ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-319/2018 от 14.05.2018 Стрежевской городского суда (Томская область)

Гражданское дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город ФИО1 Томской области 14 мая 2018 года

Стрежевской городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Чукова Н.С.,

при секретаре Синегиной И.Ф., с участием

представителя ответчика НФ «Фонд развития городского округа ФИО1» ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

без участия истца Президента НФ «Фонд развития городского округа ФИО1» ФИО3, третьих лиц Думы городского округа ФИО1, Министерства юстиции Российской федерации в лице Управления Минюста России по Томской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Президента Некоммерческого фонда «Фонд развития городского округа «ФИО1» ФИО3 к Некоммерческому фонду «Фонд развития городского округа «ФИО1» о ликвидации юридического лица и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в Стрежевской городской суд Томской области с исковым заявлением к Некоммерческому фонду «Фонд развития городского округа «ФИО1» (далее Фонд) о ликвидации юридического лица и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, мотивировав требования следующим образом. Фонд учрежден Думой городского округа ФИО1. Согласно п. 4.4 Устава Фонда принятие решения об обращении в суд с заявлением о ликвидации Фонда относится к исключительной компетенции Правления Фонда. В силу п. 4.11 Устава Фонда выполнение решений Правления Фонда обеспечивает Президент Фонда. Согласно п. 2.3 Устава Фонд является некоммерческой организацией, созданной с целью сбора пожертвований от физических лиц и юридических лиц на организацию мероприятий по обеспечению инновационного развития городского округа; содержанию и развитию городских объектов социальной инфраструктуры; по организации досуга населения городского округа, культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий, реализация программ летней занятости и организации отдыха несовершеннолетних, укрепление материально-технической базы бюджетных (автономных, казенных) учреждений, находящихся на территории городского округа, оказанию помощи физическим лицам, проведению конкурсов профессионального мастерства в муниципальных бюджетных (автономных казенных) учреждениях городского округа; профориентационная деятельности, целевой поддержки учащихся и педагогов бюджетных (автономных, казенных) учреждений, находящихся на территории городского округа ФИО1. В связи с тем, что с 2017 года прекратились поступления пожертвований в Фонд, фактические цели, предусмотренные Уставом Фонда, не достигаются, 05.03.2018 (Протокол ) принято решение обратиться в суд с заявлением о ликвидации Фонда. Из бухгалтерского баланса Фонда следует, что по состоянию на 03.04.2018 денежные средства на развитие уставной деятельности Фонда не поступают, материальных внеоборотных активов, нематериальных финансовых и других внеобротных активов, запасов, денежных средств и денежных эквивалентов, финансовых и других оборотных активов недостаточно для осуществления уставных целей Фонда. Привлечение финансовых вложений на безвозмездной основе в виде пожертвований в необходимом объеме не представляется возможным. Отсутствие задолженности по налогам и сборам подтверждается соответствующими справками. Ссылаясь на положения ст.ст. 123.20 ГК РФ, 49 ГК РФ истец просит суд ликвидировать Некоммерческий фонд «Фонд развития городского округа ФИО1» и исключить данные и нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Истец Президент Фонда ФИО3 в судебное заседание не явился, представил письменное заявление в котором наставил на удовлетворении исковых требований и просил суд рассмотреть дело в своё отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 полагала, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Председатель Думы городского округа ФИО1 ФИО4 в письменном заявлении от 11.05.2018 поддержала заявленные исковые требования о ликвидации Фонда и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, просила суд рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 50).

Представитель Управления Министерства юстиции РФ по Томской области ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном ходатайстве не возражала против удовлетворения искового заявления и просила суд провести судебное заседание в свое отсутствие (л.д. 46).

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца и третьих лиц.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 123.17 ГК РФ фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (ч. 1).

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц, при этом фонд может быть ликвидирован: если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом; в других случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2)

Согласно п. 2 ст. 123.20 ГК РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.

Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» разъяснено, что в случаях, когда ликвидация организации обусловлена объективной невозможностью продолжения ее деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, и осуществляется по заявлению учредителей, уполномоченных органов организации или иных лиц, не наделенных государственными властными или иными публичными полномочиями, такие дела разрешаются по правилам ГПК РФ. Например, ликвидация фонда по заявлению его учредителя в связи с недостаточностью имущества для осуществления его целей, когда вероятность получения необходимого имущества нереальна (п. 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях, статьи 61, 123.20 ГК РФ).

