ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319/15 от 12.10.2015 Дубровского районного суда (Брянская область)

Дело № 2-319/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2015 года п. Дубровка

Дубровский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Дворецкой О.А., с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Заики А.А., при секретаре Ерохиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области об обязании исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет бесхозяйный участок теплового ввода,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области с указанным иском, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что прокуратурой Дубровского района Брянской области проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства в период прохождения отопительного сезона 2015-2016г.г. В ходе проверки установлено, что здание дошкольного образовательного учреждения «Ромашка» отапливается от котельной Дубровского теплоучастка. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации – тепловая камера ТК-2. Протяженность данных участков тепловых вводов в здание детского сада: тепловой ввод, ведущий от ТК-2 к зданию детского сада «Ромашка» - <данные изъяты> м. (отопление); от ТК-2 до детского сада – <данные изъяты> м. (горячее водоснабжение). Основным назначением указанных тепловых вводов является подача тепловой энергии к указанному зданию. По сведениям Дубровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные выше тепловые вводы. В реестр муниципального имущества указанные участки тепловых вводов не внесены. В соответствии с действующим законодательством система тепловых сетей является муниципальной собственностью, однако, до настоящего времени в реестр муниципального имущества муниципального образования Дубровский район, не внесена. Поскольку указанные участки тепловых вводов расположены в административных границах муниципального образования «Дубровское городское поселение», а администрация Дубровского района осуществляет полномочия Дубровской поселковой администрации – администрации поселения, являющегося административным центром Дубровского района, необращение администрации района в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке указанного теплового ввода на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п.3 ст.225 ГПК РФ. Отсутствие собственника указанного участка коммуникации нарушает права неопределенного круга лиц в сфере надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения и бесперебойного и качественного предоставления коммунальных услуг. В связи с чем прокурор Дубровского района просит суд признать незаконным бездействия администрации Дубровского района по невыполнению комплекса мер по постановке на учет в органе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в качестве бесхозяйных участков тепловых вводов, ведущих от ТК-2 к зданию детского сада «Ромашка» - <данные изъяты> м. (отопление); от ТК-2 до детского сада – <данные изъяты> м. (горячее водоснабжение). Обязать администрацию Дубровского района исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в качестве бесхозяйных участков тепловых вводов, ведущих от ТК-2 к зданию детского сада «Ромашка» - <данные изъяты> м. (отопление); от ТК-2 до детского сада – <данные изъяты> м. (горячее водоснабжение).

В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района Брянской области Заика А.А. исковые требования поддержал и просил суд обязать администрацию Дубровского района исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в качестве бесхозяйных участков тепловых вводов, ведущих от ТК-2 к зданию детского сада «Ромашка» - <данные изъяты> м. (отопление); от ТК-2 до детского сада – <данные изъяты> м. (горячее водоснабжение).

Представитель ответчика администрации Дубровского района Брянской области Косяк Е.В. по доверенности признала исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в полном объеме, просила суд предоставить отсрочку исполнения решения суда на 6 месяцев в связи с длительной процедурой оформления документов.

Представитель третьего лица по делу – директор МБДОУ Дубровский детский сад Троянова Г.В. не возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица по делу – ГУП «Брянсккоммунэнерго» в судебное заседание не явился, директор по корпоративной и правовой работе Башкатов И.М. доверил суду рассмотрение дела в отсутствие представителя ГУП «Брянсккоммунэнерго», не возражал против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав лиц, участвующих по делу, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Так, прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд с иском к администрации Дубровского района Брянской области об обязании исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет бесхозяйный участок теплового ввода.

Обосновывая заявленные требования, прокурор сослался на то, что отсутствие собственника тепловых вводов, ведущих от ТК-2 к зданию детского сада «Ромашка» - <данные изъяты> м. (отопление); от ТК-2 до детского сада – <данные изъяты> м. (горячее водоснабжение) нарушает права неопределенного круга лиц в сфере надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения и бесперебойного и качественного предоставления коммунальных услуг.

Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктом 6 статьи 15 данного Федерального закона определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.

Согласно вышеуказанной нормы Закона орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

В соответствии с пунктом 5 статьи 8 указанного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290-293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В пункте 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года №580, в качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Дубровского района Брянской области была проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства в период прохождения отопительного сезона 2015-2016г.г.

В ходе проверки установлено, что здание дошкольного образовательного учреждения «Ромашка» отапливается от котельной Дубровского теплоучастка. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации – тепловая камера ТК-2. Протяженность данных участков тепловых ввод в здание детского сада: тепловой ввод, ведущий от ТК-2 к зданию детского сада «Ромашка» - <данные изъяты> м. (отопление); от ТК-2 до детского сада – <данные изъяты> м. (горячее водоснабжение).

Из материалов дела следует, что собственник спорного участка теплотрассы не определен, на балансе спорный объект недвижимости не числится, в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в реестре муниципального имущества сведения о данном объекте отсутствуют. В связи с чем суд приходит к выводу о том, что указанные участки тепловых вводов является бесхозяйными.

Поскольку названный участок теплотрассы является бесхозяйным объектом, отсутствие собственника такого объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению дошкольного образовательного учреждения, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния тепловых сетей.

По смыслу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Решение вопросов теплоснабжения населения муниципального образования в силу прямого указания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к ведению органов местного самоуправления, а не хозяйствующих субъектов.

Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов неопределенного круга лиц, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.

Приведенная обязанность вытекает из п.3 ст. 225 ГК РФ и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. №580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, требования прокурора о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей на ответчика, как орган местного самоуправления, является обоснованным.

Необращение ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 ГК РФ, и пункта 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580.

Действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.

В судебном заседании представитель ответчика Косяк Е.В. признала исковые требования в полном объеме и просила предоставить отсрочку исполнения решении суда на 6 месяцев в связи с длительной процедурой оформления документов. Помощник прокурора Заика А.А. не возражал против предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Согласно ч.1 ст.203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Законодатель устанавливает лишь критерии оснований для отсрочки исполнения судебного акта, то есть обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, поэтому решение данного вопроса находится в сфере судейского усмотрения. Суд в каждом конкретном случае определяет, есть ли в них действительная необходимость, и учитывает обоюдные интересы должника и взыскателя.

В определении Конституционного суда РФ от 18 апреля 2006 г. №104-О указано, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта представляет собой исключительную меру, подлежащую применению судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов не только должника, но и взыскателя.

При этом отсрочка исполнения решения суда не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов лиц.

Поскольку спорный объект недвижимости фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, с учетом признания ответчиком исковых требований, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области и обязать администрацию Дубровского района исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в качестве бесхозяйных участков тепловых вводов, ведущих от ТК-2 к зданию детского сада «Ромашка» - <данные изъяты> м. (отопление); от ТК-2 до детского сада – <данные изъяты> м. (горячее водоснабжение), предоставив отсрочку исполнения решения на 6 месяцев.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области об обязании исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет бесхозяйный участок теплового ввода удовлетворить.

Обязать администрацию Дубровского района Брянской области исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в качестве бесхозяйных участков тепловых вводов, ведущих от ТК-2 к зданию детского сада «Ромашка» - <данные изъяты> м. (отопление); от ТК-2 до детского сада – <данные изъяты> м. (горячее водоснабжение).

Предоставить ответчику администрации Дубровского района Брянской области отсрочку исполнения данного решения суда на 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Дубровский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.А.Дворецкая