ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319/19 от 13.02.2019 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

№2-319/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воронеж 13 февраля 2019 года

Левобережный районный суд города Воронежа в составе председательствующего судьи Турбиной А.С., при секретаре Харьковской О.Е.,

с участием представителя истца по доверенности Коротковой Н.В.,

ответчика Чеснокова В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Чеснокову ВИ о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение для обследования квартиры на предмет наличия, либо отсутствия в жилом помещении самовольной перепланировки и (или) переустройства,

установил:

Истец Государственная жилищная инспекция Воронежской области (далее ГЖИ Воронежской области) обратилась в суд с иском к ответчику Чеснокову В.И., указав, что в адрес жилищной инспекции поступило обращение Котляровой Н.И., о проведенной самовольной перепланировки и (или) переустройстве <адрес>. В целях проверки поступившей информации, жилищной инспекцией в адрес собственника <адрес> Чеснокова В.И. было направлено уведомление от 09.11.2018г. о необходимости 27.11.2018г. предоставить доступ в квартиру с целью ее обследования. В назначенное время доступ в квартиру ответчиком был обеспечен только на кухню, в холл, в помещение санитарного узла, ванной и одной из жилых комнат, при этом в доступе в жилую комнату, с расположенной лоджией отказано, что зафиксировано в акте от 27.11.2018г. Истец, ссылаясь на положения ч.2 ст.1, ст.26 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что своими действиями ответчик препятствует законному праву жилищной инспекции на проведение обследования жилых помещений, предусмотренного п.п.3.1, 4.2.1 Положения о ГЖИ Воронежской области. В связи с чем, истец с учетом уточнений просит обязать Чеснокова В.И. предоставить доступ ГЖИ Воронежской области в жилую комнату, где расположена лоджия – <адрес><адрес> на предмет выявления ее самовольной перепланировки и (или) переустройства (л.д.2,3,28).

В судебном заседании представитель истца по доверенности Короткова Н.В. заявленные требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске и письменных пояснениях, представленных в материалы дела.

Ответчик Чесноков В.И. в судебном заседании по заявленным требованиям возражал, пояснив, что жалоба Котляровой является необоснованной, с содержанием жалобы его не ознакомили, копия приказа ему предъявлена не была, при проведении проверки также присутствовал жилец дома О, а в приказе на проведение проверки указана только Тунадзе. Инспектору Тунадзе для осмотра были предоставлены спальня, ванная комната, кухня и туалет. Комната, где расположена лоджия, для осмотра предоставлена не была, так как сын закрыл дверь в комнату на ключ и ушел.

Выслушав лиц участвующих в деле, проверив материалы дела и разрешая уточненные требования истца по существу, руководствуясь ст.ст.56, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд исходит из следующего.

Судом установлено, что собственником <адрес><адрес> является ответчик Чесноков В.И. (л.д.5-8).

В ГЖИ Воронежской области от Котляровой Н.И. поступила жалоба, в которой содержались сведения о переустройстве (или) перепланировки <адрес>.<адрес><адрес> без согласования с Управой и с просьбой в связи с этим провести контрольные мероприятия (л.д.9-11).

В связи с данной жалобой заместителем руководителя ГЖИ Воронежской области издан приказ от 12.11.2018г. о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Чеснокова В.И. по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>А, <адрес>, с целью проверки обращения жителя по вопросу самовольной перепланировки и (или) переоборудования <адрес>.<адрес><адрес>. Уполномоченным лицом на проведение проверки назначена инспектор Тунадзе Н.А. Проверка назначена на 27.11.2018г., в процессе проверки произвести обследование <адрес><адрес> (л.д.14).

В адрес ответчика направлялось уведомление о проведении проверки и о необходимости предоставить доступ в <адрес><адрес> с целью ее обследования (л.д.15,16).

По результатам проверки составлен акт проверки от 27.11.2018г. из которого следует, что в отношении Чеснокова В.И. 27.11.2018г. осуществлена внеплановая выездная проверка с целью обследования жилого помещения. В назначенное время доступ в квартиру ответчиком обеспечен только на кухню, в холл, в помещение санитарного узла, ванной и одной из жилых комнат, при этом в доступе в жилую комнату, с расположенной лоджией, Чесноковым В.И. было отказано (л.д.17-19).

В соответствии со ст.25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Аналогичные нормы закона содержатся в ст.3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В то же время ограничения данного конституционного права также определены законом, имеющим высшую юридическую силу, в частности, неприкосновенность жилища, в том числе отсутствие согласия собственника на обследование жилого помещения могут быть преодолены судебным решением.

Из разъяснений, изложенных в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.1993г. «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации», следует, что поскольку никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, вышеназванные суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.

Согласно ч.2 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В силу положений ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, на собственника возложена обязанность использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ, обеспечивать сохранность жилого помещения, нести иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. , предусмотрена обязанность собственника допускать в заранее согласованное время в занимаемое жилое помещение представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования.

