ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319/14 от 26.08.2014 Южского районного суда (Ивановская область)

 Дело № 2-319/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 г. Южа Ивановской области 26 августа 2014 года

 Южский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Беляевой О.Н.,

 при секретаре Почининой И.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мокиной С. П. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Южском муниципальном районе о признании права на пенсию,

 У С Т А Н О В И Л:

 Мокина С.П. обратилась в суд с указанным иском к ответчику, мотивируя его тем, что она имеет педагогический стаж более 25 лет, однако ответчик отказал ей в досрочном назначении пенсии, исключив из этого стажа следующие периоды:

 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – очное обучение в <данные изъяты>;

 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года- курсы повышения квалификации. Считает, что ответчик неправильно истолковал закон. Периоды очной учёбы должны быть зачтены в стаж педагогической деятельности в силу п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения, утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 которое действовало в период её учёбы. Просит суд обязать ответчика включить в исчисление педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости период обучения в педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить пенсию по старости, с момента возникновения права, взыскать с ответчика понесенные ею судебные расходы по оплате государственной пошлины.

 В судебном заседании истица Мокина С.П. заявленные требования уточнила, просила суд обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Южском муниципальном районе включить в исчисление педагогического стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости период учебы в <данные изъяты>, а именно период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, назначить пенсию с момента появления на нее права. Суду пояснила, что она работает в <данные изъяты> в должности учителя. Свою трудовую деятельность начала с 29.08.1986 года в должности учителя биологии, химии и географии в <данные изъяты>, с которой уволилась 27.08.1987 года в связи с поступлением в <данные изъяты>. С 01.09.1987 года по 15.08.1993 года она являлась студенткой данного института. По окончании института была принята на работу в <данные изъяты> учителем химии и биологии. 31.10.2013 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда в Южском муниципальном районе с заявлением о назначении ей трудовой пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда в Южском муниципальном районе от 27.01.2014 года в назначении пенсии было отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа, при этом из периода ее специального стажа, дающего право на досрочную пенсию исключен период её обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года- курсы повышения квалификации Стаж её педагогической работы был установлен в 18 лет 9 месяцев 16 дней. Считает отказ в части не включения данных периодов в её специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью незаконным, поскольку в период её обучения с институте действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 « О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения», согласно п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения включается, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая работа. Согласно п. 4 данного Положения время работы, указанной в п. 2 данного положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Пенсионным фондам педагогический стаж насчитан – 18 лет 9 месяца 16 дней, то есть более 2/3 от 25 лет ( 16 лет 8 месяцев).

 Таким образом, считает, что имеет право на зачет периода обучения по очной форме обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о её праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, не должно ставить её в неравное положение с работниками, обучавшимися в педагогических учебных заведениях и университетах и вышедшими на пенсию ранее.

 Поскольку с учетом спорных периодов у неё имеется необходимый специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, считает, что имеет право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного законом. Просит суд обязать ответчика включить в исчисление педагогического стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости период её обучения в педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Назначить пенсию по старости с даты возникновения на нее права. Право на досрочную пенсию по старости у нее возникло в феврале 2014 года, повторно в ГУ ПФРФ в Южском муниципальном районе не обращалась, поскольку решением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказали во включении данного периода в специальный стаж, на своем праве на назначение досрочной трудовой пенсии настаивает.

 Представитель ответчика по доверенности Чиркова Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила суду, что в соответствие с действующим законодательством в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей не включаются периоды очного обучения в высшем учебном заведении. С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 года « О трудовых пенсиях в РФ». В силу ст. 4 Гражданского кодекса РФ нормы указанного закона распространяются на отношения, складывающиеся между гражданином и органами Пенсионного фонда РФ по предоставлению пенсионного обеспечения и возникшие после вступления указанного закона в силу, то есть после 01.01.2002 года.

 Таким образом, любое обращение за пенсией в период после 01.01.2002 года, назначение самой пенсии, её условия, должны регулироваться нормами этого закона и нормами правовых актов, принятых во исполнение указанного закона.

 Мокина С.П. обратилась за назначением пенсии 31.10.2013 года.

 Назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью регулируется п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года. Указанный пункт предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения установленного пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В целях реализации указанной нормы правительством РФ было принято Постановление от 11.07.2002 года № 516, которым были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона от 17.12.2001 года.

 При досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 года применяется Постановление правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 « О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Закона от 17.12.2001 года.

 Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2- П установлено, что в целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа за выслугу лет до введения в действие нового правового регулирования, т.е. действовавшие на 31.12.2002 года.

 По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение педагогических работников регулировалось постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью».

 Пунктом 1 Постановления Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года вступившими в силу с 01.11.1999 года были утверждены Список должностей, работы в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью и Правила исчисления сроков выслуги.

