ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319/2011 от 13.12.2011 Чердынского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-319/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г. Чердынь

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

Председательствующего судьи Пьянкова Л.А.

при секретаре Чугайновой Н.Б.

с участием помощника прокурора Чердынского района Шалаева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чердынского района о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Чердынское городское поселение» по учету бесхозяйного имущества,

установил:

Прокурор Чердынского Района обратился в суд с требованием о признании незаконным бездействияадминистрации муниципального образования «Чердынское городское поселение»по признанию недвижимого имущества бесхозяйным. В обоснование заявленных требований пояснил, что в прокуратуру Чердынского района Пермского края обратилась Климова Зоя Павловна, проживающая по адресу: <адрес>, с жалобой о нарушении ее жилищных прав.

Проверкой установлено, что согласно договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ МУ «Служба заказчика ЖКУ г. Чердынь» является «Наймодателем» жилого помещения, находящего по адресу: <адрес> (далее - жилое помещение). Указанное юридическое лицо ликвидировано, однако «Наниматель» - Климова Зоя Павловна - проживает в указанном жилом помещении по настоящее время.

Из представленного ответа администрацией Чердынского городского поселения следует, что вышеуказанное жилое помещение не находится в собственности МО «Чердынского городского поселения» и на балансе не числится, поэтому рекомендуется обратиться в администрацию Чердынского муниципального района для установления собственника жилого помещения. Однако из ответа администрации Чердынского муниципального района, также следует, что жилое помещение не находится в собственности МО «Чердынский муниципальный район».

Кроме того, информация о праве собственности на указанное жилое помещение отсутствует как в МП «Бюро технической инвентаризации» Чердынского района Пермского края, так и в Едином государственно реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что жилое, помещение, находящееся по адресу: <адрес> является бесхозяйным.

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с Решением Думы Чердынского городского поселения от 25.04.2008 № 55 «Об утверждении реестра адресных единиц Чердынского городского поселения» указанное жилое помещение находится на территории МО «Чердынское городское поселение».

На основании ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации.

Более того, проверкой установлено, что указанное жилое помещения не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и является непригодным для проживания.

По поручению прокуратуры Чердынского района Пермского края Главным специалистом ГИВК ПК совместно с начальником АУ «ГЖКХ» и «Нанимателем» жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, был проведен осмотр технического состояния жилого дома, согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении выявлены следующие нарушения, предусмотренные подпунктами: 4.2.2.2., 4.2.2.1., 4.2.2.3., 4.4.1, 4.3.1, 4.4.2.1., 4.9.1.3., 4.4.3., 4.7.1, которые установлены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

Также обследование данного жилого помещения проводилось межведомственной комиссией, согласно акту обследования помещения сделан вывод о том, что требуется капитальный ремонт оконных блоков, рам, стены.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Жилищным кодексом РФ, нанимателю предоставлено право требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения (п. 5 ч. 1 ст. 67 ЖК РФ).

А также, согласно п. 1 ст.88 ЖК РФ при проведении капитального ремонта или реконструкции дома, если такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семьи на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, находящегося в указанном доме. На время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма предоставляется жилое помещение маневренного фонда. В случае отказа нанимателя и членов его семьи от переселения в это жилое помещение наймодатель может потребовать переселения в судебном порядке. Переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно осуществляется за счет наймодателя.

Таким образом, в связи неисполнением наймодателем обязанности по осуществлению капитального ремонта, наниматель не имеет возможности использовать жилое помещение по назначению.

Учитывая, то обстоятельство, что данное жилое помещение фактически является бесхозяйным объектом, а отсутствие собственника помещения влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, считает необходимым возложить обязанность на администрацию Чердынского городского поселения обратиться в Соликамский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет спорного бесхозяйного жилого помещения находящегося по адресу: <адрес>. Данная обязанность вытекает из п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. N 580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, учитывая, что законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Учитывая, что органом местного самоуправления не принимается необходимых мер по принятию имущества, указанного в иске, в свою собственность и производству капитального ремонта, тем самым не обеспечивается надлежащим образом гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого на жилище (ст.40 Конституции РФ). Данной статьей также предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, к вопросу местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии со ст. 49 Устава Чердынского городского поселения, администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом Чердынского городского поселения, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по решению вышеуказанного вопроса местного значения с их финансовыми возможностями.

Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.

На основании изложенного просит:

Возложить обязанность на администрацию Чердынского городского поселения обратиться в Соликамский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет спорного бесхозяйного жилого помещения находящегося по адресу: <адрес> и по истечении года со дня постановки его на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанное жилое помещение.

Обязать администрацию Чердынского городского поселения после принятия в собственность вышеуказанного жилого помещения привести в соответствие с требованиями действующего законодательства с указанием фактических сторон договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Чердынского городского поселения, после принятия в собственность вышеуказанного жилого помещения произвести там капитальный ремонт.

Обязать администрацию Чердынского городского поселения, после принятия в собственность вышеуказанного жилого помещения предоставить жилое помещение маневренного фонда на время проведения капитального ремонта.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал.

Представитель Администрации МО «Чердынское городское поселение»

Оценив пояснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Факт наличия жилого дома по адресу: <адрес> а так же его бесхозность подтверждается выпиской из реестра адресных единиц, утвержденного Решением Думы Чердынского городского поселения от 24.04.2008г. № 55, справкой БТИ об отсутствии зарегистрированных прав собственности на дом, перепиской между Администрациями района и города по вопросу передачи в собственность городского поселения указанного жилого дома.

Из актов обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение по <адрес> нуждается в капитальном ремонте.

Из договора социального найма жилого помещения следует, что истец является нанимателем.

Согласно ст. ст. 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения вправе, в т.ч., требовать от наймодателя: своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения.

Согласно ч.3, 4 ст. 30, ст. 65 ЖК РФ бремя содержания имущества, обязанность по проведению капитального ремонта, поддержание жилого помещения в надлежащем состоянии лежит на собственнике.

Отсутствие собственника жилого помещения нарушает указанные права нанимателя, поскольку в этом случае так же отсутствует наймодатель, что следует из положений ст. 60 ЖК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно ст. 14, 15 ФЗ РФ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесен к полномочиям муниципального поселения и не относится к полномочиям муниципального района.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ «Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь».

Исходя из вышеуказанных положений гражданского и жилищного законодательства непринятие органом местного самоуправления, в данном случае администрацией МО «Чердынское городское поселение» мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества, жилого помещения по адресу:<адрес>, нарушает жилищные права истца на проживание в жилом помещении, соответствующем санитарным нормам.

С учетом изложенного требование о признании незаконным бездействия и возложении на ответчика обязанности по принятию мер к принятию в собственность бесхозяйного жилого помещения обоснованно и подлежит удовлетворению.

Требования о возложении обязанности после принятия в собственность вышеуказанного жилого помещения привести в соответствие с требованиями действующего законодательства с указанием фактических сторон договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ не может быть удовлетворено, поскольку не нарушает каких-либо прав истца. Согласно ст. 64 ЖК РФ «Переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения».

Требования о возложении обязанностей после принятия в собственность вышеуказанного жилого помещения произвести там капитальный ремонт и предоставить истице жилое помещение маневренного фонда на время проведения капитального ремонта, не подлежат удовлетворению, поскольку в настоящем деле являются преждевременными. Указанные обязанности могут возникнуть только у наймодателя жилого помещения, каковым является собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо, т.е. у ответчика данные обязанности могут возникнуть лишь после принятия жилого помещения в собственность, т.е. после исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194,199 ГПК РФ

суд решил:

Исковые требования прокурора Чердынского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Чердынское городское поселение» по непринятию мер для постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества жилого дома по адресу: <адрес>.

Обязать администрации МО «Чердынское городское поселение» обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества жилого дома по адресу: <адрес>, в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, а так же все иные необходимые меры по принятию в собственность указанного жилого помещения.

В удовлетворении требований о возложении обязанности после принятия в собственность вышеуказанного жилого помещения привести в соответствие с требованиями действующего законодательства с указанием фактических сторон договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ; возложении обязанностей после принятия в собственность вышеуказанного жилого помещения произвести там капитальный ремонт и предоставить истице жилое помещение маневренного фонда на время проведения капитального ремонта отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме, в Пермский краевой суд, путём подачи жалобы через Чердынский районный суд.

Председательствующий: Л.А. Пьянков