Статьями 25 и 26 ЖК РФ предусмотрено, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Исходя из положений ст.20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Предметом проверки является соблюдение, в том числе и гражданами обязательных требований.

Основаниями для проведения внеплановой проверки являются поступления обращений и заявлений граждан, в том числе о фактах нарушения требований порядка осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) соответственно органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о назначении проверки с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования.

Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

В рамках настоящего дела в суд с требованиями о предоставлении доступа в жилое помещение в целях проведения контрольно-надзорных мероприятий обратилось ГЖИ Воронежской области, которая в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Положением о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденным Постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013г. №799 (далее Положения) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, а также уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля.

Согласно п.4.2.2. Положения, инспекция вправе беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки с согласия собственников помещений в многоквартирном доме посещать жилые помещения и проводить их обследование.

Инспекция вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п.4.1.3 Положения).

Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013г. №493. Предметом проверок является соблюдение, в том числе гражданами обязательных требований к: жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт 11).

В соответствии с Административным регламентом государственной жилищной инспекции Воронежской области по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного жилищного надзора», утвержденным Приказом Госжилинспекции Воронежской области от 14.05.2014г. №13, (далее Административный регламент) внеплановые проверки граждан проводятся в связи с поступлением в инспекцию обращений и заявлений граждан о фактах нарушения гражданами обязательных требований и продолжительность проверки в отношении граждан не может превышать один рабочий день (п.п.2 п.3.1 раздела 3).

Пункт 3.4.3 раздела 3 Административного регламента устанавливает порядок проведения внеплановых проверок в отношении граждан в частности внеплановые проверки проводятся государственным жилищным инспектором на основании приказа руководителя, заместителя руководителя инспекции. Выездная проверка проводится по месту нахождения принадлежащего гражданину на праве собственности жилого помещения. О проведении внеплановой выездной проверки гражданин уведомляется не позднее чем за один календарный день проверки почтовым отправлением. Возможность приостановления внеплановой проверки в отношении граждан и приостановления исполнения государственной функции законодательством Российской Федерации не предусмотрена. По результатам внеплановой выездной проверки инспектором, проводящим проверку, составляется акт.

В соответствии с п.п.3.4.3.8 п.3.4.3 раздела 3 Административного регламента гражданин обязан обеспечить доступ инспектора в принадлежащие ему жилое помещение. В случае уклонения или отказа гражданина жилого помещения от предоставления доступа в указанное помещение для проведения проверки инспекция направляет в суд заявление о понуждении гражданина к предоставлению доступа в жилое помещение.

Указанные нормы права подтверждают полномочия ГЖИ Воронежской области на проведение регионального государственного жилищного контроля и обязанности собственника квартиры обеспечить доступ во все помещения квартиры представителю данного контрольного органа, вышеуказанные требования к проведению проверки истцом соблюдены.

Доказательств подтверждающих нарушение инспектором установленного порядка проведения проверки со стороны ответчика в материалы дела представлено не было.

Доводы ответчика о нарушении требований к проведению проверки в части присутствия при проверке жильца дома, не свидетельствуют о незаконности проведения такой проверки, учитывая, что при проведении проверки, в связи с рассмотрением обращений граждан обеспечивается возможность участия в проведении проверок заявителей (их представителей) (п.п.3.4.3.6 п.3.4.3 раздела 3 Административного регламента).

Иные доводы ответчика, в том числе о необоснованности жалобы Котляровой Н.И. правового значения в рамках рассматриваемого дела не имеют.

Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела по существу нашло свое подтверждение наличие законных оснований для проведения проверки – поступление жалобы Котляровой Н.И. в орган, уполномоченный на проведение выездных проверок соблюдения гражданами порядка переустройства и (или) перепланировки жилых помещений с правом проведения обследования таких жилых помещений, уведомление собственника об обеспечении доступа в жилое помещение и не предоставление ответчиком инспектору доступа в жилую комнату, с расположенной лоджией, суд полагает заявленные истцом уточненные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.ст.98, 103 ГПК РФ ст.ст. 333.19-333.20 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб. от уплаты, которой истец освобожден в силу закона.

Суд также принимает во внимание то, что иных доказательств суду не представлено и в соответствии с требованиями ст.195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Чеснокову ВИ о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение для обследования квартиры на предмет наличия, либо отсутствия в жилом помещении самовольной перепланировки и (или) переустройства, удовлетворить.

Обязать Чеснокова ВИ предоставить сотрудникам Государственной жилищной инспекции Воронежской области доступ в <адрес>А <адрес><адрес> для осмотра жилой комнаты, с расположенной лоджией на предмет наличия, либо отсутствия в жилом помещении самовольной перепланировки и (или) переустройства.

Взыскать с Чеснокова ВИ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.

Решение изготовлено в окончательной форме 15.02.2019 г.

Судья А.С. Турбина