 В соответствии с п.3 данного Постановления в выслугу лет засчитывались периоды работы до 01.11.1999 года в соответствии со списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, а периоды работы после указанной даты в соответствии с Постановлением № 1067 от 22.09.1999 года, то есть право на досрочную пенсию определяется с учетом Постановления Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года по отношению ко всему периоду работы до вступление в силу Постановления № 781 от 29.10.2002 года. В этой связи при определении права на досрочное пенсионное обеспечение исчисление стажа на соответствующих видах работ может производиться по двум вариантам:1. С учетом Постановления Конституционного суда РФ № 2- П от 29.01.2004 года к периодам работы до 12.11.2002 года; 2. С применением Постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года ко всем периодам работы. Время обучения в высшем учебном заведении не подлежит включению в специальный стаж на по Постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, ни по Постановлению Совета Министров РСФСР от 06.09.1992 года № 463.

 Время обучения засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа которых дает право на эту пенсию.

 Указанное постановление утратило силу с 1.10.1993 года, согласно Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 года № 953. Поскольку оно не действовало по состоянию на 31.12.2001 года, то не может применяться при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости с учетом положений постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П.

 Считает, что Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 может применяться при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости согласно разъяснению Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 4, утвержденному постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года № 70, при условии, что до дня отмены указанного нормативного правового акта полностью выработан необходимый специальный стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет. В случае, если необходимый стаж не выработан, право определятся в соответствии с законодательством, действующим на день установления пенсии. Таким образом, считают, что исчислить специальный стаж в целях определения права на досрочную трудовую пенсию по старости по постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 с учетом положений разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года, не предоставляется возможным.

 Согласно п.1 ст. 19 Федерального закона « О трудовых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений п.3 ст. 18 настоящего Федерального закона.

 Таким образом, специальный педагогический стаж Мокиной С.П. на день ее обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости составил 18 лет 9 месяцев 16 дней. Страховым случаем, при наступлении которого предоставляется досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях в РФ», является наступление конкретной календарной даты-25 лет педагогической работы в государственных или муниципальных учреждениях для детей. Отсутствие требуемого педагогического стажа свидетельствует об отсутствии страхового случая, а, следовательно, не влечет обязанности назначить и выплачивать пенсионное обеспечение. Просит в удовлетворении иска Мокиной С.П. отказать в полном объеме.

 Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит иск, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения, и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

 В этой связи, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

 В соответствии с пп. 10 п.1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного закона (мужчинам – по достижении 60 лет, женщинам – 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

 В судебном заседании установлено, что истец согласно трудовой книжке имеет следующие периоды работы:

 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учитель биологии, химии, географии <данные изъяты>

 - с ДД.ММ.ГГГГ по 13.07.1988г. – учитель начальных классов <данные изъяты>

 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учитель химии и биологии <данные изъяты>

 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года- воспитатель в общежитии <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года- учитель начальных классов <данные изъяты>

 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподаватель <данные изъяты>

 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместитель директора по учебно- воспитательной работе <данные изъяты>

 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время учитель <данные изъяты>

 Управление Пенсионного фонда, признавая стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в количестве 18 лет 9 месяцев 16 дней, не включило в указанный стаж следующие периоды работы:

 - период ее обучения <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по очной форме обучения.

 Истцом оспаривается решение ответчика в части не включения в специальный стаж периода ее обучения в <данные изъяты>.

 В соответствии с п. 3 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 ст. 28 данного закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

 Во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (далее – Постановление № 781) утверждены:

 - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Список должностей педагогических работников),

 - Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Правила исчисления педагогической деятельности).

 Согласно постановлению Правительства РФ «О реализации федеральных законов «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 21.01.2002г. № 30, нормативные правовые акты, определяющие порядок и реализацию прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов « О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», применяются в части, не противоречащей указанным Законам.

 Толкование закона, как исключающее учет ранее приобретенных гражданином пенсионных прав, в том числе по зачету в льготный стаж педагогической работы по определенной должности до введения нового правового регулирования, недопустимо.

 До 01 января 2002 года пенсия педагогическим работникам назначалась в соответствии со статьями 80 и 83 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». Согласно ст. 83 указанного Закона списки соответствующих работ, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, утверждаются Правительством РФ.

 Согласно постановлению Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

 В соответствии с п. 3 названного постановления Совмина РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

 В судебном заседании установлено, что истица Мокина С.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. обучалась по очной форме обучения в <данные изъяты>

 В период этого обучения действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п. 2 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

 Судом установлено, что перед учебой истицы в <данные изъяты> она работала учителем биологии, химии и географии в <данные изъяты> непосредственно после окончания института с ДД.ММ.ГГГГ работала учителем <данные изъяты>

 Таким образом, Мокина С.П. имеет право на зачет периода обучения в <данные изъяты> в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию ранее, не должно нарушать ее законно возникшее право.

 Принимая данное решение суд исходит также из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, согласно которой гражданам, приобретшим пенсионные права до введения нового правового регулирования, в соответствии с условиями и нормами законодательства действовавшего на момент приобретения права, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию.

