Дело № 2- 319/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 апреля 2018 года Ивановская область, гор. Тейково
Тейковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Макаровой Е.А.,
при секретаре Михайловой Н.С.,
с участием истца - прокурора Шамьюнова Т.Э.,
представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица - МКП «Тейковское предприятие по благоустройству и развитию города» по доверенности адвоката Разумова А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тейковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Тейково Ивановской области о возложении обязанности установить дорожные ограждения, предусмотренные проектом организации дорожного движения,
Установил:
Тейковский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации г.о. Тейково по тем основаниям, что истцом по жалобе ФИО6 проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства в сфере организации безопасности дорожного движения. Проверкой установлено, что на трех мостах, расположенных в черте г.о. Тейково, не имеется дорожных ограждений. Федеральным законом № 257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросом местного значения городского округа названо обеспечение безопасности дорожного движения. Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» также среди полномочий органов местного самоуправления установлено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения. Действующим Техническим регламентом «Безопасность автомобильных дорог», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза № 827 от 18.10.2011г., а также ГОСТ Р50597-93 предусмотрено устройство удерживающих ограждений в потенциально опасных местах возможного возникновения ДТП, в том числе, на мостах.
С учетом уточнения исковых требований в окончательной форме прокурор просит суд: обязать Администрацию г.о. Тейково установить в срок до 1 декабря 2018 года дорожные ограждения, предусмотренные проектом организации дорожного движения по: <адрес> слева на участке с 0м до 048м и справа с 0м до 048 м от дороги; по <адрес> слева на участке с 631м до 643м и справа с 631м до 643м от дороги; по <адрес> слева на участке с 270м до 340м и справа с 328м до 340м от дороги; по <адрес> слева на участке с 0м до 018м и справа с 0м до 018м; по <адрес> слева от дороги на участке с 130м до 257м, с 299м до 311м и с 257м до 299м (по мосту) и справа от дороги на участке с 082м до 257м, с 299м до 311с и с 257м до 299м (по мосту) в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ 33128-21014 Межгосударственный стандарт «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования».
В судебном заседании прокурор Шамьюнов Т.Э. иск с учетом уточнения требований в части срока установки ограждений поддержал. Пояснил, что, исходя из возложенной на органы местного самоуправления законодательством Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе и по устройству дорожных ограждений на опасных участках дорог общего пользования, ответчиком должны приниматься меры к устройству ограждений, предусмотренных схемой организации дорожного движения. Данная обязанность ответчиком не исполняется, проведенным совместно с представителями ОГИБДД МО МВД «Тейковский» осмотром подтверждено отсутствие удерживающих ограждений на трёх мостах города Тейково. Полагал, что обязанность разработки комплексной схемы организации дорожного движения не снимает с администрации городского округа до ее разработки обязанности по устройству соответствующих ограждений в соответствии с действующим проектом организации дорожного движения. В связи с чем, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрации г.о. Тейково по доверенности ФИО1 представила письменный отзыв по иску, из которого следует, что в 2004 году проведены обследования четырех мостов городского округа. Обследованиями выявлено неудовлетворительное состояние мостовых сооружений: дорожного полотна, железобетонных конструкций и других элементов сооружений. Поскольку в настоящее время проводятся мероприятия по разработке и утверждению комплексной схемы организации дорожного движения, которая должна учитывать, в том числе, и техническое состояние мостов, полагала, что иск прокурора является преждевременным, поскольку при обследовании мостов может выявиться необходимость их капитального ремонта. Проведение такого ремонта автоматически повлечет за собой и устройство ограждений. Пояснила, что в связи с неблагополучным финансовым состоянием городского округа повторного обследования мостов не производилось, однако в настоящее время в связи с разработкой комплексной схемы организации дорожного движения администрация будет проводить работу силами специализированной организации для установления действительного состояния мостовых сооружений. В судебном заседании не отрицала, что в настоящее время безопасность дорожного движения администрацией обеспечена не в полном соответствии с требованиями законодательства. Просила в иске отказать.
