ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319/19 от 02.04.2019 Троицкого городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-319/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2019 года г.Троицк

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего: Панасенко Е.Г.,

при секретаре: Таранюк А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области об установлении факта невозможности проживания, о признании незаконным решения, о признании права на обеспечение жилым помещением, о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, в котором просит:

- установить факт невозможности проживания ФИО1 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>

- признать за ФИО1 право на обеспечение жилым помещением, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;

- признать незаконным решение Министерства социальных отношений Челябинской области от 16 января 2015 года об отказе ФИО1 во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;

- обязать Министерство социальных отношений Челябинской области включить ФИО1 в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Свои требования обосновала тем, что решением Министерства социальных отношений Челябинской области от 16 января 2015 года ФИО1 отказано во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на основании ч. 10 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье». В обжалуемом решении в качестве основания для отказа во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указано, что представленные документы не соответствую Перечню документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, утвержденному Постановлением Правительства Челябинской области от 15 апреля 2013 года № 136-П «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа»; статус ребенка, лишенного родительского попечения подтвержден; факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, не установлен в определенном законодательством порядке (имеющаяся площадь жилого помещения, приходящаяся на несовершеннолетнюю 10,7 кв.м.), выше учетной нормы, установленной на территории муниципального образования (9 кв.м.).

Считает данное решение незаконным по следующим основаниям:

постановлением администрации Троицкого муниципального района Челябинской области от 30 ноября 2011 года ФИО2 назначена попечителем над несовершеннолетней ФИО12ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с тем, что мать ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ года;

жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находится в антисанитарном состоянии, непригодно для проживания, не отвечает установленным для жилых помещений санитарным и техническим нормам, требует капитального ремонта. Органы опеки и попечительства не оформляют должным образом факт невозможности проживания в данном жилом помещении. Указанное жилое помещение никому не принадлежит на праве собственности и не передано кому-либо по договору социального найма.

Указывает на то, что решением Троицкого городского суда Челябинской области от 25 июня 2018 года по делу установлен факт невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>

В судебном заседании ФИО1, ее представитель ФИО5 участвовали, исковые требования поддержали, ссылаясь на основания указанные в иске.

Представитель ответчика - Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о дне и месте рассмотрения извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района Челябинской области - ФИО6 (л.д.31) в судебном заседании участвовала, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Представители третьих лиц - администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, администрации Кособродского сельского поселения Троицкого муниципального района Челябинской области в судебном заседании не участвовали, о дне и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 40) малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 названного Федерального закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу пп. «ж» п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).

Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 7 названной статьи установлено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Пунктом 9 названной статьи установлено, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В развитие названных конституционных положений ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-30 «О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате руда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых смешений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого смещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается возможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с ч. 7 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» Орган социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в течение 15 рабочих дней со дня представления заявления и всех прилагаемых к нему документов готовит заключение, которое должно содержать вывод о необходимости включения или отказа во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в список. В случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, орган социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа предварительно устанавливает факт возможности или невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, о чем составляет акт. Копия акта в течение пяти рабочих дней направляется заявителю.

В соответствии с ч. 8 ст. 17 вышеназванного Закона Челябинской области орган социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в течение пяти рабочих дней со дня вынесения заключения направляет его и заявление с представленными заявителем документами, а в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилого помещения, а также акт, указанный в части 7 настоящей статьи, в уполномоченный орган исполнительной власти Челябинской области, который формирует список.

В соответствии с ч. 9 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО уполномоченный орган исполнительной власти Челябинской области в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения и иных документов, указанных в части 8 настоящей статьи, проводит проверку сведений, содержащихся в документах, и принимает решение:

1) о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в список;

2) об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в список.

Согласно ч. 10 ст. 17 данного Закона Челябинской области решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в список принимается в следующих случаях:

1) если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, проживание которых в ранее занимаемых жилых помещениях признано возможным при отсутствии обстоятельств, установленных частью 4 настоящей статьи;

2)если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа уже были однократно обеспечены жилым помещением по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилищного фонда.

Согласно ч. 11 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО копия решения о включении или об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в список в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю и в орган социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

Принцип особой государственной защиты прав ребенка закреплен в преамбуле Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которой государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе.

Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отнесены к категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, а также определены основные задачи и меры, направленные на защиту их прав и интересов.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Троицкого муниципального района Челябинской области от 30 ноября 2011 года ФИО2 назначена попечителем над несовершеннолетней ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с тем, что мать несовершеннолетней ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ года, отец ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ года.

Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя истца, свидетельством о рождении ФИО1 (л.д.7), свидетельством о смерти ФИО3 (л.д.9), свидетельством о смерти ФИО4 (л.д.10), копией паспорта ФИО1 (л.д.11), постановлением администрации Троицкого муниципального района Челябинской области от 30 ноября 2011 года (л.д.12).

Решением Министерства социальных отношений Челябинской области от 16 января 2015 года ФИО1 отказано во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на основании части 10 ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье».

В обжалуемом решении в качестве основания для отказа во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указано, что представленные документы не соответствую Перечню документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, утвержденному Постановлением Правительства Челябинской области от 15 апреля 2013 года № 136-П «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа»; факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> не установлен в определенном законодательством порядке (имеющаяся площадь жилого помещения, приходящаяся на несовершеннолетнюю 10,7 кв.м.), выше учетной нормы, установленной на территории муниципального образования (9 кв.м.); статус ребенка, лишенного родительского попечения, подтвержден (л.д.42).

В декабре 2016 года ФИО1 повторно обратилась в Министерство социальных отношений Челябинской области для рассмотрения вопроса о включении ее в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

10 января 2017 года Министерство социальных отношений Челябинской области по результатам рассмотрения обращения ФИО1 сообщило, что решением от 16 января 2015 года ей было отказано во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, так как не был установлен факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: <адрес>, так как на каждого из проживающих приходится по 10,7 кв.м., что более учетной нормы, установленной на территории Троицкого муниципального района (9 кв.м.). Иных документов подтверждающих факт невозможности ее проживания в жилом помещении не представлено. Повторно вопрос о включении ее в Список может быть рассмотрен после установления факта невозможности проживания в жилом помещении, а именно в случае признания жилого помещения не пригодным для постоянного проживания.

Кроме того, в части выплаты средств на ремонт жилого помещения, сообщили, что она достигла возраста более 18 лет, не является ребенком-сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, следовательно не имеет права на предоставление вышеуказанной выплаты (л.д.13).

Однако, суд, с учетом исследованных в судебном заседании документов приходит к выводу о незаконности вынесенного решения.

ФИО1 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, фактически жилым помещением не обеспечена, в связи с чем у нее возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда.

Согласно справке Администрации Муниципального образования «Чернореченское сельское поселение» Троицкого муниципального района Челябинской области ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 63).

Также в судебном заседании установлено, что в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество, зарегистрированное на ФИО1

Решением Троицкого городского суда Челябинской области от 25 июня 2018 года исковые требования ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО14 к Управлению социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, признании незаконным решения об отказе во включении в список подлежащих обеспечению жилым помещением, о признании права на предоставление жилого помещения лицу, относящемуся к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, о возложении обязанности включить в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями были удовлетворены.

Указанным решением установлено, что условия проживания по адресу: <адрес> в жилом здании или помещении не соответствует п.п. 4.2, 5.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Решение вступило в законную силу 31 июля 2018 года (л.д.47-53).

На основании ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области об установлении факта невозможного проживания, о признании незаконным решения, о признании права на обеспечение жилым помещением, о возложении обязанности подлежат удовлетворению.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, вопреки данной норме от сторон не поступило каких-либо других доводов и возражений по иску и доказательств в их обоснование.

Суд, вынося решение, исходит из доказательств, находящихся в деле и дает им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям. Другие требования истец не заявлял.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области об установлении факта невозможного проживания, о признании незаконным решения, о признании права на обеспечение жилым помещением, о возложении обязанности удовлетворить.

Установить факт невозможности проживания ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Признать решение Министерства социальных отношений Челябинской области от 16 января 2015 года об отказе ФИО1 во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, незаконным.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право на обеспечение жилым помещением, как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Возложить на Министерство социальных отношений Челябинской области обязанность включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств бюджета Челябинской области по договору найма специализированного жилого помещения на территории Троицкого муниципального района Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца через Троицкий городской суд Челябинской области.

Председательствующий: