№ 2-319/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«17» августа 2020 года г.Починок, Смоленская область
Починковский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего Сажиной Н.Б.,
с участием ст.помощника прокурора Старовойтовой Н.Н.,
при секретаре Трифоновой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Починковского района Смоленской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий, указав в обоснование требований, что в ходе проверки исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны установлено, что по адресу: ... (складское помещение административного здания) расположено защитное сооружение гражданской обороны – продиворадиационное укрытие с инвентарным номером № **. В соответствии с действующим законодательством статус защитного сооружения как объекта определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам ГО и ЧС. Учет данных сооружений ведется, в том числе в органах местного самоуправления. Указанное сооружение принято в эксплуатацию в 1980 году и находится на балансе ответчика, как и здание в котором оно расположено, при этом в реестре имущества муниципального образования «Починковский район» Смоленской области оно не числится.
Просит обязать Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области включить в реестр имущества муниципального образования «Починковский район» Смоленской области защитное сооружение гражданской обороны –продиворадиационное укрытие с инвентарным номером № **, расположенное в административном здании по адресу: ..., в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Починковского района Смоленской области Старовойтова Н.Н. поддержала исковые требования по обстоятельствам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Салбиев В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, не оспаривая тот факт, что защитное сооружение гражданской обороны – продиворадиационное укрытие с инвентарным номером № ** расположено в административном здании по адресу: ..., находящемся в муниципальной собственности, и эксплуатируется Администрацией муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, указал, что данный объект муниципальным образованием «Починковский район» Смоленской области не создавался, не относится к муниципальной собственности. Учет защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Починковского района осуществляется надлежащим образом, путем ведения соответствующего журнала. Кроме того, здание Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области в настоящее время расположено вне зоны возможного радиоактивного заражения, в связи с чем потребность наличия в здании Администрации противорадиационного укрытия отсутствует. Администрацией неоднократно предпринимались попытки, направленные на снятие данного ПРУ с учета, для чего необходимый пакет документов направлялся в МЧС России через Управление МЧС по Смоленской области. Документы возвращались, в связи с отсутствием выписки из реестра федерального имущества в отношении продиворадиационного укрытия с инвентарным номером № **. В настоящий момент Администрацией направлен пакет документов в МЧС России об изменении типа защитного сооружения гражданской обороны с противорадиационного укрытия на укрытие, при этом приложена выписка из реестра муниципальной собственности только на здание, где находится ПРУ с инвентарным номером № **. Решение по этому вопросу пока не принято. До принятия указанного решения разрешение вопроса о включение в реестр муниципального имущества ПРУ с инвентарным номером № ** считает нецелесообразным, поскольку в случае принятия положительного решения, его придется из данного реестра исключать. Также указал, что круг лиц, интересы которых затрагивает заявленные прокурором требования, определен п.3 Порядка создания убежищ и иных объектов ГО, в связи с чем ссылка прокурора, что он действует в интересах неопределенного круга лиц несостоятельна. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Смоленской области Николаевская В.А. в судебном заседании указала на обоснованность исковых требований, поскольку согласно паспорту ПРУ № ** и его инвентаризационной карточке, вышеуказанное сооружение находится на балансе ответчика. Данное защитное сооружение гражданской обороны является встроенным, а именно подвальной частью здания, которое находится в собственности муниципального образования «Починковский район» Смоленской области. С целью дальнейшего осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ, связанного с эксплуатацией названного сооружения, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Суд, заслушав стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Починковского района Смоленской области проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны.
В ходе проверки установлено, что по адресу: ... (складское помещение административного здания) расположено защитное сооружение гражданской обороны –продиворадиационное укрытие с инвентарным номером № **, вместимостью 800 человек, которое принято в эксплуатацию в 1980 году (л.д.4).
Данное защитное сооружение согласно инвентаризационной карточке находится на балансе Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (л.д.5-6).
При этом, в реестре имущества муниципального образования «Починковский район» Смоленской области оно не числится (л.д.27-28).
Здание с кадастровым номером № **, в котором расположено вышеуказанное защитное сооружение, находится в собственности муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (л.д.9,10)
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела.
Таким образом, судом достоверно установлено, что в здании, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию «Починковский район» Смоленской области расположено продиворадиационное укрытие с инвентарным номером № **, находящееся на балансе Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, но которое в реестре муниципального имущества не числится.
Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В силу ч.2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Аналогичная норма содержится и в п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в силу которой к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.1 ч.1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся, в том числе противорадиационные укрытия.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п.9 Порядка).
В соответствии с п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.
Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что продиворадиационное укрытие с инвентарным номером № ** имеет статус защитного сооружения гражданской обороны, находится в фактическом владении ответчика, которое осуществляет его эксплуатацию, в связи с чем Администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области обязана обеспечить его надлежащий учет, как объекта муниципальной собственности.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 18.02.2020 установлено, что спорный объект находится в здании с кадастровым номером № **, собственником которого является муниципальное образование «Починковский район» Смоленской области, как отдельный объект в федеральную собственность он не передавался (л.д.20-24).
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены, доказательств обратного суду не представлено.
Напротив согласно паспорту защитного сооружения и его инвентаризационной карточке Администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области с 2013 года не оспаривала тот факт, что спорное ПРУ принадлежит ей и находится на ее балансе.
Ссылка ответчика на отсутствие потребности в данном ПРУ не является обстоятельством, имеющим юридическое значение для разрешения поставленного вопроса, поскольку решение вопроса о снятии защитного сооружения гражданской обороны с учета не возможно без выписки из реестра муниципальной собственности, что также не оспаривается Администрацией.
Тем самым отсутствие защитного сооружения гражданской обороны в реестре муниципальной собственности препятствует осуществлению задач по его содержанию и использованию.
Довод ответчика о том, что Администрация обратилась в МЧС России с заявлением о переводе типа спорного защитного сооружения гражданской обороны с «противорадиационное укрытие» на «укрытие», без рассмотрения, которого разрешение заявленного иска считает нецелесообразным, суд во внимание не принимает, поскольку это приведет к затягиванию рассмотрения дела по существу и не влияет на сам факт того, что данный объект подлежит включению в реестр муниципального имущества.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Положения части первой статьи 45 ГПК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (статьи 26, 27 и 35) не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан.
При этом законодатель не ставит правомочия прокурора на обращение в суд в защиту нарушенных, по его мнению, прав граждан, круг которых не может быть определен в связи с многочисленностью, от того, имеет ли каждый гражданин, чьи интересы подлежат защите, реальную возможность осуществить такую защиту путем личного обращения в суд.
Заявленные исковые требования об обязании включить в реестр муниципального имущества защитное сооружение гражданской обороны затрагивают интересы лиц и их права на обеспечение безопасного пребывания в защитном сооружении гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Конкретный круг данных лиц не может быть определен в полной мере (сотрудники Администрации, посетители и т.д.).
При таких обстоятельствах, суд находит иск прокурора Починковского района Смоленской области, предъявленный в интересах неопределенного круга лиц, подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области включить в реестр имущества муниципального образования «Починковский район» Смоленской области защитное сооружение гражданской обороны продиворадиационное укрытие с инвентарным номером № **, расположенное в административном здании по адресу: ..., в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.Б.Сажина
Мотивированное решение составлено 19.08.2020.