 Доводы ответчика о том, что на 01.10.1993 года - дату, с которой Постановление Совета Министров № 1397 от 17.12.1959 года утратило силу, истица не выработала 2/3 специального стажа, не может быть принят судом во внимание. Вышеназванный период учебы Мокиной С.П. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права.

 Иное толкование пенсионного законодательство свидетельствует о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, что не совместимо с требованиями, вытекающими из ст.ст. 2,7,17,18,19,54 и 55 Конституции РФ.

 Таким образом, всего стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет на дату её обращения в Управление Пенсионного фонда (31 октября 2013 года) 24 года 9 месяцев. Данный стаж образуется путём сложения:

 - стажа, признаваемого Управлением Пенсионного фонда в количестве 18 лет 9 месяцев 16 дней,

 - стажа, не признаваемого Управлением Пенсионного фонда, в количестве 5 лет 11 месяцев 14 дней с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учеба в <данные изъяты>

 При указанных обстоятельствах, решение ГУ УПФ РФ в Южском муниципальном районе, в части отказа Мокиной С.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, является обоснованным, однако, в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периода обучения в <данные изъяты>, является незаконным и необоснованным.

 То обстоятельство, что в рамках настоящего иска, истица не указывает на признание, данного решения в части отказа во включении в специальный стаж, дающего права на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью периода очного обучения в <данные изъяты>, незаконным не является правовым основанием для отказа в иске в целом, а также отказа ей в назначении досрочной пенсии со дня возникновения на нее права. Поскольку нарушение социальных прав истицы, безусловно установлено в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела, исходя из содержания ст.ст. 18, 39 Конституции РФ.

 В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

 Согласно ч.5 ст. 19 указанного закона заявление о назначении пенсии рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через 5 дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка его обжалования.

 Таким образом, по общему правилу при наличии права на пенсию, каждому гражданину по его заявлению может быть назначена пенсия соответствующего вида.

 Такая пенсия может быть назначена и в порядке обжалования решения об отказе в ее назначении, включая судебный порядок.

 Назначение пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права, причем волеизъявление должно быть однозначно и определенно выражено и исключать его двоякое толкование.

 Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав от 27.01.2014 года Мокиной С.П. было отказано в удовлетворении заявления о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по причине отсутствия 25-летнего стажа работы. В пенсионный орган Мокина С.П. обратилась 31.10.2013 года.

 Выражая свое несогласие с решением пенсионного органа в части отказа во включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью периода обучения в <данные изъяты>, Мокина С.П. продолжала работать и заниматься педагогической деятельностью, подлежащей включению в специальный стаж, что не оспаривается ответчиком. В связи с чем, по состоянию на 01.02.2014 года приобрела право на ее получение. Препятствием Мокиной С.П. для повторного обращения в пенсионный орган для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, после наступления у нее соответствующего права (достижение стажа работы по ее мнению- 25лет) явилось полученное ею решение пенсионного органа об отказе во включении периода обучения в специальный стаж.

 При указанных обстоятельствах, Мокина С.П. имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения права на эту пенсию, поскольку она не отказалась от реализации своего права на пенсию, обратившись за его защитой в суд в разумный срок со дня получения отказа пенсионного органа. На протяжении всего судебного разбирательства настаивала на назначении ей досрочной трудовой пенсии.

 Правильность такой позиции подтверждается обзором судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006 года, в соответствии с котором досрочная трудовая пенсия должна быть назначена с момента обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Данное толкование не противоречит ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» и гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение.

 Следовательно, если право на досрочное назначение пенсии возникает в период после обращения в Управление Пенсионного фонда и до даты рассмотрения дела в суде, с целью исключения повторного обращения граждан в суд, в судебном заседании в соответствии с положениями ч.2 ст. 56 ГПК РФ, необходимо обсуждать вопрос о возможности определения даты назначения досрочной трудовой пенсии с момента возникновения данного права.

 Иной подход означал бы необоснованное ограничение права Мокиной С.П. на достойную пенсию, являющимся одной из социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ ( ст. 39 Конституции РФ).

 С учетом включения в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, Мокиной С.П. периода: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – время обучения в <данные изъяты>, стаж Мокиной С.П. на момент ее первоначального обращения в УПФ РФ не будет составлять требуемого 25-летнего стажа. Вместе с тем, на момент обращения истца в суд и на момент рассмотрения дела право Мокиной С.П. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи педагогической деятельностью с учетом включения в стаж спорных периодов возникло.

 При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Южском муниципальном районе Ивановской области назначить Мокиной С.П. досрочную пенсию по старости с момента возникновения права.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Исковые требования Мокиной С. П. удовлетворить.

 Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Южском муниципальном районе Ивановской области включить в стаж Мокиной С. П., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью период очного обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначив Мокиной С.П. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента возникновения на нее права.

 Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия данного решения.

 Судья подпись Беляева О.Н..