Представитель третьего лица МПК «Тейковское предприятие по благоустройству и развитию города» - адвокат Разумов А.Г., представил письменные пояснения, из которых следует, что предприятие финансируется городом, исходя из заданий, формируемых ежегодно. В настоящее время и за период с 2015 года денежных средств на устройство и поддержание дорожных ограждений на участках дорог с мостами в черте города Администрацией округа не выделялось. В функции предприятия входит лишь ремонт дорожного полотна, очистка дорог. Поскольку в настоящее время проводится мероприятие по составлению комплексной схемы организации дорожного движения, полагал, что иск прокурора является преждевременным.
Представитель ОГИБДД МО МВД «Тейковский», будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, ранее ФИО2 пояснял, что в 2017 году сотрудниками ОГИБДД проводились осмотры мостовых сооружений на предмет наличия либо отсутствия на них дорожных ограждений. Соответствующими актами выявлено отсутствие ограждений на трех мостах г.о. Тейково, в связи с чем, безопасность дорожного движения не обеспечена на данных участках дорог. МО МВД «Тейковский» неоднократно письменно обращалось к Тейковскому межрайонному прокурору с просьбой об обязании администрации городского округа осуществить соответствующие мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на опасных участках дорог общего пользования (мостах). Полагал иск прокурора обоснованным.
Суд, учитывая мнение лиц, участвующих в деле, и надлежащее извещение ОГИБДД МО МВД «Тейковский», исходя из положений ст. 167 ГПК Российской Федерации полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, ознакомившись с надзорным производством № 52ж-2018, оценив доказательства, имеющиеся в деле в их совокупности по правилам статей 59, 60, 67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Судом из материалов дела установлено, что администрации г.о. Тейково на праве муниципальной собственности принадлежат автомобильные дороги с реестровыми номерами: №П.12.0288 по адресу: <адрес> протяженностью 643м; № П.12.0287 по адресу: <адрес>, протяженностью 1758 м; № П.12.0316 по адресу: <адрес>, протяженностью 512 м; № П12.1107 по адресу: <адрес> без указания протяженности, что подтверждено выписками из реестра муниципального имущества (том 1 л.д. 26-29). Также из указанных реестровых выписок следует, что названные автомобильные дороги находятся в оперативном управлении МКП «Тейковское предприятие по благоустройству и развитию города».
На протяженности указанных автомобильных дорог располагаются несколько мостовых сооружений, в том числе: по <адрес> – <адрес>, по <адрес> – <адрес> и по <адрес>, по которым осуществляется автомобильное движение, а также движение пешеходов, что не отрицалось всеми лицами, участвующими в деле.
Также стороной ответчика не отрицалось, что все три мостовых сооружения не имеют дорожных удерживающих ограждений.
Основанием для проведения проверки прокуратуры стала жалоба ФИО13 поступившая в адрес истца 25 января 2018 года. В тексте жалобы указано на дорожно-транспортное происшествие, имевшее место ДД.ММ.ГГГГ, на мосту, расположенному в <адрес> – <адрес>, вследствие которого автомобиль, в кабине которого находилось четверо человек, съехал в реку <данные изъяты>. ФИО6 указывает в жалобе, что при наличии ограждений автомобиль не попал бы в реку и пассажиры могли остаться живыми (том 1 л.д. 7-9).
Отсутствие дорожных ограждений на мостах и подъездных путях к ним подтверждено сообщениями ОГИБДД МО МВД «Тейковский» (том 1 л.д. 11-12, 16-17, 20-21), актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а также фотографиями с данными о ширине проезжей и пешеходной частей мостов(том 1 л.д. 22, том 2 л.д. 45-48).
Также из материалов дела судом установлено, что ответчиком в соответствии с положениями Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» утвержден проект организации дорожного движения по улицам г. Тейково Ивановской области (том 1 л.д. 51-66, 211-214). Проект организации дорожного движения по улицам г. Тейково утвержден в 2012 году, его корректировка проведена в 2015 году в связи с передачей в муниципальную собственность объектов бывшего военного городка «Красные Сосенки» (том 1 л.д. 118-119).
Согласно указанному Проекту организации дорожного движения по улицам г. Тейково на участках автомобильных дорог в местах расположения мостов предусмотрено устройство барьерных дорожных ограждений (том 1 л.д. 212-214), а также проектом зафиксировано отсутствие барьерных ограждений на момент составления данного документа (том 1 л.д. 62-66).
Согласно пояснениям опрошенного в судебном заседании специалиста ФИО8, осуществлявшего непосредственно разработку Проекта организации дорожного движения по улицам г. Тейково в 2012 году и его последующую корректировку в 2015 году. Установка ограждений в местах расположения мостов является обязательным требованием к безопасности дорожного движения и отражена в нескольких действующих ГОСТах Российской Федерации. В случае, если ширина дорожного полота в местах расположения мостов не позволяет организовать двустороннее движение, то проектом возможно изменение схемы движения на одностороннюю. Вместе с тем, данными о ширине дорожного полотна он не располагал, поэтому в действующей схеме организации дорожного движения предусмотрено движение по двум полосам.
Учитывая эти пояснения, суд считает, что о необходимости установки дорожных ограждений слева и справа от участков автомобильных дорог в местах расположения мостов Администрации г.о. Тейково было известно, начиная с 2012 года (с момента утверждения проекта организации дорожного движения в г.о. Тейково).
В качестве обоснования искового заявления прокурор указывает на то, что Администрация г.о. Тейково в силу действующего законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения обязана обеспечить безопасность дорог общего пользования в черте городского округа, включая безопасность мостов, являющихся неотъемлемой частью автомобильных дорог.
С указанным обоснованием иска суд полагает возможным согласиться.
Так, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника имущества возложено бремя его содержания. В развитие данных положений, касающихся бремени содержания муниципальной собственности, действует законодательство Российской Федерации, определяющее вопросы местного значения.
Так, из положений ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них (подпункты 3,5).
Требованиями ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к полномочиям городского округа отнесено: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п.4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Таким образом, взаимосвязанные положения названного законодательства возлагают на органы местного самоуправления городского округа обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения в границах этого округа.
Уставом городского округа Тейково (принят решением муниципального горсовета г. Тейково от 28.02.2006г. № 29, с последующими изменениями и дополнениями) определен как круг вопросов местного значения городского округа, так и полномочия администрации при решении этих вопросов.
Статьей 6 Устава г.о. Тейково к вопросам местного значения городского округа Тейково отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Тейково; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Тейково и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Тейково, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений статьи 35 Устава г.о. Тейково следует, что Администрация городского округа Тейково: осуществляет исполнение полномочий органов местного самоуправления городского округа Тейково по решению вопросов местного значения городского округа Тейково в соответствии с федеральными законами, законами Ивановской области, решениями Думы и постановлениями и распоряжениями главы городского округа Тейково; организует транспортное обслуживание населения, дорожное строительство и содержание дорог местного значения.
Исходя из названных законоположений Устава г.о. Тейково в их системной взаимосвязи с федеральным законодательством в области обеспечения безопасности дорожного движения, суд считает, что Администрация г.о. Тейково в силу закона наделена полномочиями и обязанностями как по содержанию дорог общего пользования в черте городского округа, так и по обеспечению безопасности дорожного движения на данных автомобильных дорогах.
Требования к наличию ограждений на участках автомобильных дорог различных групп устанавливаются Государственными стандартами Российской Федерации. Согласно разделу 4 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Госстандарта России № 221 от 11.10.1993г. опасные для движения участки автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в том числе проходящие по мостам и путепроводам, должны быть оборудованы ограждениями. Положения аналогичного содержания имеются в разделе 6.5 ГОСТ Р 50597-2017, вступающего в силу с 1.06.2018г.