В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями ст.ст. 62-64 ГК РФ. Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей юридического лица и выполнения необходимых действий, связанных с его ликвидацией.

Как следует из материалов гражданского дела, решение о государственной регистрации Фонда принято 03.08.2007, Фонд зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Томской области 08.08.2007 с присвоением Фонду ОГРН , учредителями Фонда являются Дума городского округа ФИО1, лицом имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является Президент Фонда ФИО3, (л.д. 14, 15, 16-24).

Решением Фонда № 2 от 24.08.2015 на должность Президента Фонда назначен ФИО3 (л.д. 26-28).

Уставом Фонда, утвержденным Протоком Правления Фонда от 21.01.2015 предусмотрено, что целями Фонда являются сбор пожертвований от физических и юридических лиц на организацию и проведения мероприятий по: обеспечению инновационного развития городского округа; содержанию и развитию городских объектов социальной инфраструктуры; по организации досуга населения городского округа, культурно-массовых; спортивно-оздоровительных мероприятий, реализация программ летней занятости и организации отдыха несовершеннолетних; укрепление материально-технической базы бюджетных (автономных, казенных) учреждений, находящихся на территории городского округа; оказанию помощи физическим лицам, проведению конкурсов профессионального мастерства в муниципальных бюджетных (автономных казенных) учреждениях городского округа; профориентационная деятельности, целевой поддержки учащихся и педагогов бюджетных (автономных, казенных) учреждений, находящихся на территории городского округа ФИО1; финансирование организаций и проведения иных городских мероприятий, направленных на достижение целей Фонда (п. 2.3 Устава) (л.д. 7).

Согласно п. 3.1 Устава источниками формирования имущества Фонда в денежной и иных формах являются: единовременные поступления от Учредителя; добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другими ценным бумагам и вкладам; доходы получаемые от собственности Фонда; другие не запрещенные законом поступления (л.д. 8).

В соответствии с п. 8.1 Устава Фонд может быть ликвидирован на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

Решением общего заседания Фонда, оформленному протоколом заседания № 1 от 05.03.2018, принято решение о об обращении в суд с заявлением о ликвидации Фонда (л.д. 25).

03.04.2018 составлен промежуточный баланс Фонда, из которого следует, что денежные средства на развитие уставной деятельности Фонда не поступают, материальных внеоборотных активов, нематериальных финансовых м других внеоборотных активов, запасов, денежных средств и денежных эквивалентов, финансовых и других оборотных активов недостаточно для осуществления уставных целей Фонда (л.д. 30-33).

Отсутствие задолженности Фонда по платежам в бюджет и внебюджетные фонды подтверждается справками МИ ФНС № 8 России по Томской, ГУ УПФ в г. ФИО1 по Томской области, ГУ Томское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (л.д. 34-35, 36, 40, 51-52).

В справке Фонда от 10.04.2018 отражен состав имущества Фонда в виде денежных средств в размере 264 000 рублей и иное имущество 33 000 рублей (л.д. 37).

Как указывает истец в своем исковом заявлении, с 2017 года прекратилось поступление пожертвований в Фонд, цели предусмотренные Уставом Фонда, не достигаются, соответственно цель фонда не может быть достигнута, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.

Таким образом, оценив в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что НФ «Фонд развития городского округа ФИО1» не может достигнуть целей указанных в п. 2 Устава Фонда. При таких обстоятельствах судом усматриваются основания для ликвидации Фонда и исключения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Президента Некоммерческого фонда «Фонд развития городского округа «ФИО1» ФИО3 к Некоммерческому фонду «Фонд развития городского округа «ФИО1» о ликвидации юридического лица и исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Ликвидировать юридическое лицо – Некоммерческий фонд «Фонд развития городского округа ФИО1», исключив данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через Стрежевской городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий подпись Н.С.Чуков

Верно. Судья____________________ Н.С.Чуков

СПРАВКА

Решение по гражданскому делу принято в окончательной форме 18.05.2018

Судья Н.С.Чуков