по Амурской области на 2013 год составляет 34 600 рублей, судом не принимаются, как не имеющие правового значения, поскольку заявители настаивают на изменении способа исполнения решения Сковородинского районного суда от 15 сентября 2011 года путем предоставления именно денежного эквивалента стоимости квартиры (исходя из средней рыночной стоимости квартиры), что является ихправом, предусмотренным гражданско-процессуальным кодексом РФ.

В связи, с чем также довод представителя Администрации города Сковородино и Администрации Сковородинского района о том, что заявители, жильцы <адрес> не являются гражданами, чьи права затрагивает обжалуемое постановление и.о. главы города Сковородино № 121 от 11 апреля 2013 года, является несостоятельным.

Проверяя оспариваемые нормативно правовые акты на предмет соответствия требованиям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, суд исходит из того, что полномочия органов местного самоуправления действующим законодательством ограничены.

В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 455-О от 03.11.2006 года, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.

По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 17 (часть 3) и 55 (части 1 и 3), необходимость ограничений федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения жилым помещением предопределяется целями защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, а сами возможные ограничения указанных прав должны отвечать требованиям справедливости, быть пропорциональными, соразмерными, не иметь обратной силы и не затрагивать существо данных прав, т.е. не искажать основное содержание норм статей 35 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно постановления главы города Сковородино № 13 от 24 января 2013 года следует, что в соответствии с приказом Федерального агентства по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству от 17 октября 2012 года № 28/ГС «О показателях средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам российской Федерации на 4 квартал 2012 года», постановил: утвердить среднюю рыночную стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) для расчета социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым социальные выплаты предоставляются за счет средств федерального и областного бюджетов, по муниципальному образованию город Сковородино на 2013 год в размере 37250 рублей.

Согласно п. 1 постановления и.о. главы города Сковородино № 121 от 11.04 2013 года, утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) для расчета размеров социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым социальные выплаты, предоставляются за счет средств федерального и областного бюджетов, по муниципальному образованию город Сковородино на второй квартал 2013 года вразмере 33000 рублей.

Согласно п. 2 Приказа Федерального агентства по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству № 117/ГС от 27.12.2012 года, утверждены показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на I квартал 2013 года, которые подлежат применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета согласно приложению к настоящему приказу. П. 79 приложения - Амурская область- 38650 рублей.

Согласно постановления № 169 от 24.05.2013 года и.о. главы города «о внесении изменений в постановление администрации города Сковородино от 11.04.2013 года № 121 в связи с неверной формулировкой постановляет: внести изменения: 1.1. название изложить в новой редакции «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда на территории города Сковородино»; 1.2 преамбулу постановления изложить в новой редакции: «В целях реализации Муниципальной адресной программы «Переселение граждан города Сковородино из аварийного и ветхого жилого фонда на 2013-2015 годы», утвержденной постановлением администрации города Сковородино от 23.01.2012 года на основании мониторинга цен, проведенного Обществом с ограниченной ответственностью «Оценка собственности»; 1.3 пункт 1 изложить в новой редакции: «Утвердить среднюю рыночную стоимость и норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилья на территории муниципального образования город Сковородино в размере 33000 (тридцать три тысячи) рублей. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования в газете «Открытая трибуна». (опубликовано в газете «Открытая трибуна» от 30 мая 2013 года).

В силу п. 1 приказа Министерства регионального развития РФ № 554 от 27.12.2012 года, установлена стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенную для определения в 2013 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в размерах согласно приложению к настоящему приказу. П. 79 приложения Амурская область- 34600 рублей.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от 6.07.2007 года, целями деятельности Фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда и осуществления информационно-разъяснительной деятельности.

Согласно разъяснениям, содержащемся в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Как следует из пояснений представителя Администрации города Сковородино и постановления и.о. главы города Сковородино № 169 от 24 мая 2013 года, что постановление № 121 от 11 апреля 2013 года постановлено в целях реализации Муниципальной адресной программы «Переселение граждан города Сковородино из аварийного и ветхого жилого фонда на 2013-2015 годы» которым утверждена средняя стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда на территории города Сковородино в размере 33000 рублей, однако как следует из буквального изложения постановления № 121 от 11 апреля 2013 года и.о. главы города Сковородино, утверждена средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) для расчета размеров социальных выплат на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым социальные выплаты, предоставляются за счет средств федерального и областного бюджетов, по муниципальному образованию город Сковородино на второй квартал 2013 года в размере 33000 рублей, что вступает в противоречие как Приказу Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 117/ГС от 27 декабря 2012 года «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской федерации на 1 квартал 2013года», так и Федеральному закону «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от 6.07.2007 года и приказу Министерства регионального развития Российской Федерации № 554 от 24 декабря 2012 года «О стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, предназначенной для определения в 2013 году размера предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемой при приобретении жилых помещений в рамках реализации федерального закона от 21.07.2007 г. № 185 ФЗ « О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Следовательнопостановлении и.о. главы города Сковородино№ 121 от 11.04.2013 года и внесенные изменении постановлением и.о. главы города Сковородино № 169 от 24.05.2013 годапротиворечат положениям федерального законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в статье 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть 1).

В соответствии с частью 2 названной статьи муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (часть 3).

В части 2 статьи 29 Устава города Сковородино закреплено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Иные муниципальные правовые акты вступают в силу с момента их принятия, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, настоящим уставом или самим актом.

Из материалов дела следует, что 11 апреля 2013 года и.о. главыгородаСковородино подписано постановление «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат», которым была средняя рыночная стоимость жилья по муниципальному образованию город Сковородино в размере 33000 рублей. Пункт 2данного постановления содержит указание о распространении действия на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2013 года.

Постановление и.о. главы города Сковородино подписано постановление «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат» № 121 от 11.04.2013 года было опубликовано в газете «Открытая трибуна 25 апреля 2013 года.

Данное постановление принято в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и регулирует вопросы жилищной политики города Сковородино и жилищные права граждан, то данное постановление относится к муниципальным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина и вступает в законную силу после опубликования.

Согласно разъяснениям, содержащемся в п. 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с чем, суд считает необходимым признать постановление и.о. главы города Сковородино № 121 от 11 апреля 2013 года «Об утверждении средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат по муниципальному образованию город Сковородино» и постановление и.о. главы города Сковородино № 169 от 24 мая 2013 года «О внесении изменений в постановление № 121 от 11 апреля 2013 года» недействующими со дня его принятия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253ГПК РФ, суд

Решил:

Признать противоречащими федеральному законодательству постановление исполняющего обязанности главы города Сковородино от 11 апреля 2013 года № 121 «Об утверждении средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья для предоставления социальных выплат», постановление исполняющего обязанности главы города Сковородино № 169 от 24 мая 2013 года «О внесении изменений в постановление администрации города Сковородино от 11 апреля 2013 года № 121» и не действующимисо дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме, т.е. 10 июня 2013 года.

Судья: С.Ю. Петрашко