Правила применения дорожных ограждений, а также требованиями к ним также урегулированы государственными и межгосударственными стандартами, а именно: "ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст, а также ГОСТ 33128-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 229-ст от 07.04.2015г.
Таким образом, требование об установлении дорожных ограждений в местах расположения мостов на дорогах общего пользования в черте г.о. Тейково является законным и обоснованным.
С возражениями ответчика и третьего лица (МКП «Тейковское предприятие по благоустройству и развитию города») относительно того, что иск прокурора является преждевременным ввиду того, что в настоящее время администрацией г.о. Тейково проводится работа по разработке и принятию Комплексной схемы организации дорожного движения, предусмотренной Приказом Министерства транспорта РФ № 43 от 17.03.2015г. которая должна учитывать, в том числе, и техническое состояние мостов и обязательность устройства удерживающих ограждений на данных сооружениях, суд согласиться не может.
Так, содержание Приказа Министерства транспорта РФ № 43 от 17.03.2015г. указывает на обязательность принятия как комплексной схемы организации дорожного движения, так и проекта организации дорожного движения. Тем самым, принятие КСОДД не отменяет действие проекта по организации дорожного движения, однако эти два документа не могут противоречить друг другу.
Каких-либо доказательств тому, что устройство удерживающих дорожных ограждений на мостах, перечисленных в исковом заявлении, невозможно и что устройство таких ограждений приведет к разрушению мостовых конструкций ответчиком в нарушение положений ст. 56 ГПК Российской Федерации не приведено.
Также не имеется в материалах дела доказательств тому, что заявленные в иске мосты подлежат капитальному ремонту, в рамках которого и будут установлены соответствующие ограждения.
При этом суд полагает необходимым отметить, что обязательность наличия удерживающих ограждений на опасных участках дороги установлено Государственным стандартом, действующим с 1994 года. До настоящего времени таких ограждений на мостах по <адрес><адрес><адрес> не имеется, что создает реальную опасность как для пешеходов (неограниченного круга лиц), так и для водителей и пассажиров автомобилей, тем самым администрацией г.о. Тейково обязанность по решению вопроса местного значения – обеспечение безопасности дорог общего пользования надлежащим образом не выполнена.
При таких обстоятельствах, иск Тейковского межрайонного прокурора к администрации г.о. Тейково о возложении обязанности по установке дорожных ограждений подлежит удовлетворению в полном объеме.
Согласно положениям ст. 206 ГПК Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из указанной нормы права и с учетом требований прокурора об установлении срока для выполнения действий по устройству ограждений – до 1 декабря 2018 года, мнения ответчика о реальности исполнения обязанности в обозначенный срок, суд полагает возможным установить данный срок для исполнения ответчиком обязанности по установке дорожных ограждений, предусмотренных проектом организации дорожного движения по автомобильным дорогам, указанным в просительной части иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Ивановской области о возложении обязанности установить ограждения, предусмотренные проектом организации дорожного движения удовлетворить.
Возложить на Администрацию городского округа Тейково Ивановской области обязанность по установке в срок до 1 декабря 2018 года дорожных ограждений, предусмотренных проектом организации дорожного движения, по:
<адрес> слева на участке с 0м до 048м и справа с 0м до 048 м от дороги;
<адрес> слева на участке с 631м до 643м и справа с 631м до 643м от дороги;
<адрес> слева на участке с 270м до 340м и справа с 328м до 340м от дороги;
<адрес> слева на участке с 0м до 018м и справа на участке с 0м до 018м от дороги;
<адрес> слева на участке с 130м до 257м и с 299м до 311м и с 257м до 299м и справа на участке с 082м до 257м, с 299м до 311м и с 257м до 299м от дороги
в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 Государственный стандарт РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и ГОСТ 33128-21014 Межгосударственный стандарт «Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования».
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Макарова
Мотивированное решение суда составлено 28 апреля 2018 года.