ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319/19 от 13.06.2019 Морозовского районного суда (Ростовская область)

отметка об исполнении решения дело №2-319/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 июня 2019 года ул. Луговая, д. 31/1, ст. Милютинская

Морозовский районный суд Ростовской области

в составе председательствующего судьи Мельникова В.А.,

при секретаре судебного заседания Ивановой Л.А.,

с участием помощника прокурора Милютинского района Суховой Н.С.,

представителя ответчика и третьего лица по доверенностям ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Милютинского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Чистая станица» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции; третье лицо Муниципальное образование «Милютинское сельское поселение» в лице Администрации Милютинского сельского поселения Милютинского района Ростовской области,

установил:

Прокурор Милютинского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Чистая станица» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции.

В иске указано, что прокуратурой Милютинского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в сфере деятельности муниципальных организаций и предприятий. В ходе которой установлено, что в МУП «Чистая станица» определено должностное лицо, ответственное на предприятии за деятельность в данном направлении. При этом МУП «Чистая станица» не определены конкретные направления деятельности организации, наиболее подверженные коррупционным рискам (кадровая службы, контрактная служба, финансовый отдел и др.), в целях недопущения фактов проявления коррупции при проведении расчётов платы за предоставление коммунальных услуг населению, при приёме и увольнении работников, при проведении закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организации; в трудовые договоры работников не включены обязанности в сфере противодействия коррупции; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не определен порядок уведомления правоохранительных органов, в том числе органов прокураты, о фактах коррупции или склонения работников предприятия к данным действиям; порядок уведомления работниками ответственных лиц организации о фактах коррупции, склонения к коррупционным действиям; порядок выявления и урегулирования конфликта интересов в организации; не созданы органы, осуществляющие внутренний контроль на данном направлении деятельности. Ранее по результатам проверки прокуратурой района руководителю организации внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое рассмотрено, однако мер к устранению указанных в представлении нарушений не принято.

В связи с этим, прокурор просит суд возложить на Муниципальное унитарное предприятие «Чистая станица» обязанности по устранению нарушений выявленных в ходе проверки.

В судебном заседании помощник прокурора Милютинского района Сухова Н.С. поддержала заявленные требования и настаивала на их удовлетворении.

Представитель Муниципального унитарного предприятия «Чистая станица» и Администрации Милютинского сельского поселения Милютинского района Ростовской области ФИО1, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании признал исковые требования прокурора и указал, что в настоящее время ведется работа по устранению выявленных нарушений и в ближайшее время разработанные материалы будут предоставлены в прокуратуру для согласования.

Ознакомившись с исковыми требованиями, выслушав помощника прокурора, мнение представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность, в том числе, организаций в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №273-ФЗ, одним из основных принципов противодействия коррупции, является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

Согласно статье 7 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» основные направления деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции являются в том числе: создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Федеральный закон №273-Ф3 дополнен статьей 13.3. вступившей в силу с 01.01.2013 года.

Частью 1 статьи 13.3 Федерального закона предусмотрена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Согласно части 2 вышеуказанной статьи, меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1. определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений:

2. сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3. разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4. принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5. предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6. недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

По смыслу приведенных положений закона, указанные обязанности возлагаются на любые организации независимо от организационно-правовой формы собственности.

Во исполнение подпункта б пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 года №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьёй 13.3 Федерального закона утверждены «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции» (далее - Методические рекомендации).

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

Согласно Методическим рекомендациям, антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Кроме этого, Методическими рекомендациями определены общие и специальные обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции.

К общим обязанностям в сфере противодействия коррупции Методическими рекомендациями отнесены следующие обязанности:

- воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;

- воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;

- незамедлительно информировать непосредственного руководителя или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики (руководство организации), о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

- незамедлительно информировать непосредственного начальника или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики (руководство организации), о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;

-сообщить непосредственному начальнику или ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения и закрепить этот порядок в локальных нормативных актах организации.

Из материалов дела следует, что МУП «Чистая станица» является муниципальным унитарным предприятием, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица. Учредителем и собственником имущества предприятия является – муниципальное образование «Милютинское сельское поселение» Милютинского района Ростовской области, что отражено в пункте 1.6 Устава Предприятия.

Судом установлено, что прокуратурой Милютинского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в сфере деятельности муниципальных организаций и предприятий. В ходе которой установлено, что в МУП «Чистая станица» определено должностное лицо, ответственное на предприятии за деятельность в данном направлении. При этом МУП «Чистая станица» не определены конкретные направления деятельности организации, наиболее подверженные коррупционным рискам (кадровая службы, контрактная служба, финансовый отдел и др.), в целях недопущения фактов проявления коррупции при проведении расчётов платы за предоставление коммунальных услуг населению, при приёме и увольнении работников, при проведении закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организации; в трудовые договоры работников не включены обязанности в сфере противодействия коррупции; не принят кодекс этики и служебного поведения работников организации; не определен порядок уведомления правоохранительных органов, в том числе органов прокураты, о фактах коррупции или склонения работников предприятия к данным действиям; порядок уведомления работниками ответственных лиц организации о фактах коррупции, склонения к коррупционным действиям; порядок выявления и урегулирования конфликта интересов в организации; не созданы органы, осуществляющие внутренний контроль на данном направлении деятельности в организации, что подтверждается актом проверки от 28.03.2019 года и представлением об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 31.08.2018 года №7-16-2018/920.

Как следует из пояснений представителя МУП «Чистая станица» ФИО1, ответчиком не оспаривается наличие недостатков в организации работы по противодействию коррупции на предприятии, выявленных в ходе прокурорской проверки. При этом на предприятии ведется работа по их устранению, в связи с чем, ответчик признает заявленные требования и не возражает против их удовлетворения.

В то же время, МУП «Чистая станица» не представлено суду доказательств выполнения обязательных для организаций требований, предусмотренных статьёй 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Из содержания закрепленных положений в Федеральном законе от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что обязанность по разработке и принятию мер предупреждения коррупции, ответчиком в полной мере не исполнена. Поскольку МУП «Чистая станица», в нарушение требований статьи 13.3 Федерального закона, не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции в организации не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении МУП «Чистая станица» антикоррупционного законодательства.

Государственная защита прав, свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантирована статьей 45 Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем, суд находит исковые требования прокурора Милютинского района Ростовской области основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ, суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком решения суда, суд принимает во внимание время, необходимое для устранения нарушений, и считает возможным установить срок исполнения решения в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным для его исполнения.

На основании статей 98 и 103 ГПК РФ с ответчика МУП «Чистая станица» в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Милютинского района, удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Чистая станица» в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции:

- определить в организации направления деятельности, наиболее подверженные коррупционным рискам (кадровая работа, закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, использование муниципального имущества, переданного организации в целях организации её деятельности, расходование бюджетных средств, выделенных организации и др.);

- включить в трудовые договоры работников обязанности в сфере противодействия коррупции;

- определить порядок уведомления правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры, о фактах коррупции или склонения работников предприятия к данным действиям;

- принять кодекс этики и служебного поведения работников организации;

- определить порядок уведомления работниками ответственных лиц организации о фактах коррупции, склонения к коррупционным действиям;

- определить порядок выявления и урегулирования конфликта интересов в организации;

- создать орган или назначить ответственное должностное лицо, осуществляющих внутренний контроль на данном направлении деятельности в организации.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Чистая станица» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Морозовский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 июня 2019 года.

Судья